Понятие цивилизации и ее основные типы. Процессы глобализации в современном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 04:37, реферат

Описание

В современной социальной философии при объяснении факторов исторической динамики общества все чаще используется понятие цивилизация. Сам термин цивилизация (лат. сivilis – гражданский, государственный) до сих пор не имеет однозначного толкования. В мировой философской литературе он чаще всего употребляется в следующих основных значениях:
как синоним культуры (А. Тойнби).
как определенная стадия в развитии локальных культур, характеризующаяся их деградацией и упадком (О. Шпенглер).
как ступень исторического развития человечества, следующая за варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс).

Работа состоит из  1 файл

В современной социальной философии при объяснении факторов исторической динамики общества все чаще используется понятие цивилизация.docx

— 28.42 Кб (Скачать документ)

дефицит природных  ресурсов и обострение экологической  ситуации во всем мире;

демографические проблемы и хаотическая урбанизация;

интенсивное развитие высоких технологий и антропологические  рынки постиндустриальной цивилизации. 

Исходя из этого, сущность глобализации обычно трактуется как процесс формирования мирового рынка капиталов, товаров, услуг  и рабочей силы, планетарного информационного  пространства, единого для большинства  стран и регионов мира.

 Глобализация  – это растущая экономическая  взаимозависимость стран всего  мира в результате возрастающего  объема и разнообразия трансграничных  трансакций товаров, услуг и  международных потоков капитала, а также благодаря все более  быстрой и широкой диффузии  технологий.

 Для того, чтобы  эксплицировать феномен глобализации  и осуществить его комплексный,  системный анализ в традиции  категориально-методологической реконструкции  сущности и функциональных характеристик  данного явления, необходимо, хотя  бы на уровне первичной аппроксимации,  зафиксировать наиболее значимые  его параметры. Речь идет о  вычленении основных измерений  или граней глобализации, в совокупности  которых проявляется ее сложная  и диалектически противоречивая  природа.

 Прежде всего,  необходимо различать глобализацию  как объективное явление, обусловленное  реальной трансформацией информационно-технологических  и производственных процессов  в современном обществе, и политику  неолиберального глобализма, которая  базируется на принципах «Вашингтонского  консенсуса» и ориентирована  на универсализацию практики  рыночной экспансии поверх национальных  границ и государственных интересов.  Идеологи неолиберализма охотно  используют понятие глобализации  в целях доказательства естественности  и безальтернативности тех социальных  изменений, которые реализуются  в рамках неолиберальной трансформации  сложившихся технологий и форм  производственной деятельности. Однако  эта стратегия социодинамики  все более осязаемо обнаруживает  свою глубинную противоречивость  и цивилизационную бесперспективность. Она не только консервирует  глобальное неравенство как атрибут  современного мира, но и стимулирует  его прогрессивную динамику.

 Чудовищная поляризация  богатства и бедности, непримиримая  борьба за ресурсы и рынки  сбыта, невиданная по своим  масштабам и цинизму культурная  экспансия с Запада – эти  и другие атрибуты политики  неолиберального глобализма вызывают  вполне объяснимый протест в  различных странах и регионах  современного мира, способствую  разрастанию самых радикальных  форм социального экстремизма  и фундаментализма.

 И все таки  глобализация – это, прежде  всего, объективный процесс формирования  кардинально новой человеческой  общности, базирующейся на интеграции  и транснационализации экономической,  информационной, политической и  социокультурной деятельности различных  стран и этнотерриториальных  комплексов современного мирового  сообщества. Сегодня последствия этого процесса обнаруживают себя даже в осязаемых трансформациях социальной структуры различных обществ и национально интегрированных государственных образований. Так рождается общество второго порядка, или мегаобщество, которое, сохраняя формальные характеристики национальных объединений, вместе с тем создает наднациональные корпоративные системы и формы личностной идентификации в них. Транснациональные корпорации с их полиэтническим персоналом, международные профессиональные сообщества, неправительственные организации, неформальные группы по интересам, возникающие на базе Интернета – начинают играть все возрастающую роль в мировой политике и экономике.

 Объективное измерение  глобализации наиболее рельефно  и убедительно обнаруживает себя  в развитии мировой экономики.  Сегодня едва ли кому нужны  особые аргументы, чтобы доказать  приоритетность глобальной экономики  на пространстве постиндустриального  мира.

