Основные категории человеческой жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 15:12, реферат

Описание

Основные категории бытия человека, определяющие его жизнь - это прежде всего свобода, поиски смысла жизни, творчество, любовь, счастье, вера, смерть. Творчество, любовь, смысл жизни рассматриваются в других главах учебника. Здесь мы рассмотрим остальные категории, не менее ярко выражающие смысл человеческого бытия.

Содержание

Категории человеческого бытия………………………….……………………… 3
Счастье……………….………………………………………………………………………… 4
Вера………………….…………………………………………………………………………… 8
Свобода..…………………………………………………………………………………….. 10
Творчество………………………………………………………………………………..….11

Любовь………………………………………………………………………………………… 13

Смерть…………………………………………………………………………………………..15

Смысл жизни…………………………………………………………………………..…… 18

Список литературы……………………………………………………………………….19
Приложение………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования РФ.docx

— 49.51 Кб (Скачать документ)

                                                    Министерство образования РФ

ФГОУ СПО  ВТК 
 
 
 
 
 
 

Реферат на тему: «Основные категории человеческой жизни (любовь, игра, вера, труд, смерть…)» 
 
 
 
 
 
 

                                                                                     Выполнила:

                                                                                       Бычкова М.С.

                                                                                         Группа: Д-2-1

                                                                                   Проверил:

                                                                                      Болдин С.Ю 

Волгоград 2011.

Содержание. 
 
 

Категории человеческого  бытия………………………….……………………… 3 

Счастье……………….………………………………………………………………………… 4 

Вера………………….…………………………………………………………………………… 8 

Свобода..…………………………………………………………………………………….. 10 

Творчество………………………………………………………………………………..….11

   

Любовь………………………………………………………………………………………… 13

         

Смерть…………………………………………………………………………………………..15

         

Смысл жизни…………………………………………………………………………..…… 18

       

Список литературы……………………………………………………………………….19 

Приложение………………………………………………………………………………….20 

Категории человеческого бытия 

Основные категории  бытия человека, определяющие его  жизнь - это прежде всего свобода, поиски смысла жизни, творчество, любовь, счастье, вера, смерть. Творчество, любовь, смысл жизни рассматриваются  в других главах учебника. Здесь  мы рассмотрим остальные категории, не менее ярко выражающие смысл человеческого  бытия. 

В Обыденной жизни, в процессе научного исследования, практической деятельности, человек  МЫСЛИТ не определёнными чувственно воспринимаемыми образами предметов, а более трудными отображениями  данных предметов - понятиями, с помощью  которых, познаётся сущность явлений  и процессов, обобщаются в абстрактной  форме их существенные стороны и  признаки (человек, книга, сад).

Главные понятия, отражающие общие существенные свойства и качества, стороны и отношения реальности называются - категориями.

Таким образом, философские  категории воспроизводят свойства и соотношения бытия в как  можно больше общем виде. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Счастье

Счастье - как философскую  категорию бытия человека, возможно рассматривать с четырёх позиций:

1) Счастье - благосклонность  судьбы, удача.

2) Счастье - состояние  интенсивной радости.

3) Счастье - обладание  наивысшими благами, положительный  баланс жизни.

4) Счастье - чувство  удовлетворения жизнью.

Исходя из данных определений, возможно сделать Вывод, что счастье - это ценностное понятие, обозначающее оптимальное сочетание  всякого рода благ, выражающихся в  чувстве внутреннего удовлетворения тем, как складывается жизнь человека в целом.

Содержание счастья  разноречиво. В частности, для человека живущего повседневной жизнью и целиком  погруженного в "обыкновенный мир", образ счастья может вырисовываться как сытая, богатая, благополучная  жизнь, когда все здоровы, все ладят друг с другом, все идёт собственным чередом для свежих людей счастье ассоциируется со славой, властью, для третьих с любовью и дружбой, творчеством.

Возможно определить, что счастье - это обладание ВЫСШИМ благом либо благами. Счастливые люди ориентированы на ценности нынешней реальности, выбирают образ высшего блага вдобавок из данной реальности, в рамках культуры и традиций, в которых они воспитаны. К примеру, традиционно воспитанная женщина почитает высшим благом материнство, и для неё не может быть счастливым дом, где не слышан голосок небольшого ребёнка: в семье должны все время подрастать дети.

