Особенности процесса научного открытия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 13:13, реферат

Описание

Целью данной работы является выявление особенностей процесса научного открытия, анализ тех составляющих, без которых получение новых научных истин не представляется возможным.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач.
- определить сущность понятия «развитие» в философии и провести его теоретический анализ;
- изучить историческое развитие философских взглядов на процесс научного творчества;
- исследовать процесс научного творчества и сформировать собственные выводы из проведенного исследования.

Работа состоит из  1 файл

Философия.docx

— 30.03 Кб (Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ

Проблема возникновения нового знания, научного поиска и творчества привлекали внимание ученых с самого начала становления науки. Особую актуальность они приобретают в настоящий  момент, поскольку в сферу научно- исследовательской -

деятельности вовлечены сотни  тысяч людей, а результаты этих исследований становятся непосредственной производительной силой.

Объектом исследования данной работы является не само научное открытие, как нечто уже свершившееся и  статичное, а процесс, в результате которого это открытие свершилось. Научная деятельность включает в  себя, как одну из составляющих, творческую деятельность. Поэтому мы будем использовать результаты, полученные в области  творческой деятельности и считать  их не только полезными, но и необходимыми при исследовании процесса научного открытия.

Целью данной работы является выявление  особенностей процесса научного открытия, анализ тех составляющих, без которых  получение новых научных истин  не представляется возможным.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач.

- определить сущность понятия  «развитие» в философии и провести  его теоретический анализ;

- изучить историческое развитие  философских взглядов на процесс  научного творчества;

- исследовать процесс научного  творчества и сформировать собственные  выводы из проведенного исследования.

В философских словарях «развитие» трактуется как качественные, в основном, необратимые, направленные изменения  системы. Направленность изменений  может иметь следующие векторы: прогрессивный, регрессивный и горизонтальный. Пример последнего - качественные изменения  в химии, в таблице Д.И. Менделеева, где изменения развертываются на одном горизонтально-структурном  уровне организации материи. Развитие может иметь различные формы: прямолинейную, лестнично-поступательную, ломаную, волнообразную, спиралевидную  и др. [1, с. 256].

Развитие в философии понимается также как закономерное качественное изменение материальных и идеальных  объектов, характеризующееся как  необратимое и направленное. Одновременное  наличие этих свойств отличает развитие от других изменений. Обратимые изменения  характерны для процессов функционирования (т.е. циклического воспроизведения  постоянной системы связей и отношений); при отсутствии направленности изменения  не могут накапливаться, что лишает процесс свойственной для развития единой, внутренне взаимосвязанной линии; отсутствие закономерностей характеризует случайные изменения катастрофического типа [2, с. 400].

Таким образом, обобщая философское  понимание развития, можно сказать, что развитие есть процесс качественных изменений, характеризующихся необратимостью, многомерностью, направленностью и  возникновением качественно новых  образований

1.Понятие развития  проблема прогресса

Широко распространено мнение, будто  понятие прогресса "марксистское", чисто идеологическое, применявшееся  с целью дезориентировать людей  при сравнении "социализма" и "капитализма", и что ныне нужно это понятие отбросить как социально вредное.

Однако понятие прогресса не Марксом придумано, оно существовало и до него; с его именем связана лишь особая его трактовка.

Русский социолог П. А. Сорокин отмечал: "Проблема прогресса представляет собой одну из наиболее сложных, трудных  и неясных научных проблем. Принимая различные названия в течение  истории... она уже давно привлекла  к себе внимание человеческой мысли  и давно уже стала предметом  исследования"

Понятие прогресса оказывается  нужным науке в первую очередь  истории, социологии, философии, и нужным по ряду соображений. Одно из таких  пояснений мы встречаем в работах  известного историка Н. И. Кареева (1850-1931). Он спрашивал: какое значение имеет  понятие прогресса? И отвечал: понятие  прогресса должно дать идеальную  мерку для оценки хода истории, без  каковой оценки невозможен суд над  действительной историей, невозможно отыскание ее смысла. "Нет ничего абсолютно совершенного, - писал  он, - есть только именно такие относительные  и сравнительные совершенства, а  их мы можем расположить в известном  порядке... по степени их удаления от несовершенного и приближения к  совершенному с нашей точки зрения... Применяя этот идеальный порядок к последовательности исторических фактов, мы оцениваем ход истории как совпадающий или не совпадающий с этим идеальным порядком, т. е. как прогрессивный или регрессивный, и, подводя общий итог, высказываем свой суд над целым действительной истории, определяем его смысл"

Итак, уже много столетий назад  начала формироваться идея прогресса. На заре развития человеческой цивилизации  обозначились контуры двух направлений  в трактовке прогресса - одно, если говорить современным языком, сциентистское, констатирующее, описательное и другое - аксиологическое, ценностное. В первом констатация умственного прогресса была дополнена в дальнейшем констатацией прогресса в органической природе, в экономике, в технических приспособлениях и т.п.

