Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 22:14, реферат
Хронологические рамки Нового времени, обычно очерчиваемые историками, это XVII – нач. XX веков, то есть период от первых буржуазных революций до первых социалистических. Однако новейший период в философии начинается уже с середины XIX века. Таким образом, история новоевропейской философии занимает два с половиной столетия.
^ ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
5.1. Особенности новоевропейской философии
Хронологические рамки Нового времени,
обычно очерчиваемые историками, это XVII
– нач. XX веков, то есть период от первых
буржуазных революций до первых социалистических.
Однако новейший период в философии начинается
уже с середины XIX века. Таким образом,
история новоевропейской философии занимает
два с половиной столетия.
Философия XVII века заложила основы новоевропейской
философии, разработала основные её направления
и концепции. Выдающимися представителями
этого периода являются Ф. Бэкон, Р. Декарт,
Б. Спиноза, Д. Локк,
Т. Гоббс.
Философия XVIII века – философия эпохи
Просвещения – довела до логического
завершения основные идеи и интенции XVII
века, сделала их общественным достоянием.
Выдающимися философами этой эпохи были
Вольтер, Руссо, Дидро, Гольбах, Лессинг,
Кант, Толанд.
Немецкая классическая философия (XVIII
– сер. XIX вв.) вывела новоевропейскую философию
на уровень развитых систем, вскрыла тупики
новоевропейской мысли, подготовила переход
к новейшему периоду. Наиболее видными
философами немецкой классики являются
Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах.
Философия К. Маркса и Ф. Энгельса критически
переосмыслила опыт немецкой классической
и европейской философии и предвосхитила
ведущие интенции философии новейшего
периода.
Философия – это самосознание культуры,
поэтому особенности философии того или
иного периода ее развития отражают особенности
соответствующего периода в развитии
культуры. Главная отличительная черта
новоевропейской философии – рационализм – является проявлением рационалистического
духа европейской культуры Нового времени.
Рационализм новоевропейской культуры
проявился:
– в рационализации социально-экономической
жизни, то есть в зарождении и развитии
капитализма, индустриального общества;
– в процессах десакрализации культуры,
в результате которых религия к концу
Нового времени утратила своё господствующее
положение в общественном сознании;
– в зарождении и бурном развитии науки
(в её современном виде), которая к концу
Нового времени заняла лидирующее положение
среди других форм духовной деятельности
человека. Начало научной революции было
положено открытиями Н. Коперника, И. Кеплера,
Т. де Браго, Г. Галилея, завершилось созданием
классической механики И. Ньютона.
Рационализм в философии этого периода
получил своё выражение в культе Разума, достигшем своего пика в эпоху Просвещения
(XVIII в.). Философия Нового времени строится
на уверенности в безграничных возможностях
человеческого разума в познании мира,
в преобразовании этого мира и преобразовании
самого человека. С прогрессом разума,
то есть с прогрессом познания, образования
и просвещения, связывается надежда на
решение всех социальных и нравственных
проблем. Чем разумней человек, тем он
нравственней и счастливей, – такую идею
разделяет большинство философов Нового
времени.
Рационализм проявился во всех разделах
философского знания. В онтологии рационализм получил своё выражение
в господстве деистической концепции. Деизм – учение, согласно
которому бог, создав мир, больше в дела
мира не вмешивается. Это учение совершает
редукцию божественного духа к божественному
разуму: Бог, проявив свою волю лишь однажды,
больше её не проявляет. Миропорядок воплощает
в себе мудрость божественного разума.
Деизм открывает путь для развития науки,
то есть изучения неизменных законов природы
как постижения божественного разума:
если бы Бог продолжал творить мир, то
существование законов природы было бы
просто невозможно. Большинство выдающихся
ученых Нового времени, в том числе Ньютон,
были деистами.
Открывая дорогу для развития науки, деизм
при этом несёт в себе угрозу для существования
религии, но не потому, что религия и наука
взаимно исключают друг друга, а потому,
что деизм содержит в себе возможность
отрицания бога как личности, ведь личность
проявляет себя через волю, через преобразовательную
деятельность. Бог как безликий Мировой
Разум или Абсолютная Идея может быть
объектом философских размышлений, но
не может быть объектом религиозного поклонения.
Рационалистическое понимание бытия выразилась
также в уверенности большинства новоевропейских
философов в гармоничном и совершенном
устройстве бытия, в разумности существующего
миропорядка. Это нашло отражение в господстве
принципа тождества мышления и бытия.
В гносеологии рационализм проявил себя прежде всего
в уверенности, что мир вполне постигаем
силами человеческого разума. Большинство
философов Нового времени разделяло эту
точку зрения, считая, что в этом – разумно
устроенном мире – нет ничего, что было
бы недоступно человеческому разуму, надо
лишь найти верный путь (метод) познания.
Однако в английской и немецкой философии
XVIII века возникают учения, ставящие под
сомнение или отрицающие возможность
постижения силами человеческого разума
объективной реальности (Д. Юм, И. Кант).
В учении о человеке рационализм также проявил себя в господстве
представлений о разуме как о сущности
человека.
Уже в эпоху Возрождения на основе христианского
понимания человека как образа и подобия
Бога вызревает представление о том, что
не только Бога, но и человека можно рассматривать
как личность. В новоевропейской культуре и новоевропейской
философии получает своё окончательное
оформление идеал личности как человека,
активно преобразующего мир на основе
могущества своего разума.
Не только идеалисты, но и материалисты
Нового времени усматривали сущность
человека в разуме, только разум для них
имел не божественную, а биологическую
или социальную природу.
В социальной философии рационалистическая тенденция наиболее
ярко проявила себя в характере социальных
утопий, выдвигаемых в этот период: идеальное
социальное устройство мыслится как Царство
разума, как рационально организованный
порядок, победивший стихию и хаос социального
развития.
Аналогично тому, как в теории познания
происходил поиск явных и разумных начал
познания, так и в области социальной философии
шел поиск разумных и справедливых начал
общественной жизни. Это получило воплощение
в понятии «естественного права» и в теории
«общественного договора» (Д. Локк, Ж.-Ж.
Руссо), на основе которых эпоха Просвещения
провозгласила равенство всех граждан
перед законом, неотъемлемость прав каждого
человека на жизнь, свободу и собственность.
^ Контрольные вопросы
В чём проявляется рационалистический
характер новоевропейской культуры?
Как культ Разума проявляется в новоевропейской
философии?
Что означает понятие «деизм»?
Каков идеал личности в философии Нового
времени?
^ 5.2. Научная революция и философские основания
механистической картины мира
Научная революция
В конце XVI–XVII вв. европейская наука пережила
революцию, то есть качественный скачок
в своем развитии, а именно:
– осуществился переход науки с эмпирического
уровня развития – на теоретический: от «собирания фактов», от фрагментарных
знаний о мире наука перешла к созданию
фундаментальной научной теории – механики,
которая на основе немногочисленных исходных
принципов охватывала фактически всю
природу, описывая движение материальных
тел от атомов до планет;
– произошла математизация естест
– наука стала опираться на принципиально
новую методологию – эмпирическую, предполагающую опытное,
экспериментальное обоснование знания. Основоположником
этого метода в философии Нового времени
был английский философ XVII века Френсис
Бэкон;
– научные знания, научные открытия стали
широко применяться на практике. Результаты
научных исследований были востребованы
быстро развивающимся машинным производством.
