Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 20:05, контрольная работа
Средневековье занимает длительный отрезок истории Европы от распада Римской
империи в V веке до эпохи Возрождения (XIV-XV в.в.).Философия, которая
складывалась в этот период имела два основных источника своего формирования.
Первый из них - древнегреческая философия, прежде всего в ее платоновской и
аристотелевской традициях. Второй источник - Священное писание, повернувший
эту философию в русло христианства.
Средневековье занимает длительный отрезок истории Европы от распада Римской
империи в V веке до эпохи Возрождения (XIV-XV в.в.).Философия, которая
складывалась в этот период имела два основных источника своего формирования.
Первый из них - древнегреческая философия, прежде всего в ее платоновской и
аристотелевской традициях. Второй источник - Священное писание, повернувший
эту философию в русло христианства. Идеалистическая ориентация большинства
философских систем средневековья диктовалась основными догматами
христианства, среди которых наибольшее значение имели такие, как догмат о
личностной форме бога-творца, и догмат о творении богом мира "из ничего". В
условиях такого жестокого религиозного диктата, поддерживаемого
государственной властью, философия была объявлена "служанкой религии", в
рамках которой
все философские вопросы
креационизма, провиденциализма.
Теоцентризм - (греч. theos - Бог), такое понимание мира, в котором
источником и причиной всего сущего выступает Бог. Он центр мироздания, активное
и творящее его начало. Принцип теоцентризма распространяется и на познание, где
на высшую ступеньку в системе знания помещается теология; ниже ее - находящаяся
на службе у теологии философия; еще ниже - различные частные и прикладные
науки.
Креационизм - (лат. creatio - создание, сотворение), принцип, в
соответствии с которым Бог из ничего сотворил живую и неживую природу, тленную,
преходящую, пребывающую в постоянном изменении.
Провиденциализм - (лат. providentia - провидение), система взглядов, в
соответствии с которой всеми мировыми событиями, в том числе историей и
поведением отдельных людей, управляет божественное провидение (провидение - в
религиозных представлениях: Бог, высшее существо или его действия).
В средневековой философии можно выделить, как минимум, два этапа ее
становления - патристику и схоластику, четкую границу между которыми провести
довольно трудно.
Патристика - совокупность теолого-философских взглядов «отцов церкви»,
которые взялись за обоснование христианства, опираясь на античную философию и
прежде всего на идеи Платона.
Схоластика - представляет собой тип философствования, при котором
средствами человеческого разума пытаются обосновать принятые на веру идеи и
формулы.
В средневековой философии остро стоял спор между духом и материей, что
повлекло за собой спор между реалистами и номиналистами. Спор шел о природе
универсалий, то есть о природе общих понятий, являются ли общие понятия
вторичными, то есть продуктом деятельности мышления, или же они представляют
собой первичное, реальное, существуют самостоятельно.
Номинализм представлял собой зачатки материалистического направления.
Учение номиналистов об объективном существовании предметов и явлений природы
вело к подрыву церковной догмы о первичности духовного и вторичности
материального, к ослаблению авторитета церкви и Священного писания.
Реалисты показывали, что общие понятия по отношению к отдельным вещам
природы являются первичными и существуют реально, сами по себе. Они приписывали
общим понятиям самостоятельное существование, не зависимое от отдельных вещей и
человека. Предметы же природы, по их мнению, представляют лишь формы проявления
общих понятий.
Средневековая философия внесла существенный вклад в дальнейшее развитие
гносеологии, для формирования основ естественнонаучного и философского
знания. XIII век - характерная черта этого столетия - медленное, но
неуклонное нарастание в лоне феодализма его разложение, формирование зачатков
нового, капиталистического строя [11].Развитие товарно-денежного хозяйства в
странах Западной Европы вызвало значительное экономическое оживление.
Изменение в производственных отношениях, неизбежно вызвали определенные
преобразования в идеологической надстройке. Вследствие этого в конце XII в. и
первой половине XIII в. феодальные города начинают стремиться к созданию
собственной интеллектуальной и культурной атмосферы. Городская буржуазия
стремится к развитию городских школ, возникновению университетов.
Философским выражение пробуждения этой жизни и расширения научного познания
был воспринятый аристотелизм. В философии Аристотеля пытались отыскать не
столько практические рекомендации, которые могли быть использованы в
экономической и общественно-политической жизни. Эта философия явилась толчком
для ученых того времени, вынужденных признать, что августинизм уже перестал
соответствовать сложившейся интеллектуальной ситуации. Ведь августинизм,
опиравшийся на платоновские традиции, был направлен против естественнонаучных
исследований. Августин утверждал, что познание материального мира не приносит
никакой пользы, ибо не только не приумножает человеческого счастья, но
поглощает время, необходимое для созерцания гораздо более важных и
возвышенных предметов. Девиз философии Августина: «Хочу понять бога и душу. И
ничего более? Совершенно ничего!». Разумеется, понимаемая таким образом
философия не могла быть вдохновителем новых духовных течений.
Интеллектуальные запросы требовали новой философии.
Развившееся в конце XII и в XIII столетии в странах Западной Европы
интеллектуальное движение повлекло за собой рост тенденций к отделению науки
от теологии, разума от веры. В результате длительных споров, ведущихся между
отдельными мыслителями и церковью, выкристаллизовалось несколько точек зрения
на то, как решить проблему отношения веры и разума:
-
Рационалистическая точка
догматы веры оценке разума как высшего критерия истины или заблуждения;
-
Точка зрения двойственной
истин - теологической и научной;
-
Точка зрения предметного
теологию и науку по их предметам и целям;
- Точка зрения полного отрицания ценности науки.
В условиях, когда все более широко пробуждался интерес к науке и философии,
нельзя было по-прежнему поддерживать полное отрицание ценности рационального
знания, необходимо было искать другие, более тонкие способы решения вопроса
об отношении теологии и науки. Это было нелегким делом, ибо речь шла о
выработке такого метода, который, не проповедуя полного пренебрежения к
знанию, одновременно был бы в состоянии подчинить рациональное мышление
догматам откровения, т.е. сохранить примат веры над разумом. Эту задачу
осуществляет Фома, опираясь на католическое толкование аристотелевской
концепции н
ауки.
Возникновение средневековой философии.
Возникновение средневековой философии очень часто связывают с
падением Западной Римской империи (476 год н.э), однако такая датировка
является не совсем корректной. В это время еще господствует греческая
философия, и с ее точки зрения началом всего является природа. В
средневековой философии, напротив, реальностью, определяющей все сущее есть
Бог. Поэтому переход от одного мышления к другому не мог произойти
мгновенно: завоевание Рима не могло сразу изменить ни социальных отношений
(ведь греческая философия принадлежит эпохе античного рабовладельчества, а
средневековая философия относится к эпохе феодализма), ни
внутреннего миропредставления людей, ни религиозных убеждений, построенных
веками. Формирование нового типа общества длится весьма
продолжительно. В I-IV веках н.э конкурируют между собой философские
учения стоиков, эпикурейцев, неоплатоников, и в это же время формируются
очаги новой веры и мысли, которые впоследствии составят основу средневековой
философии. Итак, период возникновения средневековой философии - I-IVвек
н.э.
Информация о работе Основные положения средневековой философии