Особенности религиозного мировоззрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 19:37, реферат

Описание

Целью работы служит выявление особенностей религиозного мировоззрения. Для этого был поставлен ряд задач:
Изучить понятие мировоззрение;
Выявить структуру мировоззрения;
Выявить виды мировоззрений;
Определить особенности религиозного мировоззрения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Мировоззрение и его методологические функции в построении картины мира……………………………………………………………….5
Структура мировоззрения………………………………………………….8
Особенности религиозного мировоззрения……………………………..11
Заключение……………………………………………………………………….19
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Реферат по философии.doc

— 96.50 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Мировоззрение и его методологические функции в построении картины мира……………………………………………………………….5
  2. Структура мировоззрения………………………………………………….8
  3. Особенности религиозного мировоззрения……………………………..11

Заключение……………………………………………………………………….19

Список использованной литературы…………………………………………...20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

      Издревле  и по сей день философы очень много  уделяют внимания изучению различных  форм мировоззрения, так как, разобравшись в их особенностях, можно проще понимать те или иные поступки, сущности бытия. Человек рождается дважды. В первый раз он приходит в мир как живое существо, а затем, приспосабливаясь к нему и одновременно "приспосабливая" его к себе, он упорядочивает и гармонизирует свою личность, создает себе "карту-схему" действительности, формирует принципы мироздания и принципы жизни, осмысливает окружающее, проясняет и конструирует смысл жизни. Утверждая себя с помощью познавательных способностей, человек вырабатывает интеллектуальное и ценностно-эмоциональное отношение к миру, которое в виде системы взглядов, идеалов, принципов познания и деятельности составляет мировоззрение.

     Мировоззрение – система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Мировоззрение – это далеко не все взгляды и представления об окружающем мире, а только их предельное обобщение. Содержание мировоззрения группируется вокруг того или иного решения основного вопроса философии. В качестве субъекта мировоззрения реально выступают группа и личность. Мировоззрение является ядром общественного и индивидуального сознания. Выработка мировоззрения - существенный показатель зрелости не только личности, но и определенной социальной группы, общественного класса. По своей сущности мировоззрение - общественно-политический феномен, возникший с появлением человеческого общества.

      Объектом  данного реферата является мировоззрение, а предметом служит религиозное  мировоззрение.

      Целью работы служит выявление особенностей религиозного мировоззрения. Для этого  был поставлен ряд задач:

  1. Изучить понятие мировоззрение;
  2. Выявить структуру мировоззрения;
  3. Выявить виды мировоззрений;
  4. Определить особенности религиозного мировоззрения.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Мировоззрение и его методологические функции в построении картины мира

     Различают понятия «мировоззрение», «общая картина  мира», «мироощущение», «мировосприятие», «миросозерцание», «миропонимание». Между всеми этими понятиями существует тесная взаимосвязь и единство. Нередко они употребляются в качестве синонимов. Вместе с тем между этими понятиями имеются и различия. Общая картина мира - это синтез знаний людей о природе и социальной реальности. Совокупность естественных наук образует естественно-научную картину мира, а общественных - социально-историческую картину действительности. Создание общей картины мира - задача всех областей знания. [6; 25]

     С помощью мировоззрения человек  строит картину мира определенной эпохи  или свою собственную. Мировоззрение - это комплексное воззрение о  том, как вести себя в этом мире и по отношению к Пространству, и по отношению ко Времени [7; 431]. Например, мировоззрение западноевропейцев считается активным, рациональным и линейным (культура «мужского типа»), а мировоззрение народов Востока - созерцательным, иррациональным и нелинеаризированным (культуры «женского типа»). Мировоззрение - способ построения картины мира.

     Картина мира - это обобщенное знание о строении, устройстве мира, закономерностях его  развития. Картина мира является исходным пунктом и результатом деятельности мировоззрения.

     Картина мира задается человеку (или сообществу) извне (т.е. внешними условиями существования) сразу после рождения в «свернутом» виде, а затем, в процессе реальной жизнедеятельности, на основе получаемого опыта жизни, она дешифруется, корректируется и видоизменяется в соответствии с новыми объективными условиями и субъективными желаниями человека. Картина мира, таким образом, в определенной степени произвольна, а в определенной степени - обусловлена объективными обстоятельствами.

     Чем системней, шире и глубже мировоззрение, тем точнее картина мира, тем успешней жизнедеятельность личности или сообщества людей, потому что точнее и адаптивней становится программа человеческой жизнедеятельности, т.е. ее мировоззренческая стратегия. Это - основная функция мировоззрения. Она называется методологической (метод - способ; логос - учение; функция исполнение), поскольку именно мировоззрение личности или общества определяет какие именно способы будут использоваться для достижения жизненной цели. Дело в том, что люди, осуществляя любую деятельность, живут не только в Настоящем (как животные), но, одновременно, и в Прошлом, и в Настоящем, и в Будущем. Поэтому, кроме инстинктов и безусловных рефлексов, им требуются особые мыслительные конструкции, позволяющие людям уверенно чувствовать себя и в самооценке, и в своих прогнозах на будущее. Помимо цели, люди обычно руководствуются в своем поведении и более или менее общими установками, общими правилами действия, запретами, предписаниями и ограничениями. Именно эти общие установки и составляют методологию в широком смысле.

