Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 14:23, реферат
Платон (427-347до н.э.), ученик Сократа, изложил свои взгляды на государство , демократию, политические режимы и формы правления в своем известном произведении “Государство”.
Чтобы понять политические взгляды Платона,неоходимо сделать краткий экскурс в его философские воззрения. Мир , с точки зрения Платона ,двойствен и состоит из идей (эйдосов) и вещей(прагм).Идеи представляют собой не мыслительные конструкции,но сверхреальность,или образцы вещей,их отвлеченные сущности.В товремя как эйдосы являются истинными,вещи в силу своей материальности неистенны,поскольку,как указывал Платон,сама их материальность извещает их сущьность.Лишь идеи истинны,так как не отвечает своей сущности.
Политические взгляды
Платона.
Платон (427-347до н.э.),
ученик Сократа, изложил свои взгляды
на государство , демократию, политические
режимы и формы правления в своем известном
произведении “Государство”.
Чтобы понять политические
взгляды Платона,неоходимо сделать
краткий экскурс в его философские воззрения.
Мир , с точки зрения Платона ,двойствен
и состоит из идей (эйдосов) и вещей(прагм).Идеи
представляют собой не мыслительные конструкции,но
сверхреальность,или образцы вещей,их
отвлеченные сущности.В товремя как эйдосы
являются истинными,вещи в силу своей
материальности неистенны,поскольку,как
указывал Платон,сама их материальность
извещает их сущьность.Лишь идеи истинны,так
как не отвечает своей сущности.
В своих воззрениях
на государство Платон исходил из
того ,что существует идеальное государство,идеальный
образец и его многократные повторения--искажения
в реальном мире вещей.
По мнению Платона,высказанному
им в трактате “Государство”,главной
основой идеального государства
является справедливость.Она состоит
в том ,чтобы каждому гражданину было отведено
особое занятие,наиболее соответствующее
его натуре,т.е. справедливость есть соответствие
реальной вещи своей идее,ведь государство
тогда является идеальным (отвечающим
идее государства),когда каждый гражданин
действует в согласии со своей собственной
сущностью.А поскольку между людьми существуют
индивидуальные различия,Платон предлагает
деление общества на сословия: философов--правителей,
воинов--стражей и ремесленников--производителей.
Эти сословия Платон отождествляет с тремя
началами в человеческой душе,а именно:
разумным,яростным и вожделяющим. В подкрепление
своего аристократического идеала Платон
предлагал внушать гражданам мифы о том,
как бог примешал в души людей частицы
металлов: в души тех из них, что способны
править и потому наиболее ценны, он примешал
золота, в души их помошников-- серебра,а
в души земледельцев и ремесленников--железа
и меди. Если же у последних родится ребенок
с примесью благородных металлов, то его
перевод в высшие разряды возможен только
по инициативе правителей.
Для Платона идеальный
строй--тот,где каждый гражданин тождествен
в своих интересах общественному целому,не
представляет собой еще личности, претендующей
на индивидуальнуу самоценность и полную
автономию в поступках. У него государство
и гражданское общество представлены
в едином, гомогенном , целостном , нерасчлененном
понятии.
Для сохранения сословий
Платон предлагает создать особую систему
воспитания для потомков правителей
и стражей. В основу этой системы
положены мусическое и гимнастические
искусства.Мусическое укрепляет дух и
воспитывает любовь к родине, гимнастическое
укрепляет тело и готовит граждан к защите
своего государства. После окончания обучения
этим дисциплинам показавших себя наиболее
знающими и добродетельными юношей начинают
готовить к деятельности правителей. Они
изучают искусство рассуждения и ведения
споров, а затем философию, венчающую всю
систему знаний.
Целью государства,
которое Платон считал идеальным , как
раз и является обеспечение для максимального
числа их граждан условий для добродеятельной
жизни.
Платон выделяет
следующие формы правления: царский
строй (монархия), аристократия, тимократия
, олигархия , демократия , тирания. самым
правильным и разумным он считает царский
строй и аристократию. Остальные формы
правления являются последовательным
отклонением от идеального государства.
Сперва аристократия как власть лучших
вырождается в тимократию.
Аристократия --это правлениелучших
с одобрением народа. Властью обладает
и правит тот , кто слывет доблестным и
мудрым. В основе такой формы правления
лежит равенство по рождению. По мнению
Платона , на роль правителя идеально подходит
лишь тот,кто добровольно не захочет быть
правителем и заниматься исправлением
чужих пороков. Наименее подходят люди
, руководствующиеся честолюбием , деньгами
, почетом.
