Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 22:26, контрольная работа
Политическая система и политическое сознание
Политическая культура имеет две стороны: духовную и практическую. Одной из базовых духовных основ политической культуры является политическое сознание. Под политическим сознанием имеются многообразные проявления человеческой духовности, отражающие деятельность механизмов политической власти и направляющие поведение людей в сфере политических отношений.
План
Политическое сознание
1. политическая
система и политическое
2. Уровни политического
сознания
7.
Список литературы
Политическое
сознание
1.Политическая система и политическое
сознание
Политическая культура имеет две стороны:
духовную и практическую. Одной из базовых
духовных основ политической культуры
является политическое сознание. Под политическим
сознанием имеются многообразные проявления
человеческой духовности, отражающие
деятельность механизмов политической
власти и направляющие поведение людей
в сфере политических отношений. Политическое
сознание - это осознание сферы политики
социальными субъектами (индивидами, группами,
общностями, общественными классами).
Оно выступает как совокупность соответствующих
знаний и оценок. Роль политического сознания
в жизнедеятельности общества трудно
переоценить. Ведь оно не есть лишь пассивное
отражение политического бытия. Политическое
сознание способно опережать практику,
прогнозировать развитие политических
процессов. Следовательно, оно способно
оказывать огромное воздействие на политическую
жизнь, на динамику политической культуры
общества, а также на все другие сферы
общественной жизни.
Кроме того, от уровня политического сознания
во многом зависит политическое поведение,
характер политической деятельности,
как отдельных людей, так и их общественно-политических
объединений.
По этим причинам состояние политического
сознания, как общества, так и составляющих
его классов, слоев, групп крайне важно
учитывать в практике политического управления
общественными процессами. В этом плане
власти, политические партии должны стремиться
к формированию такого сознания, которое
способствовало бы поддержанию социально-политического
равновесия, наиболее полно выражало бы
потребности социального прогресса государства.
Политическое сознание во многом является
совокупностью политических представлений.
Ведь духовная сфера мира политики состоит
из представлений. А ничего политического
без сознания нет.
Политическое сознание носит не только
групповой, но и индивидуальный характер.
В этом плане оно имеет три источника.
Первый источник - семейное окружение
человека. Речь идет о совокупности идей
и чувств, переданных воспитанием. Соответствующий
социально-психологический багаж создает
фундамент политического сознания. На
его основе формируется личность гражданина.
Второй источник - это в широком смысле
информация. Она поступает человеку, как
через общение, так и через средства массовой
коммуникации (телевидение, прессу, радио).
Третий источник - это личный опыт индивида.
Он опровергает или подтверждает полученное
знание, но в любом случае существенно
влияет на процесс формирования и развития
политического сознания. Названные источники
образуют совокупность знаний, которые
позволяют политическому "Я" анализировать
мир политики и определяться по отношению
к нему. При этом знания, полученные от
семьи, могут быть представлены как опыт,
накопленный различными поколениями,
но вместе с тем могут быть и тканью предрассудков.
Информация тоже может быть истинной или
ложной. Да и жизненный опыт человека,
представляющий для него богатство пережитого,
может оказаться нетипичным и не отражать
политическую реальность. В любом случае
человек сам преобразовывает эти факторы
в единую более или менее ясную и духовно
структурированную политическую систему.
У большинства людей этот процесс происходит
стихийно, случайно и даже отвлеченно.
Более того: большинство людей склонные
повторять те политически ориентированные
рассуждения, которые им преподавали,
или которые они узнали из других внешних
источников.
Осознание политических проблем, представления
о мире политики у людей тесно связаны
с их политическими интересами, пристрастиями.
Например, рабочий предприятия, оказавшегося
в тяжелом состоянии, считает, что хорошие
решения по исправлению ситуации те, которые
не предусматривают увольнений. Активист
правящей партии полагает, что экономическая
ситуация ухудшится, если к власти придет
оппозиция. Если политический деятель
обвиняется в коррупции, то его считают
виновным в зависимости от собственной
политической окраски. Следовательно,
действительность оценивается через политическое
сознание не сама по себе. Ее восприятие
зависит от предшествующих убеждений
и интересов людей.
Политическое сознание взаимосвязано
и взаимодействует с другими формами общественного
сознания: экономическими воззрениями,
философскими учениями, правовыми теориями
и нормами, нравственными концепциями,
художественными взглядами, эстетическими
ценностями.
