Полемика томистов и аверроистов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 23:09, контрольная работа

Описание

Многие философы, такие как Жак Маритен, Дезире Мерсье, Антуан Д. Сертийянж, Жозеф Гредт, Жак Маритен, Этьен Жильсон, занимались изучением томизма. По данной теме написано много философских трудов, публикаций и книг. Среди всех источников хочется отметить работу А.А. Миголатьева «Неотомизм». Он подробно освещает наиболее важные аспекты развития неотомизма, рассказывает о выдающихся философах этого направления. Также в нашей работе были использованы труды французского философа Жака Маритена. В своей работе «Философ и теология» он называет Фому Аквинского «великим классиком» и аргументирует своё высказывание доводами в пользу философии Св. Фомы.

Работа состоит из  1 файл

Полемика томистов и аверроистов.docx

— 36.32 Кб (Скачать документ)

Наряду с борьбой против религиозной философии католицизма  имела место полемика иудейских  философов с тезисами аверроизм, переведенными на древнееврейский язык (например, Альбалаг, XIII в., жил в Испании). Философия аверроизма была знакома известному еврейскому философу Моисею Маймониду. Полемика сторонников аверроизма с Фомой Аквинским вызвала преследования их католической церковью. Многие тезисы аверроизма осуждались парижским епископом по приказанию папы Иоанна XXI в 1277 г.; вместе с аристотелизмом аверроизм был осужден Беневентским собором в 1513 г. В XVI в. и центр аверроизма переместился из Франции в Италию и развивался в рамках Падуанской школы. Основанную на аверроизме политическую теорию светского государства развивал Марсилий Падуанский. Профессор философии и медицины университетов Болоньи, Феррары и Падуи Пьетро Помпонацци (1462-1525) анализировал концепцию Аверроэса о единстве человеческого интеллекта. Кроме него, в Болонском университете философские воззрения аверроизма развивали Пьетро дАбано, Паоло Венето, Гаэтано да Тьене. Влияние идей этого философского течения прослеживается в философских трудах Пико делла Мирандолы, Бруно, Дж. Ч. Ванини. Т. Западноевропейская философская мысль вплоть до эпохи Возрождения испытывала определенное влияние аверроизма и арабского аристотелизма. Примером этому может служить полемика Франческо Петрарки (1304-1374) с философскими школами аверроистов в Венеции. Более того, в Италии аверроизм был популярен вплоть до XVII в. Комментарии Аверроэса к Аристотелю и учение аверроизма были известны ив России: основатели Славяно-греко-латинской академии получили образование в Падуе – центре итальянского аверроизма К началу XVII в. аверроизм теряет свое влияние в связи с кризисом аристотелевской физики и космологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Основа томизма и дальнейшего неотомизма – это Бог, чистое бытие, духовное первоначало. Данная основа находит современное прикладное применение: религиозное постижение естественно-научных теорий, обоснование существования высшего существа с помощью космологических аргументов, пересмотр традиционной иерархии католических ценностей с позиций приоритета проблемы человека и др.

В настоящее время неотомизм  продолжает развиваться, включая в  себя отдельные положения экзистенциализма, феноменологии, философской антропологии и других течений современного идеализма.

Таким образом, философия  Фомы Аквинского послужила отправной  точкой для дальнейшего развития современной философии, проявившейся в таком философском направлении  как неотомизм, которое на данный момент имеет огромное количество последователей и продолжает развиваться.

Социально-политические и философские же идеалы, изложенные Ибн Рушдом в комментариях в своем учении, не были восприняты его современниками – в них видели лишь руководство к приобретению внешней учености. Ибн Рушд вошел в историю как великий Комментатор, несмотря на то, что его учение об истине, мире и разуме очевидно выходит за рамки аристотелизма.

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. "Краткая философская энциклопедия" - М., Прогресс, 1997.
  2. "История философии в кратком изложении", пер. с чеш. И. И. Богута - М., Мысль, 1995.
  3. Боргош Ю. Фома Аквинский. – М.: Мысль,1975. - 184 с.
  4. Бохеньский Ю. Религия. Сто суеверий. Пер. с польск. - М.: Научный мир, 1993. - 254 с.
  5. Бохеньский Ю.М. Современная европейская философия. – М.: Научный мир, 2000. - 233 с.
  6. Этьен Жильсон "Философ и теология" - М., Гнозис, 1995 (перевод французского издания Etienne Gilson "Le philosophe et la théologie" - Paris, 1960).
  7. Лобковиц Н., "Что случилось с томизмом? От энциклики Aeterni Patris до Второго Ватиканского собора" - Вопросы философии, № 1, 1997, стр. 93-106.
  8. Миголатьев А. А. Ведущие течения современной западной философии//Социально-гуманитарные знания- 2002. -№2 – с.95-96
  9. Энциклика "Aeterni Patris" Льва XIII
  10. Энгельс Ф. “Диалектика природы” // К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, с. 346
  11. Davidson H. A. Alfarabi, Avicenna and Averroes on Intellect: Their Cosmologies, Theories of the Active Intellect, and Theories f Human Intellect. New York: Oxford University Press, 1992, 363 p.

Информация о работе Полемика томистов и аверроистов