Наука постепенно становиласьпроизводительной силой индустриального
общества;
– наука стала важнейшим социальным институтом: раньше она
была занятием одиноких мыслителей, теперь
ученые объединились в научные сообщества,
появились первые Академии наук, начали
выходить научные периодические издания,
значительно увеличилось число университетов.
Все эти качественные изменения привели
к формированию науки в её современном
виде. Если
до этого, с момента своего возникновения
в Древней Греции в VI–V веках до н. э., под
наукой подразумевалась система логически
обоснованных знаний, то теперь наука
стала производством новых знаний
о мире, имеющих опытное обоснование и
практическое применение, производительной
силой общества и его социальным институтом.
^ Научная картина мира
Научная картина мира – это целостная система представлений
о мире, возникающая в результате обобщения
и синтеза основных естественно-научных
понятий и принципов. В основе научной картины мира лежит
фундаментальная научная теория, в нашем
случае – классическая механика.
В результате научной революции в новоевропейской
культуре формируется первая в истории
европейской мысли научная картина мира, а именно механистическая.
Научная картина мира выполняет роль посредника
между профессиональной наукой и общественным
сознанием, культурой в целом. Через неё
осуществляется переемственность между
поколениями ученых. В силу своих, «популяризаторских»
функций, научная картина мира содержит
в себе не только концептуальный (понятийный),
но и чувственно-образный компонент, то
есть ряд наглядных представлений о природе.
Целостное представление о мире невозможно
без представлений о пространстве, времени,
материи и развитии этого мира. Наука и
научная картина мира заимствуют эти представления
у философии, они являются ее философскими
основаниями.
^ Философские основания механистической
картины мира
Представление о материи
Материя в механистической картине мира
рассматривается как вещество. Материальное приравнивается к вещественному.
Помимо твердого, жидкого и газообразного
состояния вещества в механистической
картине мира признается существование
особого сверхплотного и невидимого вещества
– эфира, которое заполняет межзвездное
пространство и через которое осуществляется
гравитационное взаимодействие. В механистической
картине мира есть также представление
о флогистоне и теплороде – тоже веществах,
при помощи которых объясняются химические
взаимодействия и тепловые явления (Наличие
этих квазивеществ в механистической
картине мира объясняется тем, что ещё
не было сформировано понятие о поле как
разновидности материи).
Материя, то есть вещество, в механистической
картине мира имеет предел делимости – атомы. Атомы, как
и все тела, двигаются согласно законам
механики.
Представление о пространстве
и времени носило субстанциональн
Со времен Коперника и Бруно пространство
Вселенной мыслилось бесконечным, а также
столь же однородным, как и время.
Представление о движении. Все виды движения
в механистической картине мира были редуцированы
к механическому перемещению. Даже животные и растения мыслились
наподобие неких механизмов. (Французский
философ Ж. О. Ламетри написал книгу под
очень красноречивым названием «Человек-машина».)
В условиях такой жесткой редукции, где
все сложные виды движения сведены к одному
– простейшему, нет места развитию, то есть появлению чего-то качественно
нового. Философской основой отрицания
развития служила (уже упоминавшаяся выше)
деистическая концепция, согласно которой
Бог сотворил мир однажды в его законченном,
совершенном виде.
Представление о причинности носило строго
детерминистский характер: все события и явления причинно
обусловлены, ничего случайного быть не
может. Наличие у людей представления
о случайных явлениях объяснялось недостатком
информации по данным явлениям, то есть
трактовалось как представление поверхностное,
характерное для обыденного, но не для
научного или философского мышления.
Итак, в механистической картине мира весь
мир – от атомов до планет и звезд – уподоблен
некоему неизменному, раз и навсегда созданному
механизму, где все материальные объекты
перемещаются, не претерпевая развития,
в абсолютном пространстве и времени,
подчиняясь законам механики и строгой
причинности.
^ Контрольные вопросы
Какие революционные изменения произошли
в науке на рубеже
ХVI–ХVII вв.?
Что означает понятие «научная картина
мира»?
Каковы функции научной картины мира?
В чём сущность субстанционального понимания
пространства и времени?
Является ли механистическая картина
мира диалектической?
^ 5.3. Проблема метода в философии Нового
времени
В силу революционных преобразований
в науке, особую актуальность в философии
Нового времени приобретает проблема
метода. ^ Метод – путь познания. Проблема метода
– проблема основ познания и критериев
истины.Проблема метода обсуждалась еще в античности,
но лишь в философии Нового времени она
получает систематическое развитие.
Философия Нового времени даёт три основных
решения: сенсуализм, рационализм и эмпиризм.
Сенсуализм и рационализм берут свое начало
в античной философии, эмпиризм – принципиально
новая концепция, появление которой соответствовало
интенциям развития новоевропейской науки.
Сенсуализм
Эта философская концепция за основу познания
и критерий истины берущая чувства. Главный принцип сенсуализма: «Нет ничего
в разуме, чего прежде не было бы в чувствах».
В философии Нового времени сенсуализм
представлен в философии англичанина
Джона Локка (1632–1704). Главная его работа
– «Опыт о человеческом разумении». Дж.
Локк, выступая против теории «врождённых
идей», восходящей к Платону, считал, что
сознание человека от рождения – «чистая
доска», которая наполняется содержанием
через ощущения. Ощущения Дж. Локк называет
идеями. Идеи – это всё то, что воспринимается
душою в себе самой или является непосредственным
объектом восприятия, мышления или интеллекта.
Ум способен только комбинировать идеи,
а не производить их. Развитие познания
– движение от простых идей к сложным.
Насколько достоверно чувственное восприятие
реальности? Локк доверяет чувствам, но,
принимая во внимание их возможную субъективность,
развивает концепцию первичных и вторичных
качеств: он различает пространственно-временные
характеристики объектов (первичные качества)
и их субъективное преломление (вторичные
качества). К первичным качествам следует
отнести фигуры, величины, положения и
т. д. Вторичные качества – это цвет, вкус,
запах и т. д. Различение первичных и вторичных
качеств имело большое значение для последующего
развития философии Нового времени, когда
в ней был поставлен вопрос о границах
человеческого познания.
Эмпиризм
Данная философская концепция основу
познания и критерий истины усматривает
в опыте. Родоначальником эмпиризма является
Фрэнсис Бэкон (1561–1626) – английский философ,
политик и писатель. Основные принципы
нового метода были изложены им в трактате
«Новый Органон» – второй части большого,
но неосуществлённого до конца замысла,
названного Ф. Бэконом «Великое восстановление
наук». Ф. Бэкон критикует предшествующую
философию за бесплодность и многословие.
Рост практического могущества человека
– свидетельство обладания им подлинным
знанием. Выступая за тесную связь науки
с практикой, Ф. Бэкон выдвигает свой знаменитый
тезис «Знание – сила».
