Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 00:41, реферат
Первый из них толкует основания бытия как материальные, второй – как идеальные.
Появление категории "бытие" относят к истокам философского мышления, которое соответствовало требованиям рациональности и могло успешно преодолевать недостаточные объяснительные возможности мифологии.
Введение…………………………………………………………3
1.Категория бытия в философии……………………………….5
2. Основные философские подходы к пониманию бытия…...8
2.1.Истолкование бытия в античности…………………………8
2.2. Натуралистическая онтология……………………………10
2.3. Понимание бытия в XIX-XX веках……………………….13
3.Бытие мира и человека……………………………………….15
Заключение………………………………………………………25
Список литературы……………………………………………...27
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Категория бытия в философии……………………………….5
2. Основные философские подходы к пониманию бытия…...8
2.1.Истолкование бытия в античности…………………………8
2.2. Натуралистическая онтология……………………………10
3.Бытие мира и человека……………………………………….15
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Введение любой философской категории нельзя рассматривать как результат игры ума того или иного мыслителя. Все великие философы вводили новые категории для обозначения и одновременно решения какой-то реальной проблемы. Мир сам по себе не озадачен проблемами, т.е. мыслями по поводу каких-то трудностей. Например, природа не рефлектирует по поводу собственных стихий и катаклизмов: они становятся проблемами для человека. Но люди в ходе своей жизнедеятельности создают и свои собственные проблемы, как личные, так и всеобщие, касающиеся всего рода человеческого. Любая философская категория выражает лишь один из "срезов" действительности. Но это самый общий срез, имеющий отношение ко всем многообразным формам предметов и явлений. Бытие - самая общая философская категория. Иметь бытие - значит существовать. Существуют конкретные предметы и явления, их свойства и отношения. Существуют материальный и духовный миры. С помощью категории бытия не может быть раскрыто все богатство и многогранность явлений, но рассматривается лишь одна из их сторон, а именно причастность к Универсуму, ко всему существующему. Но философия не ограничивается лишь констатацией существования мира. Ее интересует анализ природы бытия и универсальной связи его элементов, соотношение бытия и конкретных форм его существования. Первые подходы к пониманию единства мира, его целостности, поиски его основ и управляющих им закономерностей намечаются уже в философии Древней Индии. Так, в "Ригведе" говорится: "Едино то, что стало всем". Это единое существовало, когда не было неба и земли, смерти и бессмертия. Но мы не знаем, откуда возникло это мироздание, кто его создал. Будучи для человека чем-то внешним, преднайденным, бытие налагает определенные ограничения на его деятельность, заставляет соизмерять с ним свои действия. Вместе с тем бытие является источником и условием всех форм жизнедеятельности человека. Бытие представляет не только рамки, границы деятельности, но и объект творчества человека, постоянно изменяющего бытие,
сферу возможностей, которую человек в своей деятельности превращает в действительность.
Истолкование бытия претерпело сложное развитие. Его общей чертой
является противоборство материалистического и идеалистического подходов.
Первый из них толкует основания бытия как материальные, второй – как идеальные.
Появление категории "бытие" относят к истокам философского мышления, которое соответствовало требованиям рациональности и могло успешно преодолевать недостаточные объяснительные возможности мифологии.
1.Категория бытия в философии
Нас окружают многочисленные вещи, предметы с самыми различными свойствами. Они образуют то, что, мы называем «окружающим миром». При всем различии представлений разных людей об этом мире, исходным для них является признание его реального существования, т.е. его бытия. Сущность философской категории бытия заключается в том, что в ее содержании фиксируется не просто существование вещи, человека, идеи или мира в целом, а более сложная связь всеобщего характера. Предметы со всем многообразием их свойств существуют, и это существование обусловливает связь этих предметов между собой и со всем тем, что существует в мире. Бытие – это то, что присутствует в мире, т.е. движется и развивается, сейчас, во всем многообразии взаимных связей и противоречивых взаимодействий.
