Основные философские традиции Китая: конфуцианство и даосизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 15:33, контрольная работа

Описание

Описание и сравнение конфуцианства и даосизма

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….………3
Конфуций и конфуцианство…………………………………………………….……..4
Конфуций……………………………………………………………………….……….4
Социальный идеал Конфуция…………………………………………………………4
Социальный порядок по Конфуцию…………………………………………..………5
Культ предков и нормы Сяо……………………………………………………..…….6
Культ семьи и клана……………………………………………………………..……..6
Значение конфуцианства………………………………………………………………8
Даосизм …………………………………………………………………………………9
Философия даосизма………………………………………………………………...…9
Даосизм о достижения бессмертия………………………………………………..….10
Псевдонауки даосов……………………………………………………………….…..12
Верхний и нижний пласты даосизма…………………………………………………13
Пантеон даосизма……………………………………………………………………..14

Заключение………………………………………………………………………………..17

Список использованных источников……………………………………………………19

Работа состоит из  1 файл

философия.docx

— 49.89 Кб (Скачать документ)

Много сделали даосы для  китайской медицины. Опираясь на практический опыт знахарей-шаманов и придав этому опыту свои мистические выкладки и магические приемы, даосы в процессе поисков бессмертия познакомились с анатомией и функциями человеческого организма. Хотя научную основу физиологии человека они не знали, многие их рекомендации, лечебные средства и методы оказывались достаточно обоснованными и давали положительные результаты. Однако следует заметить, что сами даосы, да и их пациенты, всегда больше надежд возлагали не на лекарственные препараты, а на сопровождавшие их магические приемы и заклинания, на обереги и талисманы, на волшебные свойства некоторых предметов, например бронзовых зеркал, выявлять нечистую силу. Кстати, все болезни даосы считали наказанием за грехи, и больные для своего блага должны были не столько лечиться, сколько «очищаться» с помощью даосского мага.

2.4 Верхний и нижний пласты даосизма

На протяжении веков даосизм  переживал взлеты и падения, поддержку  и гонения, а порой, правда на короткие сроки, становился официальной идеологией какой-либо династии. Даосизм был нужен и образованным верхам, и невежественным низам китайского общества, хотя проявлялось это по-разному.

Образованные верхи обращались чаще всего к философским теориям  даосизма, к его древнему культу простоты и естественности, слияния  с природой и свободы самовыражения. Специалисты не раз отмечали, что  каждый китайский интеллектуал, будучи в социальном плане конфуцианцем, в душе, подсознательно, всегда был  немного даосом. Особенно это касалось тех, чья индивидуальность была выражена более ярко и чьи духовные потребности  выходили за рамки официальных норм. Открывавшиеся даосизмом возможности  в сфере самовыражения мысли  и чувства привлекали многих китайских  поэтов, художников, мыслителей. Но это  не было оттоком от конфуцианства  – просто даосские идеи и принципы наслаивались на конфуцианскую основу и тем обогащали ее, открывая новые  возможности для творчества.

Необразованные низы искали в даосизме иное. Их прельщали социальные утопии с уравнительным распределением имуществ при жесточайшей регламентации  жизненного распорядка. Эти теории играли свою роль в качестве знамени  в ходе средневековых крестьянских восстаний, проходивших под даосско-буддийскими лозунгами. Кроме того, с народными массами даосизм был связан обрядами, практикой гадания и врачевания, суеверий и оберегов, верой в духов, культом божеств и патронов, магией и лубочно-мифологической иконографией. К даосскому гадателю и монаху шли за помощью, советом, рецептом, – и он делал все, что от него ожидали, что было в его силах. Именно на этом, низшем уровне «народного» даосизма складывался и тот гигантский пантеон, которым всегда отличалась религия даосов.

2.5 Пантеон даосизма

Включивший в себя со временем все древние культы и суеверия, верования и обряды, всех божеств  и духов, героев и бессмертных, эклектичный  и неразборчивый даосизм легко  удовлетворял самые разнообразные  потребности населения. В его  пантеон наряду с главами религиозных  доктрин (Лао-цзы, Конфуций, Будда) входили многие божества и герои вплоть до случайно проявивших себя после смерти людей (явился кому-либо во сне и т. п.). Для деификации не требовалось ни специальных соборов, ни официальных решений. Любой незаурядный исторический деятель, даже просто добродетельный чиновник, оставивший по себе хорошую память, мог быть после смерти обожествлен и принят даосизмом в его пантеон. Даосы никогда не были в состоянии учесть всех своих божеств, духов и героев и не стремились к этому. Они особо выделяли нескольких важнейших из них, среди которых числились легендарный родоначальник китайцев древнекитайский император Хуанди, богиня Запада Сиванму, первочеловек Паньгу, божества-категории типа Тайчу (Великое Начало) или Тайцзи (Великий Предел). Их даосы и все китайцы почитали особо.