Эмпирический метод близок к сенсуализму,
но имеет ряд существенных отличий. Эмпиризм
не исключает важности чувственного восприятия
для процесса познания, но настаивает
на тесном союзе чувств и разума. Свой метод
Ф. Бэкон образно назвал «методом пчелы»,
противопоставив его «методу муравья»
и «методу паука». Сторонники первого
метода – сенсуалисты (Ф. Бэкон называет
их эмпириками) – «только собирают и довольствуются
собранным». Сторонники второго – рационалисты
– «производят нить рассуждений из самих
себя». Пчела же, как пишет Ф. Бэкон, «извлекает
материал из садовых и полевых цветов,
но располагает и изменяет его по своему
умению»1. Ф. Бэкон считает, что его метод соединяет
в себе достоинства первых двух путей,
но свободен от недостатков каждого из
них.
Ф. Бэкон отчетливо понимает, что чувства
являются недостаточной основой познания:
они либо отказывают человеку в постижении
истины, либо искажают действительность.
Однако «они же указывают нам на свои ошибки;
только ошибки близки, а указания приходится
искать далеко»1. Именно поэтому нужен разум, который
способен извлекать истину из чувственного
опыта. Извлечь эту истину он может благодаря эксперименту.
В отличие от сенсуализма, основанного
на пассивном созерцании природы, эмпиризм
провозглашает необходимость активности субъекта познания: природу надо
не созерцать, а задавать ей вопросы, то
есть ставить эксперименты с изучаемыми
объектами, активно вмешиваться в природные
процессы, вплоть до их разрушения, если
это необходимо. Ф. Бэкон сравнивает природу
со строптивой узницей Инквизиции, которую
необходимо вогнать в «испанский сапог»
(то есть пытать), чтобы она выдала свои
тайны.
В отличие от рационализма, основанного
на дедуктивном способе умозаключений,
эмпиризм использует индуктивный: умозаключение
от частного – к общему, движение от конкретного
– к абстрактному. Любое индуктивное заключение
не исключает возможность ошибки: любое
обобщение делается на основе более или
менее ограниченного опыта человека. Чтобы
уменьшить вероятность ошибок, Ф. Бэкон
попытался усовершенствовать индуктивный
метод. Он назвал свой метод «методом истинной
индукции» и противопоставил его «детской индукции».
В отличие от последней, делающей поспешные
обобщения на основе небольшого количества
примеров, метод истинной индукции предполагает
поиск примеров из разных сфер действительности,
а также сознательный поиск контр-примеров.
Для достижения истины было бы достаточно
правильного метода познания, если бы
человеческий ум к началу познания был,
действительно, «чистой доской». Однако
исследователь приступает к познанию
мира с уже имеющимися неверными установками,
предрассудками, заблуждениями, мешающими
постижению Истины. Ф. Бэкон выделил четыре
вида такого рода препятствий человеческого
ума, назвав их «идолами» или «призраками».
Идолы рода – это субъективные моменты человеческого
познания, логического или психологического
свойства, объективно присущие человеческому
разуму вообще. К идолам этого рода Ф. Бэкон
относит субъективность человеческого
познания: склонность приписывать природе
человеческие качеств. Идол рода – «жадность»
разума: имея дело с конечным, человек
дерзает постигнуть бесконечное и склонен
своим знаниям, полученным из ограниченного
опыта, придавать универсальное значение.
Кроме того, «человеческий разум – не
сухой свет, его окрапляют воля и страсти»1: человеческий
разум склонен видеть не то, что есть на
самом деле, а то, что он хочет, к чему стремится.
Идолы пещеры – это те же идолы рода, только по-разному
и у разных людей проявившиеся в силу воспитания
или иных особенностей развития. Это индивидуальные
особенности мышления, которые, будучи
доведены до крайности, могут привести
к ошибкам познания. Есть, например, умы
консервативные, не способные к восприятию
нового, а есть, наоборот, умы, в погоне
за новым теряющие свои основы. Есть умы
аналитические, не способные к синтезу,
а есть синтетические умы, неоправданно
пренебрегающие тонкостями и деталями.
Идолы площади – это слова и понятия, за которыми нет
никакой реальности либо реальность искажена.
Однако эти понятия используются людьми
при осмыслении мира и приводят к неправильным
концепциям – идолам театра. В качестве
примера идолов площади Ф. Бэкон приводит
понятия «судьба» и «перводвигатель»,
которых в реальности, с его точки зрения,
нет.
Идолы театра – догматизированные теории и концепции,
мешающие дальнейшему развитию познания.
Ф. Бэкон таковыми считает софистику, суеверия,
теологию и философию Аристотеля.
Избавиться от идолов площади и театра
возможно, от идолов рода и пещеры – фактически
нет. Однако знание ученым свойств своего
разума и свойств человеческого разума
вообще, как считает Ф. Бэкон, поможет избежать
если не всех, то многих ошибок в познании,
либо ускорить процесс освобождения от
них.
Рационализм
Рационализм – это философская концепция,
основу познания и критерий истины усматривающая
в разуме. Рационализм восходит к платоновской
концепции познания как припоминания
и теории «врожденных идей».
В философии Нового времени рационализм
представлен в философии
Р. Декарта (1596–1650), французского философа
и математика. Основные идеи изложены
им в трактатах «Рассуждение о методе»
и «Начала философии».
Как и Ф. Бэкон, Р. Декарт выступал с критикой
устаревшего схоластического метода мышления,
был озабочен проблемой достоверности
знания. Но если Бэкон на первое место
выдвинул практическую основательность
знания, то Р. Декарт искал признаки достоверности
познания в сфере самого знания, в его
внутренних характеристиках. Эта интенция,
как и бэконовский эмпиризм, также соответствовала
интенциям развития новоевропейской науки:
выход науки на теоретический уровень
предполагал использование не только
индуктивных, но и дедуктивных методов
исследования. Математический уровень
развития науки позволял делать открытия
«на кончике пера», то есть на пути от гипотезы
– к её экспериментальной проверке.
Р. Декарт разработал следующие правила
своего метода.
Первое правило – правило интеллектуальной интуиции. За основу
познания надо взять только те истины,
которые представляются разуму предельно
ясными, очевидными, не требующими доказательств.
Чтобы увидеть эти истины, Р. Декарт предложил
процедуру универсального сомнения: только то,
что выдержит проверку сомнением, в чем
нельзя усомниться, и будет основой, фундаментом
последующих построений. Единственная
истина, в которой, как оказалось, человеческий
разум не может усомниться, это факт самого
сомнения. Достоверность своего существования,
таким образом, человек обнаруживает не
через свое тело, не через внешний мир,
а через акт мышления: «Я мыслю, следовательно,
существую». Человек существует прежде
всего как субъект мышления. Из приведенной
истины Р. Декарт, применяя следующие три
правила метода, выводит существование
Бога, бессмертной души человека и природного
мира.
Второе правило – правило анализа: разделять сложные проблемы на простые.
Третье правило – правило дедукции: располагать свои мысли в порядке, начиная
с простейших, абстрактных, и доходить
до наиболее сложных, конкретных.
Четвертое правило – правило полноты и последовательности выводов: в процессе
мышления не пропускать никаких логических
ступеней, делать все выводы, которые только
можно получить.
