Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2011 в 12:36, шпаргалка
Ответы на 25 вопросов.
1.Предмет,
структура и функц. Связь
Ф с др. науками. и жур.
Ф- наука о наиболее общих св-вах мира принципах его познания. Основа мировоззрения. Предмет зависит от эпохи и позиции мыслителя: античность (мир в целом), новое время (почти все эмпирич и теоретич знание Гегель – энциклопедия ф. наук), позитив ( Конт -отрицание философии), марксизм(не дает знания обо всем, но,не растворяется в частных науках – наиболее общая сущность мира и сознания), неопозитивизм (язык науки), постпозитивизм (закономерность развития наук), Структура онтология – учение о бытии, гносеология – учение о познании, антропология – учение о человеке, социальная философия – учение об обществе, аксиология – учение о ценностях, этика – учение о морали, эстетика – учение о красоте, логика. Общая и социальная –ядро. Функции ф: мировоззр, методологич, ценностн -аксеологич, прогностич. описат познават, Ф. опирается
на данные частных
наук. (естеств, обществ, технич, фундаментальн)
Всеобщее в ф. существует через частное.
Взаимозависимость и влияние. Журнали́стика
— актуализация мировоззрения соц. групп
путем подбора злободневных фактов |
2.Осн
вопрос. Формы фил теорий
Вопрос об отношении сознания к материи. 3ур: 1О первичности-вторичности, о познаваемости, 2Сущность мира, сознания, отношения сознания к миру 3сущность мира, человека, его место в мире и перспективы существования. В зависимости от того, что первично, что –субстанция выделяются теории: Идеализм: Объективн. субстанция – разумное духовное начало, кот создает мир. Оно вне мира(Платон, Гегель,религия) Субъективн мира нет, все только в сознании чел, оно первично. Беркли Материал. у мира нет причины, он сам прич себя, ничем не порожд, материя первична. Агностицизм мы не знаем и не узнаем, есть ли у мира причина Э. Кант Дуализм Субст =матер+дух. Декарт |
3.Матер. Корни, аргум, осн формы. Материализм – напр.фил. кот решает осн ? -материя первична. Мир никем не создан. Сознание –порожд мира. В основе – реалистическ парадигма (естеств причины). Мир сущ незав от сознания. Возн позднее идеализма – нужно сравн. теорию с фактами. Античность Милецкая школа – 7-6в до нэ. Наивный матер, образное мышление. Фалесс(Первоосн всего подобна воде – абстр через конкр) Анаксимандр,( главное св-во первоос – быть первоосн., апейрон вечен) Аноксимен(воздух) Атомисты –классич период конец 5- нач 4 вв до нэ. Левкипп, Демокрит. Эпикур, Лукреций Кар – эллинистич атомизм. В осн многообр –первоэлем. вечны, неизменны, просты, неделимы. Вещи –сцепление атомов в пустоте. Они сталкиваются,движутся Возрождение наутрфилософия Да Винчи, Галилей, Коперик. Бруно- вселенная -единая матер субст, облад. одушевл. Новое вр Бэкон -4идола, матер-природа, принцип эмпиризма. Гоббс – механицист. Непоследоват матер(бог все-таки есть) Спиноза –пантеист –мир-бесконечная природа-бог. Декарт –дуалист –материя –вселенная из копускул. Гольбах (диалектика движения), Дидро Ламетри –материя-бесконечная природа, Фейербах Дюринг.–метафиз мат. механистич, не объясн обществ. Маркс,Энгельс, Ленин – диалектич матер. Вульгарный матер –Фохт, Бюхнер. | 4.Объект идеал. Корни, аргум, осн идеи и формы. Объект. Ид – напр. Фил, утвержд. Объект. духовн начало. Миф Гилозоизм, нет рефлексии, зависимость от прир. Античность Платон природа пассивна. Мир идей и вещей. Идея эйдос –нематер сущность предмета, причина вещей, соверш. Парадокс неподв перводвигателя. Мир вещей несоверш. Демиург –создатель. заставляет идею воплощ. в матер. Аристотель предмет=материя+ форма. Материя- пассивное форма активное. Средние века Объект идеал – господств идеол. Проблема существ и сущности бога. Ансельм Кентерберийский Бог-всесоверш. Парадокс-соверш не изменно, зачем творил? Челов разум несоверш. Августин Блаженный Онтологический аргумент бог-всесоверш. Значит должен существ. Фома Аквинский 5 классич доказат. 1)Все имеет причину причина всего-бог, 2)Все движется. Причина –бог. 3) от возможности и необходимости4) Предел качества-бог. 5)От замысла –есть порядок-есть творец. Классич немец фил вместо бога – абсолютн идея дух. Шеллинг –разум растворен в природе. Гегель- абсолютная идея. Истинное бытие и инобытие (в себе и для других.) Идея – логич структ мира. Идея развития, человек должен познать мир. Не может сказать как дух порожд. матер. | |
5.
Суб идеал. Корни и осн
арг.
Форма
фил, кот решает вопрос о первичности
чел созн. Созн – ед. реальность,
с кот чел имеет дело. Возникает
в новое вр. Предмет познания-процесс
познания. Дж Локк, осн тезис субъект
идеал. Все что мы знаем о мире- знаем с
помощью ощущений. –сенсуализм. Идея первичных(объект
форма) и вторичных (субъект цвет) качеств.
Реальная сущность – не познана. 3 вида
незнания Интуитивное демностр сенсетивное,
Беркли Вещь полностью субъективная
Соллипсизм-крайняя форма суб.ид. мы воспринимаем
не вещи а идеи. Их воспринимает бог. Активна
только душа. Опрвержение – можно познать
мир не только с помошью ощущений. Ощущение
–посредник а не преграда. |
6.Агностицизм.
Корни и осн арг.
Учение, согл кот. нельзя узнать об истинности познания. Юм Сомнен в соверш знания. Нельзя знать сущ ли предметы, бог, бытие, причины и следствия или нет. 2 типа воспр: импрессии-ощущения первичные. Идеи-образы нашей памяти вторичные. Э Кант «Критика чистого разума» отрицание умозрительного познания вещей. Теория вещи в себе и вещи для нас. Вещь в себе познать не можем. Мир бесконечен а опыт конечен. Опроверж –чел все равно познает мир на ур фунд св-в. |
7.2й
? фил. Фил метод. Диалектика
и метафизика. Вопрос о движ и развит.
Движ-любое изменен вообще. Развит – измен
с усложн. Диалектика -учение о развитии.
Метафизика- отрицание развития. (Догматическое-парменид
и упрощенное понимаение) Метафизич
метод – метод, исследов, кот исходит из
упрощ колич понимания развития, отрицает
саморазв, рассм предм изолированно. В
сложн ситуац только 1 сторона -верная.
Диалекич метод учитывает разв мира
в целом и его взаимосв. частей. Разв - сморазвитие.
Бесконечн Источник –ед и борьба противопол.
Деление на диалектич и метафизич не сопад
с идеал и матер. Мет. Парменид
– мир неделим и неподв движение иллюзорно.
Зенон-4апории Стрела. Платон
аристотель (идеи вечны) Новое
вр –метафизич матер. Гоббс,
Дидро Гольбах. Движение –перемещение
тел в простр, перенос законов природы
на общество. механицизм. Кант Диал
Гераклит Все течет все измен Вселенная
как огонь угасает и развив. Возрождение
–пантеизм Кузанский,
Бруно Диалектика совпадения противопол
бесконечно малое-большое. Новое
вр –Гегель-направл.разв. Развитие
мира –процесс самопозн абсолютн идеи.
