Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 18:10, реферат
Плеснер Хельмут (1892-1985) - один из видных представителей и основоположников немецкой школы философской антропологии, основанной Максом Шелером. Свое образование начал в университетах Фрайбурга, Гейдельберга и Берлина с обучения медицине, зоологии и философии - в дальнейшем биологическая составляющая будет одним из главных оснований его философской антропологии. Проходит школу гуссерлевской феноменологии, с которой близко знакомится в 1914 г. в Геттингене, где тогда был основоположник феноменологического учения.
Плеснер Хельмут (1892-1985) - один из видных представителей и основоположников немецкой школы философской антропологии, основанной Максом Шелером. Свое образование начал в университетах Фрайбурга, Гейдельберга и Берлина с обучения медицине, зоологии и философии - в дальнейшем биологическая составляющая будет одним из главных оснований его философской антропологии. Проходит школу гуссерлевской феноменологии, с которой близко знакомится в 1914 г. в Геттингене, где тогда был основоположник феноменологического учения. С 1920 по 1933 г. преподает в университете Кельна, где знакомится с Шелером и становится его последователем. В 1933 г. Плеснер как лицо "неарийского происхождения" был уволен, в результате чего ему пришлось эмигрировать из Германии, сначала в Турцию, а потом в Голландию. В 1952 году получает приглашение стать профессором социологии Геттингенсого университета, где и завершает свой жизненный путь.
- немецкий философ, пытавшийся обосновать философскую антропологию в качестве самостоятельной философской дисциплины. В его работах раскрывается круг проблем, которыми занимается философская антропология, отвечая на вопрос: "Что такое человек?" Философская антропология, по его мнению, есть учение о человеке с точки зрения самого бытия человека. Философская антропология -это дисциплина, которая, с точки зрения Плеснера, соединяет в себе объективно-научное и ценностное рассмотрение человека и мира. Философская антропология стремится очертить область человеческого бытия в своих специфических границах, человеческую индивидуальность, творческие возможности человека. Плеснер утверждает человека как существо, занимающее центральное место в мире. Плеснер выступал как против отрицания биологических сторон человека, так и против преувеличенного возвеличивания биологизаторских тенденций в отношении человека, характерных для бихевиоризма. Для Плеснера человек заключает в себе синтез биофизических аспектов его сущности и духовных сторон, которые вскрываются науками о культуре. Плеснер считает, что поведение человека и разнообразные средства и формы, в которых оно проявляется, представляют ту сферу, в которой выражается сущность человека. При этом основное звучание в этом поведении он придает телу человека, поведение которого выражается в эксцентричных актах. В них он видит выражение отношения человека к самому себе и к окружающему миру. Для человека и его поведения большое значение имеет философия, которая рисует самому человеку картину его положения в мире, раскрывает все те вопросы, которые стоят перед ним и которые он должен постоянно решать. Свои мысли Плеснер изложил в работе "Ступени органического и человек. Введение в философскую антропологию"
В своих основных философско-антропологических
сочинениях - "Ступени органического
и человек"(1928) и "Смех и плач"(1941)
руководящей для Плеснера идеей
было понимание человека как существа
эксцентрического, постоянно стремящегося
к выходу за рамки непосредственного
существования и бесконечного самоизменения
- как существа экстатического в формулировке
Хайдеггера и трансгрессивного в понятии
Батая. Человеческий эксцентризм, в котором
сливаются в неразделимое единство духовная
и физическая сфера, определяет отношение
каждого как к самому себе, так и к другому
и окружающему миру в целом. Исходным и
определяющим понятием философской антропологии
Плеснера является понятие жизни, на что
повлияла, будучи переосмысленной, концепция
среды живого организма знаменитого биолога
Икскюля. Впрочем, Плеснер исследует и
пограничный опыт(понятие границы вообще
является крайне важным для него, особенно
в связи с проблемой тела. Которое как
раз и можно понять как такую границу)
человеческого существования, в котором
человек выступает посредником между
жизнь и сферой трансцендентного - например,
в опыте смеха и плача. Для Плеснера в человеке
нет ничего однозначно стабильного и определенного,
он весь и всегда есть неустойчивость
и самоотчужденность что он стремиться
показать не через метафизические спекулятивные
конструкции, какие он находил у Шелера,
а через раскрытие биофизического и духовного
единства человека. Впрочем, следует признать.
что антиметафизическая установка Плеснера
не обрела должного фундаментального
воплощения и не привела к философски
основополагающему рассмотрению человека,
а значит можно констатировать, что его
антропология лишь претендовала на подлинный
статус философской, на самом деле ограничившись
позитивистски-