Правило
1
Целью
научных занятий должно быть направление
ума таким образом, чтобы он мог выносить
твердые истинные суждения обо всех тех
вещах, которые ему встречаются.
Правило
2
Нужно
заниматься только теми предметами, о
кото-рых наши умы очевидно способны достичь
досто-верного и несомненного знания.
Правило
3
В предметах
нашего иссле-дования надлежит отыски-вать
не то, что о них ду-мают другие или что
мы предполагаем о них сами, но то,
что мы ясно и очевидно можем усмотреть
или надежно дедуцировать, ибо знание
не может быть достигнуто иначе
Правило
4
Для разыскания
истины вещей необходим метод
Правило
5
Весь
метод состоит в по-рядке и расположении
тех вещей, на которые надо об-ратить взор
ума, чтобы найти какую-либо истину. Мы
будем строго придер-живаться его, если
шаг за шагом сведем запутанные и темные
положения к более простым, а затем попытаем-ся,
исходя из усмотрения самых простых, подняться
по тем же ступеням к по-знанию всех прочих.
Правило
6
Для того
чтобы отделять са-мые простые вещи
от запу-танных и исследовать их по порядку,
необходимо в каж-дом ряде вещей, в котором
мы прямо вывели некото-рые истины из других,
усматривать, что в нем является наиболее
простым и насколько удалено от это-го
все остальное - более, или менее, или одинаково.
Правило
7
Чтобы
придать науке пол-ноту, надлежит
все, что служит нашей цели, вместе и по
отдельности обозреть в последовательном
и нигде не прерывающемся движе-нии мысли
и охватить достаточной и упорядочен-ной
энумерацией.
Правило
8
Если
в ряде вещей, под-лежащих изучению,
встре-тится какая-либо вещь, ко-
торую
наш разум не в сос-тоянии достаточно
хорошо рассмотреть, тут необхо-димо остановиться
и не изу-чать другие вещи, следую-щие за
ней, а воздержаться от ненужного труда.
Правило
9
Следует
целиком обратить взор ума на самые
незначительные и наиболее легкие вещи
и дольше задерживаться на них, пока
мы
не приучимся отчет-ливо и ясно усматривать
истину.
Правило
10
Чтобы
стать находчивым, ум должен упражняться
в разыскании тех вещей, ко-торые уже были
открыты другими, и при помощи, ме-тода
обозревать даже самые незамысловатые
изобре-тения людей, но в особен-ности
те, которые объяс-няют или предполагают
по-рядок.
Правило
11
После
того как мы усмотре-ли несколько простых
поло-жений, полезно, если мы выводим из
них нечто иное, обозреть их в последова-тельном
и нигде не преры-вающемся движении мыс-ли,
поразмышлять над их взаимными отношениями
и отчетливо представить сра-зу столь
многие из них, сколь это возможно: ведь
таким образом и наше по-знание становится
гораздо более достоверным, и чрез-вычайно
расширяются спо-собности ума.
Правило
12
Следует
воспользоваться всеми вспомогательными
средствами разума, вообра-жения, чувства
и памяти
как для
отчетливого усмот-рения простых положений
и для надлежащего сравнения искомых вещей
с известны-ми с целью познания пер-вых,
так и для отыскания тех вещей, которые
должны сравниваться между собой таким
образом, чтобы не осталась без внимания
ни-какая сторона человечес-кого усердия.
Правило
13
Если
мы вполне понимаем вопрос, его надо
освобо-дить от любого излишнего представления,
свести к простейшему вопросу и по-средством
энумерации раз-делить на возможно мень-шие
части.
Правило
14
То же
самое следует отнес-ти к реальному протяжению
тел, и протяжение в целом должно предстать
вообра-жению через посредство простых
фигур, ибо таким образом оно гораздо отчет-ливее
представляется разу-мом.
