Основные положения философской концепции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 06:26, контрольная работа

Описание

Аристотель - величайший из древнегреческих философов, основоположник дуализма, «отец логики», ученик и решительный противник Платона . Аристотель (384-322 гг. до н.э.) родился в Стагире - греческой колонии на Фракийском побережье. Глубокое провинциальное происхождение Аристотеля компенсировалось тем, что он был сыном известного врача Никомаха. Быть врачом означало в Древней Греции занимать большое общественное положение, и Никомах был известен всей Македонии. Македония, которая по отношению к Афинам - признанному центру культуры - выглядела провинцией.

Содержание

КРАТКИЕ БИОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ О ФИЛОСОФЕ.
Основные положения философской концепции
1. Понимание бытия.
2. Гносеологическая позиция.
3. Социальная философия.
5. Понимание сущности и человека.
Оценка концепции рассматриваемого философа.
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа по философии Крашенинин.doc

— 140.00 Кб (Скачать документ)

Классифицировав  и обобщив методы познания в науке, Аристотель создает учение  о  формах  постигающего  истину мышления,  то есть логику.  Разум человека рассматривается как особый механизм. Лишь применение законов логики позволяет ему приблизиться к истине.  По Аристотелю, для использования науки логики необходимо  опираться  на  непреходящее бытие. У Аристотеля истина рассматривается как высшая форма бытия.  Человек, постигая истину, приближается к совершенному бытию. В дальнейшем  историческом  развитии  учение Аристотеля стало источником многочисленных школ и  направлений.

 

3.Социальная философия. 

 

Осмысливая окружающий его мир, человек не может оставить без внимания и мир, созданный  им самим, мир, в котором и происходит вся непосредственная жизнь людей, т.е. общество. Поэтому вполне естественно, что возникновение и развитие философии включало в себя и возникновение и развитие различных учений об обществе. В рамках социальной философии люди пытаются осмыслить свое социальное бытие, ответить на вопросы: что такое общество, в чем его отличие и связь с природой, какова структура общественной жизни и что является главным, определяющим в ней, какое значение общество имеет в жизни человека, как и в каком направлении развивается общество. Таким образом, объектом изучения в социальной философии являются социальная жизнь и социальные процессы, при этом в отличии от социологии и других общественных наук социальная философия является общей теорией развития общества, исторического процесса, она анализирует целостный процесс изменения всей социальной жизни и развития социальных систем.        Социальная философия - это система теоретического знания о наиболее общих закономерностях и тенденциях функционирования и развития общества в целом, о взаимосвязи его основных элементов и этапов развития, а также о месте и роли человека в обществе.

Социальная философия  в органическом единстве с другими  частями философского знания выступает  в качестве мировоззренческого и  методологического основания всех общественных наук. Это проявляется  в ее функциях: мировоззренческой, теоретической и методологической, прогностической, общекультурной и гуманистической.

Следует обратить внимание на еще один аспект социальной философии - именно в ее рамках человек, осознавая  общество и его историю, напрямую осознает самого себя и свою историю. Именно в рамках социальной философии прежде всего происходит развитие самосознания человека как родового существа, т.е. человеческого самосознания.

Социально-политическая концепция Аристотеля, при всем том, что она отражала адекватным образом  существующие общественные отношения, была крайне ограниченной. Ее теоретические установки не допускают превращения ее в орудие социального прогноза. Если применительно к природе это незаметно (слишком медленны ее процессы, чтобы встала необходимость в прогнозе, скажем, экологического порядка), то распространение на быстро меняющееся общество учения о соотношении души и тела, формы и материи исключает прогностические возможности теории вообще. Политика Аристотеля – описательная наука, создатель которой стремился дать политическому деятелю практическую ориентацию, помогая сделать политические учреждения и государственное устройство вообще возможно устойчивее и постояннее. Его намерения выражены словами: «Ведь нужно иметь в виду не только наилучшую форму государственного устройства, но и возможную при данных обстоятельствах, и такую, которая всего легче может найти применение ко всем государствам».При всей реалистичности такой установки, она никогда не может вывести за пределы существующего строя.