^ Контрольные вопросы
Чем эмпиризм отличается от сенсуализма?
Какие «идолы», согласно Ф. Бэкону, мешают
постижению истины?
Каков методологический смысл универсального
сомнения Р. Декарта?
Что означает понятие «интеллектуальная
интуиция»?
Приведите примеры индуктивных и дедуктивных
умозаключений.
^ 5.4. Проблема субстанции в философии Нового
времени
Одной из основных проблем философии Нового
времени являлась проблема субстанции. Субстанция – «объективная
реальность, рассматриваемая со стороны
ее внутреннего единства…; предельное
основание, позволяющее сводить чувственное
многообразие и изменчивость свойств
к чему-либо постоянному, относительно
устойчивому и самостоятельно существующему»1. Проблема субстанции
восходит к античной философии и получает
в Новое время три основных решения.
Дуализм
Дуализм – это философская концепция,
все многообразие бытия сводящая к двум субстанциям.
В философии Нового времени дуализм представлен
в учении Р. Декарта. Р. Декарт определял
субстанцию как «вещь, которая является
причиной себя самой». Он выделил две субстанции:
дух и материю. Параллельное изменение
в материальной и духовной субстанции
скорректированы богом.
Атрибутом (неотъемлемым, сущностным свойством)
духовной субстанции является мышление,
а материальной – протяжение.
Модусами (свойствами, присущими лишь в некоторых,
определённых состояниях) духовной субстанции
являются воображение, чувство, желание.
Модусы материальной субстанции множественны,
в том числе ими являются: фигура, движение,
положение и т. д.
Монизм
Данная философская концепция в основе
бытия усматривает одну субстанцию. В философии Нового времени
монистическая концепция представлена
пантеистической философией голландского
философа Б. Спинозы (1632–1677).
Согласно Б. Спинозе, субстанция одна –
это бог или природа. Она имеет два атрибута:
мышление и протяжение. Модусы субстанции
– это единичные вещи. Таким образом, конечные
вещи – это состояния Бога, а Бог – внутренняя
причина всех вещей. Душа человека – идея
тела, то есть душа – не субстанция, а лишь
модус мышления.
Плюрализм
В философии Нового времени существует
третье решение проблемы субстанции, которое
можно условно назвать плюрализмом. Это концепция, допускающая бесконечно многое число субстанций.
Сам автор этой концепции – известнейший
немецкий математик и философ Г.В. Лейбниц
(1646–1716) – назвал своё учение «монадологией».
Согласно Г.В. Лейбницу, существует бесконечное
множество субстанций или монад (в переводе:
«единое», «единица»), они неделимы и идеальны.
Атрибутом каждой монады является деятельность,
то есть представление, восприятие, стремление.
Субстанции замкнуты на себя: каждая субстанция
– это обособленная вселенная, в каждой
монаде – весь мир. Только не все монады
способны это осознать.
Весь мир – совокупность монад: душа есть
не только у человека, но у растений и даже
минералов, но только у них не сознательные,
как у человека, а бессознательные представления.
Лейбниц выстраивает иерархию монад: минералы
– растения – животные – человек – Бог.
Бог – высшая монада, то есть высшая ступень
разумности и сознательности. Между ступенями
этой иерархии – плавные переходы, непрерывность.
Монады находятся в предустановленной
Богом гармонии. Мир совершенен. Степень
свободы каждой монады определяется степенью
ее разумности, сознательности.
Контрольные вопросы
1. Что означают понятия «субстанция»,
«атрибут», «модус»?
2. Сколько субстанций выделяют монизм,
дуализм и плюрализм?
3. Чем, согласно Декарту, духовная субстанция
отличается от материальной?
^ 5.5. Философия Просвещения
Общая характеристика Просвещения
Просвещение – идеологическое течение
и философская концепция, «ставящая себе
целью заменить воззрения, основывающиеся
на религиозном или политическом авторитете,
такими, которые вытекают из требований
человеческого разума и могут выдержать
критику со стороны каждого индивида в
отдельности»1. Это понятие стало выражением общего
процесса, охватившего ряд стран Западной
Европы в XVII-XVIII веках.
Эпоха Просвещения характеризуется большими
общественными и культурными изменениями,
на ход которых оказали существенное влияние
философские идеи. Духовная и культурная
жизнь Европы ХVIII века отмечена широким
распространением и исключительной популярностью идеи
всевластия человеческого разума, решающей
роли знания и научного познания. Эта идея поддерживалась
бурным развитием науки и образования,
реформаторскими и революционными изменениями
в обществе и политике (Великая французская
революция, реформы в Англии и Германии).
Просвещение объединило всех прогрессивно
мыслящих представителей формирующегося
«третьего сословия»: ученых, деятелей
культуры и политики. Оно было направлено
на критику всего, что было связано с феодальным
устройством общества. Его сторонники
во Франции, Англии и Германии боролись
против религиозных предрассудков и суеверий,
против власти церкви, выступали за свободу
научного и философского мышления, свободу
художественного творчества и выражения
гражданских взглядов.
Идеи, выдвигаемые философами этой эпохи
(которые нередко были видными общественно-политическими
деятелями), не во всём совпадают, однако
можно выделить ряд идей, характерных
для эпохи в целом.
^ Рассмотрение человеческого разума как
сущности человека, основы его могущества,
счастья и нравственности. На этой основе философы Просвещения
атакуют религиозный фанатизм, различные
суеверия, феодальный абсолютизм, произвол
политический и правовой. Большинство
философов было деистами, но именно в эпоху
Просвещения появилось много атеистов.
Появились, соответственно, и философские
материалистические учения. Культ разума
сочетался с популярностью сенсуализма
и эмпиризма в теории познания
На место традиционной религии Вольтер
(деист) предложил поставить «естественную
религию», то есть принципы морали, общие
для всего человечества. На основе культа
Разума крепнет уверенность в возможности
разумного, справедливого устройства
общества.
Идея прогресса и соответствующий
ей оптимистический настрой большинства
философских систем. В культуре и философии
побеждает уверенность в бесконечности
развития: научного, общественного, нравственного.
Идея прогресса предполагает, что каждая
следующая ступень развития – сложнее,
совершенней, лучше предыдущей.
Космополитизм. На основе доверия ко всему естественному
(«естественная религия», «естественные
права человека») в эпоху Просвещения
складывается представление о человеке
как «гражданине мира», для которого солидарность
со всем разумным человечеством важнее
его национальной принадлежности, который
служит Истине, а не тому или иному государству.
Наиболее яркое выражение философские
идеи Просвещения получили во Франции
в период 1715 (год смерти Людовика XIV) и 1789
(штурма Бастилии) годов.
^ Философия французских просветителей
В философии французских просветителей
критика религии, церкви и социального
неравенства приняла наиболее радикальные
формы. К достижениям французского философии
этого периода можно отнести и развитие
материалистической философии при подавляющем
господстве идеалистических систем в
новоевропейской философии в целом.
Наиболее видными философами просветительского
плана уже в XVII веке выступили Пьер Бейль,
Жан Мелье.
