Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 17:06, контрольная работа
XIX-XX века занимают особое место в развитии русской философии, а именно – с первых десятилетий XIX века начинается период самостоятельной философской мысли. Русская философия, пишет В.В. Зеньковский в своей “Истории русской философии”, в этот период выходит из состояния ученичества по отношению к западной философской мысли и находит свои собственные пути; продолжая учиться у Запада постоянно и прилежно, она начинает жить своими вдохновениями и своими проблемами.
1 Особенности русской философии XIX-ХХ веков
2. Западники и славянофилы
3. Владимир Соловьёв: идея всеединства, о мировом процессе, теория познания.
4) советский период (1917-1991 г.);
5) возрождение
русской национальной
Поиски русской
философской мысли путей
Славянофильство как направление философской и политической мысли занимало видное место в идейной борьбе середины XIX в. Пронизанное противоречиями, оно имело как прогрессивные, так и реакционные черты. От славянофильства ведут начало многие течения, каждое из которых брало из него какую-то одну идею, доводя ее до крайности и увязывая с различными политическими задачами.
Яркими представителями
Историческое значение славянофильства в том, что оно стало выражением идеологии русского либерализма, игравшего активную роль в подготовке крестьянской реформы 1861 г. Отстаивая реформы «сверху», славянофилы объективно были выразителями перехода России от феодально-крепостнического строя к буржуазной монархии.
К западникам относятся выдающиеся мыслители – В.Г. Белинский (1811-1848), Н.Г. Чернышевский (1828-1889), Н.А. Добролюбов (1836-1864), Д.И. Писарев (1840-1868), А. И. Герцен (1812-1870). Западники прошли поучительную школу немецкой классической философии и французского Просвещения. Они полагали, что сознание есть свойство не всей, а лишь высокоорганизованной материи – мозга. Среди западников в философском отношении особо выделяются Герцен и Чернышевский. К западничеству примыкали те мыслители и политические деятели, которые считали западно-европейскую культуру последним словом мировой цивилизации. По их мнению, Россия должна следовать за Европой, идти теми путями, которые уже проложены. Нет смысла заниматься социальным творчеством – все, что нужно, имеется в полноте. Западники не видели в стране таких социальных институтов, которые могли быть как-то использованы при движении вперед. Православие воспринималось ими негативно, самодержавие отрицалось, а община рассматривалась как запоздалое историческое явление, препятствовавшее индивидуальному творчеству и проявлению инициативы.
Герцен в своем мировоззрении
прошел сложный внутренне
Герцен с глубоким интересом воспринимал идеи социализма, например, высоко ценил труды К.А. Сен-Симона, П.Ж. Прудона и др. Он исходил из того, что пути к социализму многообразны и зависят от исторически сложившихся форм общественной жизни и культуры. Относительно России он считал, что для нее наиболее приемлем крестьянский социализм, так как русская деревенская община содержит его зачатки. Хотя Герцен верил в идеи социализма, но не рассматривал его как окончательную и совершенную форму общественного устройства. В своем произведении «С того берега» он поставил резонный и мудрый вопрос: «Где лежит необходимость, чтобы будущее разыгрывало нами придуманную программу?» Другими словами, какие существуют объективного характера ручательства в том, что идеалы социализма осуществимы?
Герцен боролся за просвещение
масс, подготавливающее их к социальному
перевороту. Но после поражения революции
1848 г. он существенно пересмотрел
некоторые основные положения своих
социально-философских
В целом западничество
Владимир Соловьёв: идея всеединства, о мировом процессе, теория познания.
Владимир Сергеевич Соловьев, русский религиозный философ, поэт, публицист и критик. Сын С.М. Соловьева.
Учился на физико-математическом, затем на историко-филологическом факультете Московского университета, который окончил в 1873; в 1874 защитил в Петербурге магистерскую диссертацию "Кризис западной философии. Против позитивистов", а в 1880 докторскую диссертацию "Критика отвлечённых начал". После речи против смертной казни в марте 1881 (в связи с убийством Александра II народовольцами) В.С. Соловьев был вынужден оставить преподавательскую работу.
В 80-е гг. выступал преимущественно как публицист, проповедуя объединение "Востока" и "Запада" через воссоединение церквей, борясь за свободу совести и против национально-религиозного гнёта; сотрудничал (с 1883) в либеральном "Вестнике Европы". В 90-х гг. занимался философской и литературной работой; переводил Платона, вёл философский отдел в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона.