Человек утверждает себя в предметном мире не только с помощью мышления, но и посредством всех своих познавательных способностей. Целостное осознание и переживание воздействующей на человека реальности в форме ощущений, восприятий, представлений и эмоций образуют мироощущение, мировосприятие и миросозерцание. Миропонимание представляет собой лишь понятийный, интеллектуальный аспект мировоззрения. Для мировоззрения же характерна еще более высокая интеграция знаний, чем в общей картине мира, и наличие не только интеллектуального, но и эмоционально-ценностного отношения человека к миру. [6; 43]

     Мировоззрение у огромного количества совершенно разных людей имеет множество  общих черт в различных отношениях. Так, мировоззрение может быть научным  или антинаучным, религиозным или атеистическим, обыденным или философским, но оно всегда стремится к целостности и успешности относительно совершенно конкретных обстоятельств. Однако достигаются эта целостность и эта успешность разными способами. Художественное, мифологическое, религиозное мировоззрение формируются при преимущественном значении мироощущения; научное мировоззрение действует в основном на уровне миропонимания; философское осуществляет попытку системно гармонизировать оба уровня; а обыденное мировоззрение – это произвольное смешение мироощущения с миропониманием.

     Будучи  отражением мира и ценностным отношением к нему, мировоззрение играет и  определенную регулятивно-творческую роль, выступая в качестве методологии  построения общей картины мира. Ни одна конкретная наука сама по себе не есть мировоззрение, хотя каждая из них с необходимостью содержит в себе мировоззренческое начало.

     Понятие мировоззрения соотносится с  понятием «идеология», но они не совпадают  по своему содержанию: мировоззрение  шире идеологии. Идеология охватывает лишь ту часть мировоззрения, которая ориентирована на социальные явления. Мировоззрение же в целом относится ко всей объективной действительности и к человеку. [1; 67] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Структура мировоззрения

     Будучи  важной составной частью внутреннего  мира человека, мировоззрение имеет сложную структуру.

     Мировоззрение человека непременно обнаруживает себя в различных феноменах его  духовной жизни и поведения: во взглядах, верованиях, убеждениях, поступках  и т.п. Но в них самих следует  видеть лишь отдельные проявления более глубоких структур или слоев мировоззрения.

     Основной  структурообразующий элемент мировоззрения - вопросы, которые возникают перед  человеком вместе с началом его  сознательной жизни:

- «О  сущем» (что значить существовать  и быть действительным или реальным);

- «О  должном» (что обладает высшей  ценностью, т.е. является благом, а что ценностью не обладает  или является «антиценностью»;  к чему в конечном счете  следует стремиться и чего  избегать);

-«О  реализации должного в сущем» (каким образом, какими путями можно достичь должного, короче - как жить в этом мире, руководствуясь избранными ценностями). [2; 97]

     Центральная проблема мировоззрения - вопрос о месте  и назначении человека в мире. От ее решения зависят ответы на другие мировоззренческие вопросов. Хотя и они, в свою очередь, влияют на решение этой проблемы.

     Указанным группам мировоззренческих проблем-вопросов соответствуют познавательная, ценностная и программно-поведенческая подсистемы мировоззрения, в которых и происходит формирование взглядов, убеждений, жизненных стратегий.

     Мировоззрение каждого человека глубоко индивидуально. Оно несет в себе черты, обусловленные  особенностями исторической эпохи, в которую живет человек, его  воспитанием и образованием, профессиональной деятельностью. На нем оставляют отпечаток состояние физического и душевного здоровья и многое другое. Различаются не только конкретные взгляды, но и сами способы осмысления мировоззренческих проблем, роль логики и образности в построении мировоззрения, степень и характер его эмоциональности.

     Но  мировоззрения людей не только отличаются. В них много общего. И по содержанию - есть взгляды, широко распространенные и даже господствующие в обществе или его отдельных слоях. Например, религиозные воззрения определенного  толка. И по способам организации этих взглядов. Например, придание особого значения личному авторитету человека, формулирующему взгляды, или, напротив придание большего значения логической стройности самих взглядов и т.п.

     Наличие общих черт позволяет рассматривать  мировоззрение уже не отдельного человека, хотя и оно подчас представляет интерес, а тип мировоззрения, присущий большому числу людей.

     В самом общем виде и с известной  долей условности все типы мировоззрений  можно разделить на социально-исторические и экзистенциально-личностные.

     Социально-исторические типы формируются на различных этапах развития человечества и отличаются прежде всего способом, каким мировоззрение становится доступным людям в различные исторические эпохи. Важнейшими социально-историческими типами мировоззрения являются: архаический, или самый древний (анимизм, тотемизм, фетишизм и т.п.), мифологический, религиозный и философский. Они отличаются не просто разной постановкой мировоззренческих проблем, но и принципиально различными способами их решения. [2; 101]

     Экзистенциально-личностные типы мировоззрения формируются на различных стадиях духовного становления человека и различаются, главным образом, тем способом, каким индивид усваивает себе мировоззренческие достижения человечества и сам продуцирует их. Мировоззрение отдельного человека может формироваться либо стихийно, либо целенаправленно. В последнем случае роль индивида может быть либо, по-преимуществу, пассивной, когда он некритически (догматически) усваивает готовые взгляды, либо активной, когда он ведет осознанный (интенциональный - намеренный) мировоззренческий поиск. В последнем случае ему необходимо критически отнестись к собственному внутреннему миру и заняться рефлексией, то есть дать себе отчет в том как, какими средствами, на каких основаниях будет строится его мировоззрение. Этим индивидуальным способам формирования мировоззрения соответствуют стихийный, догматический и интенционально-рефлексивный типы мировоззрения. [2; 102]

     Также различают обыденное, религиозное, философское мировоззрения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Особенности религиозного мировоззрения