Самыми выдающимися мыслителями XVIII века
являются Франсуа Мари Аруэ Вольтер, Жан
Жак Руссо, Жан Антуан Кондорсе, а также
Дени Дидро и Жан Батист дэ Ламбер (так
называемые «энциклопедисты», возглавившие
работу над созданием «Энциклопедии, или
Толкового словаря наук, искусств и ремесел»).
Наиболее последовательные материалистические
учения создали Этьен Бонно де Кандильяк,
Жюльен Офре дэ Ламетри, Поль Анри Гольбах,
Клод Адриан Гельвеций.
Франсуа Мари Аруэ Вольтер (1694–1778) – философ,
публицист, писатель. Вольтер прославился
прежде всего резкой и остроумной критикой
религии и церкви. Согласно Вольтеру, источником
религии является невежество, фанатизм
и обман. Религия возникает тогда, считает
Вольтер, когда встречаются мошенник и
глупец. Философия для Вольтера – не столько
теория, сколько орудие разума в борьбе
против неразумного, отживающего устройства
общества.
Выступая с идеей равенства, Вольтер понимает
равенство людей лишь как равенство политическое,
равенство перед законом и правом. Социальное
и имущественное неравенство он считает
предпосылкой сохранения общественного
равновесия.
Жан Жак Руссо (1712–1778) тоже не ограничивался философским
творчеством: он является автором художественных
и публицистических сочинений.
В отличие от Вольтера, имущественное
неравенство, являющееся основой всякого
другого неравенства, он считал несправедливым.
Оно не соответствует «естественному
состоянию человека», его природе, а является
продуктом развития цивилизации, результатом
возникающего при цивилизации разделения
труда. Таким образом, Руссо выступает
с критикой цивилизации, которая искажает природу человека, формирует
«искусственные потребности». Поэтому,
веря в прогресс, Руссо рассматривает
будущее как абсолютизированное прошлое:
будущее справедливое и разумное общество
должно быть возвратом к «естественному
состоянию человека». В этом состоянии
все люди равны, нравственно не испорчены.
Поль Анри Гольбах (1723–1789) в своей
основной работе «Система природы, или
О законах мира физического и мира духовного»
сформулировал основные идеи механистического материализма. Согласно Гольбаху,
все явления природы можно редуцировать
(свести) к различным формам движения материальных
частиц. Природа – совокупность различных
движущих сил материи. В отличие от деистов,
которые считали Бога первоисточником
движения, Гольбах считал движение присущим
самой материи. Недвижущейся материи не
существует. Жизнь и сознание – тоже продукт
материи.
Гольбах придерживался строгого детерминизма:
весь мир пронизан сетью причинных связей,
случайностей не существует.
Гольбах пытается перенести законы природы
на объяснение общественных явлений, однако
в социальной философии он все же остается
идеалистом.
^ Контрольные вопросы
Что означает понятие «просвещение»?
Какие идеи характеризуют европейское
Просвещение?
Назовите выдающихся философов французского
Просвещения.
В чем Вольтер видел основу возникновения
религии?
За что Руссо критикует цивилизацию?
В чем выражается механистический характер
материализма Гольбаха?
^ 5.6. Немецкая классическая философия
Вторая половина ХVIII – первые десятилетия
ХIХ веков в истории Германии отмечены
нарастающим подъемом духовной культуры.
На фоне относительно отсталых, по европейским
меркам, социально-экономических условий
и раздробленности страны немецкое искусство
и философия достигли необычайного расцвета.
В них нашли свое воплощение идеалы Просвещения,
жажда перемен и одновременно ценности
знания, труда, нравственного благочестия
и искренней религиозности, разделявшиеся
тогда самыми широкими слоями немецкого
общества.
Немецкая классическая философия – это
прежде всего философия
И. Канта, И. Фихте, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля,
Л. Фейербаха. Каждый из названных философов
является создателем оригинальной философской
системы, детально разрабатывающей все
разделы философского знания. Развитие
понятийного аппарата, логическое совершенство
философии достигли в немецкой классике
того пика развития, до которого европейская
философия не поднималась со времен средневековой
схоластики. Будучи вершиной развития
новоевропейской философии, немецкая
классическая философия одновременно
выступает и как её самокритика.
В философии И. Канта подвергается критике
просветительский культ разума в его гносеологическом
аспекте: Кант приходит к выводу о наличии
границ рационального познания.
В философии Фихте происходит наиболее
решительное (в рамках новоевропейской
философии) преодоление методологического
объективизма: построение своей философской
теории Фихте начинает с субъекта – с
автономного и свободно действующего
Я, предвосхищая, тем самым, методологический
субъективизм неклассической философии
ХХ века.
Немецкая классическая философия (в лице
прежде всего Шеллинга и Гегеля) выступает
с критикой новоевропейского механицизма.
В философии Гегеля получает систематическое
выражение новое видение мира – диалектическое,
согласно которому развитие считается
универсальной характеристикой бытия,
познания и общества.
С утверждением диалектического учения
связано также преодоление антиисторизма
в понимании общества, характерного даже
для лучших умов Просвещения.
В философии позднего Шеллинга происходит
выход за рамки новоевропейского рационализма
и предвосхищение иррационалистических
тенденций неклассической философии в
понимании человека, свободы, бытия.
Философия Л. Фейербаха, продолжая просветительскую
критику религии, вносит в неё принципиально
новый момент: он глубоко и подробно исследует
гносеологические корни религии, делая
вывод о том, что она, в сущности своей,
есть неадекватная форма самосознания
человека: представления о Боге есть, фактически,
представление человека о самом себе только
в отчужденной форме. На основе этого вывода
Фейербах создает самую последовательную
(в рамках новоевропейской философии)
материалистическую систему – философию
«антропологического материализма».
Рассмотрим подробней наиболее значительные
системы немецкой классической философии
– философию Канта и Гегеля.
^ Философия И. Канта
Философия И. Канта (1724–1804) – завершение
и одновременно критика Просвещения. Она
положила начало последней фазе развития
классической европейской философии,
представленной школой немецкого идеализма.
Особое место философии И. Канта объясняется
еще и тем, что именно к его идеям возвращалась
новейшая, уже неклассическая мысль ХIХ
и ХХ столетий.
Основной проблемой философии, её «первым»
и «последним» вопросом И. Кант считал
проблему сущности человека: «Кто есть
я, человек?». Чтобы ответить на этот вопрос,
философия должна ответить еще на три:
«Что я могу знать?», «Что я должен делать?»
и «На что я могу надеяться?».
Отвечая на первый вопрос, И. Кант подвергает
критике гносеологический оптимизм Просвещения
и ставит под сомнение принцип объективизма
новоевропейской философии. В трактате
«Критика чистого разума» И. Кант обосновывает
и развивает позиции агностицизма. Агностицизм – это концепция, не признающая
за человеческим разумом возможность
познания сущности вещей (термин появился
позднее: был введен в ХIХ веке английским
ученым Т. Гексли).
И. Кант доказывает, что человеческому
разуму не доступна «вещь-в-себе», то есть объективный мир сам по себе,
независимый от человеческого восприятия.