Аристотель считает, что исторически развитие общества идет от семьи к общине (селению), а от него – к государству (городу, полису). Однако логически первично государство, ибо оно представляет энтелехию общества. В государстве сохраняются следующие отношения: семейные (муж и жена, родители и дети, господин и рабы) и государственные (властвующий и подвластные). Эта внеисторическая «природная» структура общественных отношений увековечивает отношения господства и подчинения, конкретно – отношения рабовладельческого общества. Аристотель, в отличие от Демокрита и софистов, стоит за «природное» происхождение и устройство государства, в отличие от Платона, он выводит его из «природы человека», а не из божественного установления. С особой силой сказывается эта его установка в трактовке рабства.

       Государство  есть политическое общение. Общение,  естественным     путем    возникшее    для  удовлетворения  повседневных надобностей, есть  семья.        

    Государство  принадлежит  к  тому,  что  существует по природе, как  и человек есть по  природе  своей  существо  политическое.       Кто природе своей принадлежит  не  самому  себе,   а  другому и при этом все-таки человек, тот по своей природе  раб.

       В  наилучшем  государстве лучше,  чтобы собственность  была  частной, а пользование ею - общим.       Государственное устройство   -   это   распорядок  в области организации государственных должностей вообще,  и в первую орчередь верховной власти.  Государственные устройства,  имеющие в виду  общую пользу, являются  положительными,   - это царская власть,  власть немногих , но более  чем  одного  -  аристократия,  власть большинства - полития.       Отклонения от указанных устройств: от царской власти  - тирания,   от  аристократии  - олигархия,  от политии -  демократия.    Из всех     видов    государственного    устройства,  отклоняющихся от правильных, наихудшим будет тот, который оказывается отклонением   от   первоначального и самого  божественного .  Тирания,  как наихудший из  всех  видов государственного устройства, отстоит далее всего от самой  его сущности; к ней непосредственно примыкает  олигархия,  наиболее же    умеренным   из   отклоняющихся   видов   -  демократия.

       Правильное  законодательство  должно  быть  верховной  властью, а  должностные   лица   должны   иметь   решающее  значение только   в  тех  случаях,   когда  законы  не  в  состоянии дать точный ответ.   Государство, состоящее   преимущественно   из  людей среднего достатка,     будет    иметь     и     наилучший государственный строй.   Законодатель должен при создании того или иного государственного  устройства   постоянно привлекать к себе средних граждан. Во всяком государственном устройстве должны быть три основные части:   законосовещательный орган,  должности,  судебные органы.  Причиной возмущений является неравенство. Самым важным  способом  сохранения  государственного  строя является   воспитание   в   духе   соответствующего государственного устройства.      

Впрочем, Аристотель достаточно гибкий мыслитель, чтобы не определять однозначно принадлежность к государству именно тех, а не иных лиц. Он прекрасно понимает, что положение человека в обществе определяется собственностью. Поэтому он критикует Платона, который в своей утопии уничтожает частную собственность у высших классов, специально подчеркивая, что общность имуществ невозможна. Она вызывает недовольство и ссоры, снижает заинтересованность в труде, лишает человека «естественного» наслаждения владением, и т.д. Таким образом, он отстаивает частную собственность, которая представлялась ему, да и действительно была в его время единственно возможной и прогрессивной, обеспечивая своим развитием преодоление последних пережитков общинного социального устройства, тем более что развитие частной собственности означало и преодоление полисной ограниченности, вставшее на повестку дня в связи с кризисом всего полисного устройства Эллады. Правда, при всем этом, Аристотель говорит и о необходимости «щедрости», требующей поддерживать неимущих, а «дружбу», т.е. солидарность свободных между собою, объявляет одной из высших политических добродетелей.

5. Понимание  сущности и человека.

