По трактату Рене Декарта: «Правила для руководства ума»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2011 в 13:38, курсовая работа

Описание

Родился Рене Декарт 31 марта 1596 года в французском городе Лаэ в семье с дворянскими корнями. В своей биографии Рене Декарт после смерти матери воспитывался бабушкой. Учился в колледже Ла Флеш, где получал религиозное образование. В 1618 году начал изучать юридические вопросы, также занимаясь математикой. В 1617 году поступил в голландскую армию. Вместе с немецкой армией выступал в битве за Прагу.

Содержание

. Введение

2. «Правила для руководства ума»

3. Заключение

4. Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 119.50 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию  Российской Федерации

Волгоградский государственный  технический университет 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

По  трактату Рене Декарта:

  «Правила для руководства ума»

по  предмету: Философия 
 
 
 
 
 
 

                                                           Выполнила:

                                                           Студентка гр.  
 
 
 

                                                           Преподаватель: 
 
 
 
 
 
 
 
 

Волгоград 2010 

ПЛАН 

      1. Введение

      2. «Правила для руководства ума»

      3.  Заключение

      4. Список используемой литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Введение 

         Рене Декарт (1596 - 1650) – математик (основатель аналитической геометрии), физик, философ.

          Родился Рене Декарт 31 марта 1596 года в французском городе Лаэ в семье с дворянскими корнями. В своей биографии Рене Декарт после смерти матери воспитывался бабушкой. Учился в колледже Ла Флеш, где получал религиозное образование. В 1618 году начал изучать юридические вопросы, также занимаясь математикой. В 1617 году поступил в голландскую армию. Вместе с немецкой армией выступал в битве за Прагу.                                

      После возвращение во Францию в биографии  Декарта снова последовал переезд. Из-за обвинений в ереси он решил обосноваться в Голландии. В Нидерландах  были созданы  и  опубликованы  все  основные его произведения. Главное из них это "Правила для руководства ума",  написанные в 1627 - 1629 гг (работа не окончена и при жизни Декарта опубликована не была). Как видно из самого названия, это методологически заостренное произведение.

      В 1637 году был напечатан труд Декарта  «Рассуждение о методе» (в книге изложены вопросы аналитической геометрии). Также ученый рассматривал символику Виета, многочлены, решения алгебраических уравнений, комплексные числа (их математик называл «ложными»). Кроме того в своей биографии Рене Декарт изучал механику, оптику, рефлекторную деятельность человека. Вслед за ним в биографии     Р. Декарта вышли: «Размышления о первой философии», «Начала философии».

      Лишенный  собственного семейства, Декарт с головой  ушел в  научную  работу.  Радость  жизни стала для него прежде всего  радостью мысли в поисках истины. В одном из последних  своих  писем (31 марта 1649 г.) философ,  заметив, что здоровье тела - величайшее из человеческих благ, о котором забывают, когда оно есть, писал, что "познание истины - это как бы здоровье души: когда ею овладевают,  о ней больше не думают". В Нидерландах Декарт пробыл более  двадцати лет (за это время он трижды наведывался на родину, где находился в общей сложности менее года).

        Многие годы биографии математика  Декарта его труды не признавались. Вскоре после переезда в 1649 году в Стокгольм Декарт скончался.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.  «Правила для руководства  ума»

      Как видно уже из самого  названия  трактата, цель его - двойная. Во-первых, он предназначен для «руководства ума»  в направлении  его усовершенствования с тем, чтобы  обладатель ума,  достигнув определенной степени совершенства,  искусства, мог  открыть, «изобрести», обрести из  самого  способа усовершенствования  ума путь познания Истины. Это, следовательно, правила в классическом  средневековом смысле, правила в смысле приемов, нормативов  времени. Но в то  же  время они являются правилами  методологическими, характерными  для Нового времени: истина  не дана заранее, ее  только следует открыть, открыть с  помощью  метода, орудия,  которым  может воспользоваться «всякий ... как бы ни был посредственен  его ум»; для успешного решения задачи - ввести ключевое,  принципиально новое разделение на «нас, способных познавать»,  и на независимый от нас объективный мир «самих  вещей, которые могут быть познаны». 

 
 
Толкование  автора Мое толкование
Правило 1

Целью научных занятий должно быть направление ума таким образом, чтобы он мог выносить твердые истинные суждения обо всех тех вещах, которые ему встречаются. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Правило 2

Нужно заниматься только теми предметами, о  кото-рых наши умы очевидно способны достичь досто-верного и несомненного знания. 
 
