Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2011 в 02:16, реферат
В наше время сложно найти человека, не слышавшего такое понятие, как философия. Но далеко не каждый может объяснить, что же это такое. Каждый знает, что философия это наука, может даже знать некоторых философов, но дать точное определение не может. Почему? Да потому, что точного определения философии не существует. Каждый определяет ее, как некое учение о «сверхъестественном», о том, на что невозможно дать точный, конкретный ответ, что нельзя подкрепить фактами, доказательствами.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное
образовательное учреждение высшего
профессионального образования
РОССИЙСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ
ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА
ФАКУЛЬТЕТ
УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра экономической теории.
Реферат по философии на тему:
Понятие философии на фоне мифов
по статье из работы М.К.Мамардашвили
«Необходимость
себя».
Составила: Бабаева Евгения
Студентка
Экономического факультета
5 группы
2
курса
Москва
2008
Мераб Мамардашвили.
Появление философии на фоне мифа.
В наше время сложно найти человека, не слышавшего такое понятие, как философия. Но далеко не каждый может объяснить, что же это такое. Каждый знает, что философия это наука, может даже знать некоторых философов, но дать точное определение не может. Почему? Да потому, что точного определения философии не существует. Каждый определяет ее, как некое учение о «сверхъестественном», о том, на что невозможно дать точный, конкретный ответ, что нельзя подкрепить фактами, доказательствами. Также мы не можем определить философию, как науку, охватывающую какую-то конкретную сферу. Так мы видим, что философы могут размышлять на темы, начиная с таких, как общественные отношения, психология людей, и заканчивая, например, религиозными предпочтениями, смыслом бытия и прочее. Таким образом, мы можем давать тысячи определений философии в разных ситуациях, и каждое будет правильным. Читая различные тексты, мы почти всегда можем правильно определить, какой из них является философским, и далеко не всегда получится объяснить почему. Это происходит на интуитивном уровне. Говоря о мифах, лично у меня не происходит никакой ассоциации с философией. Для меня миф – это выдуманный рассказ, как сказка, только подкрепленная историей. И правда, еще со школьных лет, мы знаем, что в древнем мире люди верили в существование различных богов, жертвоприношения, тогда существовали свои обряды, традиции, что мы и видим в мифах.
Отличие мифов состоит в том, что они представляются нам, как данность, то есть так было. Философия в свою очередь ничего не утверждает, она лишь ставит вопросы, на которые человек должен дать ответ сам, на которые нет единого, стандартного решения, и любое положение можно оспорить. Наверное, именно поэтому философия полностью основывается на трудах философов, с которыми можно согласиться или не согласиться, из чьих положений можно вынести полезную информацию, для дальнейшего осмысления, а можно и вовсе не понять, что они имеют в виду. Я бы наверное сказала, что философия – совокупность положений различных философов.
Поэтому
чтобы не рассуждать попусту, мы рассмотрим,
как Мераб Мамардашвили видит
философию на фоне мифа. Итак, прочитав
данную статью, мы видим, что автор тоже
не может сразу дать четкое определение
понятию философия. А что касается мифов,
то он говорит о том, что вообще философия
сформировалась на их основе, так как
созданные
после философские труды
Философия в отличие от мифа индивидуальна и датируема. Также ее отличает то, что в ходе философии возникают социальные формы, внутри которых в виде традиции существует уже не миф, не ритуал, а философия – т.е. какие то положения, верования, объединяющие людей. Так у Аристотеля существовал лицей, у Платона - школа, до сих пор существует буддийская община, где ученики познают мудрость древних философов. Здесь автор дает определение философии, как определенного типа размышления, текста.
Далее он ставит перед нами вопрос, что же такое понимание? Что значит фраза: «философия начинается с акта понимания мира»? Чтобы ответить на эти вопросы для начала мы должны разобраться, что значит это высказывание, то есть перефразировать вопрос: «каким должен быть мир, чтобы о нем надо было философствовать?». То есть перед нами встает вопрос, существует ли проблема мира, или может сам мир может стать проблемой. В любом случае возникает проблема, а это значит, что что-то непонятно.
Таким образом, мы приходим к выводу о различии мифа и философии. В первом случае никогда нет проблем, в мире мифов и ритуалов всегда все понятно и ясно, нет проблем. А когда они появляются – появляются философия и наука. Следовательно, философия – это способ внесения в наш мир непонятного и неясного. А миф, в свою очередь, это организация такого мира, в котором, что бы не случилось, все понятно, предельно просто и имеет смысл.
Еще одно отличие – в мифах существа обладают такими способностями, какими не обладает человек. Тогда все непонятные или необъяснимые явления приписываются мифическому образу. То есть мы не ищем объяснения необъяснимого, тем самым упрощая себе задачу. Но, как ни странно, эти существа придают смысл жизни человека, так как способствуют ее организации и сопоставлении с самим собой.
