дефицит природных
ресурсов и обострение экологической
ситуации во всем мире;
демографические проблемы
и хаотическая урбанизация;
интенсивное развитие
высоких технологий и антропологические
рынки постиндустриальной цивилизации.
Исходя из этого,
сущность глобализации обычно трактуется
как процесс формирования мирового
рынка капиталов, товаров, услуг
и рабочей силы, планетарного информационного
пространства, единого для большинства
стран и регионов мира.
Глобализация
– это растущая экономическая
взаимозависимость стран всего
мира в результате возрастающего
объема и разнообразия трансграничных
трансакций товаров, услуг и
международных потоков капитала,
а также благодаря все более
быстрой и широкой диффузии
технологий.
Для того, чтобы
эксплицировать феномен глобализации
и осуществить его комплексный,
системный анализ в традиции
категориально-методологической реконструкции
сущности и функциональных характеристик
данного явления, необходимо, хотя
бы на уровне первичной аппроксимации,
зафиксировать наиболее значимые
его параметры. Речь идет о
вычленении основных измерений
или граней глобализации, в совокупности
которых проявляется ее сложная
и диалектически противоречивая
природа.
Прежде всего,
необходимо различать глобализацию
как объективное явление, обусловленное
реальной трансформацией информационно-технологических
и производственных процессов
в современном обществе, и политику
неолиберального глобализма, которая
базируется на принципах «Вашингтонского
консенсуса» и ориентирована
на универсализацию практики
рыночной экспансии поверх национальных
границ и государственных интересов.
Идеологи неолиберализма охотно
используют понятие глобализации
в целях доказательства естественности
и безальтернативности тех социальных
изменений, которые реализуются
в рамках неолиберальной трансформации
сложившихся технологий и форм
производственной деятельности. Однако
эта стратегия социодинамики
все более осязаемо обнаруживает
свою глубинную противоречивость
и цивилизационную бесперспективность.
Она не только консервирует
глобальное неравенство как атрибут
современного мира, но и стимулирует
его прогрессивную динамику.
Чудовищная поляризация
богатства и бедности, непримиримая
борьба за ресурсы и рынки
сбыта, невиданная по своим
масштабам и цинизму культурная
экспансия с Запада – эти
и другие атрибуты политики
неолиберального глобализма вызывают
вполне объяснимый протест в
различных странах и регионах
современного мира, способствую
разрастанию самых радикальных
форм социального экстремизма
и фундаментализма.
И все таки
глобализация – это, прежде
всего, объективный процесс формирования
кардинально новой человеческой
общности, базирующейся на интеграции
и транснационализации экономической,
информационной, политической и
социокультурной деятельности различных
стран и этнотерриториальных
комплексов современного мирового
сообщества. Сегодня последствия этого
процесса обнаруживают себя даже в осязаемых
трансформациях социальной структуры
различных обществ и национально интегрированных
государственных образований. Так рождается
общество второго порядка, или мегаобщество,
которое, сохраняя формальные характеристики
национальных объединений, вместе с тем
создает наднациональные корпоративные
системы и формы личностной идентификации
в них. Транснациональные корпорации с
их полиэтническим персоналом, международные
профессиональные сообщества, неправительственные
организации, неформальные группы по интересам,
возникающие на базе Интернета – начинают
играть все возрастающую роль в мировой
политике и экономике.
Объективное измерение
глобализации наиболее рельефно
и убедительно обнаруживает себя
в развитии мировой экономики.
Сегодня едва ли кому нужны
особые аргументы, чтобы доказать
приоритетность глобальной экономики
на пространстве постиндустриального
мира.
Не менее очевидным
и впечатляющим является и
феномен политической глобализации,
обнаруживающий себя в совокупности
кардинальных изменений институциональной
сферы современных обществ. Как
известно, в двадцатом столетии
страны Запада вступают в фазу
«Зрелого Модерна», одной из отличительных
характеристик которого является
демократизация основ социальной
жизни. В этот период существенные
изменения претерпевают различные
институты национальных гражданских
обществ и государственных формирований.