В честь божеств и великих  героев (полководцев, мастеров своего дела, патронов ремесел и т. п.) даосы создавали многочисленные храмы, где ставились соответствующие идолы и собирались подношения. Такие храмы, в том числе и храмы в честь местных богов и духов, патронов-покровителей, всегда обслуживались даосскими монахами, обычно по совместительству выполнявшими, особенно в деревнях, функции магов, гадателей, предсказателей и врачевателей.

Специфической категорией Даосских божеств были бессмертные. В их число  входили знаменитый Чжан Дао-лин (основатель даосской религии, верховный глава злых духов и ответственный за их поведение), алхимик Вэй Бо-ян и многие другие. Но наибольшей известностью в Китае всегда пользовалась восьмерка бессмертных, ба-сянь, рассказы о которых необычайно популярны в народе и фигурки которых (из дерева, кости, лака), равно как и изображения на свитках, знакомы каждому с детства. С каждым из восьми связаны любопытные истории и легенды.

1. Чжунли Цюань – старейший из восьми. Удачливый полководец ханьского времени, он потерпел поражение только из-за вмешательства небесных сил, знавших об уготованной ему судьбе. После поражения Чжунли ушел в горы, стал отшельником, научился тайнам трансмутации металлов, раздавал золото бедным, стал бессмертным.

2. Чжан Го-лао имел волшебного мула, который за день мог пройти десять тысяч ли, а на время стоянки складывался так, как если бы он был из бумаги, и засовывался в специальную трубочку. Понадобится мул – его вытаскивают, разворачивают, побрызгают водой – и он снова жив и готов к переходам. Чжан жил очень долго, не раз умирал, но каждый раз вновь воскресал, так что бессмертие его вне сомнений.

3. Люй Дун-бинь еще в детстве отличался умом, «запоминал по десять тысяч иероглифов в день». Вырос, получил высшую степень, но под влиянием Чжунли Цюаня увлекся даосизмом, узнал его тайны и стал бессмертным. Его волшебный меч позволял ему всегда одолевать врага.

4. Ли Те-гуай, как-то отправившись на встречу с Лао-цзы, оставил свое тело на земле под присмотром ученика. Ученик узнал о болезни матери и немедля ушел, а тело патрона сжег. Ли вернулся – его тела нет. Пришлось ему вселиться в тело только что умершего хромого нищего – так и стал он хромым (Ли –»Железная нога»).

5. Хань Сянь-цзы, племянник знаменитого танского конфуциан-ца Хань Юя, прославился тем, что умел предсказывать будущее. Делал он это настолько точно, что постоянно удивлял своего рационалистически мыслящего дядю, признавшего дарование племянника.

6. Цао Го-цзю – брат одной из императриц, стал отшельником и поражал всех знанием тайн даосизма, умением проникать в суть вещей.

7. Лань Цай-хэ – китайский юродивый. Пел песни, собирал милостыню, делал добрые дела, раздавал деньги беднякам.

8. Хэ Сянь-гу с детства отличалась странностями, отказалась выйти замуж, долгие дни обходилась без еды и ушла в горы, став бессмертной.

Народная фантазия наделила всех ба-сянь чертами волшебными и человеческими, что сделало их одновременно людьми и божествами. Они путешествуют, вмешиваются в людские дела, защищают правое дело и справедливость. Все эти бессмертные, как и другие духи, боги и герои, хорошо известные в Китае, в своей совокупности отражали различные стороны верований, представлений, желаний и стремлений китайского народа.

