Политическая философия Аврелия Августина и Фомы Аквинского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 21:21, доклад

Описание

Вступление человечества в эпоху христианства было поистине революционным событием во всех отношениях. Христианство вызвало радикальные перемены в осмыслении человеком своего места в мире и отношения к Богу. В отличие от античного язычества, христианство выдвинуло идею трансцендентности Бога: в противовес греко-латинскому натурализму оно поместило Бога не просто вне видимой природы, но и над ней. И природа, и человек оказались сопричастны Богу. Эта идея способствовала в значительной мере формированию принципиально иного духовного климата, духовной атмосферы общества, прямым следствием чего стали изменения в политическом мышлении эпохи.

Работа состоит из  1 файл

полит философ средн.doc

— 42.50 Кб (Скачать документ)

                                                                

Политическая  философия 

Аврелия Августина и  Фомы Аквинского.

        Вступление человечества в эпоху  христианства было поистине революционным  событием во всех отношениях. Христианство вызвало радикальные перемены в осмыслении человеком своего места в мире и отношения к Богу. В отличие от античного язычества, христианство выдвинуло идею трансцендентности Бога: в противовес греко-латинскому натурализму оно поместило Бога не просто вне видимой природы, но и над ней. И природа, и человек оказались сопричастны Богу. Эта идея способствовала в значительной мере формированию принципиально иного духовного климата, духовной атмосферы общества, прямым следствием чего стали изменения в политическом мышлении эпохи.

     Среди идей, оказавших наиболее значительное влияние на формирование средневековой политической философии, можно выделить две главные. Это, во-первых, идея универсализма совершенно нового типа, идея единства человеческого рода, отражающего единство божественной сущности, и, во-вторых, идея дуализма духовного и временно 'го, земного, существующая в христианском мышлении не только в качестве принципа личной жизни каждого индивида, но и смыслообразующего принципа сообщества. Именно эти идеи позволили по-новому переосмыслить ключевые аспекты античной политической философии, и именно здесь разрыв с античной традицией оказался наиболее ощутимым. [3, c.39] 

       Политические учения Средневековья утверждали, что главная цель – это содействие христианскому вероучению и, в конечном счете, достижение вечной жизни. Церковь среди мыслителей, философов, богословов отводит важнейшую роль Фоме Аквинскому. Он больше, чем любой другой философ, даже Аврелий Августин, заложил основу для несокрушимого учения католической Церкви о политике.

       Ранняя христианская (политическая) философия Августина  находилась в большой степени  под влиянием идей Платона.  Христианская мысль несколько  «смягчила» стоицизм и теорию  правосудия античного мира. В  самом его известном произведении – «О Граде Божьем» – история человечества Августином была представлена как конфликт между двумя общностями, «градом Земным» и «градом Божьим», греховным и божественным, которому суждено закончиться победой последнего.

Итак, основной вывод  политической антропологии Августина состоит в следующем: свобода как политическая автономия и самоопределение невозможна,   а   политическое   господство   нельзя   признать   реализацией идеалов разума на основе свободного волеизъявления индивида. Государство же, как система господства, необходимость которого обусловлена греховностью рода человеческого, может лишь помешать человеку грешить, но не может помочь ему вести добродетельную жизнь. Истина человеческого существования и благой жизни реализуется не в государстве, как это утверждалось Платоном и Аристотелем, а открывается в религии и Церкви. Человек выступает как совершенное существо не в качестве общественного животного, но в качестве индивидуального существа, реализующего божественное требование свободы. Поэтому истинное существование человека - не политическое, но религиозное его существование, выражающееся в непосредственном отношении человека к Богу и в любви к нему.

      Политическое учение Фомы Аквинского имеет дело с типами законов. По его словам, существует четыре закона: Космический закон Бога, Закон Бога по писанию, Естественный закон, или универсальные правила поведения; Человеческий закон, или специальные правила, применимые к конкретным обстоятельствам. Согласно идеям Фомы Аквинского, цель человеческого существования – это союз и вечное общение с Богом.[2]

       Право - сфера правды, справедливости. Справедливостью Аквинский

считал постоянное стремление воздавать каждому свое. Действие, воплощающее подобное стремление и уравненное с другим действием, есть право. Правовым человеческое установление является только тогда, когда оно не противоречит естественному праву. [1, c.25]

      Таким образом, развитие политической теории в XIV - начале XV в. было отмечено формированием, так называемого средневекового конституционализма, основными составляющими которого выступают следующие идеи:

-идея выборных основ королевской власти, приобретающей 
впоследствии наследственный характер;

-идея договора, урегулирующего отношения между правителем и его подданными;

-идея приоритета сообщества;

-идея ограничения королевской власти законом, не только позитивным, но и естественным;

-идея законного характера сопротивления.

С развитием этих идей социально-политические теории рассматриваемого периода постепенно приводили к разрушению концепции respublica Christiana, единого сообщества - как духовного, так и земного, -

объединяющего всех христиан. Преодолевая все трудности развития отношений между пребывающей в кризисе Церковью и все более укрепляющимися национальными государствами (монархическими, абсолютистскими и централизованными) вызревает и формируется идея суверенитета. [3, c.70]

 

 

 

 

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Политическая философия Аврелия Августина и Фомы Аквинского