Человеческое познание неизбежно субъективно:
оно возможно только на основе априорных (доопытных) форм чувственности,
рассудка и разума. Наука развивается
на основе априорных синтетических суждений,
то есть суждений, дающих новые знания
об объекте и имеющих при этом всеобщий
характер. Всеобщность не дана человеку
в опыте, его опыт всегда ограничен, не
универсален. Но наука всё-таки существует.
Математика как наука возможна в силу
наличия у человека априорных форм чувственности:
пространства и времени, через которые
происходит упорядочивание внешних и
внутренних ощущений.
Естествознание как деятельность рассудка
(рассудок – это способность к суждениям)
возможно только на основе наличия у рассудка
априорных категорий (причинности, закономерности
и т. д. – всего Кант выделяет 12 категорий).
Философия – это деятельность разума,
а разум – это способность делать умозаключения.
Однако И. Кант убедительно доказывает,
что человеческий разум своими собственными
силами не может разрешить основные философские
проблемы: 1) ограничен ли мир в пространстве
и времени или бесконечен и безграничен?
2) можно ли сложное разделить на простое,
или простого не существует? 3) есть ли
у человека свобода, или все подчинено
необходимости?
4) существует бог или нет? Эти проблемы
И. Кант считает антиномиями чистого разума. На их примере
Кант демонстрирует ограниченность в
Однако помимо чистого разума существует разум
практический. Кант имеет в виду человеческую волю,
но, будучи сыном эпохи рационализма, называет
ее практическим разумом. Деятельность
практического разума невозможна без
априорных идей: бога, свободы и бессмертия
души. Таким образом, антиномии, не разрешаемые
теоретически, разрешимы практически:
в жизни и деятельности человека. Например,
человек может бесконечно сомневаться
в существовании бога, в рамках чистой
мысли переходя от неверия к вере и наоборот.
Однако его практическая деятельность,
его жизнь в целом однозначно решают этот
вопрос: если поступки человека несли
в себе добро и уважение к людям, значит,
человек верит в бога. И. Кант считает,
что вопрос бога – это вопрос веры, а не
знания; вопрос, решаемый волей (практическим
разумом), а не интеллектом (чистым разумом).
Аналогично решается и проблема свободы:
человек не может решить эту проблему
чисто теоретически. Однако если он берет
на себя ответственность за совершенные
поступки, значит, он признает ее существование,
значит, он признает себя как нравственную
личность. Самого себя человек может осознавать
двойственно: как эмпирический характер (внешние, феноменальные
характеристики) и как трансцендентную личность (внутренне,
сущностно). Эмпирический характер подчинен
необходимости, но жизнь личности невозможна
без свободы.
Именно через свободу, которую развитая
личность открывает в себе, человек выходит
на путь нравственных исканий. Неизбежный
итог этих исканий – идея бога. Здесь –
в вопросе о соотношении нравственности
и религии – Кант выступает против большинства
философов Просвещения, которые считали
религию обманом народа, но все-таки оплотом
его нравственности. И. Кант усматривает
истоки нравственности внутри человека.
В своём этическом учении Кант выступает
против господствующего эвдемонизма,
склонного видеть главное предназначение
человеческой жизни в счастье. Не погоня
за удовольствиями и счастьем, а исполнение
нравственного долга – единственное, что может удовлетворить
личность человека, считает И. Кант. Свое
представление о сущности нравственности
он формулирует в знаменитом категорическом императиве: «поступай
так, чтобы другой человек был всегда для
тебя целью, но никогда – средством».
^ Философия Гегеля
Г.В.Ф. Гегель (1770–1831) – вершина развития
немецкой идеалистической философии. Диалектические идеи
Система является идеалистической: мир
представлен в развитии, но это развитие
– развитие Абсолютной Идеи (Бога), а материальный
(природный) мир есть лишь этап развития
Абсолютной Идеи и не способен к саморазвитию.
Сущее в своей основе есть, таким образом,
мысль: все действительное разумно, а всё
разумное – действительно.
Процесс развития обусловлен наличием
внутренних противоречий. Он проходит
три фазы движения: тезис, его противоположность
– антитезис, в итоге происходит снятие
противоположностей – синтез. Природа
является антитезой бога, она есть внешнее,
окаменевшее воплощение духа. Однако в
природе постепенно, по мере перехода
к более высоким её уровням, дух снова
«просыпается», возвращается к самому
себе. Этот «возврат» происходит в человеке.
Через человека абсолютная идея постигает
саму себя. Однако это возможно только
на высшей стадии развития человека, а
именно на стадии свободной, мыслящей
личности, то есть когда человек становится
философом.
Философия (наряду с искусством и религией)
является формой «абсолютного духа» (высшей
формой). Гегель выделяет также предшествующие
абсолютному духу «субъективный» (индивидуальное
развитие человека) и «объективный дух»
(дух народа, семья, мораль, право, государство).
В рамках философии объективного духа
Гегель развил свое учение о государстве
и праве. Гегель выступает против просветительской
абсолютизации естественных прав отдельного
человека и теории «общественного договора».
Он рассматривает государство как шествие
бога в мире, как действительность нравственной
идеи, как реализацию свободы. Свобода
по Гегелю – это познанная (осознанная)
необходимость.
Диалектика является у Гегеля одновременно
и методом мышления. Диалектический метод
предполагает отказ от абсолютного противопоставления
понятий, рассмотрение истины как процесса.
Поэтому использование диалектического
метода позволяет преодолеть кантовский
агностицизм, основанный на противопоставлении
субъекта и объекта познания. Сущность
вещей и их явления взаимосвязаны. Поэтому
познание явления открывает путь к познанию
сущности («вещи-в-себе» по И. Канту). Конечно,
истину нельзя постичь сразу и окончательно.
Постижение истины – длительный процесс,
предполагающий развитие субъекта познания:
истина в минимальной степени доступна
ребенку, в большей степени – взрослому,
в максимальной степени – философу. В
принципе, диалектический метод допускает
бесконечность познания. Однако идеалистическая
система Г. Гегеля является замкнутой.
Это противоречие между системой и методом
в гегелевской философии осталось непреодолённым.
^ Контрольные вопросы
Постижим ли мир с точки зрения И. Канта?
Что означает понятие «агностицизм»?
Что имеет в виду Кант под «априорными
синтетическими суждениями»?
Перечислите антиномии чистого разума.
Какие познавательные способности человека
выделяет И. Кант?
Что означает практический разум?
Как рассматривает человека И. Кант?
Как И. Кант рассматривает соотношение
религии и нравственности?
Сформулируйте категорический императив
Канта.
Что означает понимание диалектики как
системы?
Почему гегелевская система является
идеалистической?
В чем противоречие между гегелевской
системой и методом?
^ 5.7. Философия К. Маркса и Ф. Энгельса
В современной литературе нет единого
мнения, к какому периоду развития философии
отнести философию К. Маркса (1818–1883) и
Ф. Энгельса (1820–1895): к новоевропейской
философии или к новейшей. Очевидна неразрывная
связь этой философии с новоевропейскими
традициями, однако многие идеи К. Маркса
и Ф. Энгельса выходят за рамки новоевропейской
философии и предвосхищают ведущие интенции
философии новейшего периода.