 Не менее очевидным  и впечатляющим является и  феномен политической глобализации, обнаруживающий себя в совокупности  кардинальных изменений институциональной  сферы современных обществ. Как  известно, в двадцатом столетии  страны Запада вступают в фазу  «Зрелого Модерна», одной из отличительных  характеристик которого является  демократизация основ социальной  жизни. В этот период существенные  изменения претерпевают различные  институты национальных гражданских  обществ и государственных формирований. Две волны демократизации, завершающиеся  к 70-м годам XX века, создают  необходимые предпосылки для  перехода от биполярной структуры  международных отношений к становлению  целостного мирового порядка  с отчетливой доминантой в  нем децентрализованных институтов  как органичных компонентов глобальной  публичной сферы или универсальных  гражданских обществ. В этот  период существенно усложняется  сфера внегосударственной публичности.  Широкое развитие получают так  называемые гражданские инициативы, которые берут на себя ответственность  за многие глобальные проблемы  и межрегиональные конфликты.  Появляется слой «новых космополитов»,  демонстрирующих радикально новые  формы межличностных коммуникаций, неподверженных акцентированному  влиянию национальных традиций  и задающих ценностные ориентации  нового образа жизни (Интернет, международный туризм, межнациональные  творческие корпорации и др.).

 Специфическим  измерением глобализации является  ее социально-антропологический  контекст. Активизация этого контекста  задается все более очевидным  доминированием связей глобального  масштаба, которые приходят на  смену традиционных и, как правило,  локальных связей и взаимодействий  между членами конкретных сообществ  (community). Поскольку связи глобального  масштаба являются жестко предметными,  функциональными и безличными, постольку  они инициируют отказ от системы  традиционных ценностей, цементирующих  лично значимые символы веры  и социокультурной идентичности  в локальных сообществах. На  смену высшим моральным ценностям  приходят инструментально эффективные  программы деятельности и общения,  схемы и ориентации поведенческой  активности личности, гарантирующие  ей успех и эффективное разрешение  возникающих проблемных ситуаций. Наступает эпоха постмодерна  с органично присущей ей интенцией  на распад ценностей и отказ  от классических трансцендентальных  иллюзий. 

 Можно фиксировать  и другие не менее важные  измерения феномена глобализации, позволяющие представить его  как сложный, многофакторный процесс  реальной трансформации мирового  сообщества в эпоху постсовременности.  Однако, при всем многообразии  зафиксированных измерений или  граней глобализации, необходимо  констатировать принципиальную специфичность и концептуальную значимость именно социокультурного аспекта ее анализа и реконструкции.

 Несмотря   на то, что глобальная  цивилизация,  на первый взгляд, интенсивно  вытесняет ценности локальных  культур  на периферию современного  социокультурного  пространства, в  последние годы очевидно заявляет  о себе и альтернативная тенденция  этнокультурной  автономизации и  акцентированного стремления народов   любой ценой сохранить свою  национально-культурную идентичность. В этих условиях весьма актуальной  становится проблема поиска и  обоснования адекватных форм  межнациональных и даже  межцивилизационных  отношений в современном мире.

 Результаты и  последствия глобализационных изменений  в современном мире весьма  противоречивы и неоднозначны. Сегодня  уже совершенно очевидно, что  они могут не только способствовать  позитивной интеграции мирового  сообщества с целью преодоления  вызовов и угроз техногенной  цивилизации, но и создавать  предпосылки для их дальнейшего  обострения.

 Своеобразной  реакцией на возможность такой  глобальной социокультурной мутации  стало антиглобалистическое движение, которое сформировалось в середине 90-х годов ХХ века и с этого  времени активно развивается  в США, Германии, Англии, Франции  и других странах Запада и  Востока.

 Одна из проблем,  которая повсеместно привлекает  внимание  антиглобалистов, связана  с обостряющимися противоречиями  в сфере взаимодействий человека  и природы, с необходимостью  формирования адекватного современности  экологического сознания на принципах  коэволюции человека и биосферы. В связи с этим особую актуальность  в современной науке и философии  приобрела проблема устойчивого  развития, непосредственно связанная  с поиском и обоснованием конструктивной  стратегии дальнейшего развития  техногенной цивилизации и преодоления  тех социально-экологических аномалий, которые она инициировала и  породила на предшествующих этапах  своего формирования и развертывания.

Информация о работе Понятие цивилизации и ее основные типы. Процессы глобализации в современном мире