 

Правило 3

В предметах  нашего иссле-дования надлежит отыски-вать  не то, что о них ду-мают другие или что мы  предполагаем  о них сами, но то, что мы ясно и очевидно можем усмотреть или надежно дедуцировать, ибо знание не может быть достигнуто иначе 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Правило 4

Для разыскания истины вещей необходим метод 
 
 
 
 

Правило 5

Весь  метод состоит в по-рядке и расположении тех вещей, на которые надо об-ратить взор ума, чтобы найти какую-либо истину. Мы будем строго придер-живаться его, если шаг за шагом сведем запутанные и темные положения к более простым, а затем попытаем-ся, исходя из усмотрения самых простых, подняться по тем же ступеням к по-знанию всех прочих. 
 
 
 

Правило 6

Для того чтобы отделять са-мые простые вещи от запу-танных и исследовать их по порядку, необходимо в каж-дом ряде вещей, в котором мы прямо вывели некото-рые истины из других, усматривать, что в нем является наиболее простым и насколько удалено от это-го все остальное - более, или менее, или одинаково. 
 
 
 
 
 
 

Правило 7

Чтобы придать науке пол-ноту, надлежит все, что служит нашей цели, вместе и по отдельности обозреть в последовательном и нигде не прерывающемся движе-нии мысли и охватить достаточной и упорядочен-ной энумерацией.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Правило 8

Если  в ряде вещей, под-лежащих изучению, встре-тится какая-либо вещь, ко- 

торую наш разум не в сос-тоянии достаточно хорошо рассмотреть, тут необхо-димо остановиться и не изу-чать другие вещи, следую-щие за ней, а воздержаться от ненужного труда. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Правило 9

Следует целиком обратить взор ума на самые  незначительные и наиболее легкие вещи и дольше задерживаться на них, пока

 мы  не приучимся отчет-ливо и ясно усматривать истину. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Правило 10

Чтобы стать находчивым, ум должен упражняться в разыскании тех вещей, ко-торые уже были открыты другими, и при помощи, ме-тода обозревать даже самые незамысловатые изобре-тения людей, но в особен-ности те, которые объяс-няют или предполагают по-рядок. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Правило 11

После того как мы усмотре-ли несколько простых поло-жений, полезно, если мы выводим из них нечто иное, обозреть их в последова-тельном и нигде не преры-вающемся движении мыс-ли, поразмышлять над их взаимными отношениями и отчетливо представить сра-зу столь многие из них, сколь это возможно: ведь таким образом и наше по-знание становится гораздо более достоверным, и чрез-вычайно расширяются спо-собности ума. 

Правило 12

Следует воспользоваться всеми вспомогательными средствами разума, вообра-жения, чувства и памяти

как для  отчетливого усмот-рения простых положений и для надлежащего сравнения искомых вещей с известны-ми с целью познания пер-вых, так и для отыскания тех вещей, которые должны сравниваться между собой таким образом, чтобы не осталась без внимания ни-какая сторона человечес-кого усердия. 
 
 
 
 

Правило 13

Если  мы вполне понимаем вопрос, его надо освобо-дить от любого излишнего представления, свести к простейшему вопросу и по-средством энумерации раз-делить на возможно мень-шие части. 

Правило 14

То же самое следует отнес-ти к реальному протяжению тел, и протяжение в целом должно предстать вообра-жению через посредство простых фигур, ибо таким образом оно гораздо отчет-ливее представляется разу-мом. 
 
 
 

Правило 16

Что же касается вещей, ко-торые не требуют налично-го внимания ума, хотя и не-обходимы для заключения, то их лучше обозначать по-средством наиболее сокра-щенных знаков, чем по-средством полных фигур, ибо тогда память не сможет ошибаться, а вместе с тем и мысль не будет отвлекаться на то, чтобы удержать их, в то время как она занята вы-ведением других.

 
если  кто-либо всерьез хочет исследовать  истину вещей, он не должен выбирать какую-то отдельную науку: ведь все они  связаны между собой и друг от друга зависимы; но пусть он думает только о приумно-жении естественного света разума, не для того, чтобы разрешить, то или иное школьное затруднение, но для того, чтобы в любых случаях жизни разум (intellectus) предписывал воле, что следует избрать, и вскоре он удивится, что сделал успехи гораздо большие, чем те, кто занимался частными науками, и не только достиг всего того, к чему другие стремятся, но и превзошел то, на что они могут надеяться.  
 