Обладание высшим благом, приобщение, пребывание в нем довольно стабильное состояние, что и делает человека счастливым. Так как жизнь  длится и проходит разного рода этапы, всяческие периоды, человек то соприкасается  с тем благом, которого жаждет, то бывает, отдален оттого, что он желает и ищет больше в итоге на свете, в частности как судьба человека регулярно сталкивается с сложностями, неприятностями и бедами. 

Ф. Ницше считал, что  мудрый человек не обязан быть счастливым: если человек знает, зачем он живёт, ему не важно, как он живёт. Но большинству людей, особенно в юном возрасте, такие рассуждения покажутся чересчур суровыми, чересчур пессимистичными. Как это нет счастья, когда каждый день приносит столько радости? А сколько таких радостей, сколько счастья нас ожидает впереди!  

Никто, конечно, не знает  точно, что такое счастье, и разные люди понимают его по-разному. Наиболее распространённая точка зрения подменяет счастье удовольствием. Удовольствие - это имитация счастья. Самым крайним видом такого иллюзорного счастья является наркотическое опьянение: человек полностью отрешён от мира, полностью растворен в чистом удовольствии, он абсолютно счастлив и доволен, и больше ничего ему в данный момент не нужно. Правда, потом наступит очень тяжёлое похмелье, человека ждут тяжкие страдания, но сейчас он об этом не думает.  

Многие отождествляют  счастье с полным удовлетворением  своих потребностей: у них все  есть, они богато живут, им легко  доступны физические и духовные удовольствия - что ещё надо для счастья? Есть старая древнегреческая легенда, в которой повествуется, как богатый царь Крез спросил мудреца Солона, видел ли когда-нибудь Солон счастливого человека. На что Солон ответил, что никогда не видел и вообще видеть счастливого человека нельзя. "Но ведь я перед тобой, - возмутился Крез, - самый счастливый, потому что я самый богатый". Но Солон ответил, что об этом ещё рано судить, так как Крез ещё жив. Действительно, вскоре на Креза напали враги, разгромили и разграбили его государство и убили его самого. Греки считали, что лишь смерть придаёт жизни законченный вид. Жизнь должна завершиться, и тогда можно ответить, счастлив ли человек. А пока она продолжается, сказать этого нельзя.  

Некоторые люди связывают  своё представление о счастье с карьерой, прежде всего с политической: им кажется, что настоящее счастье - иметь власть, управлять другими людьми, все время быть на виду, слушать крики одобрения. Но, как показывает жизнь, политические деятели редко бывают счастливы - власть быстро развращает и опустошает человека.  

Ни забвение, ни наслаждение, ни удовлетворение всех потребностей, ни власть не приносят, видимо, настоящего счастья, они дают лишь имитацию счастливой жизни, после которой быстро наступает  пресыщение и разочарование. Мудрецы  считали, что единственно возможный  вид счастья - это жизнь в согласии с самим собой, без страха, без  напрасных надежд и мечтаний, в  спокойном и ясном видении  проблем и невзгод. Счастье - это  внутренняя умиротворённость, когда вместо страха и забот жизнь проникнута пониманием святости каждой прожитой минуты, святости и красоты окружающего мира, которые отражаются в его душе.  

Счастье возможно только сейчас, в эту минуту, в настоящем. Но обычно мы никогда не задерживаемся  в настоящем, - утверждал Б. Паскаль. Мы вспоминаем прошлое, мы предвкушаем  будущее, словно хотим поторопить его  слишком медленный шаг. Мы так  неосмотрительны, что блуждаем по недоступным  нам временам и вовсе не думаем о том единственном времени, которое  нам принадлежит. Мы так легкомысленны, считал Паскаль, что мечтаем только о воображаемых временах и без  рассуждений бежим от единственно  существующего в действительности. Это потому, что настоящее обычно ранит нас. Мы его прячем с глаз долой, потому что оно нас удручает, а если оно нам приятно, то жалеем, что оно ускользает. Мы пытаемся удержать, его в будущем и предполагаем, распоряжаться такими вещами, которые отнюдь не в нашей власти, в том времени, до которого мы вовсе не обязательно доживём.   

