Особенности философии эпохи Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2012 в 13:51, реферат

Описание

Философская эпоха может быть представлена полноценно лишь с учетом своего художественного отражения и осмысления. Но бывают периоды, когда подобные формы философствования становятся ведущими. Таково Возрождение с его новыми гуманистическими идеалами, новым мировоззрением, новой культурой и искусством, которые обрели бессмертие на века. Каждое последующее поколение переосмысливает творения Великих Мастеров Возрождения, ищет и находит в них ответы на свои вопросы.

Работа состоит из  1 файл

Особенности философии эпохи Возрождения.docx

— 73.24 Кб (Скачать документ)

     Особенности философии эпохи  Возрождения 

     Философская эпоха может быть представлена полноценно лишь с учетом своего художественного  отражения и осмысления. Но бывают периоды, когда подобные формы философствования становятся ведущими. Таково Возрождение с его новыми гуманистическими идеалами, новым мировоззрением, новой культурой и искусством, которые обрели бессмертие на века. Каждое последующее поколение переосмысливает творения Великих Мастеров Возрождения, ищет и находит в них ответы на свои вопросы.

     Еще творили выдающиеся схоласты, еще  средневековье не исчерпало себя окончательно, а уже рядом и  параллельно с этим зародилась иная культура и философия, основанная на стремлении к античному идеалу. В качестве самостоятельного культурного феномена это стремление оформилось в Италии XV века. Именно в Италии берет свое начало Возрождение, которое затем распространилось по всей Европе где с XIV в. начинаются большие изменения. Связаны они с разложением феодального общества и появлением новых политических, экономических и культурных тенденций.

     Развитие  ремесел, торговли, появление первых мануфактур, рост городов способствовали экономическому подъему европейских  государств. Он сопровождался укреплением  светской власти — королевских монархий. В философии усиливались антисхоластические настроения. Все это объективно стимулировало секуляризацию — освобождение от господства религии и церковной идеологии. Церковь и феодальные отношения на определенном этапе превратились в препятствие на пути исторического развития общества. Поэтому идеология Возрождения приобретает явный антифеодальный характер.   

     Средневековая культура и образ жизни вытесняются  возрожденной моделью античного  типа культуры. Отсюда и название эпохи  — Возрождение (фр. Ренессанс). Впервые термин «Возрождение» появился у известного живописца и архитектора XVI века Джорджo Вазари (1511—1574). В книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» он характеризует словом «rinascita», что с итальянского переводится как «возрождение», состояние современного ему искусства1. Но широкое хождение в качестве названия целой эпохи французское слово «renessance» получило в начале XIX века.Конечно, античная культура не могла быть реставрирована в своем первозданном виде. Влияние предыдущего исторического этапа — Средневековья — оказалось значительным.

     1. Исторические особенности  эпохи Возрождения

     В науке принято деление истории  на три периода: Древнюю, Среднюю  и Новую историю. Время, о котором идет речь, философы Возрождения называли Новым, связывая его с выработкой принципиально иных подходов к развитию искусства и науки. Теоретическое знание начало решительно выступать против теологии и впервые оспорило у нее право монопольно определять мировоззрение. Чаще всего выделяют классическое итальянское и северное заальпийское Возрождение. В центре философии Возрождения находится человек, творческая мощь которого — основа для мотивов богоборчества. Сохраняя сходство со средневековьем в проблематике и риторике, Возрождение трансформирует фундаментальные представления о Боге, человеке, его душе. Гуманистический пафос этой эпохи служит преодолению средневекового теоцентризма.

     А в конце XIV века Италия представляла собой множество городов, каждый из которых вместе с прилегающими территориями был самостоятельным  политическим образованием. Причем в  городах-республиках Италии, как, впрочем, и в Северной и Центральной  Европе, существовало коммунальное самоуправление. С самого начала вассальная зависимость  в Европе была двуликой. Король зависел  от своих вассалов так же, как  и они от него. Вассальная зависимость  предполагала привилегии дворянства и  его борьбу за вольности. Власть продолжала зависеть от подданных, в данном случае от знати. И в этом проявляла себя античная традиция в жизни средневековья. Здесь предпосылка зарождения либеральной  демократии, которая углубляет принцип  самоуправления, открытый древними греками. 

     Дальнейшее  развитие и усиление этого процесса происходит как раз в эпоху  Возрождения. Дело в том, что городские  общины в Западной Европе уже не состоят из земельных собственников, живших родами. Главную роль в западноевропейских городах играли купцы и ремесленники, а впоследствии пред буржуа — хозяева  мануфактур, живущие наемным трудом работников. Уже в средние века города отличались особым укладом жизни, непохожим на быт крестьян и землевладельцев.

