Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 07:57, реферат
Платон - древнегреческий философ, классик философской традиции. Учение Платона пронизывает не только мировую философию, но и мировую культуру.
Одна из основных тем учения Платона - справедливое (идеальное) государство. Она претерпевала изменения от момента несправедливого осуждения Сократа в Афинах и до конца жизни Платона. Теория идеального государства наиболее полно представлена Платоном в труде "Государство" и развита в "Законах".
Платон - древнегреческий
философ, классик философской традиции.
Учение Платона пронизывает не только
мировую философию, но и мировую
культуру.
Одна из основных
тем учения Платона - справедливое (идеальное)
государство. Она претерпевала изменения
от момента несправедливого осуждения
Сократа в Афинах и до конца жизни Платона.
Теория идеального государства наиболее
полно представлена Платоном в труде "Государство"
и развита в "Законах".
Убежденный в
том, что достойную жизнь можно
вести только в совершенном государстве,
Платон создает в афинской школе для своих
учеников условия идеального государства.
Идеальное государство Платона
Теория идеального
государства полнее всего представлена
Платоном в „Государстве” и развита
в „Законах”. Истинное политическое
искусство есть искусство спасения и воспитания
души, а потому Платон выдвигает тезис
о совпадении истинной философии с истинной
политикой. Только если политик становится
философом (и наоборот), можно построить
подлинное государство, основанное на
высшей ценности Правды и Блага. Построить
Город-Государство означает познать до
конца человека и его место в универсуме.
Государство, по
Платону, как и душа, имеет трехчастную
структуру. В соответствии с основными
функциями (управление, защита и производство
материальных благ) население делится
на три сословия: земледельцы-ремесленники,
стражи и правители (мудрецы-философы).
Справедливое государственное устройство
должно обеспечить их гармоничное сосуществование.
Первое сословие образовано из людей,
в коих преобладает вожделеющее начало.
Если в них преобладает добродетель умеренности,
своего рода любовь к порядку и дисциплине,
то это достойнейшие люди. Второе сословие
образовано из людей, в коих преобладает
волевое начало, долг стражника - бдительность
по отношению как к внутренней, так и к
внешней опасности. Согласно Платону,
государством призваны управлять только
аристократы как лучшие и наиболее мудрые
граждане..Правителями должны быть те,
кто умеет любить свой Город более других,
кто способен исполнить свой долг с наибольшим
усердием. А всего важнее, если они умеют
познавать и созерцать Благо, то есть в
них преобладает рациональное начало
и их можно по праву назвать мудрецами.
Итак, совершенное государство - это такое
государство, в первом сословии преобладает
умеренность, во втором - мужество и сила,
в третьем - мудрость.
Концепция справедливости
заключается в том, что каждый делает
то, что ему надлежит делать; это касается
граждан в Городе и частей души в душе.
Справедливость во внешнем мире проявляется
только тогда, когда она есть в душе. Поэтому
в совершенном Городе должно быть совершенным
образование и воспитание, причем для
каждого сословия оно имеет свои особенности.
Большое значение придает Платон воспитанию
стражей как активной части населения,
из которой выходят правители. Воспитание,
достойное правителей, должно было сочетать
практические навыки с освоением философии.
Цель образования - через познание Блага
дать образец, которому должен уподобиться
правитель в своем стремлении воплощать
Благо в своем государстве.
В финале IX книги
«Государства» говорится, что «не
так важно, как должно или как
может быть» в идеальном государстве,
достаточно уже, если кто-то один живет
по законам этого Города, то есть по закону
Блага, Добра и Справедливости. Ведь прежде,
чем возникнуть в реальности внешне, то
есть в истории, платоновский Город родится
внутри человека.
«...ты говоришь о государстве, устройство которого мы только что разобрали, то есть о том, которое находится лишь в области рассуждений, потому что на земле, я думаю, его нигде нет.
— Но быть может, есть на небе его образец, доступный каждому желающему; глядя на него человек задумается над тем, как бы это устроить самого себя. А есть ли такое государство на земле и будет ли оно — это совсем неважно. Человек этот занялся бы делами такого — и только такого — государства»