Политико-правовое учение Г. Гегеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 15:29, контрольная работа

Описание

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770—1831 гг.) — гениальный немецкий философ, оставил заметные вехи во всей истории философской и политико-правовой мысли. Он автор многочисленных трудов по праву, важнейшим из которых является «Философия права» (1820 г.).
Философия права — важная составная часть всей гегелевской системы философии. Поставив перед собой задачу построить законченную теорию Вселенной, Гегель создает всеобъемлющую систему мышления, начальной ступенью которой выступает Абсолютная идея, которая является одновременно и Разумом, и Духом.
Эта Абсолютная идея находится в процессе непрерывного развертывания, при котором проходит через стадии триады: тезиса, антитезиса и синтеза.
Тремя основными ступенями диалектически развивающегося духа, по Гегелю, являются: субъективный дух (антропология, феноменология, психология), объективный дух (право, мораль, нравственность) и абсолютный дух (искусство, религия, философия). Таким образом, в рамках Гегелевской философии, философия права представляет собой философию объективного духа.

Работа состоит из  1 файл

Политико гегель.docx

— 15.54 Кб (Скачать документ)

Политико-правовое учение Г. Гегеля

 

Георг Вильгельм Фридрих  Гегель (1770—1831 гг.) — гениальный немецкий философ, оставил заметные вехи во всей истории философской и политико-правовой мысли. Он автор многочисленных трудов по праву, важнейшим из которых является «Философия права» (1820  г.).

 

 

Философия права — важная составная часть всей гегелевской  системы философии. Поставив перед  собой задачу построить законченную теорию Вселенной, Гегель создает всеобъемлющую систему мышления, начальной ступенью которой выступает Абсолютная идея, которая является одновременно и Разумом, и Духом.

 

Эта Абсолютная идея находится  в процессе непрерывного развертывания, при котором проходит через стадии триады: тезиса, антитезиса и синтеза.

 

Тремя основными ступенями  диалектически развивающегося духа, по Гегелю, являются: субъективный дух (антропология, феноменология, психология), объективный дух (право, мораль, нравственность) и абсолютный дух (искусство, религия, философия). Таким образом, в рамках Гегелевской философии, философия права представляет собой философию объективного духа.

 

Основная задача философии  права — научное познание государства  и права, а не указание на то, какими они должны быть. В отличие от юриспруденции, изучающей юридические  законы, философская наука о государстве  и праве призвана, по Гегелю, к  постижению мыслей, лежащих в основании  права.

 

Понятие «право» употребляется  в гегелевской философии права  в следующих основных значениях:

 

 

право как свобода («идея  права»);

 

 

право как определенная ступень  и форма свободы («особое право»);

 

 

право как закон («позитивное  право»).

 

Отсюда вытекает следующее:

 

 

на ступени объективного духа, где все развитие определяется идеей свободы, «свобода» и «право»  выражают единый смысл; в этом отношении  гегелевская философия права  могла бы называться философией свободы;

 

 

система права как царство  осуществленной свободы представляет собой иерархию «особых прав» (от абстрактных его форм до конкретных). Каждая ступень конкретизации понятия права есть определенное бытие свободы (свободной воли), а значит, и «особое право». Подобная характеристика относится к абстрактному праву, морали, семье, обществу и государству;

 

 

право как закон является одним из «особых прав». Превращение  права в закон путем законодательства придает праву форму всеобщности  и подлинной определенности.

 

Различая право и закон, Гегель стремится исключить их противопоставление: закон и право лишь различные  определения одного и того же понятия  права на разных ступенях его конкретизации. Содержание права может быть искажено в процессе законодательства, не все, данное в форме закона, есть право, поскольку лишь закономерное в положительном  праве законно и правомерно. Закон  — это конкретная форма выражения  права.

 

В гегелевском учении тремя  главными формообразованиями свободной  воли и, соответственно, тремя основными  ступенями развития понятия права  являются: 1-я ступень — абстрактное  право, 2-я ступень — мораль, 3-я  ступень — нравственность.

 

 

Учение об абстрактном  праве включает в себя проблемы собственности, договора и неправды;

 

 

учение о морали — умысел и вину, намерение и благо, добро  и совесть;

 

 

учение о нравственности — семью, гражданское общество и  государство.

