Основные направления и характерные черты философии эпохи Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 16:49, реферат

Описание

Мировоззрение имеет определенную структуру: знание (обыденные и научные), убеждения, вера, принципы. Оно выполняет функцию познания человеком окружающего мира. Оно вбирает в себя опыт познания человеком окружающего мира, философия же ориентирована на раскрытие общих принципов устройства мира и важнейших его характеристик. Она не стремится ответить на все познавательные вопросы, а решает лишь самые общие, мировоззренческие вопросы. С помощью философии, мировоззрение достигает упорядоченности, обобщенности и теоретичности. Философия определяет характер и общую направленность мировоззрения. Например: в эпоху Возрождения, основной направленностью философии было осмысление места человека как центра вселенной. Кроме того мировоззрение и философия решают проблемы человека в различных аспектах. Так мировоззрение включает в себя самые различные сведения о человеке, а философия решает проблемы в общей форме.

Содержание

Введение.
Общая характеристика эпохи Возрождения.
Гуманизм, антропоцентризм и проблема личности в философии Ренессанса.
Философия природы в эпоху Возрождения.
Философские и космологические учения Николая Кузанского и Джордано Бруно.
Заключение.
Список используемой литературы.

Работа состоит из  1 файл

философия р.docx

— 42.68 Кб (Скачать документ)
n="justify">     В подобных рассуждениях Джанноццо Манетти (1396—1472), Марсилио Фичино (1433—1499), Томмазо Кампанеллы (1568—1639), Пико (1463—1494) и др. проявилась важнейшая характеристика гуманистического антропоцентризма — тенденция к обожествлению человека. Однако гуманисты не были ни еретиками, ни атеистами. Наоборот, в подавляющем большинстве они оставались верующими. Но если христианское мировоззрение утверждало, что на первом месте должен стоять Бог, а затем — человек, то гуманисты выдвигали на первый план человека, а затем говорили о Боге.

     Присутствие Бога в философии даже самых радикально настроенных мыслителей Возрождения  предполагало вместе с тем критическое  отношение к церкви как социальному  институту. Гуманистическое мировоззрение, таким образом, включает и антиклерикальные (от лат. anti — против, clericalis — церковный) взгляды, т. е. воззрения, направленные против притязаний церкви и духовенства на господство в обществе.

     В сочинениях Лоренцо Валлы, Леонардо Бруни (1374—1444), Поджо Браччолини (1380—1459), Эразма Роттердамского (1469—1536) и др. содержатся выступления против светской власти римских пап, разоблачения пороков служителей церкви и нравственной развращенности монашества. Однако это не помешало многим гуманистам стать служителями церкви, а двое из них — Томмазо Парентучелли и Энеа Сильвио Пикколомини — даже были возведены в XV в. на папский престол. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Философия природы  в эпоху Ренессанс.

        В эпоху Возрождения философия  вновь обращается к изучению  природы. Возникновение натурфилософии, т.е. философии природы, свободной  от непосредственного подчинения  теологическим умозрениям. Общие  черты натурфилософских концепций: 

  • пантеизм;
  • идея бесконечности природы;
  • органистический взгляд на мир, господствовавший в античности (аналогии между организмом человеческим или животным);
  • рассмотрение человека как частицы природы, «микрокосма», «малого мира», вбирающего в себя все многообразие Вселенной;
  • гилозоизм;
  • диалектичность, проявляющаяся в подчеркивании всеобщей связи и движения вещей и процессов природы.

      Первым  натурфилософом, развивающим традиции неоплатонизма и пантеизма в  данную эпоху, был Николай Кузанский. Из собственно философских произведений важнейшими следует считать «Об  ученом незнании», «О предположениях», «Апология ученого незнания». По своим философским воззрениям Николай  Кузанский – идеалист, признающий в качестве высшего, основополагающего  бытия только Бога. Бога он называет в духе неоплатонизма «абсолютным  максимумом», постоянно подчеркивает актуальную бесконечность его собственной  природы. Как математик Н. Кузанский  стремился осмысливать явления  природы в математических образах  и понятиях. Это давало ему возможность  преодолеть средневековое схоластическое убеждение в конечности мира. Мир  не имеет окружности и центра, как  считалось со времен Аристотеля. Земля  не составляет центр мира. Утверждая  бесконечность Вселенной, отсутствие границ в ней, Н. Кузанский доказывает наличие всеобщей связи между явлениям и вещами природы. Природу он рассматривает как живой и одушевленный «мировой душой» единый организм, одно из важнейших проявлений этого организма – человеческое существо. Человек – единство земного и божественного. Это микрокосм, малый мир, отражающий все многообразие Вселенной.