Отрасль философского знания, рассматривающая вопросы бытия называется онтологией. В структуре данной дисциплины изучаются различные виды бытия, система категорий, связанных с Бытием. Так, Бытие может характеризоваться как единое. Мир един, поскольку едина его материальная природа, считали сторонники марксизма. Единство мира, исходя из единства его первоначала и логики развития, обосновывал Г. Гегель. Мир един, поскольку едино сознание субъекта, его воспринимающего, - считал Р. Декарт. Но одновременно, в мире существуют множество предметов. В этом проявляется другой атрибут Бытия – множественность. Бытие может проявляться в бесконечном количестве форм, единичных предметов и явлений. Последнее выражается отдельной категорией – единичное Бытие. Эти формы Бытия не существуют раздельно, а находятся в сложной взаимосвязи. Единичные предметы, объединяются в множество классов и групп, по общим характеристикам. Характеристики, составляющие неотъемлемое свойство предметов и явлений в философии называют атрибутами. Глубинная сущность, которая проявляется в атрибутах, называется субстанцией. На философском языке можно сказать, что единство мира определяется единством лежащей в его основании субстанции. Но субстанция проявляет себя в множестве атрибутов, содержащихся в единичных предметах. Наряду с категорией «Бытие» в онтологии рассматриваются связанные с ней категории «небытие» и «существование». «Небытие» - философская категория противоположная Бытию. Поскольку Бытие охватывает все содержащееся в нашем мире, то Небытие находится за его пределами – в трансценденции - за пределом бытия. Эта категория, по определению, не может быть представлена в терминах Бытия, но используется в ряде философских концепций для обоснования Бытия. Несколько ближе связь между понятиями «Бытие» и «существование». Однако категория «Бытие» не совпадает с категорией «Существование». Существование предполагает физическое наличие объекта, воздействие его на наши рецепторы или память. Однако это не единственная форма Бытия. Несуществование (отсутствие материального носителя) еще не отменяет Бытие. Так, отсутствие окончания («нулевое окончание») говорит нам о падежной форме слова, т.е. не существует, но имеет значения. Так же не существует ушедший из жизни человек, но его значение может перерасти пределы человеческой жизни. Мы говорим о бессмертных поэтах, музыкантах, художниках, мудрецах. Они не существуют, но бытийствуют.
Бытие формирует представление
о том ,что мир вокруг нас развивается
и живет по своим законам, не зависящим
от нашей воли, желаний и произвола. Эти
законы обеспечивают стабильность и гармонию
мира, в тоже время ограничивают нашу деятельность.
Понимание этого и умение следовать требованиям
бытия обеспечивают существование человека.
Таким образом,
понятие бытия предполагает, во-первых,
широкий спектр различных вещей, имеющих
значение в мире, и тем самым бытие самого
мира; во-вторых, бытие, его установление
есть начало всякого действия.
2. Основные философские подходы к пониманию бытия
2.1.Мифологическое истолкование бытия
В истории философии первую концепцию бытия дали древнегреческие философы 6 - 4 веков до нашей эры - десократики. Для них бытие совпадает с материальным, неразрушимым и совершенным космосом. Одни из них рассматривали бытие как неизменное, единое, неподвижное, тождественное себе. Таковыми были взгляды древнегреческого философа Парменида. Существо его философской позиции заключается в проведении принципиального различия между мышлением и чувственностью, а соответственно и между мыслимым миром и миром чувственно познаваемым. Это было подлинным философским открытием. Мышление и соответствующий ему мыслимый, умопостигаемый мир есть прежде всего “единое”, которое Парменид характеризовал как бытие, вечность и неподвижность, однородность, неделимость и законченность, противопоставляя его становлению и кажущейся текучести. Для богов нет ни прошлого, ни будущего, а существует только настоящее. Важным в учении Парменида является то, что возникает мысль, выводящая за пределы субъективности, новый способ мышления, независимый от эмпирической действительности. Так возникает специфическое философское знание.
