Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 15:05, контрольная работа
Альбер Камю считал, что жить означает исследовать абсурд, бунтовать против него. “Я извлекаю из абсурда, — писал философ, — три следствия — мой бунт, мою свободу и мою страсть. Посредством одной только работы ума я обращаю в правило жизни то, что было приглашением к смерти, — и отвергаю самоубийство”.
Введение........................................................................................... 3
Основная часть................................................................................. 4
Смысл жизни (по абсурдизму)......................................................... 13
Заключение........................................................................................ 14
Список литературы.........................
Развивая эту мысль на основе анализа представлений Ф. Ницше о природе свободы, А. Камю приходит к выводу о том, что “абсолютная власть закона не есть свобода, но не большей свободой является абсолютная неподвластность закону. Расширение возможностей не дает свободы, однако отсутствие возможностей есть рабство. Но и анархия тоже рабство. Свобода есть только в том мире, где четко определены как возможное, так и невозможное”. Однако “сегодняшний мир, по всей видимости, может быть только миром господ и рабов”. Камю был уверен в том, что “господство — это тупик. Поскольку господин никоим образом не может отказаться от господства и стать рабом, вечная участь господ жить неудовлетворенными или быть убитыми. Роль господина в истории сводится только к тому, чтобы возрождать рабское сознание, единственное, которое творит историю”. По мнению философа, “то, что именуют историей, является лишь чередой длительных усилий, предпринимаемых ради обретения подлинной свободы”. Иными словами, “... история — это история труда и бунта” людей, стремящихся к свободе и справедливости, которые, согласно Камю, связаны. Он считал, что выбирать одну без другой нельзя. Философ подчеркивает: “Если кто-то лишает вас хлеба, он тем самым лишает вас и свободы. Но если у вас отнимают свободу, то будьте уверены, что и хлеб ваш тоже под угрозой, потому что он зависит уже не от вас и вашей борьбы, а от прихоти хозяина”.
Он считает буржуазную свободу выдумкой. По мнению Альбера Камю, “свобода — дело угнетенных, и ее традиционными защитниками всегда были выходцы из притесняемого народа”.
Анализируя
перспективы человеческого
В своих этических воззрениях Камю исходил из того, что реализация свободы должна опираться на реалистическую мораль, так как моральный нигилизм губителен.
Формулируя свою нравственную позицию, Альбер Камю писал в “Записных книжках”: “Мы должны служить справедливости, потому что существование наше устроено несправедливо, должны умножать взращивать счастье и радость, потому что мир наш несчастен”.
Философ полагал, что для достижения счастья богатство не обязательно. Он был против достижения индивидуального счастья путем принесения несчастья другим. Согласно Камю, “самая большая заслуга человека, чтобы жить в одиночестве и безвестности”.
Эстетическое
в творчестве философа служит выражению
этического. Искусство для него является
средством обнаружения и
Согласно
абсурдизму, люди на протяжении всей своей
истории предпринимали попытки
найти смысл жизни. Для одних, традиционно,
этот поиск следовал одним из двух путей:
человек либо приходил к заключению, что
жизнь бессмысленна, и всё что мы имеем —
это «здесь и сейчас»; либо к ощущению
пустоты, к ощущению, что все заранее предопределено
некими высшими силами. Часто этим ощущением
являлась вера в Бога или, в общем смысле,
приверженность к религии. Однако в последнем
случае невозможно избежать вопроса о
том, каково же предназначение самого
Бога. Кьеркегор верил, что не существует
познаваемого человеком предназначения
Бога, что, в свою очередь, делает веру
в Бога абсурдом. Для некоторых окончательным
ответом на вопрос о смысле жизни является самоубийство. Когда человек, в связи
с теми или иными личными жизненными обстоятельствами,
приходит к убеждению о том, что его существование
лишено какого-либо смысла, то самоубийство
для него становится средством быстрого
достижения предельной стадии его судьбы.
Альбер Камю в «Мифе о Сизифе» исповедует
мысль о том, что самоубийство это не решение;
так как если жизнь абсурдна, то ещё большим
абсурдом будем противодействовать этому
абсурду; вместо этого следует постараться
«вписаться» в эту абсурдную жизнь и примириться
с тем фактом, что мы живём в мире без предназначения.
Для Камю красота, с которой люди сталкиваются
в жизни, делает жизнь достойной того,
чтобы продолжать жить. Люди могут сами
создавать смысл своей собственной жизни,
который может и не быть объективным смыслом
жизни, но всё же давать что-то, за что можно
бороться. Однако он настаивал, что человек
всегда должен поддерживать ироничную
дистанцию между этим изобретённым смыслом
и знанием об абсурде, чтобы этот выдуманный
смысл не занял место абсурда. Камю выдвинул
идею «принятия без смирения» и вопрос
о том, может ли человек «жить не уповая»,
определяя «осознанный протест» против
избегания абсурдности в мире. В мире,
лишенном высшего смысла или судейской
загробной жизни, человек становится абсолютно
свободным. Именно через эту свободу человек
может действовать либо как мистик (через
обращение к некой сверхъестественной
силе) либо как «герой абсурда» (через
протест против такой надежды). C этого
момента отказ от надежды «героем абсурда»
становится его исключительной способностью
жить в настоящем со страстью.
Заключение
Согласно философии экзистенциализма, чтобы осознать себя как «экзистенцию», человек должен оказаться в «пограничной ситуации» — например, перед лицом смерти. В результате мир становится для человека «интимно близким». Истинным способом познания, способом проникновения в мир «экзистенции» объявляется интуиция («экзистенциальный опыт» у Марселя, «понимание» у Хайдеггера, «экзистенциальное озарение» у Ясперса), которая являет собой иррационалистически истолкованный феноменологический метод Гуссерля.
Значительное
место в философии
Перечень использованной литературы
Информация о работе Показатели технологического уровня отраслей народного хозяйства