Даосизм в Китае, как и  буддизм, занимал скромное место  в системе официальных религиозно-идеологических ценностей. Лидерство конфуцианства никогда им всерьез не оспаривалось. Однако в периоды кризисных ситуаций и больших потрясений, когда централизованная государственная администрация приходила в упадок и конфуцианство переставало быть эффективным, картина нередко менялась. В эти периоды даосизм и буддизм подчас выходили на передний план, проявляясь в эмоциональных народных взрывах, в эгалитарных утопических идеалах восставших. И хотя даже в этих случаях даосско-буддийские идеи никогда не становились абсолютной силой, но, напротив, по мере разрешения кризиса постепенно уступали лидирующие позиции конфуцианству, значение бунтарско-эгалитаристских традиций в истории Китая не должно преуменьшаться. Особенно если принять во внимание, что в рамках даосских или даосско-буддий-ских сект и тайных обществ эти идеи и настроения были живучи, сохранялись веками, переходя из поколения в поколение, и тем накладывали свой отпечаток на всю историю Китая. Как известно, они сыграли определенную роль и в революционных взрывах XX в.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Китайская система философских традиций, явившаяся результатом сложного процесса синтеза трех учений: конфуцианства, даосизма и буддизма, складывалась медленно и постепенно, на протяжении ряда столетий. Главенствующим в этом сложном процессе всегда было конфуцианство. Однако даже после провозглашения его официальной государственной идеологией конфуцианству далеко не сразу удалось доказать и отстоять свой бесспорный приоритет в духовной культуре Китая. После крушения Хань в конце II в. н. э. Китай целых четыре столетия был раздроблен на независимые государства, управлявшиеся императорами как китайских, так и некитайских династий. В этот длительный период раздробленности, смут и междоусобиц обстановка в стране отнюдь не способствовала успеху конфуцианства. Конечно, в сфере государственного управления и административно-политической структуры, так же как и в области общественных отношений и в системе этики, выработанные в Хань конфуцианские стандарты продолжали существовать и даже определять характер и развитие китайского общества. Однако многочисленные иноземные вторжения расшатывали только что установившиеся общекитайские социальные нормы и традиции, децентрализация ослабляла роль конфуцианской бюрократической структуры и рождала локальные центробежные тенденции феодальной знати.

Китай III—VI вв. меньше всего  характеризовался абсолютным господством  конфуцианства, хотя оно по традиции и продолжало считаться официальной  государственной идеологией, а его  приверженцы, как правило, стояли у  руля правления и занимали основные посты в системе администрации. В этот период китайской истории  то в одном, то в другом из многочисленных государств временами приходили  к власти правители, симпатизировавшие  буддистам или даосам, — и эти философские течения выходили на передний план, завоевывали прочные позиции и влиятельных сторонников. В таких условиях все основные идеологические системы Китая имели достаточно благоприятные возможности для своего независимого существования и развития. И хотя каждая из этих систем многое заимствовала от остальных, длительная практика сосуществования в рамках уже сформировавшейся китайской цивилизации с ее устоявшимися культурными стандартами и общепризнанной системой ценностей вела к еще большему взаимовлиянию и выдвижению на передний план того общего, что было у них. И конфуцианство, и даосизм были еще вполне самостоятельными и даже соперничавшими друг с другом идеологиями.

Отличия конфуцианства от даосизма заключаются в следующем:

  1. Если конфуцианство – учение рационалистическое, то в даосизме весьма велико мистическое начало.
  2. Конфуцианство обращалось к человеку как к культурному, разумному существу, даосизм – к человеку как к существу природному: его эмоциям, инстинктам.
  3. Конфуцианцы призывали к социальной активности, даосы выдвигали принцип «недеяния».
  4. Конфуцианство было элитарным учением образованных, интеллектуальных слоев, а даосизм стал весьма демократичным, пробуждая спонтанность и естественность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

    1. Васильев Л.С. История религий Востока: Учебное пособие для вузов. – 6-е изд. – М.: Книжный дом «Университет», 2001. – 432 с.
    2. А.П. Дьяченко, П.Г. Дьяченко Религиоведение – Львов: Афиша – 2002. – 320 с.
    3. Шелковая Н.В. Введение в религиоведение/ Н.В. Шелковая. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 416 с.: ил. – (Высшее образование).
    4. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – эпоха Просвещения. – М., 1991.
    5. Основы религиоведения: Учеб./ Ю.Ф. Борунков, И.Н. Яблоков, К.И. Никонов и др.; Под ред. И.Н. Яблокова. – 5-е изд., перераб. И доп. – М.: Высш. шк., 2006. – 568 с.
    6. Основы религиоведения: учеб. пособие для студентов высших учебных заведенй/ В.П. Павловский, Н.Д. Эриашвили – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 239 с. – (Серия «Cogito ergo sum»)

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Основные философские традиции Китая: конфуцианство и даосизм