Наука – это форма
социально организованной познавательной
деятельности, в которой на основе опережающего
отражения действительности осуществляется
рационально-понятийное ее освоение, фиксируемое
в системе предметного, объективно-истинного,
нового знания.
Классическая,неклассичекая и постнеклассическая наука
Под классической наукой
обычно понимают определенный этап в
ее функционировании и развитии, для
которого характерно господство объектного
и жестко детерминистического стиля
исследования, господствовавшего
в науке, начиная с ХVII вплоть до конца ХIХ – начала ХХ
столетия. Истоки классической новоевропейской
науки, как правило, связывают с именами
Галилея, Ньютона, Лейбница, Декарта и
других выдающихся ученых и мыслителей.
Их усилиями была разработана механическая
картина мира, в основе которой лежала
системно обоснованная Ньютоном классическая
механика как исторически первая научная
теория.
Механистическая картина
мира основывалась на принципиальном
исключении субъекта познания
и всего того, что связано с
субъективно-личностными аспектами познавательной
деятельности из совокупной системы знания,
форм его философского осмысления и интерпретации.
В результате изучаемые явления природы
рассматривались как не связанные
между собой, неизменные и неразвивающиеся
объекты, перемещающиеся в пространстве
под воздействием механических сил. На
протяжении трех столетий эта картина
мира осуществляла экспансию на различные
предметные области, расширяя ареал объяснительных
возможностей классической парадигмы
научного познания. Так, например, известный
шведский ученый- натуралист К.Линней
(1707–1778) разрабатывает классификацию
форм и видов животного мира на основе
использования принципов механистической
методологии. Его знаменитое сочинение
«Система природы», в котором обоснована
бинарная классификация видов растений
и животных написано под очевидным влиянием
классической механики.
К концу XVIII –
началу XIX столетия наука начинает
активно использоваться в производстве,
определяя его бурный прогресс
от форм мануфактурной организации к машинной индустрии. Начинают формироваться
технические науки, которые впоследствии
стали выступать связующим элементом
между естественнонаучным знанием и производственными
технологиями. Возникает дисциплинарная
организация науки, которая является важной
вехой в ее развитии на этапе классики.
В этот исторический период господства
индустриальных форм организации производства
и общественной жизни создаются предпосылки
и для возникновения социально-гуманитарных
наук. С их появлением завершается процесс
формирования дисциплинарно организованной
науки, и она обретает статус подлинной
системы научного знания об основных сферах
реальности, включая природу, общество
и человеческий дух.
Несмотря на активную
и многовекторную дифференциацию
знания в течение нескольких веков существования классической
науки, она, тем не менее, сохраняла приверженность
неким общим методологическим ориентациям
и формам рациональности, которые, собственно,
и определяли ее мировоззренческий и операциональный
статус.
Переход от
классической к неклассической науке был связан
с необходимостью формирования нового
типа научной рациональности и в этом
смысле предполагал совершение глобальной
научной революции. Сущность этой революции
состояла в том, что в «тело науки» интегрировался
субъект познания. Иными словами, если
в классической науке исследуемая реальность
всегда понималась как объектная реальность,
т.е. не зависящая от субъекта, средств
и условий его познавательных действий,
то в неклассической науке важнейшим условием
истинного описания исследуемой реальности
становится учёт и экспликация связей
между самим объектом и средствами его
познания. Таким образом, изменяется сама
парадигма научного познания. Предмет
знания трактуется уже не как абсолютно
объективная реальность в её онтологической
данности и независимости от субъекта,
а как некоторый её срез, аспект, заданный
через призму используемых в познании
средств, форм и способов исследования.
Объектно-созерцательная парадигма научного
познания сменяется деятельностной его
парадигмой.
Наконец,
начиная с 60-х годов ХХ века,
наука переходит в третью стадию
своей исторической эволюции, всё
более отчётливо приобретая черты
новой постнеклассической (современной)
науки. В этот период происходит
революция в самом характере
научной деятельности, связанная с радикальными изменениями
в средствах и методах получения, хранения,
трансляции и оценки научных знаний.
С точки зрения
смены типа научной рациональности
постнеклассическая наука кардинально
расширяет сферу философско-методологической рефлексии над основными параметрами
и структурными компонентами научно-исследовательской
деятельности. В отличие от неклассической
науки она требует анализа взаимосвязей
и опосредований получаемого знания не
только с особенностями средств и операций
познавательной деятельности субъекта,
но и с её ценностно-целевыми структурами,
т.е. с социокультурным фоном эпохи как
реальной средой существования науки.
Неклассическая парадигма познания предполагает
использование таких методологических
регулятивов, как относительность к средствам
наблюдения, вероятностный и статистический
характер получаемых научных знаний, дополнительность
различных языков описания исследуемых
объектов. В отличие от неё постнеклассическая
парадигма ориентирует исследователя
на анализ феноменов становления, развития
и самоорганизации явлений познаваемой
реальности. Она предполагает рассмотрение
объектов в их исторической перспективе,
учитывая синергетические, кооперативные
эффекты их сосуществования и взаимодействия.
Важнейшей задачей исследователя становится
теоретическая реконструкция изучаемого
явления в максимально широком контексте
его связей и опосредований с целью воссоздать
в языке науки его целостный и системный
образ.
Даже в первом приближении
описать основные параметры предметного
поля современной постнеклассической
науки не представляется возможным, поскольку
она простирает свои познавательные усилия
практически на все сферы реальности,
включая природу, социокультурные системы
и сферу духовно-психических феноменов.
Это явления космической эволюции; проблемы
взаимодействия человека и биосферы; развитие
современных высоких технологий от наноэлектроники
до нейрокомпьютеров; новые модели физической
реальности на основе принципов квантовой
хромодинамики и суперсимметричных взаимодействий;
идеи коэволюции и глобального эволюционизма,
апплицируемые на все сферы бытия Универсума
и многое другое.
Для постнеклассической науки
весьма характерна междисциплинарная
ориентация и проблемно ориентированный
научный поиск. Объектами современных
междисциплинарных исследований всё чаще
становятся уникальные природные и социальные
комплексы, в структуру которых входит
и сам человек. Примерами таких «человекоразмерных»
систем могут служить экосистемы, включая
биосферу в целом, медико-биологические
и биотехнологические объекты, системы
искусственного и интегрального интеллекта
и т.д. Столь впечатляющее вторжение науки
в мир человекоразмерных систем создаёт
принципиально новую ситуацию, которая
выдвигает в повестку дня комплекс сложных
мировоззренческих вопросов о смысле
и ценности самой науки, о перспективах
её прогрессивного развития и взаимодействия
с другими формами культуры. В этих условиях
вполне правомерно ставить вопрос о реальной
цене научных инноваций, о возможных последствиях
их внедрения в структуру человеческого
общения, материального и духовного производства.