Важнейшим этапом развития
античной философии была пифагорейская
школа. С деятельностью этой философской
школы связано начало формирования
первых университетов в истории
человечества.
Школа была основана. До ее основания
Пифагор посетил весь древний
мир, жил в Египте и Вавилоне (22
года — в Египте и 12 —в Вавилоне).
Целью создания школы была социальная
миссия, которой Пифагор придавал
большое значение - религиозно-нравственная
реформа общества. "Пифагор" –
не имя, а прозвище, означающее "убеждающий
речью".
По свидетельству
древнегреческого историка философии
Диогена Лаэртского, в результате первой
же своей речи (лекции), прочитанной в г.Кротон,
Пифагор приобрел 2 тыс. учеников, которые
и образовали школу. Они создали "государство"
– "Великая Греция". В основу школы
были положены законы и правила учителя
Пифагора. Школа Пифагора пережила девять
поколений.
В его школе
чередовались занятия гимнастикой
и медициной, музыкой и науками
(особенно математикой).
Пифагор был первым,
кто назвал философию этим
именем, началами же философии
он полагал числа и заключенные
в них соразмерности (гармонии).
Числа, учил он, заключают в
себе тайну вещей, а всемирная
гармония есть совершенное выражение
Бога. Семь священных ладов, построенных
на семи нотах семиструнника,
соответствуют семи цветам света, семи
планетам и семи видам существования,
повторяющимся во всех сферах материальной
и духовной жизни, начиная с самой малой
и кончая самой великой.
В школе
Пифагора большое внимание уделялось
нравственной жизни. Жизнь должна
была содействовать очищению
души и очищению тела, которое
достигалось правильной гигиеной
и строгой дисциплиной нравов.
Побеждать свои страсти было
первым долгом посвященного юноши
или девушки. Кто не привел
свою собственную природу в
гармонию, тот не способен отражать
и божественную гармонию.
В среднем
в школе Пифагора учились одновременно
235 учеников (217 мужчин и 18 женщин).
Пифагор очень ценил добродетель
посвященной женщины, но с недоверием
относился к женщине обыкновенной,
Одному ученику, который спрашивал
Пифагора, когда же ему можно будет приблизиться
к женщине, он отвечал: "Когда тебя утомит
твой покой". Умеренный обед учащихся
в школе состоял, как правило, из хлеба,
меда и олив.
Много интересных
легенд сохранилось о школе
философов. Человек, стремящийся
попасть в ученики, проходил
испытания. (Испытания были довольно
суровыми. К примеру, предстояло провести
ночь в пещере, куда "являлись" чудовища
и привидения. Или: ученика заключали в
келью, давали доску и требовали найти
смысл одного из пифагорейских символов.
Следовало объяснить: "Что означает
треугольник, вписанный в круг?"
Человек проводил 12 часов наедине с этой
задачей, имея кружку воды и кусок хлеба;
затем его вводили в залу собраний, где
были в сборе все ученики, которые должны
были провоцировать его па негодование
— смеяться и т. п.— а он — показать свой
разум и воздержанность; многие плакали,
грубили, бросали доску, бранили школу
и т. п.; тогда выходил Пифагор и объявлял,
выдержал ли испытуемый экзамен и принят
ли в школу).
Пифагорейская
школа была своего рода политическим
клубом и дружеской общиной.
Философия была здесь основным
занятием. И она воспринималась
как особый, отличный от обыденного,
образ жизни. Те, кто желал войти в этот
союз, проходили трехлетний испытательный
срок. До наших дней сохранилось выражение
"пифагорейское пятилетнее молчание".
Эта мыслеформа означала испытание выдержкой
для тех, кто не был слишком усердным в
учебе. Молчание, ограниченное коротким
промежутком времени, считалось необходимым
для людей серьезных. Но болтунов карали
своего рода изгнанием сроком до пяти
лет. Эта практика и вошла в историю философии
под названием "пифагорово молчание".
Пифагор полагал, что начало мудрости
состоит в том, чтобы научиться размышлять
и разучиться болтать.
Очень скоро
религиозно-нравственная направленность
школы вступила в противоречие
с господствующей греческой демократией
и ее принципами, т. е. приобрела
политическую направленность, вызывая
озлобление у оппонентов. В конце
концов, школа была сожжена, погибла
большая часть последователей
пифагорейской школы и сам
учитель (по другой версии он
скрывался, а затем уморил себя
голодом).
Пифагорейская
философия была формой объективного
идеализма. Пифагор называл своих
учеников "математиками", т. к.
обучение начиналось с учения
о числах. "Священная математика"
была у Пифагора наукой принципов,
в которой числа означали сущность
вещей. Число у Пифагора - не абстрактное
количество, а существенное и деятельное
качество верховной Единицы, т. е. Бога,
источника мировой гармонии. Наука чисел
стала в его учении наукой живых сил, божественных
качеств в действии; и в мирах, и в человеке,
т. е. и в макрокосме, и в микрокосме. Таким
образом, у Пифагора на учении о числах
основывалась и теогония, и теология.