Сократ открывает бытие как третью реальность, которая не сводится к природе или человеку. В ходе диалогов, написанных уже Платоном, Сократ пытается выяснить, что собой представляет справедливость или прекрасное. Обычно прекрасное отождествляют с красивой девушкой, а добро - с добрыми поступками. Однако подобное отождествление не всегда правомерно, так как и добрые поступки могут приносить зло, а воровство и ложь могут оцениваться как проявления справедливости. Но смысл прекрасного и доброго остается общим и неизменным. Оказывается, что никакая конкретная реальность не соответствует этим чистым идеям. Они продукт особого усилия мысли, за счет чего приобретают самостоятельное существование. Для Сократа добродетель есть знание. Но как можно объяснить, что люди, знающие о недобродетельных поступках, тем не менее, совершают их? Сократ объясняет это тем, что такое знание не является подлинным. Это внешнее, заимствованное знание, которое не идет из глубины человеческого бытия. Необходимо знание как постижение собственного сознания. Но это не эмпирическое сознание, а то, которое удерживается в бытийственном статусе и обладает объективной природой, не зависящей от природы человека и его амбиций. Чем глубже мы проникаем в его природу, чем истиннее мыслим, тем в большей степени мы обладаем бытием.
Так осуществляется преемственность во взглядах двух великих философов Древней Греции. Уже Парменид рассматривал бытие как объективную мысль. Для Сократа подлинной мерой бытия становится человек, живущий в особом бытийственном режиме, где существуют красота вообще, добро и справедливость. Добродетель Сократа это, в сущности, то же бытие Парменида. Это особый вид реальности, который относится к природе и эмпирическому человеку как действительность к видимости. В качестве субстанциональной основы мышления признается понятие, имеющее объективное содержание и соответствующее понятию "бытия". Так была заложена основа последующих европейских онтологий.
Проблема бытия занимает значительное место в философии Платона. Платон признает истинным бытием мир вечных объективных идей. Мир конкретных вещей рассматривается как порождение мира идей, которые выступают как образцы, модели конкретных вещей, участвуют в этих вещах. Материя признается небытием, а чувственно воспринимаемые предметы - соединением бытия с небытием, которое тоже существует, но рассматривается как иное по отношению к бытию. Аристотель рассматривает бытие как объективный мир, актуальный принцип вещи, неразрывный с ней, как неподвижный двигатель, божественный ум или нематериальную форму всех форм. Для характеристики бытия предлагается система категорий. На первом месте стоит категория сущности с выделением первой сущности - индивидуального бытия, и второй сущности - бытия видов и родов. Другие категории раскрывают свойства и состояния бытия: количество, качество, отношение, место, время, обладание, действие, страдание. Содержание и значимость каждой категории определяются объективным, движущимся бытием.
Таковы некоторые наиболее важные особенности возникновения и осмысления категории "бытие" в древнегреческой философии.
2.2. Натуралистическая онтология
В средневековой философии проблема бытия занимает одно из важнейших мест. Её анализ был необходим при осмыслении основ и сущности сотворенного мира, обосновании онтологических доказательств бытия Бога, выяснении соотношения универсалий и конкретных вещей, осознании взаимодействия веры и разума в познании мира.
В философии Фомы Аквинского только Бог - подлинное, истинное бытие. Все остальное существующее в мире обладает неподлинным бытием, даже ангелы, хотя в иерархии всех творений они стоят на высшей ступени и больше, чем человек или природа, причастны к истинному бытию. Чем выше стоят "творения" на ступеньках иерархической лестницы, тем менее они представляют лишь частицу многого, тем большей автономией и самостоятельностью они обладают. Свойства вещей определяются лишь степенью их отношения к подлинному бытию, но эти вещи не порождаются друг другом, поэтому нельзя говорить об их эволюции, как и пытаться установить происхождение человека. В философии номиналистов устраняется понимание бытия как абсолюта, гарантирующего стабильность этого мира. Универсалии уже рассматриваются не как творения Бога, не как инструменты, с помощью которых он наводит порядок в этом мире, но всего лишь как общие понятия, имена, создаваемые человеком для отображения некоторых свойств окружающих его предметов и явлений.
