Педагогические идеи философов Древней Эллады

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 14:35, контрольная работа

Описание

Античная культура зародилась приблизительно в Ш тысячелетии до н. э. и престала существовать в V в. В ее рамках получили развитие школьные формы обучения, появились новые типы школ, система образовательных учреждений, философами Античности были сформулированы идеи и концепции воспитания и обучения молодежи. В развитии воспитания и школы в античном мире выделяются несколько периодов.

Содержание

Глава 1. Развитие воспитания и школы в античном мире …………………… 3
Глава 2. Развитие педагогических идей в философии античного мира …….. 5
Глава 3. Зарождение педагогической теории в Древней Греции ……………..9
Глава 4. Философы Древней Греции о воспитании …………………………..13
Глава 5. Воспитание и образование в эпоху эллинизма ………….…………..20

Литература ……………………………………………………………...…..….. 22

Работа состоит из  1 файл

философф.doc

— 143.00 Кб (Скачать документ)

    пользоваться  правилом, воина ездить верхом и  так далее. Пусть |он пытается направлять вкусы и склонности детей к тому занятию, в котором они должны впоследствии достичь совершенства". В программу всеобщего образования включалось обучение грамоте, началам математики, начатки трудовой подготовки посредством работы с "малыми инструментами - воспроизведением настоящих".

    Программа подобного обучения адресовалась лишь свободным гражданам общества.

    Весьма  привлекательными выглядят у Платона  идеи игрового обучения, принцип воспитывающего обучения ("самым важным в обучении мы признаем надлежащее воспитание").

    Хотя  Платон не оставил специальных трактатов  по воспитанию, его с полным основанием считают выдающимся мыслителем по вопросам воспитания и обучения. Уже более  двух тысяч лет наследие Платона  пользуется особым вниманием педагогической мысли. И это закономерно. Ведь Платон стоит у истоков разработки обширного комплекса проблем воспитания непреходящей теоретико-практической значимости. Особенно велико влияние Платона на педагогическую мысль европейской цивилизации. Раннее христианство видело в нем своего идеолога при осмыслении цели воспитания. Взлет интереса к идее разностороннего воспитания Платона наблюдался в эпоху Возрождения. Новое звучание Платоновы мысли об идеальном воспитании нашли в педагогических построениях утопистов Т. Мора, Т. Кампанеллы, К. А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна. Своеобразная преемственность существует между педагогическими идеями Платона и Ж.-Ж. Руссо. "Хотите получить представление об общественном воспитании, прочтите... Платона", - писал Ж. -Ж. Руссо.

    Ближайший ученик Платона Аристотель (384 - 322 до н. э.) в своих философских и  педагогических воззрениях не только развил идеи учителя, но и пошел во многом вразрез этим идеям ("Платон мне друг, но истина дороже").

    Аристотель  ставил наставника на самую высокую ступень в обществе: "Воспитатели еще более достойны уважения, чем родители, ибо последние дают нам только жизнь, а первые - достойную жизнь".

    Вплоть  до смерти Платона, около двадцати лет, Аристотель провел в афинской Академии, затем три года был наставником

    Александра  Македонского - будущего основателя громадной  империи.

    Аристотель  создал в Афинах учебное заведение  Ликей, которым руководил в течение  двенадцати лет. Ликей - символ всей последующей  деятельности Аристотеля. Написанные им в эти годы сочинения были конспектами бесед, которые он вел со своими учениками в Ликсе.

    Аристотелю  чужда Платонова тоска по запредельному  миру. Он полагал, что человек обладает одновременно душой растительной (она  нуждается в питании и обречена на разложение), душой животной (чувства, ощущения) и душой разумной - чистой, бесплотной, универсальной и бессмертной. В отличие от Платона Аристотель не трактовал бессмертие как проявление индивидуального, но как частицу вселенского, всепроникающего разума. Вот почему при воспитании он не ставил во главу угла заботу о загробном бессмертном бытии и настаивал на том, чтобы в равной степени заботиться о всех трех видах души человека.

    Идеал счастья - блаженство Аристотель видел  прежде всего в напряженной работе по постижению основ мироздания.

    Аристотель  заложил важные предпосылки теоретического осмысления бытия и процесса воспитания и обучения как части этого  бытия. Так он пришел к заключению, что всякая идея является "внутренней-сущностью  вещей". Не менее важна мысль Аристотеля о необходимости включения знания о единичном в систематическое знание об общем.

    Наиболее  системно изложены взгляды Аристотеля на воспитание и образование в  трактате "Политика".

    Рассматривая  извечную проблему соотношения социальных и биологических детерминант в воспитании, Аристотель занял гибкую позицию. С одной стороны, "от хороших родителей может произойти лишь хорошее потомство", а с другой - "природа зачастую стремится к этому, но достичь этого не может".

    Аристотель  придавал первостепенное значение общественному, государственному воспитанию. Он полагал, что каждая форма государственности нуждается в соответствующем воспитании как первой необходимости. Утверждалась при этом целесообразность равного ("однородного", "тождественного") воспитания для свободного населения в идеальном государстве.

    Аристотель  допускал домашнее воспитание в традиционных формах до 7-летнего возраста под  началом отца. Однако настаивал, чтобы  семейное воспитание находилось под  присмотром государственных чиновников - педономов, а также отвергал самоустранение родителей от воспитания детей и традицию переда-ать их в руки рабов. В семье, с 5 до 7-летнего возраста, он |редлагал проводить предварительное обучение.

    Мальчиков с 7 лет должно было воспитывать государство. В круг предметов начального образования должны включаться грамматика, гимнастика, музыка и иногда - рисование.

    Начинать  воспитание школьника предлагалось с "заботы о теле", а затем "заботиться о духе", чтобы "воспитание тела способствовало воспитанию духа". Гимнастика должна была привести организм ребенка в готовность для трудного процесса освоения знаний. Придавая в воспитании особое значение гимнастике, Аристотель одновременно резко осуждал спартанскую традицию применения тяжелых и жестоких физических упражнений, в результате которых дети превращаются в "диких животных". Гимнастика предназначена для формирования "прекрасного, а не дико-животного", писал в этой связи Аристотель. Особую роль в формировании прекрасного начала должна была играть музыка.

    Аристотель оказал громадное влияние на философскую и педагогическую мысль античности и средневековья. Трактаты Аристотеля служили учебными пособиями в течение многих столетий.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5.

Воспитание  и образование  в эпоху эллинизма 

    В Элладе и преимущественно на Ближнем Востоке после распада империи Александра Македонского ( III - I вв. до н. э.) кулыура и просвещение развивались в тесной связи с традициями греческой образованности.

    В этот период, получивший в науке  название эпохи эллинизма, система греческого образования проникает не только в Причерноморье, но и на Кавказ, в Среднюю Азию и Индию.

    В самой Греции в эллинскую эпоху  произошли важные перемены в сфере  воспитания и образования.

    Так, в Афинах видоизменилась система  школьного образования. Произошли существенные подвижки в низшем образовании. Мусическая школа сократила свой курс до 5 лет и потеснила гимнастическое образование. Учителя вбивали знания кулаком и бичом. "За каждую ошибку я сполна всыплю", - говорит учитель в стихах времен эллинизма.

    По  окончании мусического и гимнастического  образования учеников ждала новая  ступень школьного образования - грамматическая школа. Программой грамматической школы предусматривалось научить  правильно писать, читать, говорить, дать понятие о музыке.

    Поменялись  уклад и программы гимнасий. Они  превратились в государственные  учреждения. Меньше внимания в них  стали уделять физическому воспитанию, зато увеличился объем теоретического образования, элементы которого осваивались  уже в грамматической школе.

    Утратила  свой военный характер эфебия. Она  превратилась в своеобразное высшее учебное заведение. Здесь велись теоретические занятия по гораздо  более углубленной программе, чем  в гимнасий: грамматика, риторика, философия  с элементами математики, физики, логики, этики и т. д. Учащиеся также занимались гимнастикой, воинскими упражнениями. Срок обучения в эфе-бии составлял год.

    Вершиной  образования считались философские  школы, фактически превратившиеся в  высшие учебные заведения. В Афинах действовали четыре философские школы. Помимо основанных Платоном Академии и Аристотелем - Ликея, были созданы еще две школы - стоиков и эпикурейцев.

    При общей философской направленности образования в программах школ делались определенные акценты. В Академии поощрялся, например, интерес к математике, в Ликее - к естествознанию, истории, теории музыки.

    Основатель  стоической школы Зенон (335 - 262 до н. э.) полагал, что с помощью воспитания можно сделать человека добродетельным. В числе главных добродетелей назывались невозмутимость, спокойствие, самодостаточность. У Зенона молодежь обучалась философии, которая включала физику, этику, логику с риторикой и диалектику (под последней понималась наука "правильно спорить при помощи рассуждений в виде вопросов и ответов").

    Эпикур (341 - 272 до н. э.) был предшественником сенсуалистского подхода к познанию мира и, соответственно, к воспитанию и обучению.

    Главной педагогической задачей он считал освободить человека от невежества и тем самым открыть ему путь к счастью.

    В Греции, как и во всем эллинском  мире, образование было в ведении  общественных, государственных организаций, что, впрочем, не исключало частной  инициативы.

    В эллинскую эпоху возникают новые  центры просвещения. К ним в первую очередь следует отнести Александрию - египетскую столицу династии Птолемеев (305 - 30 до н. э.). Как и во всем эллинском  мире, в Александрии насаждалась  греческая образованность, существовали школы низшего и среднего типов.

    С особым вниманием относились здесь  к высшему образованию. Птолемеем II (308 - 246 до н. э.) был основан Мусеум. Сюда приглашали лучших ученых. Среди  преподавателей и воспитанников  Мусеума были имена, известные всему эллинскому миру: Архимед, Евклид, Эратосфен и др. При Мусеуме находилось громадное для своего времени хранилище рукописей (к 250 г . до н. э. - около 500 тыс.), здесь можно было изучать все науки того времени. Согласно эллинистической педагогической традиции, было обязательно изучение математики, астрономии, филологии, естествознания, медины, истории и др. Главной формой обучения были лекционные занятия.

    Александрия служила своеобразным мостом между  эллинистической образованностью  и Римом. По словам древнегреческого историка Страбона, в Риме было множество александрийских учителей.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЛИТЕРАТУРА 

1. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV–XVII вв. / Сост. С.Д. Бабишин, Б.Н. Ми-тюров. М., 1985. 

2. Антология педагогической мысли России в XVIII в. / Сост. А.И. Соловников. М., 1985. 

3. Антология педагогической мысли России второй половины XIX в. / Сост. П.А. Лебедев. М., 1990. 

4. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. / Сост. П.А. Лебедев. М., 1987. 

5. Антология педагогической мысли христианского средневековья: В 2 т. / Авт. – сост. В.Г. Безрогова, О.И. Варьяш. М., 1994. 

6. Аристотель. Собрание сочинений: В 4 т. М., 1984. 

7. Белозерцев Е.П. К.Д. Ушинский и русская школа. Беседы о великом педагоге. М., 1994. 

8. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию М., 1995. 

9. Джуринский А.Н. История педагогики. М., 2000.

"История педагогики  и образования" 

10. Егоров С.В. Учебно-методические материалы по истории педагогики. М., 2000. 

11. Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. М., 1963. 

12. Зеньковский В.В. Педагогика. М., 1996. 

13. Андреева И.Н., Буторина Т.С., Васильева З.И. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. М., 2001. 

14. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. М., 1995. 

15. Ломоносов М.В. О воспитании и образовании. М., 1991.

Информация о работе Педагогические идеи философов Древней Эллады