Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 15:29, контрольная работа
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770—1831 гг.) — гениальный немецкий философ, оставил заметные вехи во всей истории философской и политико-правовой мысли. Он автор многочисленных трудов по праву, важнейшим из которых является «Философия права» (1820 г.).
Философия права — важная составная часть всей гегелевской системы философии. Поставив перед собой задачу построить законченную теорию Вселенной, Гегель создает всеобъемлющую систему мышления, начальной ступенью которой выступает Абсолютная идея, которая является одновременно и Разумом, и Духом.
Эта Абсолютная идея находится в процессе непрерывного развертывания, при котором проходит через стадии триады: тезиса, антитезиса и синтеза.
Тремя основными ступенями диалектически развивающегося духа, по Гегелю, являются: субъективный дух (антропология, феноменология, психология), объективный дух (право, мораль, нравственность) и абсолютный дух (искусство, религия, философия). Таким образом, в рамках Гегелевской философии, философия права представляет собой философию объективного духа.
Политико-правовое учение Г. Гегеля
Георг Вильгельм Фридрих
Гегель (1770—1831 гг.) — гениальный немецкий
философ, оставил заметные вехи во всей
истории философской и
Философия права — важная составная часть всей гегелевской системы философии. Поставив перед собой задачу построить законченную теорию Вселенной, Гегель создает всеобъемлющую систему мышления, начальной ступенью которой выступает Абсолютная идея, которая является одновременно и Разумом, и Духом.
Эта Абсолютная идея находится в процессе непрерывного развертывания, при котором проходит через стадии триады: тезиса, антитезиса и синтеза.
Тремя основными ступенями диалектически развивающегося духа, по Гегелю, являются: субъективный дух (антропология, феноменология, психология), объективный дух (право, мораль, нравственность) и абсолютный дух (искусство, религия, философия). Таким образом, в рамках Гегелевской философии, философия права представляет собой философию объективного духа.
Основная задача философии
права — научное познание государства
и права, а не указание на то, какими
они должны быть. В отличие от
юриспруденции, изучающей юридические
законы, философская наука о
Понятие «право» употребляется в гегелевской философии права в следующих основных значениях:
право как свобода («идея права»);
право как определенная ступень и форма свободы («особое право»);
право как закон («позитивное право»).
Отсюда вытекает следующее:
на ступени объективного духа, где все развитие определяется идеей свободы, «свобода» и «право» выражают единый смысл; в этом отношении гегелевская философия права могла бы называться философией свободы;
система права как царство осуществленной свободы представляет собой иерархию «особых прав» (от абстрактных его форм до конкретных). Каждая ступень конкретизации понятия права есть определенное бытие свободы (свободной воли), а значит, и «особое право». Подобная характеристика относится к абстрактному праву, морали, семье, обществу и государству;
право как закон является
одним из «особых прав». Превращение
права в закон путем
Различая право и закон, Гегель стремится исключить их противопоставление: закон и право лишь различные определения одного и того же понятия права на разных ступенях его конкретизации. Содержание права может быть искажено в процессе законодательства, не все, данное в форме закона, есть право, поскольку лишь закономерное в положительном праве законно и правомерно. Закон — это конкретная форма выражения права.
В гегелевском учении тремя главными формообразованиями свободной воли и, соответственно, тремя основными ступенями развития понятия права являются: 1-я ступень — абстрактное право, 2-я ступень — мораль, 3-я ступень — нравственность.
Учение об абстрактном праве включает в себя проблемы собственности, договора и неправды;
учение о морали — умысел и вину, намерение и благо, добро и совесть;
учение о нравственности — семью, гражданское общество и государство.
Абстрактное право — это первая ступень в движении права от абстрактного к конкретному. Это абстрактное право свободной личности. Личность, по Гегелю, подразумевает вообще правоспособность. На стадии абстрактного права положительный закон еще не обнаруживает себя. Его эквивалентом является формальная правовая заповедь: «Будь лицом и уважай других в качестве лиц».
Свою реализацию свобода личности, прежде всего, находит в праве частной собственности: люди равны именно как свободные личности, равны в их одинаковом праве на частную собственность, но не в размерах владения собственностью.
Необходимым моментом в осуществлении
права является договор, в котором
друг другу противостоят самостоятельные
лица — владельцы частной
Следующим моментом в учении об абстрактном праве являются суждения о неправде (простодушная неправда, обман, принуждение и преступление). Преступление — это сознательное нарушение права, и наказание поэтому является не только средством восстановления нарушенного права, но и правом самого преступника, заложенным уже в его деянии — поступке свободной личности.
Мораль — вторая ступень, которая проявляется в делах, ибо человек имеет право на свободу поступка. Благодаря моральной свободе он обретает возможность различать добро и зло и сделать свободный выбор. Основными формами моральности Гегель называет умысел, благо, добро и зло. В самом общем виде сфера моральности — это сфера долженствования, предписывающая делать добро и не делать зло.
Третья степень развития идеи права — нравственность, существующая в формах семьи, гражданского общества и государства.
В семье, считал Гегель, все пронизано нравственностью: брак — это нравственное отношение и нравственный союз, а семейная собственность зиждется на нравственном интересе.
Под гражданским обществом Гегель понимает социальный строй, покоящийся на личном экономическом интересе, где каждый для себя — цель, все другие — суть ничто. Субстанцией личности в гражданском обществе является частная собственность.
Гражданское общество, по Гегелю,
складывается тогда, когда большинство
населения относится к «
Государство завершает развитие идеи права и является высшей формой нравственности.
Государство представляет собой, по Гегелю, идею разума, свободы и права, поскольку идея и есть осуществленность понятия в формах наличного бытия.
Диалектический подход Гегеля
к анализу государства приводит
к тому, что он трактует его как
живой организм, в котором существует
органически целостная свобода
— свобода государственно-
Поскольку у Гегеля само государство есть правовое образование (конкретное право), а различные права и свободы действительны лишь на базе и в рамках государства, гегелевская концепция государства и права представляет собой специфический этатистский вариант буржуазной доктрины «господства права». У Гегеля свобода, право, справедливость действительны лишь в государстве, соответствующем своей идее.
Гегель критикует
Кульминация идеи государства
— идеальность суверенитета. Суверенитет
государства выступает как
Недостатки гегелевского
этатизма отчетливо проявляются
в возвышении государства над
индивидом и обществом, в отрицании
самостоятельной ценности прав и
свобод личности и т.д. Вместе с тем,
Гегель восхваляет правовое государство,
как такую организацию свободы,
в которой механизм насилия и
аппарат политического