     Но  самоуправление приходилось отстаивать в сложной борьбе с королем  и сеньорами, которые, согласно средневековым  традициям, господствовали над городами. Борьба городов эпохи Возрождения  за самостоятельность шла с переменным успехом и наполнена яркими эпизодами. Некоторые города выкупили у сеньоров свою самостоятельность за большую  сумму денег. В других городах  самостоятельности добивались в  ходе мятежа.

     Итак, эпоха Возрождения отличается как  раз приматом городской жизни  над сельской. Здесь перед нами начало новой городской цивилизации. И эта цивилизация уже не знает той строгой регламентации жизни и деятельности ремесленника, которое было в корпоративно-сословных объединениях средневековья. С технологической точки зрения Возрождение еще не знает фабрики с ее системой машин. В этом плане мануфактура — это всего лишь расчленение процесса труда на элементарные, не требующие особой подготовки, операции. Но в общекультурном смысле переход к мануфактурному производству означает освобождение труда от средневековой регламентации. А это дает толчок изменению всей системы взаимоотношений в обществе, всей ткани социальных взаимодействий. 

     Борьба  городов за политическую независимость  от феодальной знати сочеталась с  борьбой идеологической. Именно горожане позднего средневековья создавали  вольные университеты как центры светской культуры. Так уже в XII — XIII веках в Европе, и прежде всего  на юге Европы в Италии, начался  процесс секуляризации — освобождения социальной и культурной жизни от влияния церкви. Безусловно, он нашел  свое проявление и в области философии. Хотя нельзя забывать, что процесс  этот был долгим и постепенным.

     В XV веке в Италии зарождается интеллигенция. И прежде всего она возникает  не как научно-техническая, а как  художественная интеллигенция. «Интеллигенция»  происходит от латинского слова «знающий», «понимающий», «разумный». Причем в  наши дни это слово имеет два  значения. С одной стороны, «интеллигенцией» называют группу людей, которая в  соответствии со своим образованием и социальным статусом, занимается умственным трудом, в отличие от тех, кто занимаются трудом физическим. С другой стороны, интеллигенцией называют некую духовную элиту общества, которая  задает ему нравственные, эстетические и другие ориентиры. В этом случае интеллигентность не предполагает каких-либо формальных признаков, связанных с  условиями жизни и труда. Интеллигентность в данном случае выражается в определенном состоянии духа и творческих способностях, которые объединяют людей в неформальное единство. Именно в качестве такого неформального объединения творческих людей и возникла интеллигенция  в эпоху Возрождения.

     Первых  европейских интеллигентов объединяли не профессиональные обязанности и  социальный статус, а общие интересы, сфера занятий, отношение к миру. Новый взгляд на мир и человека, выраженный в поэтических, философских, художественных произведениях Возрождения, принято называть «гуманизмом». При  этом поэт Петрарка и философ Фичино были священнослужителями, поэт Ариосто служил в военной администрации, автор знаменитого произведения «Государь» Макиавелли был чиновником коммуны. Но каждый из названных гуманистов прославился как раз тем, чем занимался на досуге, общаясь со своими единомышленниками из самых разных слоев итальянского общества. Новый тип гуманистического общения уже не регламентирован сословными рамками. Люди низкого происхождения вступают в спор на философские, литературные и политические темы с представителями высших сословий. Иначе говоря, в культурном пространстве художественной мастерской рушатся сословные рамки. Именно так Возрождение закладывает основы для теории и практики гуманизма — начала европейской светской культуры современного типа. 

     Рождение  интеллигенции во многом связано  с выделением из ремесленных цехов  свободных художественных мастерских, которые как раз и становятся центрами нового гуманистического общения. При жизни одного поколения происходят столь разительные перемены, что  даже отец Микеланджело не мог понять, чем его сын отличается от каменотеса и отчего пользуется таким уважением. Рафаэль, Микеланджело, другие деятели  Возрождения живут уже преимущественно  за счет занятия искусством. Они  становятся очень богатыми и знатными людьми. К дружбе с ними стремится  знать. Когда умер Донателло, то его  хоронил весь город. Его гибель воспринималась как национальная трагедия.

     С появлением интеллигенции во Флоренции, Венеции, Падуе и других итальянских  городах XIV—XV вв. заявляет о своем  существовании активное и грамотное  городское большинство. И как  раз в античной культуре эти люди видят образец для подражания. Античной культуре подражают во всем: архитектуре, интерьере, одежде, речи, жестах, манерах, вплоть до бытовых деталей.