Маркс – субъект развития-материя. Материя
активна. она саморазвив. Развитие-атрибут.
Чел сознание –св-во и продукт разв материи.
Причина –единство и борьба протвопол.
Законы развит общ-ва, опираясь на зак
диал. Методы- теоретич и эмпирич |
8. Сущн
мира. Катег реальности,
материи, субстанции.
Объект
идеал – бог, сознание дух, идея Субъект
идеал – мир комплекс ощущений.
Донаучн матер – элементы, св-ва. Мир с
позиций научного материализма – материя
в ее бесконечных проявляениях. Бытие,
существование – лишь св-во, лишенное
смысла. Мир бесконечен опыт конечен. Все
существ. Независимо от нашего сознания.
Материя –фил. катег, для обознач объект
реальности, данной нам в ощущениях и существ
отдельно от них. Негативное по форме.
Мат-не сознание. От противного. Абсолютное
– все концепции вписываются. Мир – единое
целое, система все взаимосвязано. Единство
мира в материальности. Свойство быть
объективной реальностью. Реальность-действительное,
невымышленное существование. Субстанция-
материальный субстрат в единстве с его
св-вами. Субстрат –основа всего, устойчивая
структура. Материя как субстанция –причина
самой себя. Порождает сознание. Материя
и сознание связаны | |
9Атриб
мат. Простр и время.
Ф. смысл теор относ
и неэвкл геом.
Атрибут – неотъемлемое, сущ св-во предмета или явл. простр и время. – всеобщ объективн, внутр. формы сущ матер. Простр-протяженность или сосуществ вещей, а время –длительность. Абстрагируемые их признаки –измерения (простр-3, вр-1) Время –однонаправл и необрат. Простр- обратимость. Однородность-разн точки тождесв. Изотропность –все направл равноц. Неэвкл геом – Лобачевский, сферическая сумма углов треуг больше или меньше 2д, через точку можно провести больше прямых, парал другой прям. Разрыв с наглядно представимыми идеями Теор относ Энштейн – Сто: по мере приближ движения тел к скорости света, протяженность сокращ а время течет медлен. В разных системах простр и время разл. Ото: протяж и длит зависят от интенсив гравитации. Кривизна простр. Релятивисткая космология. Связь простр и времени и завис от материи. Углубление концепции |
10.Мир
- система. Многообр
форм матер. Ед законом
миров процесс.
Мир-ед целое. Разнооб – иерархия, система. Формир благод особым отнош между системообр элем. Отнош. реальны, всеобщи и существенны. Формы мат: материя на опред. ступени развит. Основн (ФФМ,ХФМ,БФМ,СФМ) частны е(кварки), комплексн (геологич). ЕЗМП – процесс измен от высшего к низшему, развит. Способ существ материи. Мир –вечно движущ и развив мат. Формы мат – ступени ЕЗМП. ФФМ –вещество и поле. Масс-энергетич взаим. Атомы и молекулярн частиц. ХФМ –атомы, молекулы, мол соед. химич реакц, Синтез и распад. Магистральное развитие –углерод, и тупиковое. Органика может возникнуть только на основе углеводородных соединений. БФМ Жизнь-способ существ высокоорганизов матер субстр, осн компон кот –белки, кислоты, жиры углеводы и др. Функции- процесс самосохр. Путем приспособл. Самодвиж, саморегул. Изменчив наследств раздраж ествств отбор. Соврем теория эвол. СФМ человек все тоже + изменение мира. Появл челов заложено в природе материи, эволюции, локальные условия. Труд, коллективность, индивидуальность свобода и ответственность, разум сознание. |
11.
Катег движ и разв. Док-во
всеобщ хар-ра разв.
прогр и регр
Движение –атрибут, форма и способ существ материи. Изменение вообще, снятие тождества с самим собой, предельно абстр понятие. По смыслу равно существов. существ значит изменяться. Движение абсолютно покой относит. Покой- положение в сист коорди, момент определенности. Покой-момент движения, кот ему противопост. Нет материи без движ и наоборот. Развитие –изменен с услож. Движ –абстрактная сторона развития. Две позиции: 1мир охвачен развит 2доминирует движ а разв -лишь момент. Верная 1я. Разв доминирует. Мы видим продукты разв постоянно. Высшее- из низшего, сложное- из прост. Развитие –очаговый процесс. Только малая часть низшего – в высшее. По мере услож ФМ их колич -во уменьшается. Развитие- системн кач-во мира. ЕЗМП затрагивает весь мир и его взаимосв. Части. Источник –единство и борьба противопол. Развитие – доминиров прогресса. Регресс- часть прогресса, пониж ур сложности. Погр и регр не сущ др без др. Каждый прогр шаг сопровожд регрессивными моментами. Принцип развития- в мире постоянно появл то чего не было раньше. |
12 АВТР. Принцип разв в диал. Парадокс разв его реш. АВТР- развитие в целом, закономерности, хар для любых изменений. Диал- учение о разв. Структ диал – общ хар-р науки, принципы, законы, категории. Объектив диал, субъект (логика, теория позн)Осн принцип- наиб широк и фундамент полож науки. Принцип развития: в мире пост появл новое, то чего не было раньше. Высшее= низшее +новое. Парадокс: откуда в высшем было то, чего не было в низшем? Матер – признать новое порожд низшим. Идеал – призн что новое исходит из вне (Платон мир идей). Новое-из низшего. Холизм – высшее-синтез низшего. Теория эмерджентной эволюции 2типа измен: количес и эмердженты. Движущ сила эвол –низус, порыв. Синерг –пригожин 2 закон термодин- с теч времени в закр системах нарастает хаос. Но закр систем нет Орлов – развитие –такое же всеобщие св-во как сущ-е и ответить почему мир развив так же невозм как ответить, почему он сущ. Новое содерж - в низшем в виде возможности. Возм активна, направл настоящим. Аттрактор- сценарий, к кот стрем разв. Принцип детерм и всеобщей связи –прич- следств связь прониз весь мир. Развитие –всеобще. Мир-система. Внутр и внеш связи, непосредств и опосредов. Прич-следств связи проявл в в устойчив провторяющ формах –закономерн. | |
13. Законы
диалектики.