Правило
16
Что же
касается вещей, ко-торые не требуют налично-го
внимания ума, хотя и не-обходимы для заключения,
то их лучше обозначать по-средством наиболее
сокра-щенных знаков, чем по-средством
полных фигур, ибо тогда память не сможет
ошибаться, а вместе с тем и мысль не будет
отвлекаться на то, чтобы удержать их,
в то время как она занята вы-ведением
других.
|
если
кто-либо всерьез хочет исследовать
истину вещей, он не должен выбирать какую-то
отдельную науку: ведь все они
связаны между собой и друг
от друга зависимы; но пусть он думает
только о приумно-жении естественного
света разума, не для того, чтобы разрешить,
то или иное школьное затруднение, но для
того, чтобы в любых случаях жизни разум
(intellectus) предписывал воле, что следует
избрать, и вскоре он удивится, что сделал
успехи гораздо большие, чем те, кто занимался
частными науками, и не только достиг всего
того, к чему другие стремятся, но и превзошел
то, на что они могут надеяться.
из этого
следует то, что надо изучать лишь
арифметику и геометрию, но только то,
что ищущие прямой путь к истине не
должны заниматься ника-ким предметом,
относи-тельно которого они не могут обладать
достовер-ностью, равной достовер-ности
арифметических и геометрических доказа-тельств.
Следует
читать книги древ-них, поскольку огромным
благодеянием является то, что мы можем
воспользо-ваться трудами столь мно-гих
людей как для того, чтобы узнать о тех
вещах, которые уже некогда были удачно
открыты, так и для того, чтобы напомнить
себе о тех остающихся во всех дисциплинах
вещах, кото-рые еще надлежит приду-мать.
Но при всем том есть большая опасность,
как бы те пятна заблуждений, ко-торые
возникают из-за слишком внимательного
чтения этих книг, случайно не пристали
к нам, сколь бы мы тому ни противились
и сколь бы осмотрительными мы ни были.
для того,
чтобы впредь, когда с возрастом
ослабеет память, я без труда мог, если
потребует необходи-мость, восстановить
это по своей книжке, так и для то-го, чтобы
отныне,
освободив
память от этих вещей, я мог обратить
более свобод-ный ум к другому
многие
часто исследуют труднейшие вопросы ,
на-столько беспорядочно, что кажутся
мне поступающи-ми точно так же, как если
бы они попытались одним прыжком преодолеть
рас-стояние от самой нижней части до верха
какого-то здания, пренебрегая ступе-нями
лестницы, предназна-ченными для этой
целя, или не замечая их. В одном этом заключается
итог все-го человеческого усердия, и для
желающего приступить к познанию вещей
следова-ние данному правилу не ме-нее
необходимо, чем нить для Тесея, желающего
про-никнуть в лабиринт.
Хотя
и кажется, что это по-ложение
не научает ничему особо новому, оно тем
не менее содержит главный секрет искусства,
и во всем данном трактате нет поло-жения
более полезного: ведь оно указывает, что
все вещи могут быть выстрое-ны в некие
ряды, хотя и не постольку, поскольку они
относятся к какому-либо роду сущего, подобно
тому как философы распредели-ли их по
своим категориям, но поскольку одни из
них могут быть познаны на
основании
других так, что всякий раз, когда
возникнет какое-либо затруднение,
мы сможем тотчас узнать, не будет ли полезным
сначала обозреть некоторые другие вещи,
и какие именно, и в каком порядке.
Соблюдение
того, что здесь предлагается, необходимо,
чтобы отнести к числу достоверных
те истины, которые, как мы сказали
выше, непосредственно невыводимы из
первых и самоочевидных принципов.
Ведь это иногда делается при помощи
столь длин-ного ряда выводов, что, когда
мы достигаем данных истин, нам нелегко
при-помнить весь путь, который привел
нас к этому; потому мы и говорим, что слабость
памяти нужно возместить неким последовательным
движением мысли.
Здесь
энумерация, или индукция, - это исследова-ние
всего того, что отно-сится к какому-либо
пред-ложенному вопросу, на-столько тщательное
и точ-ное, что на основании его мы можем
с достовер-ностью и очевидностью заключить,
что нами ничего не было пропущено по недосмотру.