     Тем не менее, время уже было другим. Это было эпоха, которая под маской древности созидала новую культуру и новый тип человека. Культ  человека и его творческих деятельных способностей, которым отличается эпоха  Возрождения, предполагает еще одну основу, которой не знала и не могла знать античность. Это так  называемый индивидуализм, без которого нельзя понять ни философии, ни всей культуры Возрождения.

     Для средневекового миросозерцания был  характерен идеал превосходства  духа над телом, отсюда религиозная  практика аскезы, умерщвления плоти  и пр. Гуманистический идеал Возрождения  связан с реабилитацией человеческой телесности. Причем реабилитация телесности в искусстве Возрождения порой  принимает гипертрофированные, гротескные формы, что, в частности, выразилось в творчестве Боккаччо, Рубенса и  Рабле. Но в своей адекватной и  осознанной форме этот идеал означал  гармоничное единство телесного и духовного, материального и идеального. Именно в таком виде идеал Возрождения нашел свое выражение у выдающихся художников Возрождения Рафаэля, Тициана, Боттичелли, Микеланджело, Леонардо да Винчи. 

     Если  средневековый человек проявляет  свою личную волю в поисках спасения души, то человек Возрождения активно  самоутверждается и самовыражается в земной жизни — в политике, искусстве, науке, философии и т.д. Не только в контексте хозяйственной и политической деятельности, но и в культурном пространстве художественных мастерских деятели Возрождения демонстрируют свою творческую мощь и разносторонность. Универсализм — это тоже один из идеалов Возрождения, одна из особенностей его гуманизма. Эта эпоха действительно породила много ярких и разносторонних личностей, подобных Леонардо да Винчи. В этот период изобретались и совершенствовались измерительные приборы и инструменты. Так, Галилео Галилей2 сконструировал телескоп и создал первый термоскоп (прототип термометра), Леонардо да Винчи изобрел устройство для свободной подвески церковных колоколов, сводящих к минимуму сопротивление трения, подвижную модель шлюза, строгальный станок, устройство для насечки напильников, многоствольную скорострельную пушку, шариковый подшипник, артиллерийский снаряд со стабилизатором, модели вертолета, экскаватора, велосипеда, аэроплана. Наука стала принимать международный характер.

     Период  завершения Средневековья и начала следующего этапа истории получил  в науке название «эпохи Ренессанса» в котором выделяются, в свою очередь, следующие исторические этапы:

  1. Предвозрождение (Дученто) II пол. XIII в. Ликвидация крепостничества, накопление торговокупеческих капиталов, появление антифеодальных городских конституций.
  2. Раннее Возрождение (Треченто) XIV век. Эпоха пополанской3 демократии городов, государств, появление мануфактур.
  3. Зрелое Возрождение (Кватрочето) XV век. Ограниченная пополанская демократия сменяется олигархическим правлением, а затем тиранией.
  4. Позднее Возрождение (Чинквеченто) XVI в. - нач. XVII в. Эпоха великих политических потрясений. Образование региональных абсолютистских государств и дальнейшая эволюция раннекапиталистической экономики.

     Итак, эпоха Возрождения - это эпоха зарождения капиталистических отношений, создания национальных государств и абсолютных монархий Западной Европы, эпоха глубоких социальных конфликтов. Эти изменения привели к переменам в умонастроениях людей и пробуждению их самосознания. Прежде всего это выразилось в секуляризации, т. е. в освобождении общества от безраздельного господства церковной идеологии и религии. Наиболее интенсивно этот процесс шел в среде набирающей силу буржуазии, как класса, нуждающегося в новом мировоззрении. Емкую и лаконичную характеристику произошедшим переменам дал Ф. Энгельс. «Королевская власть, опираясь на горожан, сломила мощь феодального дворянства и создала крупные, в сущности основанные на национальности, монархии, в которых начали развиваться современные европейские нации и современное общество».4

     Стремление  к возрождению идеалов и ценностей  классической древности, давшее наименование эпохе, определило решающее влияние наследия античности на формирование философских воззрений этого периода. Идеал античной культуры оказался ближе и понятнее нарождающейся буржуазии, чем культура феодального общества. Поэты и художники стремились отразить в своем творчестве окружающий их мир и человека такими, какими видели их в действительности. Опорой служило им искусство древних греков. Однако ренессансный гражданин, ренессансная культура и философия существенно отличаются от античных. Хотя Возрождение и противопоставляет себя Средневековью, оно возникло как итог развития средневековой культуры и поэтому несет на себе ее отпечаток. Античная традиция не просто усваивалась в эпоху Возрождения, но творчески перерабатывалась. Если в средние века ученые и философы, как правило, были служителями Церкви, то теперь появилась прослойка интеллигенции, связанная только с наукой и искусством.

Информация о работе Особенности философии эпохи Возрождения