Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 13:34, контрольная работа
Жан-Жак Руссо (1712 – 1778) – крупнейший представитель демократического левого фланга Просвещения, страстный поборник социальной справедливости. Произведения Руссо вызывали в памяти потомков либо ненависть, либо восхищение, но только не равнодушие или академический интерес. Общепризнанный глава и самый авторитетный представитель сентиментализма в литературе стал идейным и духовным вождем революционной диктатуры якобинцев, ввергавший в небытие всех, кто пытался встать на ее пути.
Введение 3
1. Политико-правовая концепция Ж.Ж. Руссо 5
Заключение 16
2. Таблица по теме «Сходство и различие политико-
правовых концепций Аристотеля и Цицерона» 17
Список использованной литературы 20
Его доктрина стала одним из основных идейных источников в процессе подготовки и проведения французской буржуазной революции, особенно на ее якобинском этапе. Так, Декларация прав человека и гражданина 1789 года, Конституция ФР 1791 года находились под заметным влиянием идей Руссо (право народа на сопротивление угнетению, принадлежность верховной власти народу, трактовка закона как выражения общей воли).
2.
Таблица по теме «Сходство
и различие политико-правовых
концепций Аристотеля
и Цицерона»
Критерии | Аристотель | Цицерон | |
1 | Сущность и происхождение государства | Аристотель
придерживался органической теории
происхождения государства, т. е. государство
возникает по природе вещей. Это
следует из природы человека.
Государство – это продукт естественного развития. В этом отношении оно подобно таким естественно возникшим первичным формам общения как семья и поселение. Он выделяет три формы человеческого общения: семья, поселение, государство. Государство является высшей формой общения. Государство – это политическое общение между свободными и равными. Человек по своей природе существо политическое и в государстве завершается генезис этой политической природы человека. Однако не все люди и не все народности достигли этого уровня. Государство – это полис. |
Цицерон исходит из общих для всех сторонников аристократии представлений о естественном происхождении государства. Следуя Аристотелю и стоикам, он утверждал, что гражданские общины возникают не по установлению, а от природы, ибо люди наделены богами стремлением к общению. Первой причиной для объединения людей в государство послужила "не столько их слабость, сколько, так сказать, врожденная потребность жить вместе". В духе аристократических учений своего времени Цицерон настаивал на том, чтобы государственная власть была вручена мудрецам, способным приблизиться к постижению мирового божественного разума. Государство могло бы стать вечным, уверял мыслитель, если бы люди жили по заветам и обычаям отцов. Целью государства, согласно его концепции, является охрана имущественных интересов граждан. |
2 | Семья справедливость | Аристотель
не отождествлял понятия государства
и семьи. Понятие государство
полагало более высокий уровень
общения. Государство – это общение
между равными, а в семье отношения
строятся на неравенстве.
Он выделял три вида общения в семье: 1. Власть мужа над женой. 2. Власть отца над детьми. 3. Власть домовладыки над рабами. Аристотель различает два вида справедливости: 1. Уравнивающую, 2. Распределяющую. Критерием уравнивающей справедливости является "арифметическое равенство", сфера применения этого принципа - область гражданско-правовых сделок, возмещение ущерба, наказание и т.д. Распределяющая справедливость исходит из принципа "геометрического равенства" и означает деление общих благ по достоинству, пропорционально вкладу и взносу того или иного члена общества. Политическая справедливость возможна лишь между свободными и равными людьми, принадлежащими к одному общению, и имеет целью их самоудовлетворенность (авторкию). |
Влияние Аристотеля
заметно и в трактовке Цицероном роли
семьи как первоначальной ячейки общества,
из которой постепенно и естественным
путем возникает государство. Он отмечал
изначальную связь государства и собственности
и разделял положение стоика Панетия о
том, что причиной образования государства
является охрана собственности. Нарушение
неприкосновенности частной и государственной
собственности Цицерон характеризует
как осквернение и нарушение справедливости
и права.