Итак, одним из критериев общественного  прогресса является увеличение в  обществе счастья и добра (т. е. уменьшение страдания и зла).

Мы приходим теперь к общему выводу относительно критериев общественного  прогресса. Такими критериями являются:

1) степень информатизации, компьютеризации,  электронизации, медиатизации общественной системы

2) темы роста производства товаров  и средств производства, в том числе компьютеров;

3) темпы роста услуг, в особенности  в гуманитарной области (главным  образом в здравоохранении, образовании  и социальном обслуживании), а  также в профессионально-технической области

4) степень свободы индивидов,  занятых во всех сферах общества;

5) уровень демократизации общественной системы;

6) степень реальных возможностей  для всестороннего развития индивидов  и для проявления творческих  потенций человека;

7) увеличение человеческого счастья и добра.

Залогом прогресса, подчеркивают А. В. Иванов, И. В. Фотиева и М. Ю. Шишин (2001), может и должен стать переход от современной техногенно-потребительской цивилизации (которую авторы справедливо называют "тупиковой") к духовно-экологической, или ноосферной, цивилизации.

Прогресс не абстрактен, но всегда конкретен, для его выявления  требуется конкретный анализ. Прогресс связан с регрессом. И не только в  том плане, что восходящая ветвь  развития материальных систем рано или  поздно переходит в нисходящую ветвь. Помимо этого, сама прогрессивная ветвь  может совмещаться с временными отступлениями назад (как в случае контрреволюции в социальной области) или иметь возвраты на более высокой  ступени развития (во всех случаях  проявления спиралевидной формы  развития). Прогресс связан с регрессом  еще и вертикально, когда общий  прогресс системы включает в себя регресс отдельных элементов, структур, функций. Диалектика реального такова, что каждый шаг в осуществлении возможностей, расширяя их диапазон в одних направлениях, закрывает возможности в других.

Социальное развитие идет в конечном итоге в направлении гармонизации интересов общества и интересов  индивида. Общество и индивид одновременно могут и должны выступать друг для друга средством и целью. Немецкий философ-просветитель второй половины XVIII века И. Г. Гердер говорил: "Человечность есть цель человеческой природы". Не может быть прогрессивной  система, подавляющая интересы людей, не позволяющая развернуться их духовным способностям.

Глобальные проблемы конца ХХ века и критика идеи прогресса. Проблема конфликтов и войн. Заговор, бунт, путч, переворот, революция. Прогресс как  изменение системы. Идея прогресса  и целеполагание. Общественные идеалы и прогресс. Будущее человечества как предмет исследования и прогнозирования.

Итак, у цивилизации, у мыслящего  духа, существующего на Земле, имеется  две возможности: одна - прекращение  существования под влиянием внешних или внутренних причин - и другая - обеспечение бесконечного прогресса.

Размышления о прогрессе вплотную ставят, таким образом, проблему его  исторической реальности. Пусть в  общей оценке эволюции человечества уловлен критерий добра и зла, - можно ль сказать, что добро в  этой эволюции превозмогает? Иначе  говоря, если и счесть найденным  понятие прогресса, то остается еще  уяснить: побеждает ли прогресс в  истории, совершается ли прогресс?

Тут вспоминаются различные философско-исторические концепции. Одни утверждали, что торжество  разума и добра предопределено в  поступательном шествии человеческих поколений. Другие, напротив, считали, что исход истории не предначертан заранее и зависит от самого человека, от его нравственного выбора, от его творческих, активных усилий. Основная, глубочайшая контроверза естественно  развертывалась вокруг именно этой проблемы. Конечно, каждое из двух определяющих ее решений знает по несколько  вариантов. Не было недостатка и в  попытках синтеза обоих ответов. Так, многие христианские философы доказывали, что человек свободен на путях  божественного Промысла, что Бог  ведет человека, не уничтожая его  свободной воли. "Его поступки предвидятся, но не вынуждаются" - гласит формула Лейбница. "Он добровольный раб" - добавлял Жозеф де Мэстр. Гиббон считал критериями прогресса - богатство, благополучие, знание и добродетель. Часто различают прогресс технический, экономический, интеллектуальный, моральный, социальный. Эти виды можно объединить в общее понятие культурного прогресса. Но можно рассматривать их и порознь, не упуская, однако, из виду их тесной жизненной взаимозависимости.

