Основные понятия экзистенциализма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 02:03, доклад

Описание

Основоположником экзистенциализма считается датский философ первой половины 19 в. Серен Кьеркегор (1813 - 1855). Именно он первым стал употреблять слово «экзистенция» для обозначения духовного существования человеческой личности. Кьеркегор рос в религиозно настроенной семье, сам был глубоко верующим, но считал, что вера должна быть глубоко личной. Из-за этого вступил в конфликт с протестантской церковью, поскольку полагал, что между человеком и Богом не должно быть никаких посредников, даже в виде церковных структур. В Германии Кьеркегор слушал антигегельянские лекции Шеллинга, которые укрепили в Кьеркегоре неприятие рационалистической философии Гегеля.

Работа состоит из  1 файл

Экзистенциализм о философии техники..docx

— 40.47 Кб (Скачать документ)
  1. Основные  понятия экзистенциализма

Экзистенциализм — направление философии, главным предметом изучения которого стал человек, его проблемы, трудности, существование в окружающем мире.

 

Основоположником экзистенциализма считается датский философ первой половины 19 в. Серен Кьеркегор (1813 - 1855). Именно он первым стал употреблять  слово «экзистенция» для обозначения духовного существования человеческой личности. Кьеркегор рос в религиозно настроенной семье, сам был глубоко верующим, но считал, что вера должна быть глубоко личной. Из-за этого вступил в конфликт с протестантской церковью, поскольку полагал, что между человеком и Богом не должно быть никаких посредников, даже в виде церковных структур. В Германии Кьеркегор слушал антигегельянские лекции Шеллинга, которые укрепили в Кьеркегоре неприятие рационалистической философии Гегеля.

 

Следует сказать, что философия  Кьеркегора в 19 веке осталась почти  не замеченной, интерес к ней возродился лишь после того как экзистенциализм  после имевших катастрофические последствия 1 мировой войны и  серии революций в странах  Европы стал мощным и влиятельным  направлением в философии.  

 

в 20-е — 70-е годы XX в. Экзистенциализм  как направление приобрел актуальность и стал одним из популярных философских  направлений в Западной Европе.

Актуализации  и расцвету экзистенциализма в 20-е — 70-е гг. XX в. способствовали следующие причины:

• нравственные, экономические  и политические кризисы, охватывавшие человечество перед первой мировой  войной, во время первой и второй мировых войн и между ними;

• бурный рост науки и  техники и использование технических  достижений во вред человеку (совершенствование  военной техники, автоматы, пулеметы, мины, бомбы, применение отравляющих  веществ в ходе боевых действий и  т. д.);

• опасность гибели человечества (изобретение и применение ядерного оружия, приближающаяся экологическая  катастрофа);

• усиление жестокости, бесчеловечное  отношение к человеку (70 миллионов  погибших в двух мировых войнах, концлагеря, трудовые лагеря);

• распространение фашистских и иных тоталитарных режимов, полностью  подавляющих человеческую личность;

• бессилие человека перед  природой и перед техногенным  обществом.

3. Экзистенциалистская философия распространилась в ответ на эти явления. Можно выделить следующие проблемы, которым уделяли внимание философы-экзистенциалисты:

• уникальность человеческой личности, глубина его чувств, переживаний, тревог, надежд, жизни в целом;

• разительное противоречие между человеческим внутренним миром  и окружающей жизнью;

• проблема отчуждения человека (общество, государство стали для  человека абсолютно чужими, реальностью, которая полностью пренебрегает человеком, подавляет его "Я");

• проблема одиночества, заброшенности  человека (человек одинок в окружающем мире, у него нет "системы координат", где он чувствовал бы себя нужным);

• проблема бессмысленности  жизни;

• проблема внутреннего  выбора;

• проблема поиска человеком  своего как внутреннего "Я", так  и внешнего — места в жизни.

Лучшими представителями экзистенциализма XX в., собственно создавшими его, были:

• Карл Ясперс (1883 - 1969);

• Жан-Поль Сартр (1905 - 1980);

• Альбер Камю (1913 - 1960);

• Мартин Хайдеггер (1889 - 1976).

9. Философия экзистенциализма очень популярна в современной Западной Европе и актуальна для нее.

В настоящее время наблюдается  тенденция смешения центра тяжести  философских исследований на проблемы человека, его жизни в окружающем мире, поиска самого себя, сохранение уникальности, смысла жизни.