Сами философы источниками своей философии
считали диалектику
Г. Гегеля и материализм Л. Фейербаха, а
также социалистические идеи французских
просветителей. При этом идеи К. Маркса
и Ф. Энгельса решительно отмежевались
от немецкой классической философии. Эти
философы осознавали себя основоположниками
принципиально нового этапа в развитии
философии. По-видимому, философию К. Маркса
и Ф. Энгельса можно считать постклассической: она отталкивается от немецкой классической
философии, опираясь на неё и одновременно
критикуя, выходит за её рамки.
^ Диалектический материализм
Философия К. Маркса и Ф. Энгельса является
последовательно материалистической:
материальное начало первично по отношению
к идеальному началу бытия. Сознание человека
является продуктом высокоорганизованной
материи. Мир един, и его единство – в его
материальности.
Во всех предшествующих материалистических
системах господствовала метафизика,
то есть недиалектическое представление
о мире. Диалектику развивали только идеалисты.
Только идеальному началу приписывалась
способность к развитию. К. Маркс и Ф. Энгельс
совершили революционный шаг в философии, соединив
материализм с диалектикой. Они выдвинули принцип самодвижения материи. Материя никем
не сотворена, она существует вечно. Движение
– неотъемлимый атрибут материи. Движение
абсолютно, а покой относителен. Идя против
новоевропейского механицизма в понимании
природы, марксизм выступает против редукции
всех видов движения к простейшему – перемещению
– и выделяет иерархию уровней движения
материи.
Принципиально новую идею выдвигает марксизм
и в теории познания: разделяя гегелевское
представление о познании как о процессе,
марксизм в качестве основы познания и
критерия истины называет практику – процесс взаимного преобразования
мира – человеком и человека – миром.
Этот критерий не носит абсолютного характера,
поэтому процесс познания бесконечен.
Принципиально новым, по отношению к предшествовавшей
философии, явилось в марксизме и понимание
главной задачи философии: философия должна не только
познать мир, но и преобразовать его. Сами философы
попытались осуществить этот принцип:
в отличие от многих своих коллег,
К. Маркс и Ф. Энгельс не были кабинетными
учеными, а самым активным образом участвовали
в политической жизни Европы.
^ Исторический материализм
Марксизм видит своё принципиальное отличие
от предшествующего материализма не только
в диалектическом характере своей философии,
но и в последовательном проведении материалистического
принципа в понимании общества. Действительно,
материализм XVIII века в понимании основ
общественного развития стоял на позициях
исторического идеализма: движущей силой
развития общества считались идеи выдающихся
личностей.
К. Маркс и Ф. Энгельс настаивают на том,
что в основе происхождения и развития
общества лежит производственная деятельность людей. Прежде
чем сочинять идеи, люди должны пить, есть,
одеваться и т.д. В отличие от животных,
активность которых направлена на приспособление
к окружающей среде, человек, удовлетворяя
свои потребности, целенаправленно преобразует
природные объекты. Человек выделяется
из природы именно через преобразовательную
деятельность: он не только потребляет,
но и производит.
К. Маркс выделяет три основных вида производства:
производство средств производства, производство
потребностей и производство человека.
Производительная деятельность преобразовывает
не только окружающий мир, но и самого
человека: в зависимости от того, что и
как он производит, формируются его представления
о мире, его отношения к другим людям, его
способности.
Таким образом, в понимании общества К.
Маркс и Ф. Энгельс реализуют материалистический
принцип первичности общественного
бытия по отношению к общественному сознанию. Этот принцип
и составляет основу исторического материализма
– социальной философии марксизма.
Учение о человеке
В рамках социальной философии (не выделяя
учение о человеке в особый раздел) марксизм
выдвигает свое понимание человека. В
согласии с материалистическими основаниями
своего учения, К. Маркс и Ф. Энгельс признаютбиологическую
природу человека: человек и человеческое сознание
появились в процессе длительной эволюции
материального мира. Оба философа в числе
первых поддержали учение Ч. Дарвина, а
Ф. Энгельс, в целях дальнейшего развития
дарвинизма, даже написал книгу «О роли
труда в процессе превращения обезьяны
в человека».
Однако, признавая биологическую природу
человека, философы настаивали на социальной
сущности человека: человек есть «совокупность
общественных отношений». Вне общества
человек не может стать человеком. Только
вступая в общественные отношения, видя
в другом человеке человека, человек открывает
и реализует человека в себе.
Биологические по своему происхождению
потребности человека (в пище, сне, размножении)
приобрели социальную форму удовлетворения
и социальный смысл, поэтому уже не имеют
ничего общего с соответствующими потребностями
у животных.
Социальная концепция сущности человека
открывает путь для конкретно-исторического,
а не абстрактного понимания человека.
Через освоение социальных отношений
человек становится сыном своей эпохи,
приобретает те или иные особенности своего
мышления и деятельности. От меры социализации
человека зависит и мера реализации им
своих сущностных сил: творческого потенциала, способности
к разумной и свободной деятельности.
Особенности социального устройства общества
накладывают ограничения на возможность
полной реализации человеком его сущностных
сил, то есть на возможность быть человеком. Сущность
не может реализоваться в существовании
человека в условиях капиталистического
общества.
Проблема отчуждения
К. Маркс начинает свою критику капиталистического
устройства общества, исходя из принципа
гуманизма: именно при капитализме достиг
своей крайней степени процесс отчуждения человека от
средств производства, от процесса производства
и, как следствие, от своей – человеческой
– сущности. Человек, создавший машинное
производство, стал рабом машины, придатком
к ней. Труд рабочего – это повторение
однообразных механических операций,
которые не актуализируют его сущностные
силы: не требуют творчества, целеполагания,
исключают возможность свободного принятия
решений. Таким образом, человек в процессе
производства не имеет возможности быть
человеком, производить, как человек. Опредмеченные
сущностные силы человека – механизмы
– стали господствовать над ним, стали
враждебными по отношению к своему создателю.
Причину существования капиталистического
отчужденного труда
К. Маркс видит в частной собственности, которая, в
свою очередь, возникла на основе исторически
неизбежного процесса разделения труда. По мере углубления разделения труда
нарастает и отчуждение человека: частичная
деятельность порождает «частичного»
человека.
Однако К. Маркс усматривает в современном
ему капиталистическом производстве и
другую тенденцию – потребность в повышении
уровня подготовленности работника, которая
создает предпосылки для преодоления
отчужденного труда. Маркс рассматривает
капитализм как общество, в котором содержатся
зачатки его гибели и выхода к новому этапу
развития.
Противоположный отчуждению процесс,
который подспудно формируется в капиталистическом
обществе, он называет коммунизмом. Коммунизм – это гуманизм, это процесс возвращения человека к
самому себе, это преодоление разрыва
между сущностью и существованием человека.
Коммунизм преодолевает частную собственность
на основе всестороннего развития человека,
на основе присвоения им всех богатств,
созданных человечеством.
В отличие от предшествующих социалистических
и коммунистических утопий, марксизм строит
свое учение о коммунизме не на основе
абстрактных рассуждений о желаемом и
должном, а на основе изучения тенденций
развития западноевропейского общества.