Многие политические учения и ценности,
являющиеся продуктом политического сознания,
имеют в современном обществе мировоззренческое
значение. Поэтому они важны не только
для совершенствования политической культуры
людей, но и для духовного, цивилизованного
развития человечества в целом. В то же
время реально несовпадение тех или иных
позиций политического сознания в процессе
политической деятельности отдельных
государств и их объединений, общественных
классов, наций, партий. Важно, чтобы обусловленная
этим идеологическая и политическая борьба
не перерастала в вооруженное противоборство,
носила мирный, цивилизованный характер.
Политическое сознание выполняет целый
ряд функций:
1. Регулятивная функция. Политическое
сознание регулирует социальное поведение
людей на основе восприятия действительности,
а также на основе совокупности вырабатываемых
им политических идей, норм, представлений
и убеждений. С особой силой потребность
в регулятивной функции политического
сознания обнаруживается на переломных
этапах общественного развития, в кризисные
периоды. Именно от политического сознания
широких слоев общества, от политических
установок "верхов" зависят эффективность
политических систем, ход развития событий,
направленность социально-политических
преобразований.
2. Познавательно-информационная
функция. Люди рано или поздно,
но неизбежно соприкасаются с миром
политики. Даже если они не желают ею заниматься
- политика "займется" ими все равно.
Она влияет на жизнь и судьбы людей через
государство, законы, партии, общественные
организации и др. Она "проникает"
в людей в виде политической информации.
Механизм современной жизни таков, что
люди вынуждены постоянно делать выбор,
в том числе и политический. Все это подталкивает
их к познанию мира политики, к получению
политической информации.
Политическое сознание в этом плане призвано
помочь людям усвоить политические знания
и информацию, определить свое место в
общественно-политической жизни и правильно
в ней ориентироваться.
3. Оценочная функция. Политическое сознание
предназначено не только для осознания
(отражения) социально-политической действительности.
В его недрах в процессе осознания мира
политики вырабатываются и оценки (отношения)
к тем или иным политическим явлениям
и проблемам.
Люди, таким образом, делают для себя определенные
выводы, конкретизируют степень важности
различных политических явлений и событий.
Именно на основе оценки политической
действительности люди формируют свои
политические взгляды, убеждения, позиции,
пристрастия.
4. Мобилизующая функция. Политическое
сознание помогает людям осознать себя
гражданами, которые не только "обязаны"
обществу и государству, но и обладают
определенными правами, свободами и политическими
интересами. В свою очередь гражданское
самовосприятие побуждает (мобилизует)
людей к переходу от пассивного осознания
социальной действительности к конкретному
участию в общественно-политической жизни.
В этом плане политическое сознание посредством
своей мобилизующей функции побуждает
людей к политически ориентированному
поведению, к участию в общественной жизни
ради отстаивания своих социально-политических
интересов, к объединению со своими единомышленниками
в политические партии, общественные организации
и др. Политическое сознание существует
на различных уровнях и в различных формах.
Прежде всего, следует выделить специализированное
и массовое политическое сознание. Специализированное
сознание - это, как правило, идеологически
однородное сознание. Первоначально оно
является достоянием немногих. Его носители
- прежде всего политические партии и иные
политические организации и объединения.
Они фиксируют необходимость целенаправленной
деятельности по формированию и развитию
массового сознания в соответствующем
направлении.
Главное в специализированном сознании
- выработка, развитие и внедрение в сознание
рядовых представителей общественного
класса, социальной группы (или групп),
социального слоя определенных установок.
Массовое политическое сознание выражает
опосредованно уровень и содержание потребностей
общества. Оно отражает также характер
знаний общества о политической действительности.
Соответствующие знания, с одной стороны,
вырабатываются различными идеологиями
и закреплены в политической культуре.
С другой стороны, такие знания "добываются"
и собственной практикой массовых социальных
групп.
Массовое политическое сознание весьма
динамично. Оно имеет конкретно-исторический
характер, часто переживает периоды подъема
и спада. Оно испытывает на себе воздействие
множества факторов: политических курсов
и тактико-стратегической деятельности
тех или иных партий, различных социальных
потрясений, содержания конкретно-исторической
ситуации и многих других. В реальности
возможны различные варианты взаимосвязи
специализированного политического сознания
(например, политической партии) и массового
политического сознания. Иногда то, что
бывает теоретически и практически изжито
и преодолено конкретной политической
партией, может еще долгое время оставаться
присущим политическому сознанию общества.