Резкий отход
от этой позиции Средневековья начинается
в эпоху Возрождения, когда получил общее
признание культ материального бытия,
природы, телесного. Эта трансформация,
которая выражает новый тип отношения
человека к природе, - отношения, обусловленного
развитием науки, техники и материального
производства. Философы эпохи Возрождения
рассматривают бытие как реальность, противостоящую
человеку, как сущее, осваиваемое человеком
в его деятельности. Отсюда возникает
трактовка бытия как объекта, противостоящего
субъекту как косной реальности, которая
подчинена слепым, автоматически действующим
законам (например, принципу инерции) и
не допускает вмешательства каких-либо
внешних сил.
С развитием
механики в трактовке бытия исходным
является понятие тела и природа рассматривается
вне отношения к ней человека, как некий
механизм.
Наряду с этой
линией, отождествляющей бытие с физической
реальностью и исключающей сознание из
бытия в новоевропейской философии формируется
иной способ истолкования бытия, при котором
оно определяется путем синтеза сознания
и самосознания. Этот тезис представлен
в метафизике Декарта «мыслю, следовательно
существую», в трактовках Лейбница (бытие
как духовная субстанция — монада), отождествлениях
Беркли существования и данности в восприятии.
С разными модификациями
все эти особенности в понимании бытия
обнаруживаются в философских системах
Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Дж. Локка, Б. Спинозы,
у французских материалистов, в физике
Р. Декарта.
Согласно философии Спинозы, бытие – это
метафизически переряженная природа в
ее оторванности от человека. В этих словах
характеризуется одна из особенностей
философии этого времени – противопоставление
природы человеку, рассмотрение бытия
и мышления сугубо натуралистически.
Спиноза сделал центральным пунктом своей
онтологии тождество бога и природы, которую
он понимал как единую, вечную и бесконечную
субстанцию, исключающую существование
какого-либо другого начала, и тем самым
– как причину самой себя. И хотя философ
признавал реальность бесконечно многообразных
отдельных вещей, он понимал их как совокупность
единичных проявлений единой субстанции.
Но по-другому толкует понятие бытия Р.
Декарт. Его главный тезис - «cogito ergo sum»
- мыслю, следовательно, существую – означает:
бытие субъекта постигаемо в процессе
самопознания. Он сам сформулировал свой
принцип: «… никогда не принимать за истинное
ничего, что я не познал бы таковым с очевидностью…
включать в свои суждения только то, что
представляет моему уму столь ясно и столь
отчетливо, что не дает мне никакого повода
подвергать их сомнению ».
Основная черта
философского мировоззрения Декарта –
дуализм души и тела, «мыслящей» и «протяженной»
субстанции. Человек есть реальная связь
бездушного и безжизненного телесного
механизма с душой, обладающей мышлением
и волей.
Декарт видет конечную
задачу знания в господстве человека над
силами природы, в открытии и изобретении
технических средств, в познании причин
и действий, в усовершенствовании самой
природы человека.
Исходный пункт философских рассуждений
Декарта – сомнение в истинности общепризнанного
знания, охватывающее все виды знания.
Можно сомневаться в том, что существует
внешний мир, и даже в том, существует ли
мое тело. Но само мое сомнение во всяком
случае существует. Сомнение же есть один
из актов мышления. Я сомневаюсь, поскольку
я мыслю. Если, таким образом, сомнение
– достоверный факт, то оно существует
лишь поскольку существует мышление, поскольку
существую я сам в качестве мыслящего.
Эти линию развивает
немецкий философ Г. Лейбниц, который выводит
понятие бытия из внутреннего опыта человека,
а крайнего выражения она достигает у
английского философа Дж. Беркли, отрицающего
существование материального бытия и
выдвигающего субъективно-идеалистическое
положение «быть – это значит быть в восприятии».
Информация о работе Основные философские подходы к пониманию бытия