      Свои  гносеологические взгляды Н. Кузанский  изложил в работе «Об ученом незнании». В процессе познания Кузанский выделил  четыре ступени познания. Первая ступень  – чувственные ощущения, которые  дают лишь смутные образы вещей. Над  ощущениями возвышается рассудок, который  мыслит противоположности, из которых  состоят все вещи в соответствии с законом противоречия, противопоставляя их друг другу. Высшая ступень познания – разум. Важнейшая особенность  разума – это его способность  мыслить бесконечное. Четвертая  ступень - сверхразумное созерцание (интуиция) как способность человека мыслить совпадение противоположностей в боге путем слияния с богом  человеческой души, когда отпадает сама противоположность субъекта и  объекта. Но это бывает очень редко. В дальнейшем прогрессе научно-философского познания значительную роль сыграли  положения Н. Кузанского об интеллектуальном разумном познании как высшей познавательной функции, которая поднимается над  частностью ощущения и рассудка, преодолевая  их ограниченность.

        Один из крупных натурфилософов  данного периода – итальянский  ученый Джордано Бруно. Главный  его труд  «О причине, начале  и едином». В онтологии Бруно  продолжает идеи Н. Кузанского  о бесконечности природы и  бесчисленности миров. Вселенная  не имеет границ, число миров  в ней бесконечно. Дух, душа, духовная  субстанция как носитель жизни  наполняет всю вселенную, все  вещи, всю природу, которая одушевлена  в различной степени. Бруно  - один из главных представителей  органистического взгляда на  мир, он рассматривает мир по  аналогии с животным и человеческим  организмом. Взгляд этот был присущ  большинству античных философов,  за исключением атомистов. Особый  интерес представляет учение  Бруно о материи. Он утверждает  идею несотворенности и извечности материи, подчеркивает неразрывность материи и формы.

      В области теории познания Дж. Бруно  следует за Н. Кузанским и выделяет те же ступени познания: чувства, рассудок и разум (интеллект). Однако новый  момент в теории познания Бруно состоял  в противопоставлении чувств, неспособных  постичь истину, разуму, который  только и способен к этому. Чувственное  познание не может предоставить истинного  познания. Крупнейший недостаток чувственного ощущения в том что, оно не видит  бесконечное. Осмысление мира как бесконечного приводит Бруно вслед за Н. Кузанским к диалектике совпадения противоположностей как в бесконечно большом, так и в бесконечно малом. Дж. Бруно вводит в философию понятие монады, то есть «единицы» бытия. Если Н. Кузанский приводил примеры совпадения противоположностей из математики, то Дж. Бруно видит их во всех областях природы и человеческой деятельности. Источник внутреннего родства противоположностей – бесконечная субстанция. Эти воззрения сближают Бруно с некоторыми взглядами представителей естественнонаучного направления в философии Возрождения – Леонардо да Винчи, Иоганна Кеплера, Галилео Галилея. Коренной перелом во взглядах на природу сопровождался пересмотром традиционных представлений об обществе. Возникали первые попытки идеологического и теоретического обоснования идеи гражданского общества. Наиболее типичной в этом отношении была политическая доктрина Н. Макиавелли, правовая теория Ж. Бодэна и социологические утопии Т. Мора и Т. Кампанеллы.       

 

     4.Философские  и космологические  учения Николая  Кузанского и Джордано  Бруно.

       Поворот к новой космологии наметился уже в XV в. и был связан с творчеством крупнейшего европейского мыслителя Николая Кузанского (1401—1464). Его учение о безграничности космоса ставило под сомнение богословско-схоластические представления о Вселенной и явилось прямым следствием решения вопроса о соотношении Бога и мира.

     Бог в философии Кузанского получает наименование абсолютного максимума, или абсолюта, который не является чем-то находящимся вне мира, а пребывает в единстве с ним. Бог, охватывающий все сущее, содержит мир в себе. Такая трактовка соотношения Бога и мира характеризует философское учение Кузанского как пантеизм (от греч. pan — все, theos — бог), важнейший признак которого составляет безличность единого божественного начала и его максимальная приближенность к природе.

     Согласно  пантеистическому учению Кузанского, мир, поглощенный Богом, не может  иметь самостоятельного существования. Следствием этой зависимости мира от Бога и является его безграничность: мир имеет «повсюду центр и  нигде окружность. Ибо его окружность и центр есть Бог, который всюду  и нигде». Мир не бесконечен, иначе  он был бы равен Богу, но «его нельзя помыслить и конечным, поскольку  у него нет пределов, между которыми он был бы замкнут».