Это обстоятельство отмечали многие политические
деятели. Например, В. И. Ленин, предостерегал
своих единомышленников от ошибок, подчеркивал,
что "дело как раз в том, чтобы не принять
изжитого для нас за изжитое для класса,
за изжитое для масс". Возможна и обратная
ситуация: в массовом политическом сознании
фиксируется необходимость того или иного
политического действия, принятия какого-либо
политического решения, а специализированное
сознание к этому не готово.
Например, в нашей стране идея о необходимости
многопартийности прежде утвердилась
в обществе, а соответствующие инициативы
со стороны компартии-монополиста и государства
последовали с серьезным запозданием.
Очевидно, что для конструктивного и стабильного
социально -политического развития общества
крайне важно не только взаимодействие
специализированного и массового сознания.
Еще более важна их обоюдная чуткая реакция
на все изменения в умонастроениях людей
и общества в целом, и составляющих его
социальных групп.
2. Уровни политического сознания
В политическом
сознании можно выделить такие уровни:
1. Государственный. На данном уровне политического
сознания осуществляются выработка и
обоснование официальной политики. Одной
из главных черт этого уровня является
стремление к выражению общих интересов
правящих политических сил. На этом же
уровне происходит адаптация (приспособление)
интересов общества, общественного мнения
к проводимой государственными институтами
политике.
"Государственное" сознание регулирует
политические отношения путем выработки
различных законопроектов, программ, решений,
конституций, поправок к их статьям и т.
д. Данный уровень политического сознания
отличается наибольшей последовательностью
в защите существующих политических порядков
и принципов управления. Для него также
характерен позитивно-прагматический
способ восприятия политической действительности,
- т. е. ориентация на достижение успеха,
выгоды в процессе приобретения, расширения
или удержания власти.
2. Теоретический. Данный уровень политического
сознания представлен различного рода
идеями, концепциями, взглядами, точками
зрения, имеющими политический характер.
Этот уровень тесно связан с наукой и идеологией
того или иного общественного класса,
правящих кругов.
В политических теориях и учениях, представленных
на этом уровне, преследуется цель исследовать
следующие проблемы:
а) сущностные проявления политики; б)
закономерные политические тенденции
и процессы; в) причины, их вызывающие;
г) реальный ход политических позиций;
Д) действительные и возможные последствия
политических решений, принимаемых законодательными,
административными (исполнительными)
и судебными инстанциями.
Особенностью теоретического уровня политического
сознания является его теснейшая связь
с экономическими, правовыми, военно-стратегическими
и другими реалиями. Данный уровень отличается
также оформлением политических теорий
в соответствующие политические программы,
декларации и доктрины. Будучи реализованы
на практике, такие программы, декларации
и доктрины закрепляют политическое сознание
в качестве ведущего элемента политики.
А от данного элемента в свою очередь зависят
характер политических отношений и политических
институтов, организаций и учреждений,
использование материальных средств осуществления
политики. Осознание политики на теоретическом
уровне позволяет:
а) ставить и решать ее важнейшие цели
и задачи - как фундаментальные (стратегические),
так и текущие (тактические); б) определять
средства и методы их достижения; в) определять
направления и пути организационно-политического
обеспечения в ходе решения назревших
проблем; г) вырабатывать концептуальные
подходы к социальному контролю за ходом
выполнения политических решений и целевых
программ; д) корректировать политику
с учетом данных практического опыта.
3. Эмпирический. Этот уровень политического
сознания базируется на непосредственной
практике, живом участии в политическом
процессе отдельных людей малых и крупных
социальных общностей.
Данный уровень отражает политическую
действительность в форме ощущений, представлений,
иллюзий, переживаний. Взятые в единстве
с теоретическими воззрениями в области
политики, они служат, во-первых, питательной
почвой для формирования у масс общественного
мнения относительно политики и политических
деятелей, а во-вторых, духовной основой
политической культуры общества.
4. Обыденный. Данный уровень политического
сознания тесно связан с эмпирическим
уровнем, но в то же время в сравнении с
ним имеет ряд отличий. Так, эмпирический
уровень характеризует непосредственно
практический опыт субъекта. Обыденный
же уровень характеризует совокупность
возникающих непосредственно из будничной
жизни идей и взглядов общественного класса,
социального слоя или группы людей.
Обыденный уровень политического сознания
отличается от эмпирического и тем, что
имеет идеологические и теоретические
элементы. Данному уровню присущи ярко
выраженные социально-психологические
черты: чувства, настроения, эмоции. Это
придает ему особую динамичность, способность
чутко реагировать на изменения политической
ситуации.
