Пифагорейская школа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 15:28, доклад

Описание

Важнейшим этапом развития античной философии была пифагорейская школа. С деятельностью этой философской школы связано начало формирования первых университетов в истории человечества.
Школа была основана. До ее основания Пифагор посетил весь древний мир, жил в Египте и Вавилоне (22 года — в Египте и 12 —в Вавилоне). Целью создания школы была социальная миссия, которой Пифагор придавал большое значение - религиозно-нравственная реформа общества. "Пифагор" – не имя, а прозвище, означающее "убеждающий речью".

Работа состоит из  1 файл

пифагорейская школа.docx

— 17.57 Кб (Скачать документ)

Важнейшим этапом развития античной философии была пифагорейская  школа.  С деятельностью этой философской  школы связано начало формирования первых университетов в истории  человечества.

Школа была основана. До ее основания  Пифагор посетил весь древний  мир, жил в Египте и Вавилоне (22 года — в Египте и 12 —в Вавилоне). Целью создания школы была социальная миссия, которой Пифагор придавал большое значение - религиозно-нравственная реформа общества. "Пифагор" –  не имя, а прозвище, означающее "убеждающий речью".

  По свидетельству  древнегреческого историка философии  Диогена Лаэртского, в результате первой же своей речи (лекции), прочитанной в г.Кротон, Пифагор приобрел 2 тыс. учеников, которые и образовали школу. Они создали "государство" – "Великая Греция". В основу школы были положены законы и правила учителя Пифагора. Школа Пифагора пережила девять поколений.

   В его школе  чередовались занятия гимнастикой  и медициной, музыкой и науками  (особенно математикой).

   Пифагор был первым, кто  назвал философию этим  именем, началами же философии  он полагал числа и заключенные  в них соразмерности (гармонии). Числа, учил он, заключают в  себе тайну вещей, а всемирная  гармония есть совершенное выражение  Бога. Семь священных ладов, построенных  на семи нотах семиструнника, соответствуют семи цветам света, семи планетам и семи видам существования, повторяющимся во всех сферах материальной и духовной жизни, начиная с самой малой и кончая самой великой.

      В школе  Пифагора большое внимание уделялось  нравственной жизни. Жизнь должна  была содействовать очищению  души и очищению тела, которое  достигалось правильной гигиеной  и строгой дисциплиной нравов. Побеждать свои страсти было  первым долгом посвященного юноши  или девушки. Кто не привел  свою собственную природу в  гармонию, тот не способен отражать  и божественную гармонию. 

     В среднем  в школе Пифагора учились одновременно 235 учеников (217 мужчин и 18 женщин). Пифагор очень ценил добродетель  посвященной женщины, но с недоверием  относился к женщине обыкновенной, Одному ученику, который спрашивал  Пифагора, когда же ему можно будет приблизиться к женщине, он отвечал: "Когда тебя утомит твой покой". Умеренный обед учащихся в школе состоял, как правило, из хлеба, меда и олив.

     Много интересных  легенд сохранилось о школе  философов. Человек, стремящийся  попасть в ученики, проходил  испытания. (Испытания были довольно суровыми. К примеру, предстояло провести ночь в пещере, куда "являлись" чудовища и привидения. Или: ученика заключали в келью, давали доску и требовали найти смысл одного из пифагорейских символов. Следовало объяснить: "Что означает треугольник, вписанный в круг?"  Человек проводил 12 часов наедине с этой задачей, имея кружку воды и кусок хлеба; затем его вводили в залу собраний, где были в сборе все ученики, которые должны были провоцировать его па негодование — смеяться и т. п.— а он — показать свой разум и воздержанность; многие плакали, грубили, бросали доску, бранили школу и т. п.; тогда выходил Пифагор и объявлял, выдержал ли испытуемый экзамен и принят ли в школу).

     Пифагорейская  школа была своего рода политическим  клубом и дружеской общиной.  Философия была здесь основным  занятием. И она воспринималась  как особый, отличный от обыденного, образ жизни. Те, кто желал войти в этот союз,  проходили трехлетний испытательный срок. До наших дней сохранилось выражение "пифагорейское пятилетнее молчание".  Эта мыслеформа означала испытание выдержкой для тех, кто не был слишком усердным в учебе. Молчание, ограниченное коротким промежутком времени, считалось необходимым для людей серьезных. Но болтунов карали своего рода изгнанием сроком до пяти лет. Эта практика и вошла в историю философии под названием "пифагорово молчание". Пифагор полагал, что начало мудрости состоит в том, чтобы научиться размышлять и разучиться болтать. 

     Очень скоро  религиозно-нравственная направленность  школы вступила в противоречие  с господствующей греческой демократией  и ее принципами, т. е. приобрела  политическую направленность, вызывая  озлобление у оппонентов. В конце  концов, школа была сожжена, погибла  большая часть последователей  пифагорейской школы и сам  учитель (по другой версии он  скрывался, а затем уморил себя  голодом).

