Политические конфликты и кризисы, пути их преодоления, политическая модернизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 23:05, контрольная работа

Описание

Политология относит конфликт к одному из аспектов социальной и политической действительности и соответственно в современной литературе уделяется большое внимание теории социальных конфликтов. Ее классиками признаны К. Маркс и немецкий философ и социолог Г. Зиммель.
К. Маркс не разрабатывал как таковую теорию конфликтов, но при этом выдвинул важные понятия в данной области, исследуя общественные противоречия. Значительный вклад в разработку теории конфликта внесли немецкий политолог Р. Дарендорф, американские социологии Л. Козер и К. Боулдинг.

Работа состоит из  1 файл

Политические конфликты и кризисы.docx

— 26.04 Кб (Скачать документ)

– осознание цели,

– консолидация вокруг этой цели соответственно настроенной элиты,

– трансформация системы,

– консолидация общества на единой основе.

Таким образом, сам термин «модернизация» означает одновременно и стадию (состояние) общественных преобразований, и процесс перехода к современным  обществам.

Страны, где эти процессы развивались постепенно, в течение  продолжительного времени и являлись естественными для самого состояния  общества, национального менталитета  и т.д., рассматриваются как носители первичной, «спонтанной» модернизации.

Страны, где опыт модернизации заимствуется, где процессы имеют  ускоренный характер, являются носителями «вторичной» или «отраженной» модернизации.

Вот в этом, втором, случае модернизация может протекать болезненно и противоречиво.

Стереотипы модернизации, механически и ускоренно внедренные в сложившийся общественный менталитет, порою только парализуют общество, дестабилизируют механизм управления.

Так случилось, к сожалению, и на шестой части планеты –  постсоветском пространстве. Не случайно горбачевскую «перестройку» называли «революцией сверху»: темп демократических  реформ имел заданный характер. Конечно, общество тоже не пребывало в состоянии  пассивности и даже развивало  порой трудноуправляемую политическую активность. Но все-таки инициатива, на наш взгляд, оставалась в руках  действовавшей в то время политической элиты. Именно она выдвигала новые  идеи и задавала темп реформ, которые  налагались на объективно неподготовленную социальную почву. Социальная материя  не порождала их естественным, спонтанным трудом, а усваивала как некое  новое «данное». В связи с этим мы считаем целесообразным еще раз  сопоставить два теоретических  критерия развития модернизации (о  которых говорилось выше): уровень  мобилизации и уровень организации. Напомним: под мобилизацией подразумевается  повышение социального и политического  участия масс. Под организацией –  придание этим процессам законченной  формы, их институализация, обеспечивающая стабильность. Сбалансированность двух данных условий обеспечивает гармоничность  развития социально-политической системы. А неинституализированная активность населения (как это вытекало, в  том числе, из вышеприведенных оценок западных политологов) порождает противоречивое развитие событий.

В условиях же «перестройки»  и последовавших за ней перемен  вышеназванное противоречие приобретало  «отраженный» характер. Демократические  реформы, инициированные действовавшей  в то время властью (т.е. уровень  организации демократических процессов), опережали уровень мобилизации (т.е. политическую и социальную активность самого населения). В итоге особенность  последующей реструктуризации общества заключалась в том, что она  взяла свое начало не с практического, а с чисто «представленческого» уровня. Перестройка началась, как  известно, с «нового мышления». «Новое мышление» не отражало существующего  бытия, а подготавливало общество к  его реформированию. В социально  уравненном обществе разворачивалась  борьба идей. Начиналась беспрецедентная  переоценка ценностных ориентиров.

Такой кризис пережила и  Беларусь в начале 90-х годов. Стремление к гоночному темпу реформ со стороны  действующего тогда Верховного Совета привело к разрушению традиционных основ управления при одновременном дефиците современной правовой базы. Это противоречие оказалось чревато общенациональным кризисом. По данным Госкомстата по итогам 1993 г., национальный доход Беларуси составил 90% к уровню предыдущего года. Свободный индекс розничных цен и тарифов на товары народного потребления и платные услуги населению по сравнению с 1991 г. возросли в 187 раз. На этом фоне возросла безработица. За 1993 г. численность безработных увеличилась в 2,8 раза, количество свободных рабочих мест сократилось на 31%. Если в декабре 1992 г. на десять рабочих мест приходилось 13 безработных, то в декабре 1993 г. – 53. Активными темпами продолжала развиваться преступность. Было зарегистрировано 23,3 тыс. краж государственного и общественного имущества, что на 9% больше, чем за истекший период 1992 г. Выросло число квартирных краж и составило 14 тысяч. Число разбойных нападений возросло в Минске на 40%. Почти в 2 раза увеличилось в республике число случаев взяточничества.

Избрание Президента страны в 1994 г. и решение всенародного референдума в 1996 г. позволили Беларуси преодолеть экономический и политический кризис, выработать концептуальный курс демократических реформ с учетом менталитета населения, ориентированного на социальную справедливость и персонифицированный тип государственной власти. На смену «обвальной» экономике пришло последовательное вхождение в рынок, что отмечали и эксперты Всемирного банка реконструкции и развития. В современной Беларуси реализуется стратегия трансформации белорусской государственности в правовое социальное государство.

Приоритеты такой модели в реальных белорусских условиях базируются на:

– применении и совершенствовании  демократических традиций мировой  и отечественной социально-политической практики;

– создании стабильной демократической  ситуации в стране;

– обеспечении прав и  свобод граждан;

– обеспечении права граждан  на участие в управлении делами общества и государства конституционными формами и методами;

– реализации конституционно закрепленных принципов разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную при сохранении их единства.

Соответственно философское  «особенное» белорусской модернизации состоит в том, что освоение демократической  модели поставлено здесь на здоровую, естественную для самого общества почву.

Изложенное выше – это  практическое подтверждение научного тезиса о том, что правящие структуры, заинтересованные в реализации реформ, должны искать способы адаптации  общественных преобразований к логике социокультурных традиций. В целом  для успешного реформирования модернизируемых  государств необходимо достичь три  основных консенсуса (между различными группами общества и отражающими  интересы этих групп политическими  силами):

– Консенсус по отношению  к историческому прошлому: стремиться к затуханию полемики по поводу переоценки прежних исторических событий, режимов  правления и т.д.

– Консенсус в установлении дальнейших целей общественного  развития.

– Консенсус в определении  общих норм поведения на пути к  поставленной цели.

Достижению этих социально-политических консенсусов в нашей стране должна принципиально способствовать формирующаяся  ныне идеология белорусского государства.

 

Список использованных источников

 

1. Политология: Учебник  / Под ред. проф. М.А. Василика. М., 1999.

2. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 1995.

3. Мельников А.П. Политология: Учеб. пособие / Мельников А.П., Мн., 1999. Ч. 1, 2.

4. Баранова Е.В. Политология: Курс лекций / Баранова Е.В. – Мн., 2003. – 112 с.

5. Панарин А.С. Политология: Учебник / Панарин А.С.М., 1999.


Информация о работе Политические конфликты и кризисы, пути их преодоления, политическая модернизация