Обыденный уровень политического сознания
отличается взаимосвязанностью рационального
и эмоционального, свежего житейского
опыта и традиций, сиюминутных настроений
и устойчивых стереотипов.
Поэтому данный уровень нестабилен, зависим
от эмоций и меняющегося непосредственного
опыта, подвержен колебаниям.
Таким образом, политическое сознание
представляет собой чрезвычайно сложное
и многомерное явление. Оно является важнейшим
элементом духовной политической культуры.
Оно влияет на динамику политической культуры,
во многом определяет ее содержание и
ее уровень.
Политическое сознание имеет сложную
структуру и целый ряд уровней. Оно не
только отражает политическую действительность,
но и вырабатывает ее определенное восприятие.
На основании такого восприятия во многом
и строится политическое поведение, как
отдельных граждан, так и общества в целом.
Соответственно политическое сознание
играет важную роль в том, какое реальное
и качественное содержание имеют общественно-политическая
жизнь, мир политики в целом.
Политическая идеология является важным
элементом общественного сознания. Выступая
в качестве стержневой конструкции всей
идеологической системы, она играет значительную
роль в политической жизни общества. Для
начала разберемся, что представляет собой
идеология?
Создателями теории идеологии являются
немецкие мыслители К. Маркс, Ф. Энгельс
и К. Мангейм. С точки зрения К. Маркса и
Ф. Энгельса, идеология представляет собой
духовное образование, появившееся в результате
социально-классовой дифференциации общества.
Она возникает и развивается по мере того,
как на место однотипных первобытных общин
пришли социальные группы разного типа,
имеющие различные интересы и занимающие
неодинаковое социальное положение. Идеология
сформировалась как инструмент выражения
и защиты интересов различных социальных
групп и классов. Можно дать такое определение
идеологии. Идеология - это функциональная
характеристика общественного сознания,
отражающая общественное бытие с позиций
интересов тех или иных социальных групп,
классов, общностей и обслуживающая эти
интересы. Социально-классовая сущность
идеологии предопределяет ряд важных
особенностей идеологического стиля мышления.
Идеология - это одностороннее, социально-заинтересованное
отражение действительности. К. Маркс
и Ф. Энгельс неоднократно называли идеологию
"иллюзорным", "ложным сознанием"
поскольку в социально-классовой направленности
мышления заложена тенденция к одностороннему,
частичному отражению действительности
и стремление выдать эту часть, сторону
образа действительности за целое, за
наиболее полную ее картину. Однако, с
точки зрения марксизма, сам по себе социально-классовый
подход не исключает возможности объективного
исследования общественных явлений. Какой
образ действительности будет представлен
в идеологических системах зависит прежде
всего от ряда характеристик субъекта
идеологии: от положения класса, социальной
группы в системе определенных общественных
отношений, от того, какие общественные
тенденции выражают их классовый интерес.
Идеология приобретает реакционный характер
по мере того, как выражаемые в ней социальные
интересы классов и социальных групп приходят
в противоречие с объективным ходом истории.
Итак, основное предназначение идеологии
заключается в выражении и защите интересов
социальных групп и классов. А. это предполагает
познание и осознание этих интересов,
разработку программных целей и средств
их достижения. Идеологические системы
включают в свое содержание экономические,
политические концепции. При этом они
опираются на определенную философию
жизни: картину мира, теорию исторического
процесса, морально-нравственные нормы,
ценности и идеалы.
Поскольку в социально-структурированном
обществе существуют различные социальные
группы и классы, интересы которых не совпадают,
постольку в нем постоянно происходит
идеологическая борьба. Одна из важных
задач идеологической борьбы - особым
интересам господствующих групп и классов
придать форму всеобщего интереса и тем
самым внедрить в сознание людей идею
общности интересов всех классов и социальных
групп данного общества. Весьма распространенный
прием, служащий этой цели - этернизация
(от латинского aeterneus - вечный) ценностей.