      Пифагорейская  философия была формой объективного  идеализма. Пифагор называл своих  учеников "математиками", т. к.  обучение начиналось с учения  о числах. "Священная математика" была у Пифагора наукой принципов,  в которой числа означали сущность  вещей. Число у Пифагора - не абстрактное количество, а существенное и деятельное качество верховной Единицы, т. е. Бога, источника мировой гармонии. Наука чисел стала в его учении наукой живых сил, божественных качеств в действии; и в мирах, и в человеке, т. е. и в макрокосме, и в микрокосме. Таким образом, у Пифагора на учении о числах основывалась и теогония, и теология.

      Вот какова  теогония: в трансцендентальной  математике алгебраически доказывалось, что 0, умноженный на бесконечное, равняется единице, 0=1. Ноль - это бесконечное бытие. Вечность, на языке храмов, обозначалась кругом или змеей, кусающей свой хвост; это символ Бесконечности, движущейся по собственному импульсу. Когда Бесконечность определяет себя, она производит числа, которые заключает в свое единство и управляет ими в совершенной гармонии. Таков трансцендентный смысл первой проблемы пифагорейской теогонии, объясняющей, почему великая Монада (т. е. Единица, Неделимое) заключает в себе все малые числа, и почему все числа исходят из великого единства, приведенного в движение.

      Из теогонии  следовала и теология: Бог, Неразделимая  Сущность, имеет своим числом  Единицу. Она содержит в себе  Бесконечность, имя которой —  Отец, Создатель, или Вечно-Мужеское. Ее знак  —Огонь, символ Духа. Это первое.

    Второе: великая  Монада действует посредством  творческой Диады. С самого  момента своего проявления Бог  двойствен: неразделимая сущность  и разделимая субстанция: начало  мужское, активное, животворящее, и  начало женское, пассивное или  пластическая, живая материя. Диада—  есть слияние Вечно-Мужеского и Вечно-Женственного в Боге. В человечестве — женщина представляет собой природу, и совершенным подобием Бога является не человек, но мужчина и женщина. Отсюда и их непреодолимое, могучее и роковое влечение друг к другу.

      Третье: проявленный  мир тройственен, ибо человек  состоит из трех элементов,  сплавленных вместе (тело, дух и  душа); вся вселенная делится на  три концентрических сферы (мир  природный, мир человеческий, мир  божественный). Триада или закон  троичности есть образующий закон  вещей и ключ жизни. Итак, 1 = 2 = 3 (Монада=Диада = Триада).

     Пифагор шел  дальше в своем учении о  числах. В каждом из них он  определял тот или иной принцип,  тот или иной закон, ту или  иную активную силу Вселенной.  Он говорил, что главные учения  содержатся в четырех первых числах: 1, 2, 3, 4; ибо, складывая или помножая их между собой, можно найти и все остальные числа. Особое значение Пифагор придавал числам 7 и 10. 7 состоит из 3 и 4. Это число означает соединение человек (он тройствен) с Божеством (Единица). 7 — это число Великих Посвященных (им известны тайны бытия).  10 — образуется из сложения первых четырех чисел (1, 2, 3, 4) и есть совершенное число, ибо оно выражает собой все начала Божества. Эти начала,  развившись,  сливались в новом единстве.

     Загадки макрокосма, считал Пифагор, в тайне микрокосма. Надпись над дельфийским храмом  гласила: "'Познай самого себя, и ты узнаешь Вселенную и  Богов”. В этой фразе Пифагор  видел великий смысл.

     Пифагор был  также автором античной философии  душепереселения (трансмиграции). Однако она, к сожалению, была высказана им очень скупо (вследствие обета молчания) и дошла до нас только в виде обрывков этого учения. Философ Ксенофан, по свидетельству Диогена Лаэртского, говорил о Пифагоре: "...когда били какого-то щенка, он, проходя мимо, пожалел его и изрек: "Перестань его бить! В нем душа дорогого мне человека, которую я узнал, услышав издаваемые ею звуки". Об учении Пифагора также известно, что он полагал душу бессмертной, но переходящей в тело других живых существ. Далее, - что все происходящее в мире снова повторяется через определенные промежутки времени, но что ничего нового вообще не происходит и что все живые существа необходимо считать однородными между собой.

      О Пифагоре  рассказывают, что он способен  был слышать гармонию Вселенной,  воспринимать всеобщую гармонию  сфер и движущихся в них  светил, которую обычный человек  не мог слышать; в ощущениях  и мышлении Пифагора заключалась  необычная сила, способность видеть  каждую из существующих вещей..

      К III в.  до и. э. пифагореизм, как философское направление,  исчез. Он возродился лишь в I в. до н. э. в слиянии с платонизмом и другими объективно-идеалистическми  школами религиозно-философского направления.

      Итак, онтология  пифагорейской школы это учение  о числах. За первичное и основу  бытия Пифагор принимал символ  этого бытия – число. Гносеология  школы  - математика. С помощью  математики, и только математики, пифагорейцы изучали тайны бытия,  макро- и микрокосмоса.


Информация о работе Пифагорейская школа