Основные идеи М. Вебера. Протестантская этика и дух капитализма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 21:41, реферат

Описание

Возникновение капиталистической системы в этой работе связывается немецким учёным с Реформацией, с появлением протестантских течений в христианстве, с их особым отношением к трудовой и предпринимательской деятельности; протестантский религиозно-этический комплекс, по мнению немецкого экономиста, обеспечивает формирование трудолюбия, бережливости, честности, расчётливости.

Работа состоит из  1 файл

М. Вебер.docx

— 23.07 Кб (Скачать документ)

ФГБОУ ВПО «Ростовский  государственный экономический  университет (РИНХ)»

Кафедра Философии и культурологии

 

 

 

 

Эссе на тему «Основные идеи М. Вебера.  Протестантская этика и дух капитализма»

 

 

 

 

 

 

Выполнил: магистрант 552  гр. Финансового факультета

Дуванова А.В.

Проверил: к.ф.н., ст. преподаватель  Павлова Е.Л.

                            

г. Ростов-на-Дону

2012г. 

Возникновение капиталистической  системы в этой работе связывается  немецким учёным с Реформацией, с появлением протестантских течений в христианстве, с их особым отношением к трудовой и предпринимательской деятельности; протестантский религиозно-этический комплекс, по мнению немецкого экономиста, обеспечивает формирование трудолюбия, бережливости, честности, расчётливости. Макс Вебер отмечает «несомненное преобладание протестантов среди владельцев капитала и предпринимателей».

В этой работе М.Вебера раскрывается действие одной идеи в истории. Он рассматривает конституционное  строение церкви, а также воздействие  новых идей на образ жизни нескольких поколений людей.

М.Вебер считает, что духовные источники капитализма лежат  в протестантской вере, и он ставит перед собой задачу: найти связь между религиозным убеждением и духом капитализма. М.Вебер, анализируя мировые религии, приходит к выводу, что ни одна религия не ставит в зависимость спасение души, потусторонний мир от экономики в жизни земной. Более того, в экономической борьбе видят что-то плохое, связанное с грехом, с суетностью. Однако, аскетический протестантизм является исключением. Если экономическая деятельность направлена не на получение доходов, а является одним из видов аскезы труда, то человек может быть спасен.

Существуют различные  формы капитализма:

  • политический,
  • авантюрный,
  • экономический.

Основная форма капитализма - экономический капитализм, который ориентирован на постоянное развитие производительных сил,  накопление ради накопления, даже при ограничении собственного потребления. Критерий такого капитализма - доля накопления в сберкассах. Основной вопрос: какая доля дохода исключается из потребления ради долгосрочного накопления? Важнейшее положение М.Вебера - такой капитализм не мог возникнуть из утилитарных соображений. Люди, которые являлись носителями этого капитализма, связывали свою деятельность с определенными этическими ценностями. Если тебе доверили накапливать капитал, значит, тебе доверяют управление этим богатством, это твой долг - такая установка была укреплена в сознании протестанта.

  1. Божественное  предопределение. Судьба человека определяется Богом, и человек не может ее изменить своим поведением. Если человек мог бы воздействовать на Божественную волю, то Бог был бы досягаем.
  2. Верующий должен реализовать себя,  почувствовав отношение Бога, искать Божественные подтверждения.  "Моя вера только тогда подлинна, когда я подчиняюсь воле Бога".

 Эти два принципа  определяют некоторую этику,  основанную  на долге, а не  любви. Собственное спасение нельзя  купить своими поступками, это  Божественная милость, и она  может проявляться в том, как  идут у тебя дела. Если вы  не занимаетесь политикой или  авантюрами, то Бог показывает  через успехи в экономической  жизни свою милость. Таким образом,  в аскетическом протестантизме был найден компромисс между религиозной идеологией и хозяйственными интересами. Современный капитализм во многом утратил почти все принципы хозяйственной аскезы и развивается уже как самостоятельное явление, но первый импульс развития капитализм получил от аскетического протестантизма.

Вебер разделяет капитализм на "традиционный" и "современный", по способу организации предприятия. Он пишет, что современный капитализм повсюду натыкаясь на традиционный, боролся с его проявлениями. Автор приводит пример с введением сдельной оплаты труда на сельскохозяйственном предприятии в Германии. Так как сельхозработы носят сезонный характер, и во время уборки урожая необходима наибольшая интенсивность труда, то была проведена попытка стимулировать производительность труда за счет введения сдельной заработной платы, и соответственно, перспективы ее повышения. Но увеличение заработанной платы привлекало человека, порожденного "традиционным" капитализмом, гораздо менее чем облегчение работы. В этом сказывалось докапиталистическое отношение к труду.  

 Вебер считал, что для  развития капитализма, необходим  некоторый избыток населения,  обеспечивающий наличие на рынке  дешевой рабочей силы. Но низкая  заработанная плата отнюдь не  тождественна дешевому труду. Даже чисто в количественном отношении производительность труда падает в тех случаях, когда не обеспечивает потребностей физического существования. Но низкая заработная плата не оправдывает себя и дает обратный результат в тех случаях, когда речь идет о квалифицированном труде, о высокотехнологичном оборудовании. Т. е. там, где необходимо и развитое чувство ответственности, и такой строй мышления, при котором труд становился бы самоцелью. Такое отношение к труду не свойственно человеку, а может сложиться лишь в результате длительного воспитания.  