     В космологии Кузанского отвергалось  учение о Земле как центре Вселенной, а отсутствие неподвижного центра привело  его к признанию движения Земли. В трактате «Об ученом незнании»  он прямо говорит: «.... Наша Земля в действительности движется, хоть мы этого и не замечаем».

     Было  бы неверно видеть в космологических  построениях Кузанского прямое предвосхищение гелиоцентризма Коперника. Отвергая центральное  положение и неподвижность Земли, он не отдавал предпочтения какой-либо определенной схеме движения небесных тел. Но, расшатывая традиционные представления о мире, он открывал путь к десакрализации космологии, т. е. к ее освобождению от религиозного толкования.

     Новые воззрения развивали в своих  сочинениях Парацельс (1493—1541), Бернардино Телезио (1509-1588), Франческа Патрици (1529—1597), Томмазо Кампанелла, но наиболее глубокие результаты натурфилософия получила в творчестве Джордано Бруно (1548—1600), с чьим именем связан решающий поворот в утверждении новой космологии.

     Центральная идея космологической доктрины Бруно  — тезис о бесконечности Вселенной. «Она никоим образом не может быть охвачена и поэтому неисчислима  и беспредельна, а тем самым  бесконечна и безгранична...». Эта  Вселенная не сотворена, она существует вечно и не может исчезнуть. Она  неподвижна, «ибо ничего не имеет вне  себя, куда бы могла переместиться, ввиду того, что она является всем». В самой же Вселенной происходит непрерывное изменение и движение.

     Обращаясь к характеристике этого движения, Бруно указывает на его естественный характер. Он отказывается от идеи внешнего перводвигателя, т. е. Бога, а опирается на принцип самодвижения материи.

     «Бесконечные  миры... все движутся вследствие внутреннего  начала, которое есть их собственная  душа... и вследствие этого напрасно разыскивать их внешний двигатель».

     Положение о бесконечности Вселенной позволило  Дж. Бруно по-новому поставить вопрос о центре мира, отрицая при этом не только геоцентрическую, но и гелиоцентрическую  системы. Центром Вселенной не может  быть ни Земля, ни Солнце, потому что  существует бесчисленное множество  миров. И у каждого мира-системы  есть свой центр — его звезда.

     Разорвав  границы мира и утвердив бесконечность  Вселенной, Бруно оказывается перед  необходимостью выработать новое представление  о Боге и его отношении к  миру. Решение этой проблемы свидетельствует  о пантеистической позиции мыслителя. Бруно утверждает, что природа  есть Бог в вещах, он не противостоит миру как его творец, а находится в самой природе как внутреннее деятельное начало.

     Если  в рассуждениях Николая Кузанского природа как бы погружается в  Бога, который сохраняет свою обособленность от мира, то у Бруно Бог отождествляется  с природой, и он немыслим вне  материального мира. В этом состоит  кардинальное отличие натуралистического пантеизма Бруно от мистического пантеизма Кузанского.

     Видя  в природе не только совершенное  божественное творение, но прежде всего  совокупность присущих ей закономерностей, свободных от непосредственного  вмешательства, натурфилософия эпохи  открывала путь дальнейшему развитию экспериментального естествознания, возникновению  классической механики Ньютона, созданию философских концепций XVII - XVIII вв.

 

      Заключение.

 

     Завершая  рассмотрение философских исканий  эпохи Возрождения, необходимо отметить неоднозначность оценок ее наследия. Несмотря на общее признание уникальности ренессансной культуры в целом, этот период долгое время не считался оригинальным в развитии философии и, следовательно, достойным выделения в качестве самостоятельного этапа философской  мысли.

     Однако  двойственность и противоречивость философского мышления этого времени  не должна умалять его значения для  последующего развития философии, ставить  под сомнение заслуги мыслителей Ренессанса в преодолении средневековой  схоластики и создании основ философии  Нового времени.

 

      Литература.

 
  1. Каверин Б. И. Философия. Учебное пособие. Издательство «Юриспруденция» 2001г.
  2. Канке В. А. Основы философии Издательство «Логос» 2003г.
  3. Невлева И. М. Философия. Учебное пособие. Издательство «Русская Деловая Литература» 1999 г.
  4. Перевезенцев С. В. Практикум по истории западноевропейской философии. Античность. Средневековье. Эпоха Возрождения. Издательство «Учебная Литература» 1997 г.
  5. Спиркин А. Г. Философия. Издательство «Гардарики» 1999 г.
  6. Интернет источники.

6666.6

Информация о работе Основные направления и характерные черты философии эпохи Возрождения