Закон – необход, существ устойч, повторяющ отнош-е, связь между явл. Закон перехода колич в кач и обратно. Характер развития. Движ от низш к высшим происх путем кач-х измен-й. Кач-во- внут специфич определенность вещи. Целостная хар-ка вещи. СВ-во выр кач-во вещи в отнош к другой вещи. Связаны с кач-вом. Св-ва: осн-е и неосн. Кол-во- внеш специфич определенность вещи. Делимость на опред. элементы. Мера –единство кач-ва и колич-ва. Это колич границы существов кач-ва. Скачок- переход колич-ва в кач-во. Коренное измен кач-ва. Закон ед-ва и борь противопол. Прич, ист-ик разв, ядро диал. Противореч – отнош взаимоискл, взаимоотриц взаимно предполаг сторон. Гл источник разв -внут против вещей. Всеобщий, универс хар-р. Единство – отнош взаимн предполагания взаимоискл сторон. Противопол-ть:1стороны против-я 2отнош-е противопол-ей 3 отнош противор, захватыв. существ стор вещей. диверг-ное – зарожд, пред обостр. Конверг – разреш, сглаж, компром. Принц абсол-и борьбы, относит ед-ва. Связ и зависят др от др. Противор-я: внешн, внутр, сущ, несущ, основн, неосн, главн негл, антагонистич и неантагон. Закон отриц отриц. Направлразвития. Положение, отриц, отри отриц. Растение-пр. Отрицание –борьба нового со стар, высшего с низшим. Преемств и отриц - поступат хар-р разв. Новаяю ступень разв. |
14Категории диалектики Кат- наиб широкие понятие науки. Отображ объект реальн. Общее –то что свойственно классу предметов, единичное – присуще элементу, а особенное –подклассу. Водород-неметалл, -хим элемент. Всеобщ-предельн общ. Единичн: собств-о ед, индивидуальн. Необх-ть – то что должно быть. Случайность – то что мб, а м и не б. Необх-общее, случ- единичн. Случайность –форма проявл необх-и. Необх-ть доминирует. Свобода – познанная необх-ть. Явл – внешняя сторона действ-и. Сущность – внутр глубинная сторона действ-и. В явл –сущность. Явл- выраж сущности. Содержание – элем, из которых состоит вещь. Форма – организ-я, структура вещи, совокупность связей между элементами. Форма определяется содержанием. Но относительно независима. Действительность –то что сущ-ет. Возможность – тенденция залож в действ-и. Реальная, абстрактная, формальная возможность Причина – то, что порождает следствие. Она предшествует следствию и порождает его. Причина входит в состав условий. Объективные и субъективные причины. | 15.КВТР. Законом-и отношения низшего и высшего. КВТР – законы и принципы ЕЗМП. Бесконечное последовательное основных ФМ. Закономерности прогресса. Закон аккумулятивного характера развития. Развитие – возникнов высшего из низшего. Высшее Каждая новая ФМ включает в себя основное содерж предшеств. Закон конвергентного хар-ра развития. Низшее, включ в состав высшего, сохраняет свою природу,но подчиняется высшему. Чем сложнее ФМ, тем богаче ее связи и взаимодействие с окруж миром. Всегда есть низшее, не включ в состав высшего. В высшее включ лишь малая часть. Во взаимодействии с этой средой высшее развивается. 3 направл развития: Магистральное –новое фм, подчиненное – разв низшего в составе высшего, развитие невключенного низшего-среды. Низшее образует в высшем систему уровней. Конвергенция-сближение | 16.
Пробл бесконечн и направл
процесса разв. Необх
человека.
ФФМ –самые простые. Наука более простых элементов не знает, но возможно они есть. Есть косвенные признаки того, что элементарные частицы состоят из более простых. Абсолютно простых элементов нет. У мира нет начала. Сверх социальные ФМ . Человек –высшая ФМ. Формально запрета на сверхсоц фм нет, нот возможность ничтожна. Гипотеза ИИ – неправдоподобна, нет добавочного содерж. СФМ –наисложнейшая. Но процесс развития не заканчивается. С появл человека хар-р развития принципиально меняется. Развитие было связано с появл новых ФМ, и ни одна ничего не изменяла в предыдущих. Человек преображает мир. Он преображает и принудительно изменяет другие ФМ. Реализует принципиальные возможности, кот до челов не были реализованы. Три группы факторов, кот вызвали человека. Всеобщие – природа материи, особенные –эволюция БФМ, единичные- локальные условия. Труд, коллективность, индивидуальность свобода и ответственность, разум сознание. Чел- существо, кот производит само себя, свое бытии и сущность. | |
17.
Сущн созн в матер-х
и идеал теориях. Созн
– св-во высокоорг-й
материи. Пробл идеального.
Объективн и субъект
в созн чел.
С – высшая форма психич деят, связ с трудом и речью. Разум+чувства+воля. С-духовн субстанц, может сущ самост. –объект идеализм, дуализм, Причина- созн принцип отлич от других проявл мира. С-единств реальность, с кот имеет дело чел – субъект идеал. аргумент к ощущ. Вульгарный материализм – сознание – особая ФМ. Аргумент мир матер – С часть мира. Мозг материален, В научн фил. С нематер, не субстанция а св-во материи, не суще отдельно от матер, зависит от матер. Идеальное –нематериальное, но зависит от него. С- психич форма отражения, + активн в отнош своего содерж. Идеальность С – специф сущность С. Образ идеален, его природа не определена. Субъективн и объект в образе - неделимое целое. Мысл образ предмета содержит призн предм. Идеальное – предмет, лишенный своего непосредств матер субстрата, непосредств конкретно-чувств бытия и сущ на основе особого матер субстрата – человека. Форма, в кот выступают реальные предметы, отображ С-ем. Субъективный образ объективн мира. Субъективное – такая сторона С, кот отличает последнее от внешнего мира. Данность владельцу, закрытость от других, индивидуальность. |
18.
Происх С. С -высшая форма
отраж. Психофизиологич
пробл.
Отражение – всеобщее св-во матер, кот заключ в воспр признаков, св-в отраженного объекта, путем изменения собств св-в. Взозд объектов друг на друга. Субстрат и отраженный объект. Субстрат изменяется в соотв с его природой. Хар-р отраж зависит от ур организ материи. ФФМ –субстрат не воспроизводит качеств внешнего воздействия. ХФМ при отражении субстрат теряет собств кач-ва. БФМ Раздражимость –элемент форма психологич отражения. Психика – отражение мира в качеств многообраз СФМ С- психич форма отражения, + активн в отнош своего содерж. Мир возд на С через органы чувств., С возд на мир через матер деят челов. Гипотеза –через свою матер основу. С -свво высокоорганиз материи, заключ в психич отраж действит-и Психич отраж - на высоком ур организ материи, ЦНС. Психич деят животных обусл биологич закономерн и служит приспособл к внеш среде, С. человека направл на преобразование мира. Психофизио версии: тождества души, тела и незав души и тела, психофизиол параллелизм, взаимод-е, монизм, рефлекторн концепция психики. Павлов общебиологич физиолог теория психич деят. Психич и физиологич – высшая и низшая деят мозга. Психич зависит от физич. Психика - обратное влияние на физиолог, управляет физ проц. |
19. Сознание
и язык. Язы́к — знаков
система, соотн
понятийное содерж и типовое звучание
(написание). Благодаря
языку Созн. форм и развив
как духовный продукт
жизни общества, осуществ преемств чел
деят-и и общения. Сознание и язык связаны
друг с другом. Но это не тождество. Мысль,
понятие как значение слова – отраж объект
реальности, а слово – ср-во выраж и закрепл
мысли, Язык - средство общения, орудие
мышления, выраж и оформл мыслей. накопление
знаний, развитие сознания Знак-взаимосвязь
означающ и означаем. Понятие -.
спос знака обозн-ть что-то. связь между
знаком и значением через сознание. Функц
языка: коммуникат, конструктивная (форм
мышления), познават (перед инфор и её хран),
эмоц -экспрессив — выраж чувств, волюнтативная
(воздейст), номинативная,репрезентативная,
аксиологическая. Язык –средство формирования,
сохр, передачи мысли. Бывают искусств
и естеств. Средство развития челов мысли. |
20.
Познание. Принципы
научной гносеологии.
Структ позн.
Познание – процесс отражение объективного мира в сознании человека. Ощущение –исходный пункт. Результат –получение истинного знания. Условия для– Принципы научной гносеологии: 1Познаваемый предмет должен быть реален. 2Познаваемость предмета(принцип познаваемость, предмет должен быть доступен), 3процесс познания носит диалектический хар-р,4наличие критерия истинности(практика-универс крит). Структура проц познания По форме Чувственное(ощущение, воспр, представл) Логическое(понятие сужд, умозакл). По содерж (научное, обыденное). Занание в том, что отображаем мир таким, каков он на самом деле. | |
21.
