Понимание бытия и материи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 10:08, контрольная работа

Описание

С середины XVIII в. понятие природы трансформируется в понятие бытия. Экспериментальная наука ищет в философии способ адекватно познавать истину; в то же время философия, по собственному признанию многих философов (таких, например, как Фихте), складывается как “наукоучение”, т.е. как методология и логика науки.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Философское понимание категории бытия…………………………..4
Философское понимание категории материя……………………….10
Проблема атрибутов бытия (движение, пространство, время, отражение, системность, развитие………………………………………………..15
Заключение………………………………………………………………..21
Список литературы………………………………………………………23

Работа состоит из  1 файл

Содержание.docx

— 42.79 Кб (Скачать документ)

Никакая область знания не может  обойтись без категорий части  и целого. Исследуя какое-либо целое, мы путем анализа выделяем в нем  соответствующие части и выясняем характер связей между ними.

 

Во Вселенной нет ничего окончательно завершенного. Все находится в  пути к иному. Развитие – это определенное направленное, необратимое изменение объекта: или просто от старого к новому, или от простого к сложному, от низшего уровня ко все более высокому.

Развитие необратимо: через одно и то же состояние все проходит лишь однажды. Например, движение организма  невозможно от старости к молодости, от смерти к рождению. Развитие двойственно: в нем уничтожается старое и на его месте возникает новое. Между  старым и новым есть и сходство (иначе мы имели бы лишь множество  не связанных между собой состояний), и различие (без перехода к чему-то другому нет развития), и сосуществование, и борьба, и взаимоотрицание, и взаимопереход.

Наряду с процессами  восходящего  развития существует и деградация, распад  систем – переход от высшего к низшему, от более совершенного к менее совершенному, понижение уровня организации системы, например деградация биологических видов, вымирающих в силу невозможности приспособиться к новым условиям. Регресс – противоречивый процесс: целое разлагается, а отдельные элементы могут прогрессировать. Или система в целом может прогрессировать, а некоторые ее элементы деградировать, например прогрессивное развитие биологических форм в целом сопровождается деградацией отдельных видов.

Принцип развития имеет огромное значение: правильное понимание истории развития явления, вещи, объекта помогает уяснить  его суть, проникнуть в его сущность.

 

Отражение по отношению к атрибутам бытия означает то, что все они тесно взаимосвязаны между собой и в определенных условиях могут даже перетекать друг в друга. Без объяснения понятия времени трудно объяснить понятие движения в пространстве, целостные системы и их части развиваются (в том числе и во времени и пространстве), и т.д.  Так переходят друг в друга и другие философские категории: случайное становится необходимым, единичное – общим, количественные изменения влекут за собой изменения качества, следствие превращается в причину, и т.д. Эта текучая взаимосвязь категорий есть обобщенное отражение взаимосвязи явлений действительности. Не существует и не может существовать какой-либо одной неподвижной системы категорий и атрибутов, данной раз и навсегда. В связи с развитием мышления и философской науки, из отражения старых возникают новые категории (например, информация), а старые наполняются новым содержанием.

 

Итак, пространство и время, как  атрибуты существования материи, атрибуты бытия абсолютны. Но поскольку это  формы движущейся материи, то они  относительны, они обусловлены ею, как форма своим содержанием, и каждый уровень движения материи характеризуется своей пространственно-временной структурой, составляет определенную иерархическую систему бытия, достаточно сложную в своем развитии по пространственно-временным характеристикам и отражающуюся на восприятии мира в целом.

 

  Заключение

 

Изучение проблем, связанных с  философским анализом материи и  её свойств является необходимым  условием формирования мировоззрения  личности, независимо от того, окажется ли оно в конечном счёте материалистическим или идеалистическим. В свете изложенного достаточно очевидно, что очень важна роль определения понятия материи, понимания последней как неисчерпаемой для построения научной картины мира, решения проблемы реальности и познаваемости объектов и явлений микро- и мегамира. Разумно такое определение: "...Материя есть объективная реальность, данная нам в ощущении"; "Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них". (В первом случае речь идет о материи как категории бытия , онтологической категории , во втором - о фиксирующем ее понятии, категории гносеологической ).

Парменидовская интуиция бытия подверглась критике еще в античности из-за вытекающих из нее выводов о необходимости помнить, что ум человека не самодостаточен. Так, софисты (например, Протагор, V–IV вв. до н.э.) пытались сместить акцент философствования с бытия на человека, который, с их точки зрения, есть мера всех вещей, место обнаружения существования чего бы то ни было. Сократ (V в. до н.э.) также не согласился с умалением субъективного разума, с ролью человека быть непосредственным и не рефлектирующим медиумом Божественной истины. Он считал, что между последней и человеком существует дистанция, которую можно преодолеть только с помощью собственного мышления, имеющего свои нормы и правила логического аргументирования.

Киники (V–IV вв. до н.э.) отказались признавать проблему бытия в силу того, что она принуждает человека соразмерять свою жизнь с Истиной, Добром, Благом. Призывая людей опираться только на самих себя во всех своих делах и мыслях, они считали нормой жизни девиз: «без общины, без дома, без отечества».

 

Список литературы

 

  1.  Антонов Е.А., Воронина  М.В. Философия: Учебное пособие.  – Белгород, 2000. – Тема 12.
  2. История философии в кратком изложении. – М.: Мысль, 1994 г.
  3. Мир философии. Ч. 1. – М., 1991 г.
  4. Современная западная философия. Словарь. – М., 1993 г.
  5. Спиркин А. Г. Философия: учебник для технических вузов. – М.: Гардарики, 2003 г.
  6. Философия. Учебник для вузов. – Ростов н/Д: «Феникс», 1996 г.
  7. Философия. Учебное пособие для студентов вузов / под ред. Ю. В. Осичнюка, В. С. Зубова. – К.: «Фiта», 1994 г.
  8. Философский словарь. – М.: Политиздат, 1987 г.
  9. Хайдеггер М.  Время и бытие. – М., 1993 г.

 


Информация о работе Понимание бытия и материи