"Пусть каждый, - призывал он, - разберётся в своих мыслях. Он увидит, что все они заняты прошлым или будущим. Мы почти не думаем о настоящем, а если и думаем, то лишь для того, чтобы в нем научиться получше, управлять будущим. Настоящее никогда не бывает нашей целью. Таким образом, мы вообще никогда не живём, но лишь собираемся жить и постоянно надеемся на счастье, но никогда не добиваемся его, и это неизбежно" [1]. 

Пока человек не нашёл ничего святого в своей жизни, не почувствовал глубину, волнующую красоту настоящего мгновения, его жизнь поверхностна. Он может жениться, иметь детей, хороший дом и деньги, может быть умным и удачливым. Но его жизнь будет лишена того аромата мудрости и спокойствия, без которого все похоже на тень. 

Таким образом, счастье - стабильное, довольно полное и обоснованное удовлетворение жизнью, когда положительные  переживания доминируют над отрицательными. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вера 

Вера, полагал русский  философ С.Л. Франк, - это возможность  сверхчувственного опыта. Но для  очень большого числа людей такой  опыт - пустой звук. И даже люди, которым  он доступен, часто не улавливают присущего  ему сверхчувственного характера. Можно наслаждаться красотой и при  этом воображать, что красота исчерпывается  приятными эмоциями. Можно верить в Бога, но сомневаться в религиозном  опыте, считать его иллюзией, чем-то призрачным, что только пригрезилось. Ведь Бог не каменная стена, о которую можно, не заметив её, разбить голову и в которой поэтому нельзя сомневаться. Он есть реальность незримая, открывающаяся только глубинам духа.  

Вера есть воля открывать  душу навстречу истине, прислушиваться к тихому, не всегда различимому  голосу Божию, как мы иногда среди  оглушающего шума прислушиваемся к  доносящейся издалека тихой мелодии. Это воля, рассуждал Франк, заставляет нас пристально вглядываться в ту незримую и в этом смысле тёмную глубь нашей души, где тлеет "искорка", и в этой искорке увидеть луч, исходящий от самого солнца духовного бытия [2].    
 

Вера, полагал Франк, в своём первичном существовании есть не мысль, не убеждение в существовании трансцендентного личного Бога как такового, а некое внутреннее состояние духа, живая полнота сердца, подобная свободной радостной игре сил в душе ребёнка. И это состояние духа определено чувством нашей неразрывной связи с родственной нам божественной стихией бесконечной любви, с неисчерпаемой сокровищницей добра, покоя, блаженства, святости.  

Жить в вере, таким  образом, значит жить в постоянном напряжении всех своих сил, целиком жить в  настоящем, жить сердцем, для которого любой предмет, любая внешняя данность открывается в её не-сказанности, значительности, таинственной глубине. Вера - это горение сердца силой, которая по своей значительности и ценности с очевидностью воспринимается как нечто высшее и большее, чем я сам. Вера не есть ни идея, ни система идей. Она есть жизнь и источник жизни, самосознание, которое само испытывается и действует как живая и животворящая сила.   
 

Люди без веры, писал русский мыслитель Лев  Шестов, - это обладающие сознанием  камни, они мыслят, говорят и действуют  по законам их каменного сознания, они-то и создали то окружение, ту среду, в которой приходится жить всему человечеству, т.е. не только обладающим и не обладающим сознанием камням, но и живым людям. Бороться с большинством очень трудно, почти невозможно, особенно ввиду того, что камни  более приспособлены к условиям земного существования и всегда легче выживают. Поэтому вера - всегда подвиг, всегда "безумие", которое  только и может пробудить человека от оцепенения. Поэтому верующим душам  предстоит великая и последняя  борьба, которой нет конца. Царство  Божие берётся силой. И в этой борьбе будет тебе дано по вере твоей, если ты веришь, что ты от Бога, то ты - от Бога, если веришь, что от обезьяны, то ты - от обезьяны.  

Когда человек достигает  внутреннего преображения, духовной просветлённости через усилия веры, то ему открывается реальность, которая по своей очевидности, ошеломляющей силе красоты и мудрости так захватывает и потрясает его, что любые эмпирические факты существования, все радости и невзгоды повседневной жизни кажутся чем-то случайным и совершенно не важным. Состояние веры отличается от состояния повседневной озабоченности, как поэтическое вдохновение от физически тяжёлого и бессмысленного труда. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Основные категории человеческой жизни