из этого  следует то, что надо изучать лишь арифметику и геометрию, но только то, что ищущие прямой путь к истине не должны заниматься ника-ким предметом, относи-тельно которого они не могут обладать достовер-ностью, равной достовер-ности арифметических и геометрических доказа-тельств. 

Следует читать книги древ-них, поскольку огромным благодеянием является то, что мы можем воспользо-ваться трудами столь мно-гих людей как для того, чтобы узнать о тех вещах, которые уже некогда были удачно открыты, так и для того, чтобы напомнить себе о тех остающихся во всех дисциплинах вещах, кото-рые еще надлежит приду-мать. Но при всем том есть большая опасность, как бы те пятна заблуждений, ко-торые возникают из-за слишком внимательного чтения этих книг, случайно не пристали к нам, сколь бы мы тому ни противились и сколь бы осмотрительными мы ни были. 
 

для того, чтобы впредь, когда с возрастом ослабеет память, я без труда мог, если потребует необходи-мость, восстановить это по своей книжке, так и для то-го, чтобы отныне,  

освободив память от этих вещей, я мог обратить более свобод-ный ум к другому 
 
 

многие  часто исследуют труднейшие вопросы , на-столько беспорядочно, что кажутся мне поступающи-ми точно так же, как если бы они попытались одним прыжком преодолеть рас-стояние от самой нижней части до верха какого-то здания, пренебрегая ступе-нями лестницы, предназна-ченными для этой целя, или не замечая их. В одном этом заключается итог все-го человеческого усердия, и для желающего приступить к познанию вещей следова-ние данному правилу не ме-нее необходимо, чем нить для Тесея, желающего про-никнуть в лабиринт. 
 

Хотя  и кажется, что это по-ложение не научает ничему особо новому, оно тем не менее содержит главный секрет искусства, и во всем данном трактате нет поло-жения более полезного: ведь оно указывает, что все вещи могут быть выстрое-ны в некие ряды, хотя и не постольку, поскольку они относятся к какому-либо роду сущего, подобно тому как философы распредели-ли их по своим категориям, но поскольку одни из них могут быть познаны на

основании других так, что всякий раз, когда  возникнет какое-либо затруднение, мы сможем тотчас узнать, не будет ли полезным сначала обозреть некоторые другие вещи, и какие именно, и в каком порядке. 
 

Соблюдение  того, что здесь предлагается, необходимо, чтобы отнести к числу достоверных  те истины, которые, как мы сказали  выше, непосредственно невыводимы из первых и самоочевидных принципов. Ведь это иногда делается при помощи столь длин-ного ряда выводов, что, когда мы достигаем данных истин, нам нелегко при-помнить весь путь, который привел нас к этому; потому мы и говорим, что слабость памяти нужно возместить неким последовательным движением мысли.

Здесь энумерация, или индукция, - это исследова-ние всего того, что отно-сится к какому-либо пред-ложенному вопросу, на-столько тщательное и точ-ное, что на основании его мы можем с достовер-ностью и очевидностью заключить, что нами ничего не было пропущено по недосмотру. 
 

Если  кто-то поставит своей задачей исследовать все ис-тины, для познания кото-рых достаточно человечес- 
 

кого  разумения, он наверня-ка обнаружит с помощью данных правил, что ничего невозможно познать преж-де, чем разум, так как от не-го зависит познание всего остального, а не наоборот; затем, постигнув все то, что непосредственно следует за познанием чистого разума, он среди прочего перечис-лит все другие орудия по-знания, какими мы облада-ем, кроме разума; их ока-жется только два, а именно фантазия и чувство. Итак, он приложит все старание, чтобы различить и исследо-вать способы познания, и, увидя, что истина и ложь в собственном смысле могут существовать не иначе как лишь в разуме, но зачастую они ведут свое происхож-дение только от двух дру-гих способов, он постарает-ся обратить внимание на все те вещи, которыми он может быть введен в за-блуждение, с том чтобы остерегаться их, и точно пе-речислит все пути, которые открыты людям к истине, с тем чтобы следовать вер-ным путем: ведь они не настолько многочисленны, чтобы нельзя было легко найти их все посредством достаточной энумерации. 
 