Как мыслитель и утопист В.С. Соловьев оказался на пересечении разных духовных течений. Задумав своё философское дело как оправдание "веры отцов" на "новой ступени разумного сознания", он встал перед невыполнимой задачей - совместить научно-позитивный и рационалистический "дух времени" с религиозным преданием.
В своей философии, отвергающей
материализм революционно-
В конце 70-х и в 80-е гг. в обстановке
безвременья и поисков новых
путей преобразования России В.С. Соловьев
в противовес как радикально-
Космическая тема решалась у В.С. Соловьева
неортодоксально для
Некоей гармонизации этих двух исходных
тем - космической и социальной - призвана
служить метафизика В.С. Соловьев: собственно
философская доктрина "всеединства"
и религиозно-поэтическое учение о Софии.
Предприняв вслед за ранними славянофилами
пересмотр "западной философии" как
отвлечённой рассудочности и негативной
метафизики, В.С. Соловьев противополагает
ей в сфере гносеологии "цельное знание"
(интуитивное образно-символическое постижение
мира, основанное на нравственном усилии
личности), а в сфере онтологии - "положительное
всеединство", свободное объединение
в абсолюте всех оживотворённых элементов
бытия как божественный первообраз и искомое
состояние мира. Однако это всеединство
не только мыслилось философом, но и романтически
представало перед ним в лице Софии - "вечной
женственности", личная мистическая
любовь к которой как бы освящала эротическую
утопию В.С. Соловьева. Стихи "софийного
цикла", посвященные "подруге вечной"
- мистической возлюбленной, - это интимное
средоточие лирики В.С. Соловьев, попали
впоследствии в центр внимания, продолжая
традиции Ф. И. Тютчева, А. А.фета, А. К. Толстого,
отличается тоном напряжённой мистико-философской
исповеди и элементами новой, специфически
символической образности, Личный облик
В.С. Соловьева - скитальчество, житейская
беспомощность, подвижничество делали
его в глазах символистской художественной
интеллигенции героем легенды олицетворением
переломной эпохи.
Русский философский Ренессанс, или Возрождение русской религиозно-идеалистической философии базировался на двух основных идейных источниках: на предшествующем развитии мировой философии и культуры, с одной стороны, и с другой – на длительном процессе развития отечественной философской мысли.
Будучи тесно связанной, с основной линией развития национальной философии, русская религиозно-идеалистическая философия начала XX в. как бы следовала по пути славянофилов. Однако она отличалась от них положительной оценки современных им исканий западной философской мысли. При всем значении для русского религиозно-философского Ренессанса и западных, и славянофильских идей его подлинными духовными отцами были Ф.М. Достоевский и В.С. Соловьев. Идея Соловьева о возможности достижения единства русского православия и западной религии и культуры оказала воздействие на философские построения Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, Л.И. Шестова.
Владимир Соловьев (1853 – 1900) создал
собственную религиозно-
Свою религиозно-
Этическим проблемам посвящены работы Соловьёва “Красота в природе” (1899), “Общий смысл искусства” и др. “Национальный вопрос в России” (1883—1891), “Китай и Европа” (1890) содержат взгляды философа по политико-философским вопросам. Кроме упомянутых работ Соловьёвым написаны по философии и другие сочинения.
Концепция познания. В магистерской и докторской диссертациях Соловьев утверждал, что человеческое познание своей истории носило односторонний характер. Европейская философия и наука расчленили действительность на части, противопоставили мир и человека и поэтому не смогли дойти до цельного знания, — считал мыслитель. Ни эмпиризм, ни рационализм, декларируемые европейской философией как пути истинного познания и ограниченные рамками логического мышления, не дают такого знания, они лишь соприкасаются с объектом, не проникая в него. Такое знание неглубокое, оно внешнее и относительное. Для раскрытия абсолютной истины необходимо установить внутренний контакт с всеединым, что достигается лишь при помощи непосредственного интуитивного внутреннего созерцания, веры. Рационализм и эмпиризм включаются Соловьёвым в процесс познания как подчиненные моменты.
Информация о работе Особенности русской философии XIX-ХХ веков