Чув позн. Осн фор. Психофиз
парад. Пробл достов
чувств поз.
Чуств позн –отображ внешних сторон действ-и. Формы: ощущ, воспр, представл. Ощущение –отраж отдельных внешних св-в вещи. Цвет,запах. Основа ощущ- аналихаторы, рецепторы, нервные пути. Ощущ возникают в ЦНС а не в органах( 5 огранов плюс двигат и вестюб аппараты). Простейший познават акт. Психофизиологич парадокс Психика- качеств разнор образы. Физич –качеств однор процессы. Как из однор процессов возникают разнор образы? (цвет запах вкус) Нервный процесс однороден. –электрич импульсы частотно модулируются. Не просто кодирование декодирование, а уподобление в мозгу внешним воздействиям. Двойственность чувств позн: отображ не только явл, но и неосознанно –их сущности. Восприятие – отображение предметов или ситуаций как целых. Включает целостную совокощущений. Предметность, целостн, простр-временные хар-ки, движение вещи. Объективация –восприятие вещи как сущ вне нашего сознания. Ситуативно, не схватывает общих сторон. Представление-образ предмета, сущ тогда, когда предмет не действует на органы чувств. Независимость от органов и обобщенность. |
22. Логич познание. Осн формы: понятие, сужд, умозакл. Логич познание- познание сущности вещей, явл. Опирается на чуств позн. 3 ур: фунадментальный, обыденный, научный. Фундамент: общие логич процессы. Обобще – проц выделения общего из ед. Абстрагирование – отвлеч существ признаков от несуществ. Анализ- расчлен целого на части. Синтез – объедин частей в целое. Индукция –от единичн к общ. Дедукция –от общ к единичн. Формы логич позн Понятие –отраж сущностных сторон вещи. Основная форма логии позн. Не имеет наглядности. Выражается словом. Понятие –результат опосредов общего особенного и единичного. Определение понятия –отражает наиболее существ признаки вещи. (через род, вид противпоставл). Содержание понятия –совокупн сущ признаков предмета. Объем – совокупн пред, облад этими признаками. Суждение - связь понятий, форма мысли в кот отрицается или утвржд что-либо, относит предмета мысли. S-субъект, Р-предикат. С есть Р. Суждения мб: утверд, отриц, единичн, особен, общими, возможности, действит-и, необх-и. Умозакл-связь суждений, форма мысли, в кот из одного или нес суждений выводится новое сужд., содерж новое знач. Индуктивные и дедуктивные(силлогизмы) | 23.
Законы логического
познания. Определение.
Доказательство.
Традиционная формальная логика изучает специфич законы логич познания. Аристотель Тождества (А=А),Противоречия(А не есть -А), исключенного третьего(А есть либо Б, либо не -Б), достаточного основания( если есть Б, то есть его основание А) .. Математическая логика- исследует закономерности вывода знания с помощью математич средств. Лейбниц. Диалектическая логика –высший ур логики. Изуч всеобщие диалектич законы. Определение
понятия –отражает наиболее существ признаки
вещи. (через род, вид противпоставл)., указание
или объяснение значения объёма (содержания)
понятия. Интенсиональное, реальн, аксиомати,
номин, явное, неявное, генетическ, контекстуальное
. Доказательство —совокупн логич
приемов обоснования истинности суждения
с помощью других истинных и связанных
с ним сужд. Должно основываться на данных
науки и обществ-историч практики Тезис, Аргументы и факты, Демонстрация. по форме
делятся на прямые(от аргументов) и косвенные.
(ложность антитезиса) |
24. Истина.
Критерии истины. Конкр
и объективн истины.
Абсол и относ истина.
Правдопод
Истина – знание, соотв действит. Проверка истинности – эмпирич или через доказ-во. Знание, кот нельзя соотнести с действит не может быть истинным. Истина-цель и основа познания. Истина в узком смысле –знание полезное. В широком- знание, соотв действит, неважно приносит пользу или нет. 2 критерия: конкретность и объективность. Объективность: истина должна зависеть от объекта, кот изучается а не от субъекта, кот изучает. Конкретность – общее существует только через единичное. Любое истинное знание о мире имеет границы приминения. Проблема недостижимости абсолютной истины. –агностиицизм. Знание о части мира –относительная истина. Невозможно определить что такое абсолютная истина –фикция. Истинное знание о конечном возможно. Главное правильно применить его границы. Причина заблуждений-неполнота знаний. Заблуждение-рабочий момент познания.
| |
25. Обыде и научное познание. Формы и методы н позн. Особ-и ненаучных форм знания. Обыденное –первичная форма позн.несистематизиров, быденный опыт- в процессе жизни. Цель –получ истинного знания. Основ на здравом смысле. Не схватывает противоречивости предметов. Научн познание –высший ур логич мышл. Ориентировано на позн сущности. свой набор объектов познания. Требует выработки особых языков и свой инструментарий. Носит узкоспец хар-р. Эмпирич и теоретич уровни. Цель –получить истинное знание осознана. Открытие –обнаруж неизвестных ранее существ св-в. Методы эмпирич: Наблюдение, сравн, эксперимент, измерение. Цель –получение фактов. Факт – эмпирич суждение, кот представл описание явл. Основа теоретич позн. Методы теоретич обработки факта: описание, обобщение, объяснение. Формы научн познания: Проблема- разнов вопроса, в кот выражено противоречие между огранич имеющ знания и потребностями его развития. Процесс решения проблемы –гипотеза-предпол решение проблемы, кот обосновано анализом фактов, с учетом уже известных закономерн. Теория – система сужд, кот описыает и объясн какую-то область действит. | 26.Б Парменид, Гераклит, Гегель, Хайдеггер, Маркс Бытие́ -фил понят, фикс аспект существования сущего в отл от его сущности. фиксирует наиб общее в вещах – их наличие. Онтология Парменид сущ-ет только вечное и неизменное Бытие, равное мысли. неизменно совершенно, форма шара «Бытие есть, небытия нет». Однородно, покоится. Движения, времени нет Гераклит Б - непрер становящееся. непрер изменения, становл, кот нах в пределах материальн космоса Становление -непрер переход из одной противопол в другую, Единое начало, множественность космоса, в циклах его сущ-я - проявл вечн закона, Логоса, огня. Гегель абсолютное – Б. Истинное Б - бытие в – себе. Инобытие – бытие для другого Б - первое полагание абсолютной мысли; качество, количество и мера, развив целое, объективно развив идея. Хайдеггер Б - основопол и неопределимая, всем причастная стихии мироздания. Зов Б. можно услышать при очищении личности и познании сущности языка. главный труд, «Бытие и время», Dasein-«забота» - структура челов бытия. Это единство трех: бытия-в-мире», «забегания вперед» бытия-при-внутримировом-сущем» Маркс Б. опред сознание. сознание – осозн-е Б, деятельное Б чел, кот навязывает чел-у соотв формы сознания. Общественное Б. | 27.
Ф как разнов мировоззрения.
Мифология, религия,
фил- осн формы мировоззр.
Мировоззр – система взглядов на
мир и место чел- в нем. Уровни
мировоз: 1)научн; 2) бытов Фил относится
к научной Рацио – понятийность, логичность,
осн на эмирич факты, системность. Фил.