Всякий господствующий класс в своей идеологии
объявляет неизменными те учреждения,
идеи и ценности, которые наиболее существенны
для данного строя и выводит эту абсолютную
значимость из тех идей и принципов, которые
в данное время господствуют в человеческом
сознании и поэтому оказывают наибольшее
воздействие на сознание людей. Таким
образом, идеология предполагает борьбу
за единство мировоззрения и ценностных
установок и экспансию, силовое навязывание
этого мировоззрения и установок с помощью
социальных институтов. В прошлом такими
инструментами служили по преимуществу
церковь, система воспитания и образования,
в современном государстве целенаправленная
деятельность по формированию общественного
сознания осуществляется средствами массовой
информации и коммуникации. Таким образом,
идеология стремится сплотить, интегрировать
общество, создать широкую социальную
основу для власти правящих элит. Исследователи
выделяют политическую, правовую, религиозную
идеологию. Политическая идеология образует
стержень идеологической системы. Политическая
идеология возникает из общественной
потребности в регуляции отношений коренных
интересов каждого класса и социальной
группы с интересами других классов и
социальных групп с точки зрения их борьбы
за государственную власть или иных форм
участия в делах государства. С этой точки
зрения политическую идеологию можно
определить как специфическое учение
(доктрину), обосновывающее притязание
того или иного класса, социальной группы
на власть (или ее использование) и добивающееся
в связи с этими целями подчинения общественного
мнения ее идеям. Основными целями политической
идеологии являются: овладение общественным
сознанием; внедрение в него своих ценностных
оценок, целей и идеалов политического
развития; регуляция поведения граждан
на основе этих оценок, целей и идеалов.
В политической идеологии принято выделять
три уровня: теоретико-концептуальный,
программно-директивный и поведенческий.
Теоретико-концептуальный. На этом уровне
формируются основные положения политической
теории, обосновываются определенные
ценности и идеалы, которые лежат в основе
предлагаемого типа общественного устройства.
И поскольку всякая идеологическая система
стремится к внутренней непротиворечивости,
создатели идеологической конструкции
проводят большую работу по отбору и обобщению
идейного материала, устранению противоречий
между различными его аспектами и стремятся
представить их как систему однородных
идей, т. е. стройную, непротиворечивую,
внутренне согласованную систему. От этого
качества идеологической системы в определенной
степени зависит ее восприятие массами.
Программно-директивный. На этом уровне
социально-философские принципы и идеалы
переводятся в конкретные политические
программы, лозунги и требования политических
элит, политических партий, формируя, таким
образом, стратегию и тактику политической
борьбы по отношению к солидарным или
враждебным классам и социальным группам.
Через политические программы и директивы
осуществляется социальная регуляция
поведения классов и социальных групп.
Непосредственным носителем этих программ
и установок является политическая элита.
Однако без специфических организаций,
объединяющих классы и социальные группы
и направляющие их усилия такая регуляция
была бы невозможна.
Поведенческий. Внедрение в общественное
сознание определенных идеологических
установок в виде программ, лозунгов и
требований приводит к определенному
типу политического поведения. Сильная
сторона идеологических систем, с точки
зрения К. Мангейма, как раз в том и состоит,
что они способны сплачивать людей и аккумулировать
их энергию, направлять ее на определенные
формы действия. Сила той или иной идеологической
системы определяется степенью освоения
гражданами ее целей и принципов, мерой
их воплощения в практических делах и
поступках широких слоев населения. Таким
образом, политическая идеология предстает
как система воззрений и концепций в отношении
окружающего мира, определенное миропонимание
и в то же время система политических ориентации
и установок. Это одновременно учение
(доктрина), программа и политическая практика.
Список литературы
1. Андреев С.С. Политическое сознание и политическое поведение //Соц.-полит.журнал. 1992 № 8.
2. Борисов Б.Л. Технологии рекламы и РР: Учебное пособие. М., 2001.
3. Вятр Е. Социология политических отношений. М., 1979.
4. Грушин Б.А. Массовое сознание. Опыт определения и проблемы исследования. М., 1987.
5. Гусев В.А. Научный и обыденный уровни политического сознания: соотношение и взаимосвязь // Политические институты обновления общества. М., 1989.
6. Кочанов Ю.Л.,Сатаров Г.А. Метаморфозы политического сознания// Российский монитор: Архив современной политики. 1993. Вып. 3
7. Капустин Б.Г., Клямкин И.М. Либеральные ценности в сознании россиян// Политические исследования. 1994. № 1.2.
8. Мамут Л.С. Этатизм и анархизм как типы политического сознания. // ОНС, 1995. № .
9. Морозова Е.В., Морозов С.А. Политическая реклама: региональное измерение: Учебное пособие. Краснодар, 2001.
10. Туианов С.В. Современная
Россия: массовое сознание и массовое
поведение. Опыт интегратив. анализа. М.,2000.