 

Всем  следует привыкнуть сразу охватывать мыслью столь немногое и столь  простое, что они никогда не сочтут себя знающими то, 

 что  не усматривается ими так же  отчетливо, как то, что они познают  отчетливее всего. Правда, некоторые рождаются гораздо более способными к этому, чем другие, однако при по-средстве искусства, а также упражнения умы могут стать гораздо более способ-ными к этому; есть один пункт, на который, как мне кажется, здесь следует ука-зать прежде всего, а имен-но: чтобы каждый твердо убедил себя в том, что не из внушительных и темных вещей, а лишь из легких и более доступных должны выводиться сколь угодно сокровенные знания. 
 

«Признаюсь, я родился с та-ким умом, что всегда нахо-дил величайшее удовольст-вие от занятии не в том, чтобы выслушивать доводы других, а в том, чтобы на-ходить их собственными стараниями; это – единст-венное, что привлекало ме-ня к изучению наук, когда я был еще молодым, и всякий раз, когда какая-либо книга сулила в заглавии новое открытие, я пробовал, прежде чем читать дальше, узнать, не достиг ли бы и я, возможно, чего-либо подоб-ного благодаря некоей врожденной находчивости, и тщательно остерегался, как бы не лишить себя это-го невинного удовольствия поспешным чтением. Это удавалось столь часто, что я наконец заметил, что  

успешнее  достигал истины вещей не так, как  обыкно-венно делают другие, т. е. не посредством путаных и проводимых вслепую из-ысканий и скорее благодаря случаю, нежели искусству, - на основе длительного опыта я выявил верные пра-вила, которые немало спо-собствуют этому и которы-ми я воспользовался впо-следствии для установления многих других правил. И тщательно разработав та-ким образом весь этот ме-тод, я убедился в том, что с самого начала следовал наиболее полезному из всех способов изучения». 
 

Тот, кто  привык размыш-лять над вещами, всякий раз, когда он исследует но-вый вопрос, тотчас же узна-ет, что в этом вопросе по-рождает затруднение и кА-ков простейший из всех способов его разрешения; это служит величайшим подспорьем в познании истины. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Для познания вещей нужно учитывать лишь два  усло-вия, а именно нас, познаю-щих, и сами подлежащие 

 познанию  вещи. В нас имеется только  четыре спо-собности, которыми мы для этого можем воспользовать-ся, а именно разум, вообра-жение, чувство и память. Конечно, один лишь разум способен к постижению ис-тины, однако он должен прибегать к помощи воображения, чувства и памяти, с тем чтобы мы случайно не оставили без внимания нечто находящее-ся в нашем распоряжении. Что же касается вещей, дос-таточно исследовать три пункта, а именно: сначала то, что очевидно само по себе, затем как познается нечто одно на основании другого и, наконец, что из чего выводится. 
 

здесь, только и стоит, что по порядку обозреть все данное в некотором поло-жении, отбрасывая то, что с очевидностью покажется нам не относящимся к делу, удерживая необходимое и откладывая сомнительное для более тщательного исследования 
 

Для того же, чтобы вос-пользоваться также и по-мощью воображения, сле-дует отметить, что всякий раз, когда выводится нечто неизвестное из чего-либо другого, уже заранее из-вестного, вследствие этого

 не  открывается какой-то но-вый род сущего, но все это знание лишь расши- 

 ряется до такой степени, что мы представляем себе искомую вещь тем или иным спосо-бом приобщенной к при-роде того, что дано в положении. 
 

поскольку мы сказали, что из бесчисленных измере-ний, которые могут быть изображены в нашей фанта-зии, нужно созерцать одним взором глаз или ума не бо-лее двух различных изме-рений, то важно удерживать в памяти все остальные т.о., чтобы они легко представ-лялись всякий раз, когда потребует необходимость; по-видимому, с этой целью память и была создана при-родой. Но так как память зачастую подвержена ошибкам, то для того, что-бы мы не были вынуждены уделять некоторую часть нашего внимания ее восста-новлению, в то время когда мы заняты другими мысля-ми, искусство весьма кстати открыло возможность при-менения письменности. По-лагаясь на ее помощь, мы здесь совершенно ничего не вверяем памяти, но, предо-ставив свободной фантазии в целом наличные идеи, изображаем на бумаге все, что должно быть сохране-но, и делаем это посредст-вом наиболее сокращенных знаков, чтобы, после того как в соответствии с девя-тым правилом мы рассмот-рели каждый из них в от-дельности, мы смогли в со-ответствии с одиннадцатым 