тип мировоз. - теоретич. обоснованная
система взглядов на мир чел-ка. Функции
мировоз: 1) гуманистич 2) соц.-аксиологич 3) культурно-воспитат. 4) объяснит-информац. Мифологич.тип мировоз. - форма сознания, кот. домин на ранних стадиях первоб общ-ва. 1 попытка объяснить мир. Прир явл –мифолог. Очелов прир. Бессистемн, алогичность, одномерная картина Религиозный тип мировоз. –вера в существов. сверхъествественное, которая объясняет происхожд.мира и человека. Разделение на 2 мира (бог люди) Вера, риуталы. Функц религ: интегративн, иллюзорно-компенсат, воспитател, мировоззренч, Идеология- система знаний о соц экнонмич устройстве, напр на изменение или укрепление сущ положения. |
1Осн
? соц ф. Кат общ бытия
и общ созн. Матер и идеал
в соц ф.
Соц фил- учение об обществе. Предмет – наиб общее учение об обще, о законах челов деят. Сущ-ть челов и общ-ва, соц развитие, историч процесс, обществ созн и бытие. Осн вопрс соц фил – об отнош ОБ к ОС. Три уровня:1что первично2 сущ-ть ОБ,ОС и их отно 3сущ чел и общ-ва, смысл и персп их сущ. ОБ – совокупное бытие людей, реальн проц их жизни. Что включ в себя общ-во как соц ФМ. Структура: 1 реальная жизнь людей с их способн и потребн 2внешние матер усл их жизни(физико геогра, экономик гегорафич) 3 материаль отнош. ОС- отражение, ОБ в созн людей. Структура: 1содерж индив сознаний 2 наиб общие формы дух деят-и, формы общ созн(наука искусство) Иделисти поним ист. Сознание опред бытие, строй общ-ва, решающ сила истории- личности и высш разум. Цель-первична.Объект идеал –Шеллинг, мировая воля, Религия –бог. Фиейрбах, Тойнби – общество зав от религии. Гумилев – пассионарн. Личности. Матер. поним ист. Бытие опред созн. Прежде чем мыслить, люди должны жить –ленин.железный аргум. Первичн матер потребностей. Географич, биологич, технологич детер-зм, фрейдизм, экономич детерменизм, марксизм. | |
2 МПИ
Осн идеи и аргументы
Бытие опред созн. Прежде чем мыслить, люди должны жить –ленин.железный аргум. Первичн матер потребностей. Географич (процвет общ-во возникает в не слишком хор и и не плохих условиях), биологич(сведение обществ явл к биологич деят, расизм), технологич(жизнь общ-ва зависит от техники, кот производит) детер-зм, фрейдизм( жизнь общ-ва зависит от инстинктов, психики челов), экономич детерменизм(зависит от экономич интересов людей, выгода), марксизм(ОБ и ОС опред способом производства об первично, но ос-активно. Экономич законы не зависят от сознания, носят принудит хар-р). Труд определяет экономич базис и соц-эк структуру общ-ва в целом. Народные массы-творцы истории, играющ решающ роль. Развитие общ-ва естеств-историч процесс, процесс развертыв челов сущности. Чтобы жить надо трудиться. Экономич отнош – не в сознании а в матер мире. Первичность матер потребностей, но активность сознания. |
3.
ИПИ. Осн идеи и аргументы
Сознание
опред бытие, строй общ-ва, решающ
сила истории- личности и высш разум.
Цель-первична.Объект идеал –Шеллинг,
мировая воля, единое духовн начало.
Религия –бог. Фиейрбах, – общество
зав от религии. Каков бог таков и человек.
Тойнби –смена цивилизаций – смена религий,
культур. Гумилев – пассионарн. Личности,
в которых аккумулируется энергия космоса.
Гл аргумент – челов деят управл мыслью.Челов
деят всегда осознана. Материальн деят
масс –стредство достижения целей. Господствующий
класс –мыслящий а не работающий руками.
П. Сорокин. Цель первична деятельность
вторична. Цель –духовное. Источник идеализма
-трудность в процессе познания. На поврехности
– деятельность великих людей, религ течений. |
4.
Сущность и сущностн
силы чел.
Сущность
предмета –его отлич от др. Сущностные
Силы человека: актуальный уровень:
1сознание (аристотель, мышление) 2общение
3трудов деят(маркс) потенциальный уровень:
потребности и способности. Потребности-
противор между наличным и потребным сост
чел. Предмет- средство достиж потреб сост.
Потребности: духовные (познание, эстетические,
этические – подчиненные) материальн
(насущные –биологические, прогрессивные
–социальные) Пирамида маслоу. Пока не
удовл материальные, духовные на 2 плане.
Способности – св-ва чел удовле свои
потребн. Спос к матер деят (физич возможности
и орудия труда). Спос к духовн деят (особ-и
психики и знания о мире) Есть задатки,
а есть возм-сти. Потребность чел в сохр
и улучш усл своего сущ и способностьк
сохр, проявл и разв своей сущности. Спос
к труду –целенап, осозн матер деят челов.
Сущность людей- в совокупности обществ
отнош. Сущн св-ва: коллективность,
индивидуальн, свобода, ответственность |
5.
Чел- высшая ФМ. Соотнош
биологич и соц в чел.
Интегральн прир соц-го.
Чел –высшая ФМ, этап в разв мира. Усложняет
другие фм, Интегральная природа чел( соц
+биологич) Чел –интегральное соц сцщ-во,
произв себя и свою соц среду. Отнош высшего и низшего:
высшее сохр низшее как фундамент высшее
- целостн, сложное образов-е, интегрирует
в себе предшествующие уровни мира. чел
- соцсущество, но социально-интегральное
- есть у него биологическая основа (т.е.
- труд, мышление, способности, потребности
- все они имеют биологическую основу).
Но это биологич нах в подчинении социальному.
Труд соверш на основе соци деятельности.
Чел действует с целью Чел - творчес, активн
сущ-о, творящее самого себя и свою сущность
в процессе создания условий своего сущ-я,
в ходе совместной с др индивидами деятельности. |
6.
Общ-во и прир. Прир -среда
обит, предмет труда
и осн бытия чел. Экологич
проблема.
Природа-среда обит (ффм, ффм, бфм) Общ-во –этап развития прир. Прир-предыстория. Чел не может делать то, что противор законам природы. Чел не может жить не преобразуя природу. человек от природы всё равно не оторван, ибо все свойства имеют физическую, химическую или биологическую основу. Чел развив под действием двух программ: генетической и социальной. Экология – наука о взаоимоотнош организмов и среды. Потенциальная неограниченность среды обитания, Искуственная среда –созданная человеком, измененная природа. Сущность отношения чел к прир – в познании и использовании св-в и закономерностей прир в соотв с ее законами и потребностями. Господство чел над прир. Экологич кризис – разруш прир, потребление невозобновимых прир ресурсов, загрязнение окр среды. Универсальных характер биологии человека. Приспос ко всему. Общественная сущность челов развив на основе биологической. |
7. Мат пр-во -объект фил иссл. Пр-о и потребл. Мат пр – в узком –процесс произв-ва. В широком –единство 4х сфер: произв, распределения, обмена, потребл. процесс, без кот об-во не может существ-ть. Процесс произв-ва человеком себя, своей челов сущности. Преображ мир- новые усл существования, - меняется, приспосабливаясь к новым условиям, меняются потребности и способности. Структура: а) произ-во, потребл б)Произв силы и произв отношения. Произв-во и потребли описывают матер произв в общем виде. Причина- в матер потребностях. Потребл- причина, стимул матер произв-ва. Парадокс- как чел мог нуждаться в том, чего не было? Потребность сначала абстрактная( в более комфортных условиях), потом – конкретная Процесс произв-ва: абстрактное (идея), конкретное произв-во. Направляется потребностью и зависит от способностей. Не потребл, а произв-во – реализауия челов своих способностей. Закон прев способностю. Потребности. Развитие – в процессе произв-ва. Труд способен создавать больше,чем нужно для его поддержания | 8.