Чтобы достигнуть единомыслия
и сплоченности двух высших сословий,
образующих вместе класс стражей
государства,Платон устанавливает для
них общность имущества и бюта. “Прежде
всего никто не должен обладать никакой
частной собственностью,если в том нет
крайней необходимости.Затем ни у кого
не должно быть такого жилища или кладовой,
куда не имел бы доступа всякий желающий”
. Стражам запрещается иметь семью , для
них вводится общность жен и детей.
Гражданам третьего
сословия разрешалось иметь частную
собственность, деньги , торговать на рынках
...
Гениально предугадав
значение разделения труда в экономической
жизни общества , Платон тем не менее
выступал за ограничение хозяйственной
активности и сохранение аграрно замкнутого,
“самодостаточного “ государства .
Вырождение аристократии
мудрых,по его словам, влечет за собой
утверждение частной собственности и
обращение в рабов свободных землевладельцев
из третьего сословия. Так возникает критско-спартанскй
тип государства, или тимократия ( “ тиме
“- честь), господство сильнейших воинов.
Государство с тимократическим правлением
будет вечно воевать.
Следующий вид государственного
устройства-- олигархия-- появляется в
результате скопления богатства у частных
лиц . Этот строй основан на имущественном
чензе. Власть захватывают немногие богатые,тогда
как бедняки не участвуют в управлении.Олигархическое
государство, раздираемое враждой богачей
и бедняков ,будет постоянно воевать само
с собой.
Следующей формой государственного
правления, является демократия,которая
логически вытекает из олигархии.Победа
бедняков приводит к установлению демократии--власти
народа.Здесь царят своеволие и безналичие.
Наконец, чрезмерная свобода обращаеся
в свою противоположность--чрезмерное
рабство.Устанавливается тирания ,наихудший
вид государства. Власть тиранов держится
на вероломстве и насилии. Главной причиной
смены всех форм государства Платон считал
порчу человеческих нравов.Выход из порочных
состояний общества он связывал с возвратом
к изночальному строю--правлению мудрых.
Диалог “Законы”
является последним сочинением Платона.
В нем он изображает “второй по
достоинству” государственный строй,
приближая его к реальной действительности
греческих полисов.
Основные отличия
диалога “Законы” от диалога “Государство”
таковы.
Во-первых,Платон отказывается
от коллективной собственности философов
и воинов и устанавливает для граждан
единый порядок пользования имуществом.
Земля является собственностью государства.Она
делится на равные по плодородию участки.Каждый
гражданин получает земельный надел и
дом , которыми пользуется на правах владения.
Все остальные виды имущества граждане
могут приобретать в частную собственность
, но ее размеры ограничены.
Во-вторых, деление
граждан на сословия заменяется градацией
по имущественному цензу.Политические
права граждане приобретают в зависимости
от размеров имущества, звписавшись в
один из четырех классов. Разбогатев или
обеднев, они переходят в другой класс.Все
вместе граждане образуют правящую верхушку.
Помимо занятий в собственном хозяйстве
им вменяется в обязанность служба в войске,
отправление тех или иных государственных
должностей, участие в совместных трапизах,
жертвоприношения...
В-третьих, производственные
потребности земледелия предполагается
теперь полностью обеспечить за счет
рабского труда. Вместе с признанием
рабства у Платона появляется
и ипренебрежительное отношение
к производительному труду . Предвидя
выступления невольников,Платон советует
землевладельцам приобретатькак можно
меньше рабов одной национальности и не
провоцировать их недовольство жестоким
обращением.
В-четвертых, Платон
подробно описывает в диалоге
организацию государственной
Идеальным государственным
устройством Платон называет правление,
где совмещены начала демократии
и монархии. К таким началам
относятся: демократический принцип
арифметического равенства (выборы
по большенству голосов) и монархический
принцип геометрического
Все выборные государственные
органы и правители обязаны
В диалоге “Законы”
Платон писал: “ Я вижу близкую
гибель того государства,где закон
не имеет силы и находится под
чьей-то властью.Там же ,где закон--владыка
над правителями, а они--его рабы, я усматриваю
спасение государства и все блага,какие
только могут даровать государствам боги”.
Изложенные в диалогах Платона социально-политические программы являлись с точки зрения консервативными.