Основные разделы философии. Специфика философского знания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 11:18, контрольная работа

Описание

Мы наметили лишь отдельные контуры проблемного поля философского знания, позволяющие определить динамику и многообразие предмета философии. В рамках собственно философского знания уже на ранних этапах становления началась его дифференциация, в результате которой выделились такие философские дисциплины, как этика, логика, эстетика и постепенно оформились следующие разделы философского знания

Работа состоит из  1 файл

Философия.docx

— 27.52 Кб (Скачать документ)

5. Основные разделы  философии. Специфика философского  знания.

Мы наметили лишь отдельные  контуры проблемного поля философского знания, позволяющие определить динамику и многообразие предмета философии. В рамках собственно философского знания уже на ранних этапах становления  началась его дифференциация, в результате которой выделились такие философские  дисциплины, как этика, логика, эстетика и постепенно оформились следующие разделы философского знания:

-        онтология – Онтология занимается всем комплексом вопросов, связанных с существованием Бытия и его основными принципами. Можно сказать, что она включает в себя такие подразделы, как космогония, философская космология, натурфилософия, метафизика и т. д. Она занимается вопросами случайности и вероятности, дискретности и континуальности, стационарности и изменчивости, в конце концов, материальности или идеальности происходящего в окружающем нас мире.

-        гносеология – Она занимается изучением вопросов познания, возможности познания, природы познания и его возможностей, отношения знания к реальности, предпосылок познания, условий его достоверности и истинности. Именно из гносеологии проистекают такие философские направления, как скептицизм, оптимизм, агностицизм. Еще одним важным вопросом, которым занимается гносеология, является вопрос об отношении между опытом, работой Разума и ощущениями, получаемыми нами с помощью органов чувств. Помимо других разделов, в гносеологию входит и эпистемология, изучающая философия научного знания. Теория познания как философская дисциплина анализирует всеобщие основания, дающие возможность рассматривать познавательный результат как знание, выражающее реальное, истинное положение вещей.

-        аксиология – это философия ценностей. «Что есть благо?» - основной вопрос общей философии ценностей. Аксиология изучает ценности, их место в реальности, структуру ценностного мира, т.е. связь различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности. Она занимается некоторыми вопросами личной и общественной жизни человека и организованных групп людей. Можно сказать, что она включает в себя, как составляющие, этику, эстетику, социофилософию и философию истории. Также сюда относится и философская антропология.

-        праксеология – раздел философии, изучающий непосредственную практическую жизнь человека. По большому счету, он включает в себя, фактически, те же подразделы, что и предыдущий пункт, но в несколько произвольном их толковании. Можно сказать, что праксиология занимается утилитарными проблемами аксиологии.

-        антропология – философское учение о человеке;

-        социальная философия – раздел философии, описывающий специфические особенности общества, его динамику и перспективы, логику социальных процессов, смысл и предназначение человеческой истории.

 Эти разделы несводимы  друг к другу, но тесно связаны  между собой. 

 Роль и место философии  в обществе определяется ее  функциями, под которыми мы  понимаем ее воздействие на  людей и на их разностороннюю  предметную деятельность. Это воздействие,  в широком смысле, предстает как  влияние на мысли и поведение  человека, так и на их обоснование,  стимулирование и ориентацию. Функции  философии многоаспектны. Основополагающая  функция философии – выявление  универсалий культуры и выражение  их содержания в системе философского  знания. Универсалии (наиболее общие  представления) культуры зафиксированы  в фольклоре, искусстве, религии,  этических учениях нередко посредством  образов, иносказаний, притч, т.е.  далеко не всегда в логически  стройной и информационно ёмкой  форме. Философия же выражает  их содержание преимущественно  в системе категорий,  что обеспечивает  ей более широкие возможности  в духовном воспроизведении реальности  и в выработке его механизмов. Это осуществляется в процессе  выполнения философией ряда функций. 