Если
кто-то поставит своей задачей исследовать
все ис-тины, для познания кото-рых достаточно
человечес-
кого
разумения, он наверня-ка обнаружит с помощью
данных правил, что ничего невозможно
познать преж-де, чем разум, так как от
не-го зависит познание всего остального,
а не наоборот; затем, постигнув все то,
что непосредственно следует за познанием
чистого разума, он среди прочего перечис-лит
все другие орудия по-знания, какими мы
облада-ем, кроме разума; их ока-жется только
два, а именно фантазия и чувство. Итак,
он приложит все старание, чтобы различить
и исследо-вать способы познания, и, увидя,
что истина и ложь в собственном смысле
могут существовать не иначе как лишь
в разуме, но зачастую они ведут свое происхож-дение
только от двух дру-гих способов, он постарает-ся
обратить внимание на все те вещи, которыми
он может быть введен в за-блуждение, с
том чтобы остерегаться их, и точно пе-речислит
все пути, которые открыты людям к истине,
с тем чтобы следовать вер-ным путем: ведь
они не настолько многочисленны, чтобы
нельзя было легко найти их все посредством
достаточной энумерации.
Всем
следует привыкнуть сразу охватывать
мыслью столь немногое и столь
простое, что они никогда не сочтут
себя знающими то,
что
не усматривается ими так же
отчетливо, как то, что они познают
отчетливее всего. Правда, некоторые
рождаются гораздо более способными к
этому, чем другие, однако при по-средстве
искусства, а также упражнения умы могут
стать гораздо более способ-ными к этому;
есть один пункт, на который, как мне кажется,
здесь следует ука-зать прежде всего, а
имен-но: чтобы каждый твердо убедил себя
в том, что не из внушительных и темных
вещей, а лишь из легких и более доступных
должны выводиться сколь угодно сокровенные
знания.
«Признаюсь,
я родился с та-ким умом, что всегда нахо-дил
величайшее удовольст-вие от занятии не
в том, чтобы выслушивать доводы других,
а в том, чтобы на-ходить их собственными
стараниями; это – единст-венное, что привлекало
ме-ня к изучению наук, когда я был еще
молодым, и всякий раз, когда какая-либо
книга сулила в заглавии новое открытие,
я пробовал, прежде чем читать дальше,
узнать, не достиг ли бы и я, возможно, чего-либо
подоб-ного благодаря некоей врожденной
находчивости, и тщательно остерегался,
как бы не лишить себя это-го невинного
удовольствия поспешным чтением. Это удавалось
столь часто, что я наконец заметил, что
успешнее
достигал истины вещей не так, как
обыкно-венно делают другие, т. е. не посредством
путаных и проводимых вслепую из-ысканий
и скорее благодаря случаю, нежели искусству,
- на основе длительного опыта я выявил
верные пра-вила, которые немало спо-собствуют
этому и которы-ми я воспользовался впо-следствии
для установления многих других правил.
И тщательно разработав та-ким образом
весь этот ме-тод, я убедился в том, что
с самого начала следовал наиболее полезному
из всех способов изучения».
Тот, кто
привык размыш-лять над вещами, всякий
раз, когда он исследует но-вый вопрос,
тотчас же узна-ет, что в этом вопросе по-рождает
затруднение и кА-ков простейший из всех
способов его разрешения; это служит величайшим
подспорьем в познании истины.
Для познания
вещей нужно учитывать лишь два
усло-вия, а именно нас, познаю-щих, и сами
подлежащие
познанию
вещи. В нас имеется только
четыре спо-собности, которыми мы для
этого можем воспользовать-ся, а именно
разум, вообра-жение, чувство и память.
Конечно, один лишь разум способен к постижению
ис-тины, однако он должен прибегать к
помощи воображения, чувства и памяти,
с тем чтобы мы случайно не оставили без
внимания нечто находящее-ся в нашем распоряжении.
Что же касается вещей, дос-таточно исследовать
три пункта, а именно: сначала то, что очевидно
само по себе, затем как познается нечто
одно на основании другого и, наконец,
что из чего выводится.