ПС и ПО. Закон соотв
ПС ПО
ПС и ПО – конкретный срез матер произв-ва на этапе развит общ-ва. Проц мат произв-ва осущ-я людьми при помощи средств труда –группы предметов, кот созд чел для произв-ва матер благ. Средства произв-ва.: предмет труда, орудия труда, косвенные предметы(здания), наука. Произв силы – средства труда+люди Чем слабее ПС тем больше чел зависит от прир. Если измен спос и потребности – изменяются и ПС и ПО. Типы ПО: Разделение труда (спец–я людей на разных видах деят), кооперация(увелич зависимости чел от общ-ва), обмен и распределение, собственность( волевое непосредств отношение чел к вещам, возможность мим распряж. На экономич уровне – тоже плюс отнош между людьми). Закон соотв ПС и ПО: Люди не могут взаимодействовать с природой как хотят. Их возможности зависят от орудий труда и способностей. Закон выражает соответствие человека своей сущности. Источник развития По-ПС. |
9.
Сущн труда, его роль
в быт чел Историч форм
тр. Осн противор.
сущность труда - в развёртывани челов-
сущности. В процессе труда, чел преодолевает
сопротивл сил природы, и чем больше чел
преодол силы прир, тем более он развив.
Труд – высшая форма социальной активности,
преобразов предмета труда в продукт труда.
Труд — целесообр, формально матер и
нематер, орудийная деят-ть чел, напр на удовл потребностей индивида и общества. Изменяя в процессе
труда природу, чел изм и себя Труд - способ
отчуждения чел от природы, и форма связи
чел общества с прир. Основное
противоречие – результаты труда превышают
издержки, потраченные на его поддержание.
Труд способен создать больше материальных
благ, чем необходимо для его содерж. Труд-
самовозраст процесс.Формы
ручной, машинный, автоматиз.
Индивидуальный и общественный |
10.Сущн тов произв. Абстр и конкр труд. Стоимость, Деньги Товарное произв-во – историч форма мат произв, при кот люди производят для обмена. Товар- вещь, кот произв дл обмена. Потребительская стоимость – полезность вещи( не измерить в еденица). Меновая стоимость или просто стоимость – количеств пропорция в соотв с кот обмениваются различные товары. Зависит от того, сколько и какого труда затрачено на произв-во. Конкретный труд(результат-сапог) Абстрактный труд –результат – стоимость конкретной вещи. Усредненный труд в конкретном обществе и эпохе. Зависит от количества(затрач времени) и качества(сложности). С умств все по-другому. Разделение труда-натуральный товарообмен – появл всегобщего эквивалента( сначала шкуры потом металлы, потом деньги) Цена – выраж стоимости. Определ кол-ва абстрактного труда в конкретном товаре. Труд тоже может быть товаром. Деньги — специфич товар, кот явл универс эквивалентом стоимости других товаров или услуг. Функции: Мера стоимости. Средство обращения. Средство платежа. Средство накопления. | 11.Собств:
природа, функции,
формы. Собств
и труд. Собств
и классовая структура
общества
Собств
в широком смысле – отношения
между людьми по поводу определенных
матер условий. В узком – волевое непосредственное
отношение к вещи,возм ей распоряжаться.
Три стороны: отнош между людьми как собственнками,
отношение к средствам произв-ва и отнош
к рабочей силе. Причины: 1)простое присвоение
ничьей вещи 2) захват по праву сильного
3) сам создал-сам поимел. Владение или
не владение средствами произв-ва определяет
место чел в общ-ве. В собственности-стимул
к труду. Собственность возникла изза
преобразования человеком природы. |
12.Общ-система.
Этнич и поселенч
структ общ.Общество —1) широком знач
- совокупн всех видов взаимоде и форм
объединения людей, кот сложились исторически;
2) узк— историч конкре тип соц системы, опред форма соц отношений.
Признаки системы Иерархичность Саморегуляция Самоорганизация. Общество-система.
Биосоциальная и социальная структуры.
Биосоц – связана с физико и экономико
геграфич усл жизни людей. Поселенческая
(город село) Этнич – историч формы
общностей(род, племя, народность нация)
Род –орг первобытн общ, объед родственн.
Собирательство и охота Племя – объед
родов. Возникает семья, зарожд экономиич
связей и тварного произв. Народность
– в основе – общая территория, торговый
или военный союз. Рабовл и феод Нация
– капиталистич формация, историч данность,
включает в себя более простые формы .
Историч общность людей, кот определяется
общей территорией, духовной и матер культурой
и экономич отнош. Мат условия –первичные. |
13.Классовая
структ общества.
Необход возникнов,
экономич усл сущ классов
Главное дедленеие в общ-ве классы. Класс-
Маркс ввел понятие. Классы- большие
группы людей, различ по их месту в историч
определ. системе обществ произв-ва, по
отнош к средствам произв-ва, по роли в
обществ орган труда, по способу получения
и размерам доли общественного богатства,
кот-ми они располагают. 1)касты в вост
религ учениях 2)греческ общ-во. Высшие
родились более соверш 3)Среднев добродетели
– волеиз бога 4)Капит –нет идеологии.
Классовые отнош – экономич. Маркс: 1) Предпос
возни классов – раздел труда на произв-во
и упрал. 2) классы возник, когда в общ-ве
появл частная собств на ср-ва произв-ва.
3)Всякая собств нужд в защите от тех, кто
ее лишен. В классовом общ госуд-во- инструм
защиты. 4) С момента возникнов классы ведут
борьбу. Госп- за сохран. Подч – за измен.
Развитие общ-ва изза классовой борьбы
5) -? В конце-коммунизм. 123- экономич усл
существ классов. Противоп
физич и умств труда
–основа сущ классов.
Всеобщий экономич закон – неуклонного
роста производ-ти обществ труда. Револ
менеджеров, Рев спциалистов. |
14.Политич структ общ. Гос-во и гражд общ. Политика-особая сфера жизни общ-ва, связ с отнош меж классами и соц груп по поводу власти. Власть – спос и возм оказ воздей на повед людей. Политич власть – спос приво в жизнь свою политич линию со своими интере. Важн политич орг: гос-во, партии профсоюзы, церков Партии-возник в 17-18в. Массов-в 19в. Отраж интересы разн групп. Свое управл. Профс возн на осн обществ труда. Защита интер трудовых коллек Госуд-во – ядро полит системы. Госуд-во-политич форма организ жизни общ-ва, кот складыв как результ возникнов и деят публвласти. Высш влсть госуд-ва. Общ-во вознило рньше госуд-ва Законы-огранич способов организ-и индивидом своих действий. Отчуждение гос-ва и гражд общ-ва. Гражд общ -общ с развитыми экономич, политич, правовыми и культ отнош между людьми, независимое от гос, но взаимод с ним. Политическое отчуждение - отстранение большинства граждан от реальных процессов форм власти и контроля над ней | 15.Происхожд,
призн и формы
гос
Госуд-во-политич
форма организ жизни общ-ва, кот складыв
как результ возникнов и деят публвласти.
