Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 19:13, реферат
Патри́стика (от греч. πατήρ, лат. pater — отец) — философия и теология отцов церкви, то есть духовно-религиозных лидеров христианствадо VII века. Учения, выработанные отцами церкви, стали основополагающими для христианского религиозного мировоззрения. Патристика внесла огромный вклад в формирование этики и эстетики позднеантичного и средневекового общества
Патри́стика (от греч. πατήρ, л
Учение Аврелия
Августина.
В истории христианской патристики в IV-V
вв. н.э. появляется фигура, которой суждено
было стать едва ли не в центре духовной
жизни средневековья. Это Аврелий Августин
(Sanctus Aurelius Augustinus Августин Блаженный) (354-430
гг), известный как епископ из Гиппона
(город на Севере Африки, который не сохранился).
Он родился в г.Тагасте (на территории
современного Алжира), в молодые годы вел
беззаботную жизнь обеспеченного человека,
но затем приобщился к философскими религиозным
идеям и принял решение посвятить себя
религии — об этом он чистосердечно и
подробно рассказывал в своей "Исповеди",
которая может рассматриваться как опыт
автобиографии эпохи средневековья.
Блаженный Августин — одна из самых интересных
исторических личностей, которые когда-либо
существовали. Оценка ее — одна из сложнейших
и труднейших задач в виду разнообразия
и богатства элементов, вошедших в состав
его учения и так или иначе повлиявших
на образование его характера. Августин
— во всех отношениях олицетворение той
переходной эпохи V-го столетия, когда
один обветшавший мир рушится, а другой
созидается на его развалинах.
«Сын развратного африканца-язычника
и христианской святой, Августин во всей
своей жизни остается двойственным порождением
язычества и христианства, которые борются
в нем до конца его жизни, не будучи в состоянии
совершенно преодолеть одно другое». Августин
получает неплохое образование: он обучался
в Карфагене, Риме и Милане. Под влиянием
цицероновского "Гортензия", с которым
он знакомится в 19-ть лет, это смутное искание
обращается в сознательную философскую
рефлексию. Это не дошедшее до нас сочинение
Цицерона представляет собою красноречивое
увещание к философствованию. По собственному
признанию Августина, оно пробудило в
нем сознательную любовь к мудрости, сознательную
потребность к ее исканию. "Внезапно,
— говорит он, — мне опротивела всякая
суетная надежда, и я возжаждал бессмертия
мудрости невыразимым, огненным желанием
сердца". таким образом, уже на самой
ранней стадии своего развития философское
мышление Августина носит резко идеалистический
характер. Но этот идеализм молодости
не выразился в каком-либо определенном
философском миросозерцании, а имел лишь
импульсивный характер. Философская рефлексия
только уничтожила для него тот мир призрачных
интересов и суетных мечтаний, которым
он жил до того времени, разрушила его
самодовольство. Философский идеализм,
выразившийся в осознании несоответствия
действительности искомому идеалу, был
для него лишь новым источником боли и
муки. Он не исцелил, а наоборот, усугубил
в нем мучительное состояние нравственного
раздвоения и разлада. Отсюда зарождается
то пессимистическое настроение, которое
в скором времени находит себе выражение
в манихействе Августина. «Вглядываясь
внимательно в манихейство, мы убедимся,
что эта религиозно-философская система,
в особенности в той западной ее форме,
которую воспринял Августин, есть не что
иное, как своеобразный пессимизм того
времени.»
Разочаровавшись в манихействе, Августин
впадает в скептицизм новой академии.
Но этот скептицизм был лишь преходящим
моментом его раз- вития и никогда не мог
всецело овладеть его энергичной и страстной
натурой.
То было лишь временное и притом непродолжительное
состояние колебаний и нерешительности.
"Мне показалось, — пишет Августин,
— что те философы, которых называют академиками,
были осторожнее других, утверждая, что
нужно сомневаться во всем и пребывая
относительно всего в колебании, я решился
оставить манихеев, думая, что мне не следует
оставаться в этой секте, которой я уже
предпочитал некоторых философов".
Скептицизм Августина, действительно,
был для него лишь переходной ступенью
к мистическому миросозерцанию неоплатонических
философов. "Ты волновал меня, Боже,
— читаем в "Исповеди", — внутренними
побуждениями, чтобы я горел нетерпением,
доколе не удостоверюсь в Тебе чрез внутреннее
созерцание". Мучительное состояние
сомнений и колебаний было лишь проявлением
неудовлетворенного искания, и скептицизм
Августина был лишь последствием его врожденного
мистицизма, который не давал ему успокоиться
на догматических построениях. Большее
влияние на становление личности и убеждений
философа оказала школа неоплатоников,
в частности Плотина.
Но Аврелий Августин известен не как неоплатоник,
в Божественном Я Августин находит предмет
своих поисков. В энергии личного самосознания
Божества восстанавливается утраченное
единство и спасается единая личность.
Это и есть объективное место, где человеческое
"я" находит свой покой, тот внутренний
мир, который освобождает от мук раздвоенного
сознания. Утратив Бога, мы блуждаем, не
находя себе места, и только в нем обретаем
себя, приходим в себя. "Где я был, Господи,
когда искал Тебя? Ты был прежде меня, я
же вышел из самого себя, не находил себя
и тем более — Тебя". Бог есть "жизнь
моей жизни". Утратив Его, мы теряем
целостность нашего существа, лишаясь
внутреннего мира. "Ты сделал нас для
Тебя, Господи, — читаем мы в "Исповеди",
— и сердце наше тревожится, доколе не
успокоится в Тебе". Найдя Бога, мы как
бы пробуждаемся от тяжелого сна. "Я
пробудился в Тебе и иначе увидел в Тебе
бесконечное, и зрение это не было плотским.
И я воззрел на все существующее и увидел,
что все вещи обязаны Тебе своим существованием
и в Тебе пребывает все конечное, но не
так как, как в каком-либо протяженном
месте, так как Ты держишь все в себе силою
истины". Восприняв в себя, таким образом,
неоплатонические элементы, Августин,
однако, в этот период не был вполне неоплатоником.
Для него на первом плане стоит жизненная,
практическая задача, и умозрительный,
мистический идеал этих философов не удовлетворяет
его в силу его отвлеченности.
Возможно, это и определило круг вопросов,
разработке которых посвятил свои многочисленные
работы Аврелий Августин.
Предмет искания Августина есть Бог, заинтересованный
в спасении человека, в котором элемент
человеческий, личный не уничтожается,
а сохраняется, получая высшее содержание
и средоточие. Вот почему неоплатонизм
у него тотчас получает христианскую окраску.
На место абстрактного "Единого"
Плотина и Порфирия у него становится
энергия личного самосознания Божества,
которое вступает в диалог с человеком,
отвечая его исканию.
Таков логический процесс, толкающий Августина
от неоплатонизма к христианству и церкви.
Вглядываясь глубже в новое миросозерцание
философа, мы увидим, что оно сохраняет
в себе тот могучий философский идеализм,
который пробудился в нем под влиянием
цицероновского "Гортензия". Далее
мы найдем в нем и манихейские элементы.
В то же время «он противопоставляет пессимизму
манихеев