 правилом  обозреть их все в наибыстрейшем  движении мысли и одновременно  ох-ватить взором наибольшее их число

 
 
умственную деятельность нужно направлять в то рус-ло, по которому, как кажет-ся, добьешься истинных знаний и сможешь прочно усвоить материал 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

не следует  лезть в дебри науки, если у  тебя недоста-точно знаний для постиже-ния  ее 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

в том, что мы изучаем, не стоит искать того, что мы бы хотели там видеть, а стоит изучать то, что мы точно можем узнать, так как знание иначе не достигнуть 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

для поиска истины необ-ходимо действовать не по наитию, а строго по наме-ченному  плану, иначе исти-ны не достигнуть 
 
 
 
 
 
 
 

план действий – это по-рядок действий при изуче-нии какой – либо истины. Мы  должны строго соблю-дать его, отыскивать не-известные и непонятные действия и пытаться при-вести их к более простым. Следуя своей интуиции, мы будем стремиться вверх по лестнице знаний 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

что бы отделить простое от сложного нужно точно по-нять, что самое простое и как относятся к нему другие вещи: они ближе, т.е. прос-ты; дальше – сложны; или одинаковы, т.е.  равнознач-ны по своей сложности 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

что бы сформировать окон-чательное знание нужно познать все, что относится к этому знанию и охватить достаточной энумерацией 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

если на пути исследования вещей встретиться, такая, что наш ум, в его состоянии не может ее познать, нужно 
 

 на  ней остановиться, что бы изучая последующие не погрязнуть в полном непо-нимании 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

не нужно  забывать о простых и незначительных для восприятия вещах, нужно подолгу  заострять на них внимание, пока не при- 

 выкнем четко видеть в них истину вещей 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

для проницательности сво-его ума нужно исследовать вещи уже исследованные другими и изучать все, даже то, что незначительно, а в особенности то, что объяс-няет правильное построе-ние порядка изучения ве-щей 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

для приобретения широ-кого кругозора, после ус-воения простых положений и вывода своих, стоит обду-мать их и четко представить их взаимоотношение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

для познания нужно использовать все человечес-кие чувства и грани ума, т.е. не отказываться не от

каких средств познания 

 доступных  человеку 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

если    мы    хорошо   пони-

маем  вопрос (задачу), стоящий(юю) перед нами мы сможем разбить его (ее) на составные части благо-даря подробному разбору 
 
 
 
 
 
 

то, что мы видим и  слышим, нам стоит представить в виде простых частей, и тогда это станет нам более понятным 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Разные  составные части стоит представлять разны-ми формами, чтобы не вво-дить нашу память в за-блуждение

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Заключение 

      В заключении хотелось бы отметить значение «Правил …», они  имеют огромное философское, методологическое и математическое значение. Каждый раз, когда современный логик или математик обращает внимание на то, как совершаются открытия или изобретения, он неизменно обращается к "Правилам ..." Декарта.

      Дж. Пойа говорит: "С течением времени  сам Декарт должен  был  признать, что имеются  случаи, когда его  схема является непригодной. В намерении, положенном  в основу схемы Декарта, можно усмотреть нечто  глубоко правильное. Однако, претворить это намерение оказалось  очень трудно ... Проект Декарта потерпел неудачу, однако, это был великий проект, и, даже оставшись нереализованным, он оказал большее влияние на науку, чем тысяча малых проектов, в том числе таких, которые удалось реализовать".

      Хотя "Правила ..." - одно из  первых  сочинений  Декарта, они поистине неисчерпаемы, и в них, в "замысле" как реализованных,  так и не  осуществленных идей, надежд и стремлений, представлен почти весь грядущий Картезий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Список используемой литературы 
 

         1. Декарт Р., перевод М. А. Гарнцев «Правила для руководства ума».

         2. www.bookz.ru

         3. Соколов В.В. «Философия Рене Декарта».

         4. Фролов. Учебник, ч.1 «Введение в философию».

         5. http://chemistry.narod.ru 

Информация о работе По трактату Рене Декарта: «Правила для руководства ума»