2)Публ вл.(органы управ) 3)Страна 4)осн инструм
регулир межклассов отнош. Самый развит
и древний полит институт. Призн: налич
публичн вл.( законодат, исполнит, армия,
судеб), права (всеобщих обязат правил),
террит. Теории: Патриархаль, Теократич,
естест осн(платон, арист), обществ дог
(Гобс,руссо), насилия(дюринг), психологич
(шопенгауер), классов (Маркс). Причины:
классов против. Гос – регул, гарант собственности,
порядка. Типы гос-рабовлад, феод, капитал,
социалист. Формы правл
-монарх, респуб, аристокр, демокр. Формы
гос устр-ва- унитарное, федерация, конфедерац. |
16.Общ
созн. Общ и индивид
созн. Структ и
осн формы ОС.
ОС – отраж в виде идей, взглядов, теорий
и др., дух сторона жизни общества ОС-
отражение, ОБ в сознании людей. Структура:
1содерж индив сознаний 2 наиб общие
формы дух деят-и, формы общ созн(наука
искусство) Структ: По
субъектам-носителям
ОС: всё челов-во, культуры Запада и Востока,
сознание наций, групповое, Индивидуаль.
Инд созн- созн отдельн индивида, отраж
его бытие. ОС- совокупн инд сознаний. Индивид.
созн форм под влиянием инд бытия,и ОС.
2 ур Инд созн: начальный пассивный, вторичн
активный. Структура:
обыденое и теоретич. Теоретич образ
общ идеологию, обыденное- психологию
(преоблад чувственная сторона). Формы:
политич, правов, нравств, эстетич, религ,
историч, этническое, мораль, экономич,
наука, философия Законы
разв ОС: 1) вторичность ОС по отнош ОБ.
2)относит самост-и развития ОС 3) обратного
активного влияния ОС на ОБ. Функции ОС:
познав, воспит, регулиров. Формы: |
17.
Религия. Сущность,
основные категории,
социальные функции.
Религия –фантастич представл о мире,
мировоззрение, одна из форм ОС осн на
понятии сверъествест духовн сущ-ва, бога.
Включает: религ учение, мифы, веру, культ,
учреждение –церковь. Р. отраж стремл
чел и общ к непосредств связи с Абсолютом.
Структура: рел сознание, рел деятельность,
рел отнош, рел организац. Функции:
Мировоззр, Компенсат,
Коммуника Регулятивн Интегративн
Политич Культурная Понятия:
Особую важность для религии представл
такие понятия, как добро и зло, нравственность,
цель и смысл жизни, грех, бог, спасение. |
18.
Мораль. Сущность, основные
категории, социальные
функции. Мораль – форма обществ
сознани, регул поведение людей, их отнош
друг к другу и к обществу. Включает: нравственные
чувства, понятия, принципы, идеалы, оценки
и нормы. Важнейшие понятия: добро, зло,
нравств долг, совесть. Гл вопрос – о смысле
жизни. Историч и общечеловеч хар-р морали.
Изменяется с обществом. Мора́ль- один
из осн способов нормативной регуляции
действий чел в обществе; особая форма ОС и вид общественных
отношений[1]. Функции: регулято,
ценностно-ориентац, социализиру, личностного
самоопредел Мораль проявля на обществ
и личном уровне. Структура М.: нравст взгляды,
смысложизн ориентации идеалы, нравст
чувства, традиции, нормы, принципы, заповеди,
мотивы, цели, отнош, поступки, оценки,
категории добра, совести, чести, справедливости,
счастья и т.д. Элементы имеют парную категорию:
добро - зло, честь - бесчестие |
19. Искусство. Сущность, осн категории, социальные функции. Иску́cство- 1)образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего мира творца образе; творчество, напр таким образом, что оно отражает интересующее не только автора, но и других людей. 2)один из способов познания. 3) любая деятельность, напр на создание эстетич-выразите форм 4)особый способ познания и отражения действ-и, одна из форм художе деятельности ОС и часть духовной культуры чел. Эстет-ое сознание -в каждом акте чел-ой активности. Ис-во же – это профес-ая сфера деят-ти, в кот-ой эстет-ое сознание из сопутствующего элемента превращается в основную цель. Предметом ис-ва является сам человек в его взаимоотношениях с миром, Одна из форм ОС, составная часть духовной культуры чел-ва, специфич род практически-духовного освоения мира. Функц: средство общения людей, орудие просвещ, способ воспит чел, источн эстетич наслажд, худож воздейств, развлеч Формы 1) пространств, пластич (живоп, скульпт, графика) 2) временные (словесные и музык), 3)пространств-времен (танец театр, кино). Прекрасное, безобразное, форма, содержание, творчество | 20. Наука. Сущность, соц. функции. Наука -адекватное отражение действ-ти в системах понятий, центр место в кот занимают законы науки. Делятся на естеств, технич, фундамент, прикладн, гуманит. Имеет предмет и метод. Предмет – наиболее сложные стороны действит-и.Научный метод – система теоретич разработанных подходов,гл критерием кот явл соотв фактам. Методики – более частные приемы исследов. Наука-непосредств производит сила общества. Н-историч слож форма чел деят, напр на познание и преобразов объект действит-и, результат кот - целенапр отобранные и систематиз факты, гипотезы, теории, законы, методы исследов. Н- система знаний, их произв-во, и практическая деят на их основе. Возникла: в античности (вид умств деят-и), в15-16 вв. (Бэкон ввел научные методы) Закономерности развит: 1)Носит аккумулятивный хар -р2) Ускорение темпов развития 3) Устаревание научных знаний 4) Дифференциация знаний (возникнов узких разделов);5) Наука развивв силу противореч между потребн, суще в обществе и способами их реш. Функции: познават, мировоззр, управленч, производств, объяснит, прогностич. Задача: обнаруж объект законов действит. факт Проблема, гипотеза, теория, метод закон система | 21.Научно-технический прогресс: осн принципы и направления НТП- поступат развитие науки и техники, превращ науки в непосред производ силу общества, т.е. систематич исп достижений науки с целью соверш техники и технологии произв-ва. Выраж в разв вещественного элемента производ сил, в усложн техники и технологии произв посредством присоед все более мощных сил природы с целью роста производ-и труда и его экономии. Гл. источник развития НТП – сущностные силы человека. Сущность- фундамент научные открытия в физике,химии, биологии. – потом изменение места и роли чел в системе произв-ва,- коренное измен всей системы обществ жизни. Направл: электр-я, комплексная автом-я, атомная энергетика, осв новых видов матер-в, биотехнология. Принцип НТР: 1. Акумул-я и концентр-я вещ-ва. Соед-е не соед-х в прир вещей. 2. Интенсиф-я вещ-ва – ускор-е прир процес. 3. Антропоморфн принцип – чел превращ-ся в решающ фак-р разв-я мира. Фундамент напр: произв-во новых ветвей эволюции основных ФМ, произв-во новых макрообъектов, необх чел для контакта с микро и мега мирами, произ-во сверхприродных, искусств систем. Диалектич -материстич теория. |
22.Личность и общ. Историч формы отнош л и о. Роль л в ист. Личность - понятие, вырабдля отображ социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определ его как носителя индивид начала, самораскрыв в соцотнош. Атрибуты личности: Воля,Свобода Разум, Чувства. Сущность личности – в социальном качестве. Формир Л- сложн многоур проц. 3 ур: индетификация, индивидуализ, персонализация. Индет. – первичн форма социализации, в ходе кот индивиду передается родовое (приобр ребенком соц. опыта) Индивулизация – активн утвержд индивидом себя, своего Я через приобретение, матер и духовн обществ. потенциала. Персонализ – превращение каждого индивида в активного, творящего себя, свое и ОБ. Развитие личности –саморазв, под влиянием среды. Чел сущность – единство родового и индивид. 3 историч типа взаимоотн личности и общ: отношения личной зависимости, вещной зависимости, свободных индивидуальностей. Решающая роль в ист - у совокупности индивидов, а не у одного.– закон возрастания роли народ. Великая личность – результ великой эпохи. Роль каждой личности растет. | 23.Свобода,
ответственность
и нравственные
основы личности Свобо́да – относит
самост-ть, незав от обстоят-в. В этике «свобода» связана
со свободной
воли. С. воли
налагает на чел ответственность Поступок - нравственный только в тогда, когда
соверш своб волей. Этика напр на осознание
чел своей свободы и связанной с ней ответственности.