Далее автор дает определение пониманию – это нахождение меры между мной и тем, что я понимаю, - соизмеримость.
После
М.Мамардашвили сформулировал такой тезис:
философия может быть пояснена одновременно
с тем, что такое человек. Он пишет: «человек
– это то существо, которое самосозидается
какими-то средствами, не данными в самой
природе». Я понимаю это выражение следующим
образом: человек живет и развивается,
не как животные, которые руководствуются
только инстинктами и рефлексами. Человеку
свойственно осмысливать вещи, анализировать
поступки. То есть человек в процессе жизни
саморазвивается, у него складывается
характер, способ мышления, свое мнение
и
определенные принципы. Другими словами человек произошел вне тех или иных действующих в природе механизмов. Если быть точнее, то можно сказать, что человеку свойственны некоторые именно человеческие состояния: память, любовь, привязанность, переживание, совесть, честь, гордость и т.д. Именно поэтому мы понимаем миф, как способ организации сил человека или его самого. Миф не дает нам представление о мире, он помогает нам понять, каким образом нужно себя вести и какие поступки правильные или неправильные. Далее автор приводит пример из своей жизни, воспоминание с детства.
Он вспоминает, что когда происходил ритуал оплакивания умершего: «плакальщицы ведли определенную мелодию, способом выкриков и пения приводя окружающих в экстатическое (восторженное), истерическое состояние. Это профессионалы, не имеющие никакого отношения к конкретной смерти. «Раскачивая» переживания, сами они явно не переживали, так как если бы они переживали, то не могли бы выполнить нужное. Мне это казалось лицемерием, бессмысленной выдумкой. И только повзрослев, я стал понимать, что в этом даже есть какой-то смысл, потому, как сама по себе экзальтация чувств переводит участника ситуации в лоно действия культурной памяти, культурного механизма. Ибо без этого человек не мог бы оставаться в состоянии переживания». Теперь мы понимаем, что ритуал – это способ воздействия на нашу чувствительность, то есть, как мне кажется, это один из методов воспитания человека, усиливающий его эмоции.
Похожую
функцию в жизни человека выполняет религия,
которая оставляет в сознании ряд моральных
норм, которые и будут являться базой,
определяющей его поступки. А моральные
нормы, в свою очередь, регулируют общественные
отношения и имеют божественный смысл,
из которого чаще всего и «вытекает» мораль.
После автор дает еще одно определение:
философия – это любовь к мудрости. Теперь
не сложно понять, что философия – это
сама мысль, ее работа, которая выполняет
нечто, без чего человек бы не был человеком
(разумным существом). То есть философия
(так же, как и миф) является способом развития
личности, самосозидания. Далее следует
очень важное высказывание: «Человек –
микрокосмос, углубляясь в который, мы
можем, войдя в маленькое, где то, на каком-то
уровне вынырнуть и в большое». Действительно,
познав человека, мы можем познать, что
такое общество, или, что мы собственно
и сделали, понять сущность философии.
И еще: «Философия потому и важна, что она
имеет какое-то отношение не просто к нашим
представлениям о мире, а глубокую связь
с самим фактом существования человека.
Поскольку если философия есть изобретенное
средство человеческого самосозидания,
то тем самым предполагается, что есть
и какая-то техника,
потому что если что-то делается, то делается, конечно, с помощью техники. Какая же это техника?». Здесь понимается техника трансцендирования.
Итак, проанализировав данную статью, мы можем наиболее близко приблизиться к пониманию значения философии. Кстати нужно отметить, что необходимо понимать значение понятия трансцендирование, без которого невозможно изучение философии. Трансцендирование – выход человека за данную ему стихийно и натурально ситуацию, за его природные качества. А точнее, трансцендирование это наличие у человека индивидуальных свойств, присущих только ему, и отличающих человеческий род от животного, т.е. способность человека испытывать чувство совести, преданности, любви, способность к размышлению, анализ, самоанализ, формирование принципов и правил поведения и так далее. Таким образом, мы, наконец, выяснили, что же такое понятие человек, философия, миф, и в чем сходства и отличия мифа и философии.
Подводя итог проделанной работе, нельзя не упомянуть о огромном воздействии философии, как науки в жизни каждого человека. Удивительно, но далеко не каждый человек осознает, что ему в той или иной степени приходилось сталкиваться с ней, что именно она формирует систему взглядов. А задуматься о том, что такое философия даже не возникает мысли, не говоря уже о том, что общего у нее с мифом.
Но
оказывается все не так сложно.
Философия – это то, что имеет проблему,
что связано с трансцендированием, что
представляет собой какую-то форму организации
мысли, суждений. А миф – это вымысел, где
не стоит никакой проблемы, где есть выход
и все предельно просто и понятно, никаких
дополнительных вопросов не возникает.
Пока вопросов нет – это миф, как только
они возникают – миф преобразуется в философию.
Список использованной литературы: