Первые натурфилософские школы Древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2012 в 20:50, реферат

Описание

Целью настоящего реферата является изучение взглядов философов милетской школы, особенностей их мировоззренческой и научной позиции.
В соответствии с поставленной целью в реферате решаются следующие задачи: проанализировать философские взгляды Фалеса, как основателя милетской школы; изучить развитие милетской философии в философских учениях о первоначалах Анаксимена и Анаксимандра.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
1. Философия Фалеса………………………………………………………..5
2. Космологические теории Анаксимандра и Анаксимена……………….8
3. Герклит Эфесский……………………………………………………….14
Заключение…………………………………………………………………17
Список использованной литературы……………………………………...18

Работа состоит из  1 файл

Федеральное агентство образования.docx

— 38.69 Кб (Скачать документ)

Материалистический  монизм (монизм - учение, согласно которому все возникло из одного начала) мировоззрения  Анаксимандра поражало самих древних  греков. Античный автор Псевдо-Плутарх подчеркивал: "Анаксимандр... утверждал, что апейрон - единственная причина рождения и гибели". Христианский теолог Августин сетовал на Анаксимандра за то, что тот "ничего не оставил божественному уму". Диалектика Анаксимандра выразилась в учении о вечности движения апейрона, о выделении из него противоположностей, об образовании четырех стихий из противоположностей, а сама космогония - в учении о происхождении живого из неживого, человека от животных, т.е. в общей идее эволюции живой природы.

Эсхатология - это учение (в принципе религиозное) о конце мира. Эсхатос - крайний, конечный, последний. Об этом мы узнаем из сохранившегося фрагмента Анаксимандра. Там сказано: "Из чего происходит рождение всего сущего, в то же самое все исчезает по необходимости. Все получает возмездие (друг от друга) за несправедливость и согласно порядку времени". Слова "друг от друга" потому стоят в скобках, что они в одних манускриптах есть, а в других их нет. Так или иначе, мы можем по этим словам судить о форме анаксимандрова сочинения. По форме выражения это не физическое, а правовое и этическое сочинение. Отношение между вещами мира выражено в этических терминах. Дж. Томсон думает, что выражение "получает возмездие" взято из этическо-правовой практики родового общества. Это формула урегулирования споров между соперничающими родами. Так что первые греческие философы не так уж абсолютно отличались от китайских и индийских. Но этической у греческих философов была лишь форма, в которой представлялся, однако, физический мир, мир природы, а не мир человека. Но то, что мир природы представлялся через мир человека, - это проявление, пережиток социоантропоморфического мировоззрения. Но оно вообще свойственно протофилософии. Олицетворения уже нет, нет и полной антропоморфизации.

По существу же фрагмент вызвал немало различных  истолкований. В чем вина вещей? В  чем состоит возмездие? Кто перед  кем виноват? Те, кто не принимает  выражение "друг от друга", думают, что вещи виновны перед апейроном за то, что они из него выделяются. Всякое рождение есть преступление. Все индивидуальное виновно перед первоначалом. Наказание же состоит в том, что апейрон поглощает все вещи в конце мира. Те же, кто принимает слова "друг от друга", думают, что вещи виновны не перед апейроном, а друг перед другом. Третьи же вообще отрицают возникновение вещей из апейрона. В греческом тексте выражение "из чего" стоит во множественном числе, а потому там апейрон не подразумевается, а вещи рождаются друг из друга. Такое истолкование противоречит космогонии Анаксимандра. Вещи возникают из апейрона и виновны друг перед другом. Но их ~ вина состоит не в рождении, а в том, что они нарушают меру, в том, что они агрессивны. Нарушение меры есть разрушение меры, пределов, что означает возвращение вещей в состояние безмерности, их гибель в безмерном, т.е. в апейроне,

Апейрон Анаксимандра самодостаточен. Апейрон, гордо заявил о первоначале и субстанции мироздания милетский философ, "все объемлет и всем управляет". Апейрон не оставляет места для богов и других сверхъестественных сил. Анаксимандр ввел то, что называли "гномон" - элементарные солнечные часы, которые были известны ранее на Востоке. Это вертикальный стержень, установленный на размеченной горизонтальной площадке. Время дня определялось по направлению тени. Самая короткая тень в течение дня определяла полдень, в течение года - в полдень летнее солнцестояние, самая длинная тень в течение года в полдень - зимнее солнцестояние. Анаксимандр построил модель небесной сферы - глобус, начертил географическую карту. Он занимался математикой. Он "дал общий очерк геометрии".

Анаксимен - ученик и последователь Анаксимандра. Он в отличие от своего учителя, который  писал, как отметили сами древние, "вычурной прозой", писал просто и безыскусственно. Это говорит о становлении  научного и философского языка, об освобождении его от пережитков мифологии и  социоантропоморфизма. Анаксимен, как и милетские философы, был ученым. Но круг его научных интересов уже, чем у Анаксимандра. Вопросы биологии и математики его, по-видимому, не интересовали. Анаксимен - астроном и метеоролог. Он автор своего сочинения "О природе".

Не удержавшись  на высоте абстрактного мышления Анаксимандра, Анаксимен нашел первоначало  всего сущего в самой бескачественной из четырех стихий - в воздухе. Анаксимен называет воздух беспредельным, т.е. апейрос. Так апейрон превратился из субстанции в ее свойство. Апейрон - свойство воздуха.

Анаксимен сводил все формы природы к воздуху. Все возникает из воздуха через  его разрежение и сгущение. Разрежаясь, воздух становится сначала огнем, затем эфиром, а сгущаясь, - ветром, облаками, водой, землей и камнем. Анаксимен подошел здесь к диалектической идее превращения количественных изменений в качественные. Разрежение он связывал с нагреванием, а сгущение - с охлаждением. Это, конечно, неверно. Поскольку дыхание теплое, ему казалось, что воздух при выдыхании разрежается и оттого теплеет.

Анаксимен думал, что Солнце - это земля, которая  раскалилась от своего быстрого движения. Земля и небесные светила парят  в воздухе. Земля при этом неподвижна, а другие светила движутся воздушными вихрями. Первые милетские философы, Фалес и Анаксимандр, насколько  нам известно, мало говорили о душе, о сознании. Фалес связывал душу со способностью к самодвижению. Магнит, говорил он, имеет душу, потому что  он притягивает железо. Тем более  ценно то немногое, что мы находим по этому вопросу у Анаксимена. Завершая построение единой картины мира, Анаксимен видел в беспредельном воздухе начало и тела, и души. Душа воздушна.

Что же касается богов, то Анаксимен также выводил  их из воздуха. Августин сообщает, что "Анаксимен богов не отрицал  и не обошел их молчанием". Но он, сообщает Августин, был убежден, что "не богами создан воздух, а что  они сами из воздуха" (А 10). Итак, боги - модификация материальной субстанции. Что же тогда в них божественного? - спрашивает христианский теолог.

Некоторые догадки  Анаксимена довольно удачны. Град образуется при замерзании выпадающей из туч  воды, а если к этой замерзающей  воде примешан воздух, то образуется снег. Ветер - уплотнившийся воздух, что  неверно. Плоская Земля неподвижно парит в воздухе. Так же парящие  плоские Солнце, Луна и планеты, которые  Анаксимен отличил от звезд, движутся космическими ветрами. Анаксимен исправил ошибку Анаксимандра и поместил звезды далее Луны и Солнца. Состояние  погоды он связывал с активностью  Солнца.

Подводя итог, следует сказать, что философы Милетской  школы заложили хороший фундамент  для дальнейшего развития античной философии. Свидетельством этого служат как их идеи, так и тот факт, что все или почти все последующие  древнегреческие мыслители в  большей или меньшей степени  обращались к их творчеству. Существенным является и то, что, несмотря на присутствие  в их мышлении мифологических элементов, его следует квалифицировать  как философское. Они сделали  уверенные шаги по преодолению мифологизма и заложили серьезные предпосылки для нового мышления. Развитие философии в итоге шло по восходящей линии, что создавало необходимые условия для расширения философской проблематики и углубления философского мышления.

    

 

 

3. Гераклит Эфесский

Выдающимся  представителем древнегреческой философии, внесшим заметный вклад в ее становление  и развитие был Гераклит Эфесский (ок. 54—540 до н.э.— год смерти неизвестен). Личность Гераклита весьма противоречива. Происходя из царского рода, он уступил наследуемый сан своему брату, а сам удалился в храм Артемиды Эфесской, посвятив свое время занятиям философией. Получив от персидского царя Дария Гистаспа приглашение приехать в Персию и познакомить его со своей философией, Гераклит ответил так: “Все живущие на земле смертные люди чужды истине и справедливости и дорожат неумеренностью и пустыми мнениями, следуя своему злому неразумению. Я же, достигнув забвения всего злого и избегая преследующей меня безмерной зависти и высокомерия великих мира сего, не поеду в Персию, довольствуясь малым и живя по-своему”. Большинство народа он считал неразумным и тупым и лишь немногих хорошими. Для него один был равноценен десяти тысячам, если он наилучший. На склоне лет Гераклит удалился в горы и вел жизнь отшельника.

      Основное, а возможно, единственное произведение Гераклита, которое дошло до нас в отрывках, согласно одним исследователям, называлось “О природе”, а другие называли его “Музы”.

      Анализируя философские взгляды Гераклита, нельзя не видеть, что как и его предшественники, он в целом остался на позициях натурфилософии, хотя некоторые проблемы, например, диалектики, противоречия, развития им анализируются на философском уровне, то есть уровне понятий и логических умозаключений.

      Историческое место и значение Гераклита в истории не только древнегреческой философии, но и всемирной заключается в том, что он был первым, как сказал Гегель, у кого “мы видим завершение предшествовавшего сознания, завершение идеи, ее развитие в целостность, представляющую собой начало философии, так как она выражает сущность идеи, понятие бесконечного, в себе и для себя сущего, как то, что оно есть, а именно как единство противоположностей — Гераклит первый высказал навсегда сохранившую ценность идею, которая вплоть до наших дней остается одной и той же во всех системах философии”.