Две волны демократизации, завершающиеся
к 70-м годам XX века, создают
необходимые предпосылки для
перехода от биполярной структуры
международных отношений к становлению
целостного мирового порядка
с отчетливой доминантой в
нем децентрализованных институтов
как органичных компонентов глобальной
публичной сферы или универсальных
гражданских обществ. В этот
период существенно усложняется
сфера внегосударственной публичности.
Широкое развитие получают так
называемые гражданские инициативы,
которые берут на себя ответственность
за многие глобальные проблемы
и межрегиональные конфликты.
Появляется слой «новых космополитов»,
демонстрирующих радикально новые
формы межличностных коммуникаций,
неподверженных акцентированному
влиянию национальных традиций
и задающих ценностные ориентации
нового образа жизни (Интернет,
международный туризм, межнациональные
творческие корпорации и др.).
Специфическим
измерением глобализации является
ее социально-антропологический
контекст. Активизация этого контекста
задается все более очевидным
доминированием связей глобального
масштаба, которые приходят на
смену традиционных и, как правило,
локальных связей и взаимодействий
между членами конкретных сообществ
(community). Поскольку связи глобального
масштаба являются жестко предметными,
функциональными и безличными, постольку
они инициируют отказ от системы
традиционных ценностей, цементирующих
лично значимые символы веры
и социокультурной идентичности
в локальных сообществах. На
смену высшим моральным ценностям
приходят инструментально эффективные
программы деятельности и общения,
схемы и ориентации поведенческой
активности личности, гарантирующие
ей успех и эффективное разрешение
возникающих проблемных ситуаций.
Наступает эпоха постмодерна
с органично присущей ей интенцией
на распад ценностей и отказ
от классических трансцендентальных
иллюзий.
Можно фиксировать
и другие не менее важные
измерения феномена глобализации,
позволяющие представить его
как сложный, многофакторный процесс
реальной трансформации мирового
сообщества в эпоху постсовременности.
Однако, при всем многообразии
зафиксированных измерений или
граней глобализации, необходимо
констатировать принципиальную специфичность
и концептуальную значимость именно социокультурного
аспекта ее анализа и реконструкции.
Несмотря
на то, что глобальная цивилизация,
на первый взгляд, интенсивно
вытесняет ценности локальных
культур на периферию современного
социокультурного пространства, в
последние годы очевидно заявляет
о себе и альтернативная тенденция
этнокультурной автономизации и
акцентированного стремления народов
любой ценой сохранить свою
национально-культурную идентичность.
В этих условиях весьма актуальной
становится проблема поиска и
обоснования адекватных форм
межнациональных и даже межцивилизационных
отношений в современном мире.
Результаты и
последствия глобализационных изменений
в современном мире весьма
противоречивы и неоднозначны. Сегодня
уже совершенно очевидно, что
они могут не только способствовать
позитивной интеграции мирового
сообщества с целью преодоления
вызовов и угроз техногенной
цивилизации, но и создавать
предпосылки для их дальнейшего
обострения.
Своеобразной
реакцией на возможность такой
глобальной социокультурной мутации
стало антиглобалистическое движение,
которое сформировалось в середине
90-х годов ХХ века и с этого
времени активно развивается
в США, Германии, Англии, Франции
и других странах Запада и
Востока.
Одна из проблем,
которая повсеместно привлекает
внимание антиглобалистов, связана
с обостряющимися противоречиями
в сфере взаимодействий человека
и природы, с необходимостью
формирования адекватного современности
экологического сознания на принципах
коэволюции человека и биосферы.
В связи с этим особую актуальность
в современной науке и философии
приобрела проблема устойчивого
развития, непосредственно связанная
с поиском и обоснованием конструктивной
стратегии дальнейшего развития
техногенной цивилизации и преодоления
тех социально-экологических аномалий,
которые она инициировала и
породила на предшествующих этапах
своего формирования и развертывания.