Вот какова
теогония: в трансцендентальной
математике алгебраически доказывалось,
что 0, умноженный на бесконечное, равняется
единице, 0=1. Ноль - это бесконечное бытие.
Вечность, на языке храмов, обозначалась
кругом или змеей, кусающей свой хвост;
это символ Бесконечности, движущейся
по собственному импульсу. Когда Бесконечность
определяет себя, она производит числа,
которые заключает в свое единство и управляет
ими в совершенной гармонии. Таков трансцендентный
смысл первой проблемы пифагорейской
теогонии, объясняющей, почему великая
Монада (т. е. Единица, Неделимое) заключает
в себе все малые числа, и почему все числа
исходят из великого единства, приведенного
в движение.
Из теогонии
следовала и теология: Бог, Неразделимая
Сущность, имеет своим числом
Единицу. Она содержит в себе
Бесконечность, имя которой —
Отец, Создатель, или Вечно-Мужеское.
Ее знак —Огонь, символ Духа. Это
первое.
Второе: великая
Монада действует посредством
творческой Диады. С самого
момента своего проявления Бог
двойствен: неразделимая сущность
и разделимая субстанция: начало
мужское, активное, животворящее, и
начало женское, пассивное или
пластическая, живая материя. Диада—
есть слияние Вечно-Мужеского и Вечно-Женственного
в Боге. В человечестве — женщина представляет
собой природу, и совершенным подобием
Бога является не человек, но мужчина и
женщина. Отсюда и их непреодолимое, могучее
и роковое влечение друг к другу.
Третье: проявленный
мир тройственен, ибо человек
состоит из трех элементов,
сплавленных вместе (тело, дух и
душа); вся вселенная делится на
три концентрических сферы (мир
природный, мир человеческий, мир
божественный). Триада или закон
троичности есть образующий закон
вещей и ключ жизни. Итак, 1 =
2 = 3 (Монада=Диада = Триада).
Пифагор шел
дальше в своем учении о
числах. В каждом из них он
определял тот или иной принцип,
тот или иной закон, ту или
иную активную силу Вселенной.
Он говорил, что главные учения
содержатся в четырех первых числах:
1, 2, 3, 4; ибо, складывая или помножая их
между собой, можно найти и все остальные
числа. Особое значение Пифагор придавал
числам 7 и 10. 7 состоит из 3 и 4. Это число
означает соединение человек (он тройствен)
с Божеством (Единица). 7 — это число Великих
Посвященных (им известны тайны бытия).
10 — образуется из сложения первых четырех
чисел (1, 2, 3, 4) и есть совершенное число,
ибо оно выражает собой все начала Божества.
Эти начала, развившись, сливались
в новом единстве.
Загадки макрокосма,
считал Пифагор, в тайне микрокосма.
Надпись над дельфийским храмом
гласила: "'Познай самого себя,
и ты узнаешь Вселенную и
Богов”. В этой фразе Пифагор
видел великий смысл.
Пифагор был
также автором античной философии
душепереселения (трансмиграции). Однако
она, к сожалению, была высказана им очень
скупо (вследствие обета молчания) и дошла
до нас только в виде обрывков этого учения.
Философ Ксенофан, по свидетельству Диогена
Лаэртского, говорил о Пифагоре: "...когда
били какого-то щенка, он, проходя мимо,
пожалел его и изрек: "Перестань его
бить! В нем душа дорогого мне человека,
которую я узнал, услышав издаваемые ею
звуки". Об учении Пифагора также известно,
что он полагал душу бессмертной, но переходящей
в тело других живых существ. Далее, - что
все происходящее в мире снова повторяется
через определенные промежутки времени,
но что ничего нового вообще не происходит
и что все живые существа необходимо считать
однородными между собой.
О Пифагоре
рассказывают, что он способен
был слышать гармонию Вселенной,
воспринимать всеобщую гармонию
сфер и движущихся в них
светил, которую обычный человек
не мог слышать; в ощущениях
и мышлении Пифагора заключалась
необычная сила, способность видеть
каждую из существующих вещей..
К III в.
до и. э. пифагореизм, как философское направление,
исчез. Он возродился лишь в I в. до н. э.
в слиянии с платонизмом и другими объективно-идеалистическми
школами религиозно-философского направления.
Итак, онтология
пифагорейской школы это учение
о числах. За первичное и основу
бытия Пифагор принимал символ
этого бытия – число. Гносеология
школы - математика. С помощью
математики, и только математики,
пифагорейцы изучали тайны бытия,
макро- и микрокосмоса.