Данная проблематика (жизнь  человека, его проблемы) может стать основным вопросом философии в будущем, отодвинув на второй план проблему первичности и отношений материи и сознания.

 

  1.   Зарождение философии техники. 

Можно сказать, что ни один крупный мыслитель XX века не обошел своим вниманием феномен техники в процессе технизации современной культуры. Среди наиболее значительных философов техники следует отметить

  1. культурно - историческую концепцию Ф. Дессауэра, который поставил проблему возникновения, существования, особенностей технической науки как специфической области знания в системе наук,
  2. экзистенциализм (К. Ясперс, X. Ортега-и-Гассет, М. Хайдеггер), которые развили экзистенциалистскую интерпретацию техники о ее роли в динамике культурного пространства;
  3. философскую антропологию (А. Гелен, Г. Плеснер, Г.Блюменберг),
  4. эсхатологическую метафизику Н.А. Бердяева,
  5. неомарксизм франкфуртской школы (Г. Маркузе, Ю. Хабермас и др.)
  1.   Экзистенциальные основания философии техники М.Хайдеггера

Не остались в стороне  от проблемы "человек-техника" и  философы-экзистенциалисты. Так Мартин Хайдеггер (1889-1976) отвергает традиционные ответы, которые сводятся к тому, что техника является нейтральным средством в руках человека или человеческой активности. Он доказывает, что техника лишь часть истины или откровения, что, с одной стороны, современная техника является откровением, при котором человек использует природу, не нарушая ее естественного состояния, с другой — бросает ей вызов тем, что из природного материала производит тот или иной вид энергии и, не будучи зависимым от природы, накапливает и передает их. М. Хайдеггер показал, что техника не просто конструирует «технический мир», в котором она победоносна и универсальна. Она подчиняет своему диктату едва ли не все пространство бытия. Присущая ей логика проникает в социальное и человеческое измерение истории. Ее инструментальный разум поражает все сознание эпохи.

Философская концепция техники  М.Хайдеггера противостоит антропологии техники и ее можно назвать онтологией техники. В центре его работ - онтологическая интерпретация техники, ее связи с бытием, анализ ее в контексте отношения человека с бытием. Он не приемлет примелькавшееся представление о технике как средстве и как воплощении человеческой деятельности. Неявно полемизируя с Ортегой-и-Гассетом и К. Ясперсом, Хайдеггер видит в технике способ конструирования мира. На место уникальной вещи наподобие изготовленного гончаром глиняного горшка современная техника порождает мир, который Хайдеггер называет Bestand ("резервы на длительное время", "запасы") - объекты, готовые для продажи. Этот Bestand состоит из предметов, которые за рамками человеческих потребностей не представляют никакой ценности.

По его мнению, "за спиной" или на "изнанке" современной  техники в качестве способности  открытия стоит нечто, что полагает мир и бросает ему вызов. Это  нечто Хайдеггер называет Gestell (постав). Способ обнаружения сущности техники, форма раскрытия потаенности бытия, правящего современной техникой, не будучи чем-то техническим Хайдеггер называет поставом (Gestell). Термин Gestell являет собой, если использовать язык Канта, трансцендентальную предпосылку современной техники. Gestell выражает объединенное содержание тех ориентации, которые направляют человека, бросают ему вызов, зовут его к раскрытию реального, подобно приказу. Gestell означает тот способ открытия, который определяет сущность современной техники, но и сам он не имеет технической природы. Этот каркас, или Gestell, не является частью техники; он является той установкой, которая лежит в самой основе современной техники, пребывает внутри технической деятельности. Проще говоря, этот термин означает техническое отношение к миру.

И причина возникновения  современной техники — вовсе  не потребности человека. Сущность современной техники ставит человека на путь открытий, благодаря чему реальное всюду, где с ним сталкивается человек, более или менее явно становится Bestand. Возможно, Хайдеггер хочет сказать: сам тот факт, что реальность "позволяет" человеку манипулировать ею техническими средствами, в известном смысле означает, что сама действительность поощряет человека к такого рода действиям, призывает к манипулированию природой. Реальность поэтому должна нести как бы определенную ответственность за ее же эксплуатацию человеком, подобно тому (если позволителен такой пример) как хозяин, когда он уходит из дома и оставляет дверь открытой, в какой-то мере провоцирует на грабеж.

