Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 15:12, реферат
Основные категории бытия человека, определяющие его жизнь - это прежде всего свобода, поиски смысла жизни, творчество, любовь, счастье, вера, смерть. Творчество, любовь, смысл жизни рассматриваются в других главах учебника. Здесь мы рассмотрим остальные категории, не менее ярко выражающие смысл человеческого бытия.
Категории человеческого бытия………………………….……………………… 3
Счастье……………….………………………………………………………………………… 4
Вера………………….…………………………………………………………………………… 8
Свобода..…………………………………………………………………………………….. 10
Творчество………………………………………………………………………………..….11
Любовь………………………………………………………………………………………… 13
Смерть…………………………………………………………………………………………..15
Смысл жизни…………………………………………………………………………..…… 18
Список литературы……………………………………………………………………….19
Приложение………………………………………………
ФГОУ СПО
ВТК
Реферат на
тему: «Основные категории человеческой
жизни (любовь, игра, вера, труд, смерть…)»
Волгоград 2011.
Содержание.
Категории человеческого
бытия………………………….………………………
3
Счастье……………….…………………………………………
Вера………………….………………………………………………
Свобода..………………………………………………………
Творчество……………………………………………………
Любовь………………………………………………………………
Смерть………………………………………………………………
Смысл жизни…………………………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложение……………………………………………………
Категории
человеческого бытия
Основные категории
бытия человека, определяющие его
жизнь - это прежде всего свобода,
поиски смысла жизни, творчество, любовь,
счастье, вера, смерть. Творчество, любовь,
смысл жизни рассматриваются
в других главах учебника. Здесь
мы рассмотрим остальные категории,
не менее ярко выражающие смысл человеческого
бытия.
В Обыденной жизни, в процессе научного исследования, практической деятельности, человек МЫСЛИТ не определёнными чувственно воспринимаемыми образами предметов, а более трудными отображениями данных предметов - понятиями, с помощью которых, познаётся сущность явлений и процессов, обобщаются в абстрактной форме их существенные стороны и признаки (человек, книга, сад).
Главные понятия, отражающие общие существенные свойства и качества, стороны и отношения реальности называются - категориями.
Таким образом, философские
категории воспроизводят
Счастье
Счастье - как философскую
категорию бытия человека, возможно
рассматривать с четырёх
1) Счастье - благосклонность судьбы, удача.
2) Счастье - состояние интенсивной радости.
3) Счастье - обладание
наивысшими благами,
4) Счастье - чувство удовлетворения жизнью.
Исходя из данных
определений, возможно сделать Вывод,
что счастье - это ценностное понятие,
обозначающее оптимальное сочетание
всякого рода благ, выражающихся в
чувстве внутреннего
Содержание счастья
разноречиво. В частности, для человека
живущего повседневной жизнью и целиком
погруженного в "обыкновенный мир",
образ счастья может
Возможно определить, что счастье - это обладание ВЫСШИМ благом либо благами. Счастливые люди ориентированы на ценности нынешней реальности, выбирают образ высшего блага вдобавок из данной реальности, в рамках культуры и традиций, в которых они воспитаны. К примеру, традиционно воспитанная женщина почитает высшим благом материнство, и для неё не может быть счастливым дом, где не слышан голосок небольшого ребёнка: в семье должны все время подрастать дети.
Обладание высшим благом,
приобщение, пребывание в нем довольно
стабильное состояние, что и делает
человека счастливым. Так как жизнь
длится и проходит разного рода этапы,
всяческие периоды, человек то соприкасается
с тем благом, которого жаждет, то
бывает, отдален оттого, что он желает
и ищет больше в итоге на свете,
в частности как судьба человека
регулярно сталкивается с сложностями,
неприятностями и бедами.
Ф. Ницше считал, что
мудрый человек не обязан быть счастливым:
если человек знает, зачем он живёт,
ему не важно, как он живёт. Но большинству
людей, особенно в юном возрасте, такие
рассуждения покажутся чересчур суровыми,
чересчур пессимистичными. Как это нет
счастья, когда каждый день приносит столько
радости? А сколько таких радостей, сколько
счастья нас ожидает впереди!
Никто, конечно, не знает
точно, что такое счастье, и разные
люди понимают его по-разному. Наиболее
распространённая точка зрения подменяет
счастье удовольствием. Удовольствие
- это имитация счастья. Самым крайним
видом такого иллюзорного счастья является
наркотическое опьянение: человек полностью
отрешён от мира, полностью растворен
в чистом удовольствии, он абсолютно счастлив
и доволен, и больше ничего ему в данный
момент не нужно. Правда, потом наступит
очень тяжёлое похмелье, человека ждут
тяжкие страдания, но сейчас он об этом
не думает.
Многие отождествляют
счастье с полным удовлетворением
своих потребностей: у них все
есть, они богато живут, им легко
доступны физические и духовные удовольствия
- что ещё надо для счастья? Есть старая
древнегреческая легенда, в которой повествуется,
как богатый царь Крез спросил мудреца
Солона, видел ли когда-нибудь Солон счастливого
человека. На что Солон ответил, что никогда
не видел и вообще видеть счастливого
человека нельзя. "Но ведь я перед тобой,
- возмутился Крез, - самый счастливый,
потому что я самый богатый". Но Солон
ответил, что об этом ещё рано судить, так
как Крез ещё жив. Действительно, вскоре
на Креза напали враги, разгромили и разграбили
его государство и убили его самого. Греки
считали, что лишь смерть придаёт жизни
законченный вид. Жизнь должна завершиться,
и тогда можно ответить, счастлив ли человек.
А пока она продолжается, сказать этого
нельзя.