 

Главное отличие человека от животного, по Аристотелю, основывается на способности человека к интеллектуальной жизни. Интеллектуальная же жизнь предполагает нравственную позицию. Только человек способен к восприятию таких понятий как добро и зло, справедливость и несправедливость. Центральное понятие аристотелевской этики – добродетель.

Цель жизни человека философ видел в достижении добродетели. Он отвергал в качестве  главных жизненных целей обретение власти или  самодовлеющее стремление к наслаждениям.  Гарантия добродетельной жизни заключается в том, чтобы избегать крайностей: чрезмерной роскоши и полного отречения  от земных благ. Недостаточно знать, что есть добродетель, надо следовать ей.  Согласно Аристотелю, добродетели бывают  этические ( относящиеся к характеру человека) и дианоэтические ( относящиеся к разуму). Человек – гражданин государства. 

Аристотель, рассмотрев этику в плане человеческой (а не божественной) воли, сделал человека ответственным за свою судьбу и благополучие. Этим он отверг религиозно-мифологическую концепцию, согласно которой благодействие или несчастье  человека определяется капризами судьбы. Аристотель исключил также благочестие из числа исследуемых добродетелей. Философ ничего не говорит о роли богов в нравственной жизни людей, в его этике полностью отсутствует религиозность. Аристотель исследует этические проблема, чтобы помощь людям стать лучше и сделать общество более совершенным. В противоположность Сократу, Аристотель (впервые в истории этики) связывает этическую добродетель с желанием. хотением, волей, считая, что, хотя нравственность и зависит от знаний, тем не менее она коренится в доброй воле: ведь одно дело знать, что хорошо и что плохо, а другое - хотеть следовать хорошему. Добродетели не качества разума, они составляют склад души. Поэтому  Аристотель различает диапоэтические (мыслительные) добродетели, связанные деятельностью разума, и этические - добродетели душевного склада, характера. И те и другие добродетели  не даны нам от природы, нам можно приобрести их. Этическая добродетель есть нахождение надлежащей середины в поведении и в чувствах, выбор середины между их избытком и недостатком. как определить надлежащую середину для каждого из нас? По Аристотелю, для этого необходимо либо обладать практической мудростью, рассудительностью, либо следовать примеру или наставлениям добродетельного человека.

По вопросу о прирожденном или приобретенном характере высших психических способностях человека Стагирит пишет, что, хотя добродетель - приобретенное качество души, однако “ведь и правосудными и благоразумными, и мужественными, и так далее (в каком-то смысле) мы бывали прямо с рождения .” . Вместе с тем Аристотель говорит, что приобретенные воспитанием  добродетели выше дара природы, прирожденных способностей. Добродетель требует навыков, привыкли, практики. “Добродетель есть сознательно избираемый склад (души), состоящий в обладании серединой по отношению к нам, причем определенной таким суждением, каким определит ее рассудительный человек. Серединой обладают между двумя (видами) порочности, один из которых - от избытка, другой - от недостатка” . Нелегко найти надлежащую середину в чувствах и поступках, гораздо легче стать порочным. Трудно быть добродетельным: “Недаром совершенство и редко, и похвально, и прекрасно” . Мало совершенных людей и много посредственных.

Добродетели Аристотель разделил, на два вида. диалоэтические (мыслительные или интеллектуальные) и этические (нравственные). К первым относятся две - разумность, или мудрость, и рассудительность, практическая мудрость,  приобретенная путем обучения. Вторые - добродетели воли, характера; к ним относятся мужество, щедрость, нравственность и т.п. Последние вырабатываются путем воспитания привычек.

Чтобы стать добродетельным человеком, помимо знания. что есть добро и зло, требуется также  время для воспитания характера. Один хороший поступок еще не ведет  к добродетели. Естественно, воспитание лучше всего начинать с детского возраста. Поэтому в сфере воспитания граждан Аристотель отводит большую роль законодательству и государству.

