Наряду с борьбой против
религиозной философии католицизма
имела место полемика иудейских
философов с тезисами аверроизм,
переведенными на древнееврейский язык
(например, Альбалаг, XIII в., жил в Испании).
Философия аверроизма была знакома известному
еврейскому философу Моисею Маймониду.
Полемика сторонников аверроизма с Фомой
Аквинским вызвала преследования их католической
церковью. Многие тезисы аверроизма осуждались
парижским епископом по приказанию папы
Иоанна XXI в 1277 г.; вместе с аристотелизмом
аверроизм был осужден Беневентским собором
в 1513 г. В XVI в. и центр аверроизма переместился
из Франции в Италию и развивался в рамках
Падуанской школы. Основанную на аверроизме
политическую теорию светского государства
развивал Марсилий Падуанский. Профессор
философии и медицины университетов Болоньи,
Феррары и Падуи Пьетро Помпонацци (1462-1525)
анализировал концепцию Аверроэса о единстве
человеческого интеллекта. Кроме него,
в Болонском университете философские
воззрения аверроизма развивали Пьетро
дАбано, Паоло Венето, Гаэтано да Тьене.
Влияние идей этого философского течения
прослеживается в философских трудах
Пико делла Мирандолы, Бруно, Дж. Ч. Ванини.
Т. Западноевропейская философская мысль
вплоть до эпохи Возрождения испытывала
определенное влияние аверроизма и арабского
аристотелизма. Примером этому может служить
полемика Франческо Петрарки (1304-1374) с
философскими школами аверроистов в Венеции.
Более того, в Италии аверроизм был популярен
вплоть до XVII в. Комментарии Аверроэса
к Аристотелю и учение аверроизма были
известны ив России: основатели Славяно-греко-латинской
академии получили образование в Падуе
– центре итальянского аверроизма К началу
XVII в. аверроизм теряет свое влияние в
связи с кризисом аристотелевской физики
и космологии.
Заключение
Основа томизма и дальнейшего
неотомизма – это Бог, чистое бытие, духовное
первоначало. Данная основа находит современное
прикладное применение: религиозное постижение
естественно-научных теорий, обоснование
существования высшего существа с помощью
космологических аргументов, пересмотр
традиционной иерархии католических ценностей
с позиций приоритета проблемы человека
и др.
В настоящее время неотомизм
продолжает развиваться, включая в
себя отдельные положения экзистенциализма,
феноменологии, философской антропологии
и других течений современного идеализма.
Таким образом, философия
Фомы Аквинского послужила отправной
точкой для дальнейшего развития
современной философии, проявившейся
в таком философском направлении
как неотомизм, которое на данный
момент имеет огромное количество последователей
и продолжает развиваться.
Социально-политические и философские
же идеалы, изложенные Ибн Рушдом в комментариях
в своем учении, не были восприняты его
современниками – в них видели лишь руководство
к приобретению внешней учености. Ибн
Рушд вошел в историю как великий Комментатор,
несмотря на то, что его учение об истине,
мире и разуме очевидно выходит за рамки
аристотелизма.
Список использованной
литературы
- "Краткая философская энциклопедия" - М., Прогресс, 1997.
- "История философии в кратком изложении", пер. с чеш. И. И. Богута - М., Мысль, 1995.
- Боргош Ю. Фома Аквинский. – М.: Мысль,1975. - 184 с.
- Бохеньский Ю. Религия. Сто суеверий. Пер. с польск. - М.: Научный мир, 1993. - 254 с.
- Бохеньский Ю.М. Современная европейская философия. – М.: Научный мир, 2000. - 233 с.
- Этьен Жильсон "Философ и теология" - М., Гнозис, 1995 (перевод французского издания Etienne Gilson "Le philosophe et la théologie" - Paris, 1960).
- Лобковиц Н., "Что случилось с томизмом? От энциклики Aeterni Patris до Второго Ватиканского собора" - Вопросы философии, № 1, 1997, стр. 93-106.
- Миголатьев А. А. Ведущие течения современной западной философии//Социально-гуманитарные знания- 2002. -№2 – с.95-96
- Энциклика "Aeterni Patris" Льва XIII
- Энгельс Ф. “Диалектика природы” // К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, с. 346
- Davidson H. A. Alfarabi, Avicenna and Averroes on Intellect: Their Cosmologies,
Theories of the Active Intellect, and Theories f Human Intellect. New York: Oxford University Press,
1992, 363 p.