Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 13:24, реферат
Сократ (Sokrates) (470/469 до н. э., Афины, - 399, там же), древнегреческий философ. Сын ваятеля; проповедовал на улицах и площадях, ставя своей целью борьбу с софистами и воспитание молодёжи. Был казнён (принял яд цикуты), как гласило официальное обвинение, за введение новых божеств и за развращение молодёжи в новом духе. Сократ не оставил после себя каких-либо сочинений; важнейшими источниками сведений о его жизни и учении являются сочинения его учеников - Ксенофонта и Платона, в большинстве диалогов которого Сократ выступает как главное действующее лицо.
Сократ (Sokrates) (470/469 до н. э., Афины,
- 399, там же), древнегреческий философ.
Сын ваятеля; проповедовал на улицах и
площадях, ставя своей целью борьбу с софистами
и воспитание молодёжи. Был казнён (принял
яд цикуты), как гласило официальное обвинение,
за введение новых божеств и за развращение
молодёжи в новом духе. Сократ не оставил
после себя каких-либо сочинений; важнейшими
источниками сведений о его жизни и учении
являются сочинения его учеников - Ксенофонта
и Платона, в большинстве диалогов которого
Сократ выступает как главное действующее
лицо.
Сократ был одним из родоначальников философской
диалектики, понимаемой как нахождение
истины при помощи бесед, т. е. постановки
определённых вопросов и методического
нахождения ответов на них. К. Маркс назвал
Сократа "олицетворением философии",
"воплощённой философией" (см. К. Маркс
и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 1, с. 99; их же,
Из ранних произведений, 1956, с. 199). Считая
неудовлетворительной древнюю натурфилософию,
Сократ обратился к анализу человеческого
сознания и мышления. Тяготея к объективному
идеализму, он был далёк ещё от гипостазирования
общих понятий в виде самостоятельных
сущностей. Так его изображает Аристотель,
приписывающий Сократу индуктивное учение
о переходе от текучей действительности
к общим понятиям, а также учение об определении
понятий, впервые дающем возможность познавать
сущность каждой вещи (ср. характеристику
Сократу в ранних диалогах Платона). Признание
действия родовых сущностей в окружающей
действительности превращалось у Сократа
в учение об общем и универсальном разуме
или об отдельных богах-умах. Вопреки уверениям
Ксенофонта, учение Сократа имело мало
общего с народной религией, хотя он и
не отрицал её. Учение Сократа о промысле
и провидении решительно порывало с наивным
политеизмом и приобретало вид философской
телеологии.
В этике основной тезис Сократа гласил,
что добродетель есть знание, или мудрость,
что знающий доброе обязательно и поступает
по-доброму, а поступающий по злому или
не знает, что такое добро, или творит зло
в целях конечного торжества добра. В понимании
Сократа не может быть противоречия между
разумом и поведением.
Сократ необоснованно обвиняли во враждебности
к демократии; в действительности он критиковал
все формы правления - монархию, тиранию,
аристократию, плутократию и демократию,
если они нарушают справедливость. В последующие
эпохи образ Сократа часто выступал как
идеальное воплощение мудреца.
Информация о работе Основные положения Сократовской философии