Марксизм настаивает на необходимости
научно-объективного рассмотрения истории
развития человечества: рассмотрении
его как естественно-исторического процесса,
имеющего свои собственные законы развития.
Представление о существовании объективных
законов общественного развития явилось совершенно
новым для социальной философии.
Теория формаций
Реализуя эту программу исследования
общества, К. Маркс и Ф. Энгельс создают теорию
формационного развития общества. Общество в
своем развитии проходит через исторически
определенные, своеобразные ступени развития
– общественно-экономические формации.
Западноевропейское общество в своей
истории прошло через первобытно-общинную,
рабовладельческую, феодальную формации,
находится в капиталистической формации
в преддверии коммунистической. Переход
от одной формации к другой означает социальную
революцию, то есть качественный скачок
в развитии социальных отношений, предполагающий
соответствующие преобразования и в политической
сфере.
В основе каждой формации лежит исторически
обусловленный способ производства, то есть диалектическое
единство производительных сил (орудия труда
и люди с их умениями и навыками) и производственных
отношений(отношения собственности, обмена, распределения
и потребления). Уровень развития производственных
отношений и их характер зависят от уровня
развития производительных сил. Эту зависимость
опосредует процесс разделения труда.
Выйдя на новый уровень развития, производственные
отношения оказывают обратное – положительное
– влияние на дальнейшее развитие производительных
сил.
Производственные отношения являются базисом, то есть основой
формирования и функционирования соответствующей надстройки общ
В теории формаций идея коммунизма получает
свою детальную разработку. Коммунизм рассматр
^ История марксистского учения
Маркс в своем идейном развитии пережил
два больших этапа. Первый начинается
в 1842 г. и заканчивается в 1848 г. Этот период
называют периодом раннего, или молодого
Маркса. Он примечателен тем, что Маркс
находится под глубоким влиянием философии
Гегеля. Наиболее значительным произведением
этого периода стали «Экономическо-философские
рукописи 1844 г.». В них Маркс оперирует
терминологией Гегеля и Фейербаха (отчуждение,
родовая сущность человека), которая исчезнет
в период его идейной зрелости. Теоретическая
позиция Маркса в этот период помещается
в рамках гегелевского идеализма, политическая
позиция – это революционный демократизм.
Маркс работает редактором газеты и анализирует
политическую борьбу «старого режима»
с новыми демократическими веяниями в
Германии. В 1845 г. Маркс совместно с Энгельсом
пишут «Немецкую идеологию», в которой
выдвигают гипотезу материалистического
понимания истории, создают проект нового
категориального аппарата своей социальной
философии (общественное сознание и общественное
бытие, формы общения).
Итоги собственного философского развития
Маркс сжато представил в одиннадцати
«Тезисах о Фейербахе». Здесь уже излагается
самостоятельное мировоззрение, определена
революционизирующая роль практики, сущность
человека понимается как совокупность
данных общественных отношений, а антропологический
материализм Фейербаха подвергается критике
за непонимание действительных причин
отчуждения, за уступку идеализму.
Таким образом, к 1847–1848 годам («Манифест
коммунистической партии») Маркс переходит
на позиции материализма в философии и
коммунизма в политике, причем последний
он намеревается исследовать научно, в
учебной комнате. С этого времени (1848 г.)
начинается так называемый период зрелого
Маркса, период написания «Капитала» и
создания политической экономии капитализма
и собственного философского мировоззрения.
Французский марксист Луи Альтюсер (1918–1990)
выдвинул предположение, что в 1845 г. в идейном
развитии Маркса произошел «эпистемологический
разрыв», который и привел мыслителя к
новому мировоззрению. Более того, аутентичным,
подлинным марксизмом с этих пор стали
считать именно раннего Маркса с его гегелевской
проблематикой и идеализмом. Такой взгляд
характерен не только для западной науки
марксологии, но и для современного нам
западного марксизма: «Если мы устраним
этот фильтр марксизма, то увидим совсем
другого Маркса – более философичного
мыслителя, самого выдающегося ученика
Гегеля, полноценного представителя немецкого
идеализма, который ближе других подошел
к постижению природы современного индустриального
мира»1. Таким образом, Маркс один, а марксизмов
несколько: западный, «аутентичный», неомарксизм
и советский (марксизм-ленинизм, диамат,
истмат).
Концепция дивергенции (расхождения) марксизма
по двум направлениям является основополагающей
в методологической концепции западной
марксологии. Согласно этой концепции,
от раннего Маркса первого периода его
развития как философа берёт начало весь
западный марксизм и его главнейшие представители
(Д. Лукач, К. Корш, А. Грамши). Есть марксизм
французский
(Л. Альтюсер, Э. Балибар, Л. Сэв), итальянский
(А. Грамши, Л. Группи, Л. Джеймона и др.),
австрийский (М. Адлер), югославский (журнал
Praxis). Все они возникли на оригинальной
национальной почве и использовали идеи
Маркса для решения социально-политических
проблем своих стран в эпоху пролетарских
революций и войн. От зрелого Маркса, согласно
теории дивергенции, через его популяризатора
и интерпретатора Энгельса путь ведёт
к Ленину и советскому марксизму, с его
проблематикой политической экономии,
способа производства, категориями диамата
и истмата. Таким образом, необходимо также
выяснить роль Энгельса как первого марксиста
в создании марксизма вообще.
После смерти Маркса в 1883 г. Энгельс остался
у руководства немецкой социал-демократией.
Основные его произведения – а писал он
чрезвычайно ясно – это «Диалектика природы»
и «Анти-Дюринг» Последняя из работ считалась
научно-теоретической программой немецкой
социал-демократии. Но повсеместное распространение
позитивизма в Европе в конце XIX века не
могло не затронуть наследие Маркса, которое
его продолжатели-марксисты стали понимать
в духе экономического детерминизма. Они
таким образом преувеличивали роль экономического
базиса в общественной жизни, что делало
марксизм плоским и односторонним экономическим,
а не философским учением. Энгельс в письмах
1890-х годов лидерам немецкой социал-демократии
настоятельно указывал на ошибочность
такой трактовки исторического материализма.
Он подчеркивал, что и сам Маркс, хотя он
и не имел времени на разъяснение своей
доктрины, в своих чисто исторических
трудах показывал роль субъективного
фактора, духовной стороны общественной
жизни в историческом процессе. Тем не
менее вместе с экономическим детерминизмом
в рабочее движение проник и оппортунизм,
отказ от идеи революции, идеология реформизма,
что ещё больше увеличило предпосылки
для последующего раскола.
^ Контрольные вопросы
Чем материализм К. Маркса и Ф. Энгельса
отличается от предшествующего?
Как в марксистской философии рассматривается
материя?
Что выдвигает марксистская философия
в качестве критерия истины?
Какова главная задача философии?
Что означает понятие «исторический материализм»?
Какова сущность человека в марксизме?
Что лежит в основе развития общества?
В чём суть процесса отчуждения?
Что означает понимание коммунизма как
гуманизма?
Что означает понятие «способ производства»?
Что представляет собой базис и надстройка
общества?
Опишите устройство коммунистической
формации
На какие этапы делит творчество К. Маркса
западный марксизм?