 Таким образом, радикальное  различие между традиционным  и современным капитализмом не  в технике, а в человеческих  ресурсах, точнее, отношении человека  к труду.

Традиционный  человек

Современный протестант

Работает, чтобы жить

Живет, чтобы работать

Профессия - бремя

Профессия- форма существования

Простое производство

Расширенное производство

Не обманешь - не продашь

Честность - лучшая гарантия

Основной вид деятельности - торговля

Основной вид деятельности - производство


Идеальный тип капиталиста, к которому приближаются некоторые  немецкие промышленники того времени, Вебер обозначал так: "ему чужды  показная роскошь и расточительство, упоение властью, ему присущ аскетический образ жизни, сдержанность и скромность". Богатство дает ему иррациональное ощущение хорошо исполненного долга.

Поэтому этот тип поведения  так часто осуждался в традиционных обществах, «неужели нужно всю жизнь напряженно работать, чтобы потом все свое богатство унести в могилу?»

Далее Вебер анализирует  современное общество и приходит к выводу о том, что капиталистическое  хозяйство не нуждается больше в  санкции того или иного религиозного учения и видит в любом (если это  возможно) влиянии церкви на хозяйственную  жизнь такую же помеху, как и  регламентация экономики со стороны  государства. Мировоззрение теперь определяется интересами торговли и  социальной политики. Все эти явления  той эпохи, когда капитализм, одержав  победу, отбрасывает ненужную ему  опору. Подобно тому, как он в свое время сумел разрушить старые средневековые формы регламентирования  хозяйства только в союзе со складывающейся государственной властью, он, может  быть использовал и религиозные убеждения. Ибо едва ли требует доказательство то, что концепция наживы противоречит нравственным воззрениям целых эпох.

Отношение носителей новых  веяний и церкви складывались достаточно сложно. К торговцам и крупным  промышленникам церковь относилась достаточно сдержано, считая то, что  они делают в лучшем случае только терпимым. Торговцы же, в свою очередь, опасаясь грядущего после смерти, старались задобрить Бога, посредством  церкви, подарками в виде крупных  сумм денег, передаваемых как при  жизни, так и после смерти.

Вебер проводит глубокий анализ эволюции взглядов на занятие мирской  деятельностью предреформенной церкви. Он сразу же оговаривается, что программа этических реформы никогда не стояла в центре внимания кого-либо из реформаторов. Спасение души, и только оно, было основной целью их жизни и деятельности. Этические воздействия их учений были лишь следствием религиозных мотивов. Вебер считает, что культурные влияния реформ в значительной своей части были непредвиденными и даже нежелательными для самих реформаторов.

 

Польский экономист и историк Хенрик Гроссман подверг критическому анализу работу Вебера с двух сторон. Во-первых, ссылаясь на работу Маркса, он описывает строгие правовые критерии, принятые в отношении нищеты и бродяжничества которые, в свою очередь, были реакцией на многочисленные огораживания общинных земель в Англии. Во-вторых, в книге Гроссмана показывается, как эти «кровавые законы» исполнялись по всей Европе, в частности, во Франции. По Гроссману, они объявляли вне закона праздность, а работные дома, установленные ими, физически переводили народ из категории крепостных в вольнонаёмники. Этот существенный факт не относился к протестантизму, следовательно, капитализм появился и распространился преимущественно благодаря иной силе. Исходя из этого, Гроссман решает главную трудность, с которой столкнулся Вебер: каким образом большое количество людей так быстро оказалось вовлечено в капиталистическую мануфактуру.

С другой стороны, как было недавно показано, протестантизм  действительно оказал положительное  влияние на экономическое развитие соответствующих модернизирующихся  социальных систем, но не столько через  «протестантскую этику» (как это  было предложено Максом Вебером), сколько через распространение грамотности.

Основные значимые догматы протестантизма:

Человек изначально грешен.

До начала жизни все  предопределено.

Знак о том, спасен ты или  нет можно получить лишь совершенствуясь в своей профессии.

Послушание властям.

Отрицание превосходства  аскетического долга над мирским.

Примирение со своим местом в мире.

Протестантская церковь  отменила выкуп грехов. Взаимоотношения  Бога и человека были определены предельно  жестко - есть избранные и есть неизбранные, изменить ничего нельзя, но можно почувствовать  себя избранным. Для этого необходимо, во-первых, тщательно исполнять свой профессиональный долг, а во-вторых, избегать наслаждений - и в совокупности это должно обеспечить рост богатства. Так появился веберовский предприниматель - трудолюбивый, инициативный, скромный в потребностях, любящий деньги ради самих денег.

 

 


Информация о работе Основные идеи М. Вебера. Протестантская этика и дух капитализма