 

Абстрактное право — это  первая ступень в движении права  от абстрактного к конкретному. Это абстрактное право свободной личности. Личность, по Гегелю, подразумевает вообще правоспособность. На стадии абстрактного права положительный закон еще не обнаруживает себя. Его эквивалентом является формальная правовая заповедь: «Будь лицом и уважай других в качестве лиц».

 

Свою реализацию свобода  личности, прежде всего, находит в  праве частной собственности: люди равны именно как свободные личности, равны в их одинаковом праве на частную собственность, но не в размерах владения собственностью.

 

Необходимым моментом в осуществлении  права является договор, в котором  друг другу противостоят самостоятельные  лица — владельцы частной собственности. Предметом договора может быть лишь единичная внешняя вещь. Поэтому  Гегель отвергает различные версии договорной теории государства. Договор, по Гегелю, исходит от произвола  отдельных лиц. Применение же этого  договорного отношения, так же как  и отношений частной собственности вообще, к государственному отношению привело к величайшей путанице в государственном праве и к величайшим смутам в действительной жизни.

 

Следующим моментом в учении об абстрактном праве являются суждения о неправде (простодушная неправда, обман, принуждение и преступление). Преступление — это сознательное нарушение права, и наказание поэтому является не только средством восстановления нарушенного права, но и правом самого преступника, заложенным уже в его деянии — поступке свободной личности.

 

Мораль — вторая ступень, которая проявляется в делах, ибо человек имеет право на свободу поступка. Благодаря моральной  свободе он обретает возможность  различать добро и зло и  сделать свободный выбор. Основными  формами моральности Гегель называет умысел, благо, добро и зло. В самом  общем виде сфера моральности  — это сфера долженствования, предписывающая делать добро и не делать зло.

 

Третья степень развития идеи права — нравственность, существующая в формах семьи, гражданского общества и государства.

 

В семье, считал Гегель, все  пронизано нравственностью: брак —  это нравственное отношение и  нравственный союз, а семейная собственность  зиждется на нравственном интересе.

 

Под гражданским обществом  Гегель понимает социальный строй, покоящийся на личном экономическом интересе, где каждый для себя — цель, все  другие — суть ничто. Субстанцией  личности в гражданском обществе является частная собственность.

 

Гражданское общество, по Гегелю, складывается тогда, когда большинство  населения относится к «среднему  сословию» с высоким уровнем  правосознания. В таком обществе личность полагается на силу закона —  значимого для всех и известного всем.

 

Государство завершает развитие идеи права и является высшей формой нравственности.

 

Государство представляет собой, по Гегелю, идею разума, свободы и  права, поскольку идея и есть осуществленность понятия в формах наличного бытия.

 

Диалектический подход Гегеля к анализу государства приводит к тому, что он трактует его как  живой организм, в котором существует органически целостная свобода  — свобода государственно-организованного  народа (нации).

 

Поскольку у Гегеля само государство  есть правовое образование (конкретное право), а различные права и  свободы действительны лишь на базе и в рамках государства, гегелевская  концепция государства и права  представляет собой специфический  этатистский вариант буржуазной доктрины «господства права». У Гегеля свобода, право, справедливость действительны лишь в государстве, соответствующем своей идее.

 

Гегель критикует демократическую  идею народного суверенитета и обосновывает суверенитет наследственного конституционного монарха. Законодательная власть должна определять и устанавливать всеобщее право. Правительственная власть, к  которой относится и судебная, должна «подводить особенные сферы  и отдельные случаи под всеобщие». Задача правительственной власти — выполнение решений монарха, поддержание существующих законов и учреждений.

 

Кульминация идеи государства  — идеальность суверенитета. Суверенитет  государства выступает как абсолютная власть идеального целого над всем единичным, особенным, конечным.

 

Недостатки гегелевского этатизма отчетливо проявляются  в возвышении государства над  индивидом и обществом, в отрицании  самостоятельной ценности прав и  свобод личности и т.д. Вместе с тем, Гегель восхваляет правовое государство, как такую организацию свободы, в которой механизм насилия и  аппарат политического господства опосредованы и обузданы правом, функционируют  лишь в государственно-правовых формах.


Информация о работе Политико-правовое учение Г. Гегеля