      В основе всего сущего, его первоначалом, первовеществом Гераклит считал первоогонь — тонкую, подвижную и легкую стихию. Мир, Вселенную не создал никто ни из богов, ни из людей, но она всегда была, есть и будет вечно живым огнем, согласно своему закону, вспыхивающим и угасающим. Огонь рассматривается Гераклитом не только как сущность всего сущего, как первая сущность, как первоначало, но и как реальный процесс, в результате чего благодаря разгоранию или угасанию огня появляются все вещи и тела.

      Диалектика, по Гераклиту, это прежде всего изменение всего сущего и единство безусловных противоположностей. При этом изменение рассматривается не как перемещение, а как процесс: становления Вселенной, Космоса. Здесь просматривается глубокая мысль, выраженная, правда, недостаточно четко и ясно, о переходе от бытия к процессу становления, от статического бытия к бытик” динамическому. Диалектичность суждений Гераклита подтверждается многочисленными высказываниями, которые навечно вошли в историю философской мысли. Это и знаменитое “нельзя дважды войти в одну и ту же реку”, или “все течет, ничто не пребывает ц никогда не остается тем же”. И уж совсем философское по характеру высказывание: “бытие и небытие есть одно и то же, все есть и не есть”.

      Из сказанного выше следует, что диалектике Гераклита в известной степени присуща идея становления и единства противоположностей. Кроме того, в следующем его утверждении, что часть отлична от целого, но она есть также то же самое, что и целое; субстанция есть целое и часть: целое во вселенной, часть — в этом живом существе, просматривается идея совпадения абсолютного и относительного, целого и части.

    О принципах познания Гераклита высказаться однозначно невозможно. (Кстати, еще при жизни Гераклита нарекли “темным”, и это произошло не в последнюю очередь из-за сложного изложения им своих идей и трудности их понимания). По-видимому, можно предположить, что свое учение о единстве противоположностей он пытается распространить и на познание. Можно сказать, что природный, чувственный характер знаний он пытается совместить с божественным разумом, выступающим истинным носителем знания, рассматривая как первое, так и второе в качестве первоосновы знания. Так, с одной стороны, превыше всего он ценит то, чему нас учат зрение и слух. При этом глаза более точные свидетели, чем уши. Здесь примат предметного чувственного знания налицо. С другой стороны — общий и божественный разум, через участие в котором люди становятся разумными, считается критерием истины, а посему доверия заслуживают то, что всем представляется всеобщим, обладает убедительностью в силу своей причастности всеобщему и божественному разуму.

 

 

 

 

 

 

Заключение

Ионийская философия  – философия в основном смысле этого слова, потому что уже ее первые творцы стремились понять то или иное начало как субстанцию. Отсюда определенная системность их воззрений, причем материалистическая, потому что утверждаемые ими начала - та или иная форма вещества, а не духа. Ионийскую философию следует считать таковой и потому, что форма ее, несмотря на пережитки мифологической образности, все же рациональна, ибо она выражалась в рассуждениях и зачатках мышления в понятиях, которые явно просвечивают сквозь образность, Вода, земля, воздух, огонь, логос, необходимость - все это уже демифологизированный образы, вступившие на грань понятий. Уже предфилософская мифология свидетельствует о рождении философии - в образе того самого сына Зевса, которого отец так боялся. Этот сын Зевса и Метиды - логос, "разумное слово", которое вынесло свой приговор "мифам" и "эпам".

Ионийская философия  антимифологична и сверхмифологична. Она - мировоззрение торгово-ремесленных слоев городского населения, успешно боровшегося за власть против аристократии, настолько успешно, что даже царь Гераклит отказался от своих прав в пользу брата и стал ионийским философом, хотя и презиравшим демос, но все же мировоззренчески оправдывавшим ту социальную революцию, которая происходила в Элладе в 6 в. до и. э. и известное подобие которой наблюдалось в Индии и в Китае.

 

Список использованной литературы

 

  1. Кохановский В.П., Золотухина Е.В., Лешкевич Т.Г., Фатхи Т.Б. Философия для аспирантов: Учебное пособие. Изд.2-е - Ростов н/Д: "Феникс", 2003. - 448 с.
  2. Голубинцев, В.О. Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. / Ростов-на-Дону.: Феникс, 2004.
  3. История философии в кратком изложении. Пер. с чеш. И.И. Богута. -М.: Мысль, 1995 - 590 с.
  4. Спиркин А.С. Философия. М., 2001
  5. Введение в философию.2 части. М. 1983.
  6. Философский словарь / под ред. Фролова И. Т.М. 1991.
  7. Философия. Учебник / под ред. Кохановского, Ростов-на-Дону. 1991.

Информация о работе Первые натурфилософские школы Древней Греции