 

2.Диалектика как учение о всеобщих законах развития.

Диалектика представляет теорию и  метод познания явлений действительности в их развитии и самодвижении.

Диалектика - наука о наиболее общих  законах развития природы, общества и мышления.Следует отметить, что диалектика противоположна метафизике.

Метафизика (от греч. Meta ta phiysika - «после физики») - противоположный диалектике философский метод, рассматривающий явления в их неизменности и независимости друг от друга. Отрицает внутренние противоречия, как источник развития явлений.

А теперь, дадим определение диалектики, как одного из методов познания явлений.

Диалектика - такое понимание мира и такой способ мышления, при котором  различные явления рассматриваются  в многообразии их связей, взаимодействии противоположных сил, тенденций, в процессах изменения, развития.

Умение схватить связь разнообразных  моментов - черта диалектического  метода мышления, отличающая его от мышления догматического. Диалектика предстает как учение о связях.

Диалектическому мышлению присущ постоянный поиск новых способов постижения мира.

Закон – есть внутренняя, повторяющаяся, существенная связь явлений, обуславливающая  их необходимое развитие. Он выражает определенный порядок причинной  и устойчивой связи между явлениями, повторяющиеся существенные отношения. При этом изменение одних явлений  вызывает вполне определенное изменение  и других, что имеет практическое значение. Законы можно классифицировать по степени их общности. Различают всеобщие, общие и частные законы.

Фундаментальными законам и  материалистической диалектики являются: закон единства и борьбы противоположностей; закон взаимного перехода количественных и качественных изменений; закон  отрицания отрицания.

I. Закон единства и борьбы  противоположностей - составляет ядро  диалектики, так как раскрывает  источник диалектического изменения,  развития. Основные понятия закона: основным является понятие противоположности.  Противоположности - это стороны,  тенденции единого, которые допускают  и взаимоисключают друг друга. Отношения противоположностей принято называть противоречием, которые есть только там, где есть развитие и самодвижение.

В  развитии противоположностей можно  выделить следующие этапы: тождественность, отличие, этап выявленных противоречий, конфликт, разрешение противоречий.

Тождественность означает относительную  устойчивость вещи. Ее противоположность, отличие – означает изменение  вещи. Таким образом, отличие -  это  более высокая степень развития противоречия. В ходе развития противоречия усиливаются, становятся хорошо видимыми – это можно назвать этапом выявленных противоречий, которые при  дальнейшем развитии ведут к конфликту.

Конфликт - есть наибольшее обострение отношений противоположностей, за которыми наступает этап разрешения противоречий. То есть противоречие -  есть процесс. Таким образом, развитие - представляет собой процесс возникновения  и разрешения противоречий. Основные виды противоречий: внутренние и внешние  противоречия; основные и неосновные, главные и не главные противоречия; антагонистические и неантагонистические противоречия.

Итак, борьба внутренних противоположностей служит источником самодвижения, саморазвития явлений материального мира, движущей силой их изменения. Закон раскрывает внутренний источник движения и развития, принцип самодвижения.

II. Закон взаимного перехода  количественных и качественных  изменений. Этот закон показывает, каким путем возникает новое.  Основные понятия:

Качество – философская категория, которая определяет конкретность, целостность  объекта через единство общих и специфичных свойств.

Количество -  философская категория, которая определяет величину, объем  предметов, степень наличия свойств  и качеств, выражается числом.

Единство, взаимосвязь качества и  количества измеряется мерой. Постоянные изменения качества и количества, их соотношения (мера) характеризуют  одну из сторон развития в виде перехода количественных изменений в качественные и наоборот. Их единство – это единство непрерывности и прерывности. Перерыв в непрерывности обозначается понятием «скачок» - переход от старого качества к новому. Он характеризует внутреннее содержание процесса развития.  Скачок – является всеобщей формой развития. Это приводит к разнообразию скачков, которые бывают частными и общими. Первые связаны с изменением отдельных элементов, сторон и свойств, другие – с переходом всей системы в новое качественное состояние.

Информация о работе Особенности процесса научного открытия