Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 06:31, реферат
Новое время, начавшееся в 17 веке стало эпохой утверждения и постепенной победы в Западной Европе капитализма, как нового способа производства, эпохой быстрого развития науки и техники. Под влиянием таких точных наук, как механика и математика, в философии утвердился механицизм.
Основные черты философии Нового времени
Новое время, начавшееся
в 17 веке стало эпохой утверждения и постепенной
победы в Западной Европе капитализма,
как нового способа производства, эпохой
быстрого развития науки и техники. Под
влиянием таких точных наук, как механика
и математика, в философии утвердился
механицизм. В рамках этого типа мировоззрения
природа рассматривалась, как огромный
механизм, а человек, как инициативный
и деятельный работник. Основной темой
философии Нового времени стала тема познания.
Сложились два крупных течения: эмпиризм
и рационализм, по-разному трактовавшие
источники и природу человеческого знания.
Сторонники эмпиризма (Бэкон, Гоббс, Локк)
утверждали, что основным источником достоверного
знания о мире являются ощущения и опыт
человека. Наиболее обстоятельно эта позиция
изложена в творчестве Бэкона.
Бэкон был сторонником эмпирических методов
познания (наблюдение, эксперимент). Философию
он считал опытной наукой, основанной
на наблюдении, а ее предметом должен быть
окружающий мир, включая и самого человека.
Сторонники эмпиризма призывали во всем
полагаться на данные опыта, человеческой
практики.
Сторонники рационализма считали, что
основным источником достоверного знания
является знание (Декарт, Спиноза, Лейбниц).
Основателем рационализма считается Декарт
- автор выражения "подвергай все сомнению".
Он считал, что во всем надо полагаться
не на веру, а на достоверные выводы, и
ничто не принимать за окончательную истинную.
Наряду с позитивной оценкой возможностей
познания, в 17 веке возрождается и философский
агностицизм, отрицавший возможность
познания мира человеком. Он проявил себя
в творчестве Беркли и Юма, полагавших,
что человек познает всего лишь мир явлений,
но не способен проникнуть в глубину вещей,
дойти до знания законов окружающей природы.
Пантеистическую направленность имели
взгляды Спинозы, утверждавшего, что природа
- есть причина самой себя и всех протекающих
в ней процессов. Бог не стоит над природой,
а является ее внутренней причиной. Знание
достигаются разумом и оно является первейшим
условием свободной деятельности человека.
Немецкий философ Лейбниц подчеркивал
духовный характер мира. Основой мироздания
являются монады, как единицы бытия, придающие
миру разнообразие и гармонию.
В 17 веке широкое распространение получило
"юридическое" мировоззрение. В его
рамках развивалась теория "общественного
договора" (Гоббс, Локк). Она объясняла
происхождение государства добровольным
соглашением людей во имя собственной
безопасности. Это мировоззрения исповедовало
идею естественных прав человека на свободу
и собственность. Юридическое мировоззрение
выражало настроения молодой буржуазии,
как класса, сформировавшегося в Новое
время.
Значительный вклад в учение о природе
и сущности человека, путях его воспитания,
внесли французские Материалисты 18 века:
Дидро, Гельвеций, Гольбах. Они считали,
что человек - продукт окружающей его среды.
Следовательно, для изменения нравов людей
необходимо изменить обстоятельства их
жизни. Эта идея Просветителей явилась
источником возникновения марксистской
философии.
МАРКСИЗМ — идейное течение модернистского
типа второй половины 19—20 в., традиционно
связываемое с концепцией общество и человековедения,
сформулированной в работах Маркса.
Махи́зм — направление
в философии и методологии науки конца XIX — начала XX века, основано Э. Махом и Р.
Авенариусом.
Частичным синонимом термина «махизм»
является термин «эмпириокритицизм»: иногда под махизмом
понимается только учение Маха, но не учение
Авенариуса. Махизм (эмпириокритицизм)
считается вторым этапом эволюции позитивизма.