 Говоря о “середине”  как отличительном признании  добродетели, Аристотель имеет  ввиду “среднее” в области  чувств. “Середина” - это “ничего слишком”. Стагирит подробно исследует с этой точки зрения добродетели, противопоставляя их порокам.  Так, великодушию он противопоставляет тщеславие (“избыток”), с одной стороны, малодушие (“недостаток”) - с другой. Великодушие, следовательно, есть “середина”. Мужество - среднее между безрассудной отвагой и трусостью, щедростью, щедрость - между расточительством и скупостью, скромность - между бесстыдством, наглостью и застенчивостью, робостью. Поскольку нравственное действие опирается на разум, оно подразумевает свободный выбор между добром и злом. “В нашей власти добродетель, точно так же как и порок, ибо мы властны действовать во всех тех случаях, когда мы властны воздержаться от действия” . Введя понятие  свободного выбора, Аристотель открывает первую страницу длительного спора о свободной воле.

 

Оценка  концепции  рассматриваемого философа.

 

В заключение можно сказать, что  Аристотель, осуществив грандиозное  обобщение социального и политического  опыта эллинов, разработал оригинальное социально-философское учение.

Классифицировав  и обобщив методы познания в науке, Аристотель создает учение  о  формах  постигающего  истину мышления,  то есть логику.  Разум человека рассматривается  как особый механизм. Лишь применение законов логики позволяет ему  приблизиться к истине.  По Аристотелю, для использования науки логики необходимо  опираться  на  непреходящее бытие. У Аристотеля истина рассматривается как высшая форма бытия.  Человек, постигая истину, приближается к совершенному бытию. В дальнейшем  историческом  развитии  учение Аристотеля стало источником многочисленных школ и  направлений.

Как  мне  кажется, Аристотель, занимал ключевые позиции в развитии философского знания по проблеме истины. Ему принадлежит  заслуга  в определении и условиях применения критериев истины, носящих всеобщий и частичный характер. Исследование Аристотелем  формальных,  "объективных"  законов мышления привело к созданию науки логики,  неизменной и по сей день.

Социальная и политико-правовая проблематика освящается Аристотелем в принципе с позиций идеального понимания полиса – города государства как политического общения свободных и равных людей.

Государство по Аристотелю – продукт  естественного развития. В этом отношении  оно подобно таким естественно  возникшим первичным общениям как семья и селение. Человек по природе своей существо политическое и в государстве (политическом общении) завершается генезис этой политической природы человека.

Отношение господина и раба являются, по Аристотелю, элементом семьи, а  не государства. Политическая же власть исходит из отношений свободы и равенства, принципиально отличаясь этим от отцовской власти над детьми и над господской властью над рабами.

Что касается формы правления государством, то Аристотель выделял правильные формы  правления (монархия, аристократия, полития) и неправильные формы правления – тирания, олигархия и демократия. Но все-таки лучшей формой правления выступает полития – правление большинства в интересах общей пользы. Во главе всего Аристотель ставит закон.

Аристотель поставил науку (разум) выше нравственности, сделав тем самым нравственным идеалом созерцательную жизнь. Сообразно своему этическому идеалу Стагирит высоко ценит традиционные античные добродетели гражданина - мудрость, мужество, справедливость, дружбу. Однако он не ведает о любви человека к человеку в том смысле, как этому стали учить христианские богословы. Гуманизм Аристотеля совершенно отличен от христианского гуманизма, согласно которому “все люди - братья”, т.е. все равны перед богом. Аристотелевская этика исходит из того, что люди не одинаковы по своим способностям, формам деятельности и степени активности, поэтому и уровень счастья или блаженства разный, а у некоторых жизнь может оказаться в общем и целом несчастной. Так , Аристотель считает, что у раба не может быть счастья. Он выдвинул теорию о “естественном” превосходстве эллинов (“свободных по природе”) над “варварами” (“рабами по природе”). Для Аристотеля человек вне  общества это или бог, или животное, Но так как рабы представляли собой иноплеменный, пришлый элемент, лишенный гражданских прав, то получалось, что рабы - как бы не люди. а раб становится человеком, только обретя свободу.

Информация о работе Основные положения философской концепции