Некоторые люди связывают
своё представление о счастье с карьерой,
прежде всего с политической: им кажется,
что настоящее счастье - иметь власть,
управлять другими людьми, все время быть
на виду, слушать крики одобрения. Но, как
показывает жизнь, политические деятели
редко бывают счастливы - власть быстро
развращает и опустошает человека.
Ни забвение, ни наслаждение,
ни удовлетворение всех потребностей,
ни власть не приносят, видимо, настоящего
счастья, они дают лишь имитацию счастливой
жизни, после которой быстро наступает
пресыщение и разочарование. Мудрецы
считали, что единственно возможный
вид счастья - это жизнь в согласии
с самим собой, без страха, без
напрасных надежд и мечтаний, в
спокойном и ясном видении
проблем и невзгод. Счастье - это
внутренняя умиротворённость, когда вместо
страха и забот жизнь проникнута пониманием
святости каждой прожитой минуты, святости
и красоты окружающего мира, которые отражаются
в его душе.
Счастье возможно только
сейчас, в эту минуту, в настоящем.
Но обычно мы никогда не задерживаемся
в настоящем, - утверждал Б. Паскаль.
Мы вспоминаем прошлое, мы предвкушаем
будущее, словно хотим поторопить его
слишком медленный шаг. Мы так
неосмотрительны, что блуждаем по недоступным
нам временам и вовсе не думаем
о том единственном времени, которое
нам принадлежит. Мы так легкомысленны,
считал Паскаль, что мечтаем только
о воображаемых временах и без
рассуждений бежим от единственно
существующего в
"Пусть каждый, - призывал он, - разберётся в своих мыслях. Он увидит, что все они заняты прошлым или будущим. Мы почти не думаем о настоящем, а если и думаем, то лишь для того, чтобы в нем научиться получше, управлять будущим. Настоящее никогда не бывает нашей целью. Таким образом, мы вообще никогда не живём, но лишь собираемся жить и постоянно надеемся на счастье, но никогда не добиваемся его, и это неизбежно" [1].
Пока человек не
нашёл ничего святого в своей жизни, не
почувствовал глубину, волнующую красоту
настоящего мгновения, его жизнь поверхностна.
Он может жениться, иметь детей, хороший
дом и деньги, может быть умным и удачливым.
Но его жизнь будет лишена того аромата
мудрости и спокойствия, без которого
все похоже на тень.
Таким образом, счастье
- стабильное, довольно полное и обоснованное
удовлетворение жизнью, когда положительные
переживания доминируют над отрицательными.
Вера
Вера, полагал русский
философ С.Л. Франк, - это возможность
сверхчувственного опыта. Но для
очень большого числа людей такой
опыт - пустой звук. И даже люди, которым
он доступен, часто не улавливают присущего
ему сверхчувственного
Вера есть воля открывать
душу навстречу истине, прислушиваться
к тихому, не всегда различимому
голосу Божию, как мы иногда среди
оглушающего шума прислушиваемся к
доносящейся издалека тихой мелодии.
Это воля, рассуждал Франк, заставляет
нас пристально вглядываться в ту
незримую и в этом смысле тёмную
глубь нашей души, где тлеет "искорка",
и в этой искорке увидеть луч, исходящий
от самого солнца духовного бытия [2].
Вера, полагал Франк,
в своём первичном существовании есть
не мысль, не убеждение в существовании
трансцендентного личного Бога как такового,
а некое внутреннее состояние духа, живая
полнота сердца, подобная свободной радостной
игре сил в душе ребёнка. И это состояние
духа определено чувством нашей неразрывной
связи с родственной нам божественной
стихией бесконечной любви, с неисчерпаемой
сокровищницей добра, покоя, блаженства,
святости.
Жить в вере, таким
образом, значит жить в постоянном напряжении
всех своих сил, целиком жить в
настоящем, жить сердцем, для которого
любой предмет, любая внешняя данность
открывается в её не-сказанности, значительности,
таинственной глубине. Вера - это горение
сердца силой, которая по своей значительности
и ценности с очевидностью воспринимается
как нечто высшее и большее, чем я сам.
Вера не есть ни идея, ни система идей.
Она есть жизнь и источник жизни, самосознание,
которое само испытывается и действует
как живая и животворящая сила.
Люди без веры,
писал русский мыслитель Лев
Шестов, - это обладающие сознанием
камни, они мыслят, говорят и действуют
по законам их каменного сознания,
они-то и создали то окружение, ту
среду, в которой приходится жить
всему человечеству, т.е. не только обладающим
и не обладающим сознанием камням,
но и живым людям. Бороться с большинством
очень трудно, почти невозможно,
особенно ввиду того, что камни
более приспособлены к условиям
земного существования и всегда
легче выживают. Поэтому вера - всегда
подвиг, всегда "безумие", которое
только и может пробудить человека
от оцепенения. Поэтому верующим душам
предстоит великая и последняя
борьба, которой нет конца. Царство
Божие берётся силой. И в этой борьбе
будет тебе дано по вере твоей, если ты
веришь, что ты от Бога, то ты - от Бога,
если веришь, что от обезьяны, то ты - от
обезьяны.
Когда человек достигает
внутреннего преображения, духовной
просветлённости через усилия веры, то
ему открывается реальность, которая по
своей очевидности, ошеломляющей силе
красоты и мудрости так захватывает и
потрясает его, что любые эмпирические
факты существования, все радости и невзгоды
повседневной жизни кажутся чем-то случайным
и совершенно не важным. Состояние веры
отличается от состояния повседневной
озабоченности, как поэтическое вдохновение
от физически тяжёлого и бессмысленного
труда.