Понятие бытия в философии Э. Фромма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 17:58, реферат

Описание

Целью реферата является изложение в краткой форме понятий бытия в философии Э. Фромма. Эрих Фромм (Erich Fromm, 1900-1980) - выдающий мыслитель ХХ века, во многом определивший общественные настроения своей эпохи. Немного найдется психологов, чьи идеи пользовались бы столь широкой популярностью во всем мире (еще при жизни Фромма его основные труды выдержали десятки переизданий миллионными тиражами). Его труды в основном посвящены философским, этическим, социально-психологическим вопросам природы человека, его места в мире, смысла его существования

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1 Развитие понятий бытия и небытия в философии………………..…………4
2 Роль теорий Э. Фромма в современной философии………………………20
3 Вопрос новой философии Иметь или Быть? ………………………………..7
4 Новый Человек……………………………………………………………….15
Заключение……………………………………………………………………..18
Список использованных источников…………………………………………19

Работа состоит из  1 файл

реферат по философии.docx

— 43.63 Кб (Скачать документ)

                              4 Новый Человек 
 
        Заключительную часть книги Фромм посвящает теории построения Нового Общества, ориентированного на бытие. Нет необходимости подробно 
разбирать эту теорию так как это было бы отходом от основной темы моей 
работы. Достаточно лишь сказать, что в ней имеются слабые стороны, что и 
дает повод его противникам назвать ее 'утопической'. Со своей точки 
зрения они, естественно, правы, однако, если согласиться с Фроммом в 
том, что истинная жизнь человека - это существование по принципу бытия 
и, развивая эту мысль, определить задачей человечества - построение 
справедливого общества, ориентированного на бытие, то возникает вопрос: 
как этого реально сегодня достичь в масштабах мира? Однозначного ответа 
на этот вопрос в наше время нет, и любой путь смело можно называть 
утопическим, не рискуя ошибиться - например, тот путь, что предлагает 
Фромм. 
        Отстаивая идею радикального гуманизма, Фромм говорит о создании 
Нового Человека и Нового Общества. Он дает следующие определения Нового Человека : 
- Готовность отказаться от всех форм обладания ради того, чтобы в 
полной мере БЫТЬ. 
- Чувство безопасности и уверенности в себе, основанное на вере в 
то, что он ЕСТЬ, СУЩЕСТВУЕТ. 
- Ощущение себя на своем месте. 
- Жизнь без идолопоклонства и без иллюзий. 
- Развитие способности к критическому, реалистическому мышлению 
наряду со способностью любви к ближнему. 
- Всестороннее развитие человека как высшая цель. Всестороннее 
самопознание. 
        Фромм подчеркивает, что в современном обществе появление Нового 
Человека невозможно, а без Нового Человека нельзя построить Нового 
        Общества. Фромм указывает ряд путей, руководствуясь которыми можно 
изменить всеобщую ценностную установку на обладание установкой на бытие, и тем самым осуществить постепенный переход к Новому Обществу: 
установление контроля за потреблением, запрещение воздействия на 
сознание людей (гипнотическое воздействие рекламы) и т.д. Понимая 
малозначительность подобных мер, Фромм говорит о том, что эта задача 
является непомерно сложной, однако не является невыполнимой. Сравнивая 
все великие учения - учения Будды, Ветхого и Нового завета, Майстера 
Экхарта, Маркса и др., Фромм доказывает, что извечная мечта 
человечества, построение справедливого общества, которая пока еще 
является утопией,в конечном итоге будет воплощена в действительности: 
"Технические утопии - например, воздухоплавание - были реализованы 
благодаря новой науке о природе. Человеческая утопия мессианского 
времени - утопия нового объединенного человечества, живущего в братстве 
и мире, свободного от экономической детерминации, от войн и классовой 
борьбы, может быть достигнута, если мы приложим к ее осуществлению 
столько же энергии, интеллекта и энтузиазма, сколько мы затратили на 
реализацию технических утопий."

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                    Заключение

 

Итак, мы рассмотрели эволюцию понятия бытия, которое появилось на 
заре философии, до наших дней. Философская мысль 20 века, которую 
выражает Фромм, его предшественники и последователи, подразумевает под 
бытием способ существования человека, противопоставляя ему обладание 
(как небытие) и определяет существование по принципу бытия как труд, 
творческая активность, отказ от отчужденного существования. Эта идея, 
являясь одним из последних звеньев в цепи развития понятия бытия, истоки 
которой прослеживаются от Аристотеля до наших дней, в то же время не 
является и совершенно новой. В том или ином виде она составляет основу 
учений Платона, Канта, Шеллинга, учений Дао, буддизма, христианства и 
др. 
        Отличительной особенностью концепции Фромма является то, что он в 
своих рассуждениях опирается на данные современной науки, в частности 
психологии, и предлагает путь к переустройству общества. Этот путь - 
человеческий разум, который необходимо пробудить в каждом человеке: 
"Нельзя создать подводную лодку, только читая Жюля Верна; невозможно 
создать и гуманистическое общество, лишь читая книги пророков." 

 

 

 

 

 

 

 

 

                Список использованных источников 
 
1. Фромм Э. Иметь или быть? М.,"Прогресс", 1990; 
2. Фромм Э. Психоанализ и религия. М.,"Прогресс", 1990; 
3. Велихов Е.П.,Зинченко, В.П.,Лекторский В.А., 
Сознание: опыт междисциплинарного подхода, "ВФ",1988, N11; 
4. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической 
западно-европейской философии, М., 1986; 
5. Добреньков В.И.,В поисках свободы и справедливости, М.,1990; 
6. Добреньков В.И.,Неофрейдизм в поисках "истины" 
(Иллюзии и заблуждения Эриха Ф.), М.,1974;


Информация о работе Понятие бытия в философии Э. Фромма