Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 16:19, реферат
Наука не является единственной формой познавательной деятельности. Наряду с наукой существуют иные формы познания: религиозное, художественное, обыденное, игровое и т.д. для уяснения специфики науки выделим основные особенности научного познания:
Отношение философии науки и искусства науки и обыденного знания
Наука не является
единственной формой познавательной деятельности.
Наряду с наукой существуют иные формы
познания: религиозное, художественное,
обыденное, игровое и т.д. для уяснения
специфики науки выделим основные особенности
научного познания:
1. Основная
задача науки — обнаружение
объективных законов
2. Научное знание носит системный характер,
т.е. здесь знания логически упорядочены.
Знания превращаются в научные только
тогда, когда они включаются в систему
понятий, в состав теорий.
3. Непосредственной целью и высшей ценностью
науки является достижение объективной
истины. Объективная истина — это такое
содержание наших знаний, которое не зависит
от человека и человечества.
4. Научному знанию присуща строгая доказательность,
иначе говоря, это знание должно быть подтверждено
фактами и аргументами.
5. для научного знания характерна опытная
проверяемость и возможность многократного
воспроизведения результатов научного
исследования.
Наука и философия
Существует
три возможных подхода к
1. Философия есть наука: это своеобразная
наука всех наук (Аристотель, Г. Гегель).
2.Философия — не наука, т.к. выводы философии
нельзя верифицировать, т.е. проверить
опытом (позитивисты О. Конт, Л. Витгенштейн
и др.). Сторонник неопозитивизма Б. Рассел
дал определение философии как ничейной
земли между наукой и богословием.
3. Философия отчасти наука, а отчасти не
наука (Ф. Энгельс). С одной стороны, философию
можно считать наукой, так как, во-первых,
она возникает одновременно с наукой (первые
философы являлись одновременно учеными),
философия - это праматерь» всех наук;
во- вторых, как и наука, философия опирается
на силу разума (это постижение мира с
помощью специальных понятий, категорий).
Но, с другой стороны, есть существенные
отличия философии и науки:
а) частные науки исследуют явления, которые
существуют объективно (независимо от
сознания), а философия исследует явления
через призму их связи с человеком, с его
сознанием; б) наука опирается на экспериментальную
проверку своих положений, а философия
исследует явления, которые постигаются
умом, эти явления, по сути, недоступны
чувственной проверке.
Таким образом, философия — это не только
наука, но еще и мировоззрение.
Наука и искусство
Общее между
наукой и искусством состоит в
том, что они являются средствами
познания и преобразования мира.
Но существуют и принципиальные различия:
1. Наука нацелена на поиск общих закономерностей,
а искусство уделяет внимание каждой отдельной
человеческой личности, единичному событию,
случаю
2. Наука исследует мир с опорой, прежде
всего, на силу разума, на абстрактное
мышление. Наука — это отражение мира
в понятиях, категориях, умозаключениях.
Искусство же исследует мир, опираясь
на чувства, эмоции. Искусство — это отражение
мира с помощью художественных образов,
а художественный образ есть сплав чувства
и мысли, при этом чувственная сторона
преобладает.
Наука и обыденное познание
Обыденное знание люди приобретают в ходе непосредственной практической
деятельности,
в труде. Это народная медицина, народная
агрономия и т.д. Обыденное знание
часто называют здравым смыслом.
Наука и обыденное познание едины в том,
что направлены на поиск истины. Поэтому
непреодолимой пропасти между ними нет.
(Например, врач и знахарь преследуют цель
излечить больного).
В то же время существуют принципиальные
различия научного и обыденного познания:
В обыденном познании отсутствует теоретический
«этаж» знания. Это совокупность практических
сведений о чём-либо. Наука предполагает
наличие теории.
Обыденное познание носит несистематический
характер, а научное знание — это знание,
приведённое в систему, то есть упорядоченное
знание.
Информация о работе Отношение философии науки и искусства науки и обыденного знания