Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 23:05, контрольная работа
Политология относит конфликт к одному из аспектов социальной и политической действительности и соответственно в современной литературе уделяется большое внимание теории социальных конфликтов. Ее классиками признаны К. Маркс и немецкий философ и социолог Г. Зиммель.
К. Маркс не разрабатывал как таковую теорию конфликтов, но при этом выдвинул важные понятия в данной области, исследуя общественные противоречия. Значительный вклад в разработку теории конфликта внесли немецкий политолог Р. Дарендорф, американские социологии Л. Козер и К. Боулдинг.
– осознание цели,
– консолидация вокруг этой цели соответственно настроенной элиты,
– трансформация системы,
– консолидация общества на единой основе.
Таким образом, сам термин «модернизация» означает одновременно и стадию (состояние) общественных преобразований, и процесс перехода к современным обществам.
Страны, где эти процессы развивались постепенно, в течение продолжительного времени и являлись естественными для самого состояния общества, национального менталитета и т.д., рассматриваются как носители первичной, «спонтанной» модернизации.
Страны, где опыт модернизации заимствуется, где процессы имеют ускоренный характер, являются носителями «вторичной» или «отраженной» модернизации.
Вот в этом, втором, случае модернизация может протекать болезненно и противоречиво.
Стереотипы модернизации,
механически и ускоренно
Так случилось, к сожалению,
и на шестой части планеты –
постсоветском пространстве. Не случайно
горбачевскую «перестройку» называли
«революцией сверху»: темп демократических
реформ имел заданный характер. Конечно,
общество тоже не пребывало в состоянии
пассивности и даже развивало
порой трудноуправляемую
В условиях же «перестройки»
и последовавших за ней перемен
вышеназванное противоречие приобретало
«отраженный» характер. Демократические
реформы, инициированные действовавшей
в то время властью (т.е. уровень
организации демократических
Такой кризис пережила и Беларусь в начале 90-х годов. Стремление к гоночному темпу реформ со стороны действующего тогда Верховного Совета привело к разрушению традиционных основ управления при одновременном дефиците современной правовой базы. Это противоречие оказалось чревато общенациональным кризисом. По данным Госкомстата по итогам 1993 г., национальный доход Беларуси составил 90% к уровню предыдущего года. Свободный индекс розничных цен и тарифов на товары народного потребления и платные услуги населению по сравнению с 1991 г. возросли в 187 раз. На этом фоне возросла безработица. За 1993 г. численность безработных увеличилась в 2,8 раза, количество свободных рабочих мест сократилось на 31%. Если в декабре 1992 г. на десять рабочих мест приходилось 13 безработных, то в декабре 1993 г. – 53. Активными темпами продолжала развиваться преступность. Было зарегистрировано 23,3 тыс. краж государственного и общественного имущества, что на 9% больше, чем за истекший период 1992 г. Выросло число квартирных краж и составило 14 тысяч. Число разбойных нападений возросло в Минске на 40%. Почти в 2 раза увеличилось в республике число случаев взяточничества.
Избрание Президента страны в 1994 г. и решение всенародного референдума в 1996 г. позволили Беларуси преодолеть экономический и политический кризис, выработать концептуальный курс демократических реформ с учетом менталитета населения, ориентированного на социальную справедливость и персонифицированный тип государственной власти. На смену «обвальной» экономике пришло последовательное вхождение в рынок, что отмечали и эксперты Всемирного банка реконструкции и развития. В современной Беларуси реализуется стратегия трансформации белорусской государственности в правовое социальное государство.
Приоритеты такой модели в реальных белорусских условиях базируются на:
– применении и совершенствовании
демократических традиций мировой
и отечественной социально-
– создании стабильной демократической ситуации в стране;
– обеспечении прав и свобод граждан;
– обеспечении права граждан на участие в управлении делами общества и государства конституционными формами и методами;
– реализации конституционно закрепленных принципов разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную при сохранении их единства.
Соответственно философское
«особенное» белорусской
Изложенное выше – это практическое подтверждение научного тезиса о том, что правящие структуры, заинтересованные в реализации реформ, должны искать способы адаптации общественных преобразований к логике социокультурных традиций. В целом для успешного реформирования модернизируемых государств необходимо достичь три основных консенсуса (между различными группами общества и отражающими интересы этих групп политическими силами):
– Консенсус по отношению к историческому прошлому: стремиться к затуханию полемики по поводу переоценки прежних исторических событий, режимов правления и т.д.
– Консенсус в установлении дальнейших целей общественного развития.
– Консенсус в определении общих норм поведения на пути к поставленной цели.
Достижению этих социально-политических консенсусов в нашей стране должна принципиально способствовать формирующаяся ныне идеология белорусского государства.
Список использованных источников
1. Политология: Учебник / Под ред. проф. М.А. Василика. М., 1999.
2. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 1995.
3. Мельников А.П. Политология: Учеб. пособие / Мельников А.П., Мн., 1999. Ч. 1, 2.
4. Баранова Е.В. Политология: Курс лекций / Баранова Е.В. – Мн., 2003. – 112 с.
5. Панарин А.С. Политология: Учебник / Панарин А.С.М., 1999.
Информация о работе Политические конфликты и кризисы, пути их преодоления, политическая модернизация