здесь,
только и стоит, что по порядку обозреть
все данное в некотором поло-жении, отбрасывая
то, что с очевидностью покажется нам не
относящимся к делу, удерживая необходимое
и откладывая сомнительное для более тщательного
исследования
Для того
же, чтобы вос-пользоваться также и
по-мощью воображения, сле-дует отметить,
что всякий раз, когда выводится нечто
неизвестное из чего-либо другого, уже
заранее из-вестного, вследствие этого
не
открывается какой-то но-вый род
сущего, но все это знание лишь расши-
ряется
до такой степени, что мы представляем
себе искомую вещь тем или иным спосо-бом
приобщенной к при-роде того, что дано
в положении.
поскольку
мы сказали, что из бесчисленных измере-ний,
которые могут быть изображены в нашей
фанта-зии, нужно созерцать одним взором
глаз или ума не бо-лее двух различных
изме-рений, то важно удерживать в памяти
все остальные т.о., чтобы они легко представ-лялись
всякий раз, когда потребует необходимость;
по-видимому, с этой целью память и была
создана при-родой. Но так как память зачастую
подвержена ошибкам, то для того, что-бы
мы не были вынуждены уделять некоторую
часть нашего внимания ее восста-новлению,
в то время когда мы заняты другими мысля-ми,
искусство весьма кстати открыло возможность
при-менения письменности. По-лагаясь
на ее помощь, мы здесь совершенно ничего
не вверяем памяти, но, предо-ставив свободной
фантазии в целом наличные идеи, изображаем
на бумаге все, что должно быть сохране-но,
и делаем это посредст-вом наиболее сокращенных
знаков, чтобы, после того как в соответствии
с девя-тым правилом мы рассмот-рели каждый
из них в от-дельности, мы смогли в со-ответствии
с одиннадцатым
правилом
обозреть их все в наибыстрейшем
движении мысли и одновременно
ох-ватить взором наибольшее их число |
умственную
деятельность нужно направлять в то рус-ло,
по которому, как кажет-ся, добьешься истинных
знаний и сможешь прочно усвоить материал
не следует
лезть в дебри науки, если у
тебя недоста-точно знаний для постиже-ния
ее
в том,
что мы изучаем, не стоит искать того,
что мы бы хотели там видеть, а стоит изучать
то, что мы точно можем узнать, так как
знание иначе не достигнуть
для поиска
истины необ-ходимо действовать не
по наитию, а строго по наме-ченному
плану, иначе исти-ны не достигнуть
план действий
– это по-рядок действий при изуче-нии
какой – либо истины. Мы должны строго
соблю-дать его, отыскивать не-известные
и непонятные действия и пытаться при-вести
их к более простым. Следуя своей интуиции,
мы будем стремиться вверх по лестнице
знаний
что бы
отделить простое от сложного нужно точно
по-нять, что самое простое и как относятся
к нему другие вещи: они ближе, т.е. прос-ты;
дальше – сложны; или одинаковы, т.е.
равнознач-ны по своей сложности
что бы
сформировать окон-чательное знание
нужно познать все, что относится к этому
знанию и охватить достаточной энумерацией
если на
пути исследования вещей встретиться,
такая, что наш ум, в его состоянии не может
ее познать, нужно
на
ней остановиться, что бы изучая
последующие не погрязнуть в полном непо-нимании
не нужно
забывать о простых и незначительных
для восприятия вещах, нужно подолгу
заострять на них внимание, пока
не при-
выкнем
четко видеть в них истину вещей
для проницательности
сво-его ума нужно исследовать вещи уже
исследованные другими и изучать все,
даже то, что незначительно, а в особенности
то, что объяс-няет правильное построе-ние
порядка изучения ве-щей
для приобретения
широ-кого кругозора, после ус-воения простых
положений и вывода своих, стоит обду-мать
их и четко представить их взаимоотношение
для познания
нужно использовать все человечес-кие
чувства и грани ума, т.е. не отказываться
не от
каких
средств познания
доступных
человеку
если
мы хорошо пони-
маем
вопрос (задачу), стоящий(юю) перед нами
мы сможем разбить его (ее) на составные
части благо-даря подробному разбору
то, что
мы видим и слышим, нам стоит представить
в виде простых частей, и тогда это станет
нам более понятным
Разные
составные части стоит представлять
разны-ми формами, чтобы не вво-дить
нашу память в за-блуждение |