Плеснер Хельмут (1892-1985)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 18:10, реферат

Описание

Плеснер Хельмут (1892-1985) - один из видных представителей и основоположников немецкой школы философской антропологии, основанной Максом Шелером. Свое образование начал в университетах Фрайбурга, Гейдельберга и Берлина с обучения медицине, зоологии и философии - в дальнейшем биологическая составляющая будет одним из главных оснований его философской антропологии. Проходит школу гуссерлевской феноменологии, с которой близко знакомится в 1914 г. в Геттингене, где тогда был основоположник феноменологического учения.

Работа состоит из  1 файл

Хельмут Плеснер.docx

— 13.71 Кб (Скачать документ)

Плеснер Хельмут (1892-1985) - один из видных представителей и основоположников немецкой школы философской антропологии, основанной Максом Шелером. Свое образование начал в университетах Фрайбурга, Гейдельберга и Берлина с обучения медицине, зоологии и философии - в дальнейшем биологическая составляющая будет одним из главных оснований его философской антропологии. Проходит школу гуссерлевской феноменологии, с которой близко знакомится в 1914 г. в Геттингене, где тогда был основоположник феноменологического учения. С 1920 по 1933 г. преподает в университете Кельна, где знакомится с Шелером и становится его последователем. В 1933 г. Плеснер как лицо "неарийского происхождения" был уволен, в результате чего ему пришлось эмигрировать из Германии, сначала в Турцию, а потом в Голландию. В 1952 году получает приглашение стать профессором социологии Геттингенсого университета, где и завершает свой жизненный путь.

- немецкий философ, пытавшийся обосновать философскую антропологию в качестве самостоятельной философской дисциплины. В его работах раскрывается круг проблем, которыми занимается философская антропология, отвечая на вопрос: "Что такое человек?" Философская антропология, по его мнению, есть учение о человеке с точки зрения самого бытия человека. Философская антропология -это дисциплина, которая, с точки зрения Плеснера, соединяет в себе объективно-научное и ценностное рассмотрение человека и мира. Философская антропология стремится очертить область человеческого бытия в своих специфических границах, человеческую индивидуальность, творческие возможности человека. Плеснер утверждает человека как существо, занимающее центральное место в мире. Плеснер выступал как против отрицания биологических сторон человека, так и против преувеличенного возвеличивания биологизаторских тенденций в отношении человека, характерных для бихевиоризма. Для Плеснера человек заключает в себе синтез биофизических аспектов его сущности и духовных сторон, которые вскрываются науками о культуре. Плеснер считает, что поведение человека и разнообразные средства и формы, в которых оно проявляется, представляют ту сферу, в которой выражается сущность человека. При этом основное звучание в этом поведении он придает телу человека, поведение которого выражается в эксцентричных актах. В них он видит выражение отношения человека к самому себе и к окружающему миру. Для человека и его поведения большое значение имеет философия, которая рисует самому человеку картину его положения в мире, раскрывает все те вопросы, которые стоят перед ним и которые он должен постоянно решать. Свои мысли Плеснер изложил в работе "Ступени органического и человек. Введение в философскую антропологию"

В своих основных философско-антропологических  сочинениях - "Ступени органического  и человек"(1928) и "Смех и плач"(1941) руководящей для Плеснера идеей  было понимание человека как существа эксцентрического, постоянно стремящегося к выходу за рамки непосредственного  существования и бесконечного самоизменения - как существа экстатического в формулировке Хайдеггера и трансгрессивного в понятии Батая. Человеческий эксцентризм, в котором сливаются в неразделимое единство духовная и физическая сфера, определяет отношение каждого как к самому себе, так и к другому и окружающему миру в целом. Исходным и определяющим понятием философской антропологии Плеснера является понятие жизни, на что повлияла, будучи переосмысленной, концепция среды живого организма знаменитого биолога Икскюля. Впрочем, Плеснер исследует и пограничный опыт(понятие границы вообще является крайне важным для него, особенно в связи с проблемой тела. Которое как раз и можно понять как такую границу) человеческого существования, в котором человек выступает посредником между жизнь и сферой трансцендентного - например, в опыте смеха и плача. Для Плеснера в человеке нет ничего однозначно стабильного и определенного, он весь и всегда есть неустойчивость и самоотчужденность что он стремиться показать не через метафизические спекулятивные конструкции, какие он находил у Шелера, а через раскрытие биофизического и духовного единства человека. Впрочем, следует признать. что антиметафизическая установка Плеснера не обрела должного фундаментального воплощения и не привела к философски основополагающему рассмотрению человека, а значит можно констатировать, что его антропология лишь претендовала на подлинный статус философской, на самом деле ограничившись позитивистски-феноменологическим описанием некоторых сторон существования человека, оставив задачу формирования остова философской антропологии будущему.


Информация о работе Плеснер Хельмут (1892-1985)