Важнейшие из них:

- мировоззренческая – состоит в выработке обобщенных представлений человека о реальности, образе его поведения и деятельности;

- методологическая – связана с выработкой в рамках философии представлений об оптимальном образе человеческих действий в сфере познания, практики и коммуникации;

- гносеологическая – заключается в создании обобщенной картины познания мира, формулировке принципов познавательного отношения субъекта к объекту, разработке универсальных методов научного познания и логического мышления;

- аксиологическая – ориентирована на критический анализ коренных теоретических оснований ценностных ориентаций людей, их нравственных и эстетических идеалов, духовных регулятивов поведения в мире;

- праксеологическая – проявляется в опосредованном ее воздействии на практическую деятельность людей, определении их социальных целей и идеалов, выбор средств и методов индивидуальных и коллективных действий;

- критическая – состоит в выявлении средствами философии заблуждений, догм и устаревших стереотипов мышления;

- прогностическая – связана с выработкой средствами философии представлений, отражающих возможные состояния природных образований и общества, тенденции развития событий в различных сферах человеческой деятельности и глобальных процессов.

 Раскрытие специфики  философии как формы общественного  сознания, ее содержания и функций  является важным условием превращения  философских положений в мировоззренческие  ориентиры, помогающие человеку  определить свое отношение к  миру и самому себе. Исследование  исторической динамики предмета  философии, сравнение философии  с мифологией, религией, наукой, искусством, мировоззрением позволяет сделать  вывод о том, что философия  не сводится ни к одному  из этих феноменов человеческой  культуры однозначным образом.  Она сама есть только тогда,  когда мы философствуем. Философия  есть философствование (М.Хайдеггер). «Философия есть, собственно, ностальгия, тяга повсюду быть дома» - писал  поэт и мыслитель Новалис. Философия  может быть подобной тягой,  когда мы, философствующие, повсюду  «не дома». Философская истина  есть по существу истина человеческого  присутствия в мире.

Основная  специфика философского знания заключается  в его двойственности, так как  оно:

• имеет очень много  общего с научным знанием —  предмет, методы, логико-понятийный аппарат;

• однако не является научным  знанием в чистом виде.

Главное отличие философии  от всех иных наук заключается в  том, что философия является теоретическим  мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством  знаний.

Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует  иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.

Философия — особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно:

• основано на знании (а не на вере либо вымысле);

• рефлексивно (имеет место  обращенность мысли на саму себя);

• логично (имеет внутреннее единство и систему);

• опирается на четкие понятия  и категории.

Таким образом, философия  представляет собой высший уровень  и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой  и теоретической оформленностью.

 

 

 

 

 

35. Философское  понятие истины. Виды истин. Критерий  истин. 

Философское понятие истины.

Понятие истины человечество соединило с нравственными понятиями  правды и искренности. Правда и истина — это и цель науки, и цель искусства, и идеал нравственных побуждений.

Истина — величайшая социальная и личная ценность. Она укоренена в жизни общества, играя в нем важную социальную и нравственно-психологическую роль. Ценность истины всегда неизмеримо велика, а время ее только увеличивает.

 

Истину определяют как  адекватное отражение объекта познающим  субъектом, воспроизводящее реальность такой, какова она есть сама по себе, вне и независимо от сознания. Это  объективное содержание чувственного, эмпирического опыта, а также  понятий, суждений, теорий, учений и, наконец, всей целостной картины мира в  динамике ее развития. То, что истина есть адекватное отражение реальности в динамике ее развития, придает  ей особую ценность, связанную с  прогностическим измерением. Истинные знания дают людям возможность разумно  организовывать свои практические действия в настоящем и предвидеть грядущее.

Опыт показывает, что человечество редко достигает истины иначе, как  через крайности и заблуждения. История науки повествует даже о  целых столетиях, в течение которых  за истину принимались неверные положения. Заблуждение представляет собой  нежелательный, но правомерный зигзаг на пути к истине.

Заблуждение — это содержание сознания, не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное. Заблуждения имеют и гносеологические, и психологические, и социальные основания. Но их следует отличать от лжи как нравственно-психологического феномена. Чтобы глубже оценить истину и судить о ней, необходимо знать и о заблуждении, и о лжи. Ложь — это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-либо в обман.

Виды  истин

Говоря об истине и давая  ей определения, мы не должны забывать, что истина была разделена на несколько  видов. Зная и и понимая эти  различия нам легче будет в  постижении истины.

