Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 22:36, доклад
Бpахманы высказывают предположения о возникновении мира. Брахма (безличное сущее) - универсальный принцип. Кpитические школы: Адживика (натуpалистически-фаталистическое учение), Буддизм, Джайнизм, Чаpвака (Локаята). Согласные: Hьяя (логика), Вайшешика (понятие об атомах), Веданта (мир - иллюзия), Миманса, Йога. Обpаз мирового космического человека - Пуpуша. Атман - индивидуальное частное начало. Это система объективного идеализма. Дpугой способ объективного миpоустpойства: материальное начало - пpокpити (естественная пpичинно-следственная связь).
Бpахманы высказывают
предположения о возникновении
мира. Брахма (безличное сущее) - универсальный
принцип. Кpитические школы: Адживика
(натуpалистически-
Буддизм. Будда (просветленный) - принц
Гаутам. Центром учения являются четыре
благородные истины. Существование человека
неразрывно связано со страданием. Рождение,
болезнь, старость, смерть, встреча с неприятным,
расставание с приятным, невозможность
достичь желаемого - это все ведет к страданию.
Причиной страдания является жажда. Устранение
причин страдания заключается в устранении
жажды. Существует восьмеричный путь избавления
от страданий: правильное суждение, правильное
решение, правильная речь, правильная
жизнь (соблюдение пяти заповедей), правильное
стремление, правильное внимание и правильное
сосредоточение. Отвергается жизнь, посвященная
чувственным удовольствиям, и путь самоистязания.
При соблюдении этого, человек в конце
концов достигнет нирваны. Hиpвана - постепенное
угасание желаний, связанных с этой жизнью.
Это наступает, во-пеpвых, в этой жизни
и, во-втоpых, для каждого.
Локаята (иногда
чарвака). Материалистическое
направление. Отрицание существования
загробной жизни, закона кармы и самсары.
Человек состоит из четырех материальных
элементов - земли, воды, огня и воздуха.
Соединяясь, они образуют тело, органы
чувств, и на их основе возникает духовное
начало. В человеке нет ничего, что пережило
бы его смерть.
Индуизм. Философское обоснование
индуизма заключается в шести системах.
Связывает их стремление найти путь, на
котором можно достичь искупления из пут
кармы и цепи перерождений. Некоторые учёные
рассматривают типологию из шести основных
видов индуизма, и ряда менее значительных
его разновидностей:
Санкхья учит, что существует первичная
материальная первопричина мира. Превращение
из аморфной формы в мир существ и предметов
осуществлялось под влиянием трех качественных
элементов - стремление, тьма, ясность.
В каждой вещи преобладает один из этих
трех качественных элементов. В санкхье
признается существование абсолютной
души, которая независима от материальной
основы мира. Ее нельзя наблюдать и обнаружить.
При соединении возникает двадцать пять
исходных принципов: материальные и духовные.
Йога.
Важный элемент -
тренировка. Самообладание, овладение
дыханием при определенных положениях
тела, изоляция чувств от внешних влияний,
концентрация мысли, медитация, состояние
отторжения - освобождение от телесной
оболочки.
Вайшешика
и ньяя.
Смежной вайшешике системой философии является ньяя. Обе системы ставят перед человеком одну и ту же цель — освобождение индивидуального я. Они считают незнание коренной причиной всякой боли и страдания, а освобождение — абсолютным прекращением страданий, которое должно быть достигнуто через правильное познание реальности. Однако между ними существуют и некоторые различия, сводящиеся в основном к двум пунктам.
Во-первых, если наяйики признают четыре независимых источника познания — восприятие, логический вывод, сходство и свидетельство, то вайшешики — только два: восприятие и логический вывод, сводя к ним сходство и устное свидетельство.
Во-вторых, наяйики
признают шестнадцать категорий, считая,
что они исчерпывают всю
Информация о работе Основные категории древней индийской философии