Свобода вкл в себя отв-ть (поступать и
мыслить со знанием дела, в соотв с необх,
а не произвольно) и в этом смысле явл "позитивной".
Эту свободу, осн на знании всеобщего,
следует отличать от "негативной"
произвол. Спиноза: св- познанная необх-ть.
В ср века - своб от греха. Ренесанс-беспрепят
всестор развертыв чел личности. Гос-во
- монополия на огранич
своб. Отв-ть- субъективн обязанность
отвечать за поступки и действия, и их последст. Отв:
осозн готовность признать себя причиной
своих поступков; включ в себя спос действовать
в рамках этич норм на благо себя и окруж.
Нравств-ть внутренняя установка индивида
действовать согласно своей совести и свободной
воле Система
установок на моральное повед: Критерии
(добро зло), побуждение (долг, совесть),
шкала оценок( добродетель порок) |
24.Истор проц - разв СФМ. Пробл направл и бесконечн истор проц. Истор проц - последоват и законом смена общ-экономических формаций, обусловл ростом, соверш производ сил. Историч проц- углубление сущн челов, ее усложн, увелич многообр-я сущн сил. Общее направл истории-реализ потенциально бесконечной универс сущн чел. Основание напр-и историч процесса- напр развития материи от низшего к высшему. Цель истории – создать усл для всестор развития челов. Всеобщий историч закон – закон необх смены Обществ-экономич фармаций. Закономерност истор процесса: умножение, возвыш сущн сил чел, опережающее развитие спос-ей, рост свободы разв-я сущн сил, аккумулятивный хар-р. История общ-ва –процесс обогащ сущн сил индивидуализация сущн сил чел. Гл критерий соц прогресса – уровень произв сил. Античность(история циклична, чел-во бесконе. Господство космоса, золотой век сменяется плохим) Средневек (История конечн, напр на достиж народом земного благополуч-ветхий зав. Новый-цель- спасение души до конца света) Новое вр( история бесконечна, направлена. Цель-царство разума)Гегель-история единый процесс. Одна эпоха сменяет другую но общий вектор один. Цель –прогресс, свобода. | 25.Пробл периодиз историч проце. Общ-экономич форми цив Первые донаучн период-ии истории разраб в глубокой древности (например, от золотого века людей к железному), но научн период-ии появились только в Новое время, в резул трудов итал гуманистов, утверд-сь деление истории на древн, среднев, новую. среднев (до христа, после хр, торжество хр-ва, конец света). Фармац: ОЭФ- общ-во, нах на опред стадии истоич развития. В основе- сопосб произв-ва, кот зависит от произв сил и типа труда. Структура фармаций: Базис( Произв отнош) и Надстройка( Все обществ отнош кроме произ-ва, ОС)Базис-ведущ, надстройка-завис, инертн. Фармации: первоб-общин, рабовлад, феод, капитал, комун – этапы разв общ-ва. Переход между ними – не соотв между новым ПС и устаревш ПО, экономич противор. Цивилизац (Шпенглер, Тойнби Данилевск)Единой ист нет, есть ист отдельн цив. Цивил-общ-ть людей, объед террит, традиц. Стадии: возн, рост, надлом, разлож, гибель. Творч меньш-во-во главе, орга-ет инертн больш-во для ответов на вызовы – пробл. Специф вызовов- спец цив-ий. Зап-хрсит, вост-христ, исламск, индуист, дальневост. Ист-последов домин цивилиз. Терия Ризомы – единого стержня нет. |
26.Общ законы. Историч закономерн и чел деят. Кат своб в соц фил. Свобода- отностит самост, незав от обст-в. Всякая свобода огранчив законами природы и общ-ва. Законы общ-ва возникают одноврем с началом челов истории, обусл ее содерж и этапы развития. По мере развит труда законы общ-ва усложняются. Осн факторы развития индивид и обществ жизни- труд и собств-ть. Рост свободы – от содержания труда. Ручной тяжелый труд не дает возм для развития чел. Обществ законом-ть -объективн существующ, необх, существенная, повторяющ связь явлений общ жизни, выр поступат разв истории. Необходимость сущ обществе в форме объективных законов. Закономерн выраж необходимости. Историческая законом и деят людей взаимосвязаны. Свобода, кот хар-ет спос людей принимать решения со знанием дела на основе познанной необходимости. Законы развобщ реал в деят людей Наличие объективн закон развития общ-не препятствие для своб деят людей, если своб понимать научно: не как независ от объект закон-тей, а как деят на осн знания законов и сознательного их использования. | 27.Постиндустр общество. Постиндустр о́бщ -общество, в экономике кот в результате научно-технической революции и существ роста доходов населения приоритет перешёл от преимуществ произв товаров к производству услуг. Производств ресурсом становятся информация и знания. Научные разраб - главной движущей силой экономики. Наиб ценными кач-ми -уровень образования, профес-зм, обучаемость. а три этапа: Доиндустр (с/х, церковь армия) Индустр (промышл, корпорация) Постиндустр(знания, университет) Ичточник – знания, информация, экономич деят смещается от произ-ва товаров к произ-ву услуг. Высокую роль играют профессии, связанные с с насыщенностю знаниями. Наука –произв сила. Информационная технология –сходящаяся совокупность технологий в микроэлектронике, вычислительной технике, телекоммуникации, оптико-электр промышл, генной инжинерии. Д. белл, Тоффлер. Рост сферы услуг. Глобализация, произв-во информации – новая форма материального труда. | 26. Сущность и функции культуры К - созданное челов Сущность К - это процесс созидания и развития общественного человека во имя реализации своей родовой природы при помощи созданных им матер и духовных средств, общественных отношений и форм, процесс самосозидания чел в его обществ жизни". К – совокупн матер и дух ценностей, созд чел в процессе общественно-исторической практики и хар-их исторически достигнутую ступень в развитии общества; в более узком смысле принято говорить о матер (техника, производственный опыт, материальные ценности) и духовной культуре (наука, искусство и литература, философия, мораль, просвещение и т.д.).ФУНКЦИИ: ценностно-гуманистич, информативн нормативн, коммуникатив типы к: западная и восточная , национальные профессиональные, социально-групповые, элитарная и массовая, магринальная культуры и т.п. Культура – как цивилизация. Культура –противопол цивилизации (Шпенгелр) |