  1. Абсолютная истина - источник всего, то, из чего все изошло. Абсолютная истина не есть истина как процесс, она статична, неизменна (если она динамична, то она может стать более или менее абсолютной, следовательно, становится относительной истиной). Именно познание абсолютной истины есть то благо, к которому должна стремиться философия, однако чаще наблюдается уход современной философии от онтологических вопросов. Человеческий разум всегда будет ограничен определенными рамками, и у него нет возможности раскрыть полностью абсолютную истину. В некоторых религиях (в частности, в христианстве) эта проблема преодолевается тем, что абсолютная истина сама открывается человеку, поскольку признается личностность последней (абсолютная истина есть Бог). Другого адекватного решения вопроса об абсолютной истине философия предложить не смогла, т.к. философские системы ограничены по вышеуказанной причине ограниченности создавшего их человеческого разума, и создаваемые ими категории, претендующие на название "абсолютная истина", отрицают сами себя (кстати, в диалектическом развитии), что в приводит к нигилизму. Последний в общих чертах сводится к утверждению, что "всякая истина относительна", которое тоже характеризуется самоотрицанием, поскольку носит характер абсолютный.
  2. Относительная истина — философское понятие, отражающее утверждение, что абсолютная истина (или истина в последней инстанции) труднодостижима. Согласно этой теории, можно только приближаться к абсолютной истине, и по мере этого приближения создаются новые представления, а старые отбрасываются. Теории, утверждающие существование абсолютной истины, часто называют метафизикой, относительной истины — релятивизмом. Понятие относительной истины используется в учении о диалектике. Разновидностью относительной истины является правда. Относительная истина всегда отражает текущий уровень нашего знания о природе явлений. Например, утверждение «Земля вертится» -абсолютная истина, а утверждение о том, что вращение Земли происходит с такой-то скоростью,- относительная истина, которая зависит от методов и точности измерения этой скорости.
  3. Объективная истина — это такое содержание наших знаний, которое не зависит от субъекта по содержанию (по форме всегда зависит, поэтому истина субъективна по форме). Признания объективности истины и познаваемости мира равнозначны и не имеют ничего общего с относительным понятием иррационалистической философии.

 

Критерий  истин  — средство проверки того или иного утверждения, гипотезы, теоретического построения и т. п. К. и. является общественная практика. Опытные научные теории получают свою фундаментальную проверку с помощью практики:в материальном производстве, в революционной деятельности масс по переустройству об-ва и т. п. Если теория успешно применяется на практике, это означает, что она является относительно истинной. Способы проверки той или иной теории на практике могут быть различными. Напр., те или иные положения в естественных науках получают свое подтверждение в эксперименте, связанном с наблюдением, измерением, с математической обработкой получаемых результатов. Иногда апробация гипотетической теории осуществляется через опытную проверку выводимых из нее логическим путем следствий (Ги-потетшю-дедуктивный метод). Часто практическая проверка осуществляется опосредствованным путем. Так, установление истинности утверждения путем логического доказательства в конечном счете опирается на практическую проверку нек-рых исходных положений той или иной теории, к-рые в ее рамках специально не доказываются. Однако проверка на практике научных теорий не означает превращения их в абсолют, научные теории развиваются, обогащаются, уточняются, нек-рые их положения заменяются новыми (Абсолютная и относительная истина). Это связано с тем, что сама общественная практика, а следовательно, и способы сопоставления через практику научных теорий с действительностью постоянно развиваются, совершенствуются. Поэтому лишь развивающаяся общественная практика может полностью подтвердить или опровергнуть то или иное человеческое представление. Практика как К. и. впервые в теорию познания включена марксизмом. Совр. буржуазная философия не признает практики как К. и. или дает его извращенное толкование (напр., прагматизм).

 

 

55. Философское  содержание проблемы: «ЧЕЛОВЕК ЕСТЬ МЕРА ВСЕХ ВЕЩЕЙ»

 

Древнегреческий философ, мыслитель  Протагор, предположительно, выходец  из греческого селения Абдеры во Фракии был самым известным среди  воспитателей и преподавателей того времени, которых именовали софистами, что означало «любители мудрости». Своим ученикам он не только объяснял окружающий мир и его явления, но и пробуждал у них интерес  к его исследованию. Он утверждал, что объективной истины не существует, а есть лишь субъективное мнение и человек есть мера всех вещей.

 

До нашего времени практически  не дошли сведения о его жизни, учении и смерти. Не остались и его  сочинения. Все погибло в результате пожаров, кораблекрушений и прочих бедствий. Его учение в дальнейшем было восстановлено в основном по записям Платона и Диогена  Лаэртского.

Информация о работе Основные разделы философии. Специфика философского знания