В воззрениях Хайдеггера, современная  техника может быть охарактеризована как овеществленный догматизм. Техника  хорошо знает, как надо что-то конструировать и как надо производить. Хайдеггер  утверждает, что вместо того, чтобы  рассматривать технику в качестве прикладной науки, точнее было бы рассматривать  науку как теоретическую технику. Техника обладает эффективным методом, исключающим все другие методы. И  в этом отношении техника не обладает знанием собственных границ, она  не признает их. Она неспособна познать  саму себя. "Техника, сущностью которой  является само бытие, никогда не может  позволить людям преодолеть ее. Это, в конечном счете, означает, что именно человек является господином бытия"7.

Через сущность техники человек  говорит с бытием, слышит его зов. Но импульс может быть угадан неверно, ибо техника провоцирует человека на ложное самораскрытие. По мнению Хайдеггера, бытие невозможно без человеческого  существования. Человек преображает  вещи, переводя их из состояния «наличности» в состояние «сподручности». Техника вырастает из природного материала, но она входит в экзистенциальную структуру бытия человека, который обладает способностью объектировать свои замыслы. Техника несет с собой и выражает в себе новое отношение человека к миру, новый способ раскрытия бытия. В этом техника родственна искусству и сопряжена с истинным познанием. Подобно искусству техника - творчество, отлагающееся в произведении, а поскольку всякое произведение выводит из потаенности в открытость, техника относится к той же области, где сбывается истина.

Однако, современная техника связана с забвением бытия и его открытости. В этом исток той угрозы, которую несет с собой техника. Она формирует сугубо технический способ конструирования мира, где природа оказывается поставщиком энергии и материалов, ставится на службу производству как добыванию новых материалов, новой энергии, нового сырья. Техника из раскрытия потаенности бытия превращается в производящее, добывающее раскрытие, для которого бытие, ставшее сущим, поставлено как состоящее-в-наличии, функционально используемое человеком. Своеобразие современного сознания заключается в том, что онтологическая природа техники, ее сопряженность с Тайной Бытия исчезает, элиминируется из сознания. Вещь конституируется в горизонте техники, утрачивает свою индивидуальность и самостоятельность, подчиняясь власти собирательного начала Gestell.

Для того чтобы охарактеризовать современную технику как обладающую особым характером "полагания", "вызова", Хайдеггер сопоставляет традиционную ветряную мельницу и электростанцию. Каждое из технических сооружений как  бы обуздывает природную энергию  и используется человеком для  осуществления тех или иных своих  целей. Однако ветряная мельница и мельница с водяным колесом находятся  в таком отношении с природой, которое дает основание сравнивать их с произведениями искусства, утверждает Хайдеггер. Какая-нибудь электростанция редко вписывается в естественный ландшафт или дополняет его, все  они похожи друг на друга и в  таком виде как бы накладываются  на любой ландшафт независимо от его  характера. Это одна из последних  реальностей технического прогресса, связывающая вопрос о технике  с вопросом о вещи. Хайдеггер пытается показать, что технологические процессы, в отличие от традиционной техники, никогда не создают вещей в строгом смысле этого слова.

Особенностями этого способа  отношения человека к бытию, которое  с наибольшей силой выражено в  технике и которое, по Хайдеггеру составляет миссию и судьбу человека, являются:

  1. превращение природы в материал и источник энергии;
  2. унификация, не постигающая многообразие и дифференцированность бытия;
  3. функционализация, умаляющая индивидуальную самостоятельность вещи;

4) превращения субъекта  лишь в средство развития техники;

5) подчинение всего и  вся планирующему и проектирующему  расчету

  1. установка на господство, которая не ограничивается лишь осуществлением воли, а является способом перестраивания природы;
  2. замещение природных вещей эрзацами (заменителями);
  3. нарастание риска вместе с техническим прогрессом и опасности техники для всей цивилизации;

Учение Хайдеггера о технике, с особой силой подчеркнувшего риск и опасность техники для современной  цивилизации и одновременно неустранимость технического орудования человеком вещами. Главная опасность по Хайдеггеру не в технике, не в «технизации жизни». Нет никакой демонии техники, но есть опасность непонимания ее сущности. Техника - определенный способ бытия, отношения человека к миру, который связан с превращением бытия в сущее, творчества - в добывающее производство, с господством утилитарно - добывающего производства и труда, с забвением истины бытия - его Тайны.

Информация о работе Основные понятия экзистенциализма