Справедливость, согласно Цицерону, требует не вредить другим и не нарушать чужую собственность. “Первое требование справедливости, - отмечал он, - состоит в том, чтобы никто никому не вредил, если только не будет спровоцирован на это несправедливостью, а затем, чтобы все пользовались общей собственностью как общей, а частной - как своей” . С этих позиций он отвергал такие акции римских популяров, как кассация долгов, ущемление крупных землевладельцев и раздача своим приверженцам и плебсу денег и имущества, отнятых у законных владельцев. |
3 | Учение о рамках правления | Аристотель
проанализировал 156 видов полисов
и на этом основал классификацию
форм правления.
Форма государства определяется числом властвующих (один, немногие, большинство). Различаются: 1. Правильные формы правления – в них правители имеют ввиду общую пользу (заботятся о благе народа). 2. Неправильные формы правления – в них правители заботятся лишь о своем личном благе |
В зависимости
от числа правящих он различал три простые
формы правления: царскую власть, власть
оптиматов (аристократию) и народную власть
(демократию). "И вот, когда верховная
власть находится в руках у одного человека,
мы называем этого одного царем, а такое
государственное устройство – царской
властью. Когда она находится в руках у
выборных, то говорят, что эта гражданская
община управляется волей оптиматов. Народной
же (ведь ее так и называют) является такая
община, в которой все находится в руках
народа".
Все эти простые формы (или виды) государства не совершенны и не наилучшие, но они, по Цицерону, все же терпимы и могут быть вполне прочны, если только сохраняются те основы и связи (в том числе и правовые), которые впервые накрепко объединили людей в силу их общего участия в создании государства. Каждая из этих форм имеет свои достоинства и недостатки. В случае, если бы предстоял выбор среди них, предпочтение отдается царской власти, а на последнее место ставится демократия. |
4 | Идеальное государство | Наилучшей формой правления Аристотель называет политию. В политии правит большинство в интересах обшей пользы. Все остальные формы представляют собой то или иное отклонение от политии. С другой стороны, сама полития, по Аристотелю, является как бы смешением олигархии и демократии. Этот элемент политии (объединение интересов зажиточных и неимущих, богатства и свободы) имеется в большей части государства, т.е. вообще характерен для государства как политического общения. | Наиболее совершенной и устойчивой формой правления Цицерон считал смешанное государство, сочетающее начала монархии, аристократии и демократии. К такому строю, по его мнению, приближалась Римская республика во времена "отцов" и "дедов". Монархические начала были представлены в ней властью консулов, аристократические - правлением сената, демократические - народным собранием и властью трибунов. В этой части учение Цицерона не выходило за рамки древнегреческих концепций круговорота государственных форм (Платон, Полибий) и политических идеалов знати, требовавшей реставрации старых порядков. |
5 | Закон | Аристотель
выделяет писанный и неписаный закон.
Под неписаным законом, тоже относящимся
к условному (позитивному) праву, понимаются
правовые обычаи (обычное право).
Аристотель придерживается принципа верховенства законов. Существенной чертой закона является его соответствие политической справедливости и праву. "Всякий закон, в основе предполагает своего рода право". Следовательно, это право должно найти свое выражение, волощение и соблюдение в законе. Отступление закона от права означало бы отход от политических форм к деспотическому насилию. |
Цицерон различает
естественное и позитивное право. Он дает
следующее развернутое определение естественного
права: "Истинный закон – это разумное
положение, соответствующее природе, распространяющееся
на всех людей, постоянное, вечное, которое
призывает к исполнению долга, приказывая;
запрещая, от преступления отпугивает;
оно, однако, ничего, когда это не нужно,
не приказывает честным людям и не запрещает
им и не воздействует на бесчестных, приказывая
им что-либо или запрещая. Предлагать полную
или частичную отмену такого закона –
кощунство; сколько-нибудь ограничивать
его действие не дозволено; отменить его
полностью невозможно, и мы ни постановлением
сената, ни постановлением народа освободиться
от этого закона не можем".
Этот "истинный закон" – один и тот же везде и всегда, и "на все народы в любое время будет распространяться один вечный и неизменный закон, причем будет один общий как бы наставник и повелитель всех людей – бог, создатель, судья, автор закона". |
Список
литературы