Понятие малой группы и коллектива

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 15:20, контрольная работа

Описание

В формировании благоприятного психологического климата, который в свою очередь способствует наиболее эффективной деятельности организации (коллектива), огромную роль играет грамотное руководство. Четко и правильно сформулированное руководство способствует полному и более скорому включению личности в коллектив.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………1
Глава 1: Понятия малой группы………………………………………………….3
1.1 Количественные признаки малой группы…………………………...3
1.2 Виды малых групп…………………………………………………....7
1.3 Формальная и неформальная структура малой группы…………….9
1.4 Коммуникативная и ролевая структура малой группы…………….11
Глава 2: Понятие, процесс формирования и развития коллектива..................14
2.1 Понятие, основные признаки и виды коллектива…………………14
2.2 Процесс формирования и развития коллектива…………………..21
2.3 Социально – психологический климат трудового коллектива…...25
Заключение………………………………………………………………………...28
Список литературы………………………………………………………………..30

Работа состоит из  1 файл

Введени2.doc

— 160.50 Кб (Скачать документ)


Федеральное агентство по образованию РФ

Филиал Государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

(ГОУВПО «ЧГПУ»)

в г. Миассе

Кафедра общегуманитарных и социально-экономических дисциплин

 

 

 

 

Контрольная  работа по философии.

« Понятие малой группы и коллектива ».

 

 

 

 

 

 

 

                                                                          Выполнила:

студентка 1 курса, гр. 102/5

специальность: «Менеджмент организации»

Насырова Г.Ф.

                                                                         

Проверила:

                                                                          к.ф.н., доцент Иванова О. Э.

 

 

 

 

 

 

Миасс 2010

 

 

Содержание.

 

Введение……………………………………………………………………………1

Глава 1: Понятия малой группы………………………………………………….3

1.1     Количественные признаки малой группы…………………………...3

1.2     Виды малых групп…………………………………………………....7

1.3     Формальная и неформальная структура малой группы…………….9

1.4     Коммуникативная и ролевая структура малой группы…………….11

Глава 2:  Понятие, процесс формирования и развития  коллектива..................14

2.1             Понятие, основные признаки и виды коллектива…………………14

2.2             Процесс формирования и развития  коллектива…………………..21

2.3             Социально – психологический климат трудового коллектива…...25

Заключение………………………………………………………………………...28

Список литературы………………………………………………………………..30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         



 

 

Введение.

    Психологическое  открытие  социальной  группы  как  особой  реальности

человеческих отношений произошло в 19 веке  и  послужило  решающим  стимулом развития новой “гибридной” ветви психологического и социологического  знания – социальной психологии.

      Особое внимание социальных психологов  привлекает  малая  группа.   Их интерес к ней настолько велик, что всю  традиционную  социальную  психологию рассматривают как социальную психологию малых групп.

      Что такое малая группа? Ответ на этот вопрос кажется очевидным, до тех

пор пока несколько человек не захотят сравнить  свои  определения.  Являются ли группой пассажиры самолета? Не  следует  ли  понимать  под  группой  лишь такое собрание людей,  в  котором  все  знакомы  друг  с  другом  и  ощущают взаимную привязанность? Или, может быть, группу  образуют  только  те  люди, которые преследуют общую цель и полагаются друг на друга?

      Для того, что бы ответить  на  ряд  этих  вопросов,  необходимо  более

подробно ознакомиться, что же собой представляет малая группа.

Проблема групп, в которые объединены люди в процессе своей жизнедеятельности, - важнейший вопрос социальной психологии.

Реальность общественных отношений всегда дана как реальность отношений между социальными группами, поэтому для социологического анализа крайне важным и принципиальным вопросом является вопрос о том, по какому критерию следует вычленять группы из того многообразия различного рода объединений, которые возникают в человеческом обществе.

«Группа - это некоторая совокупность людей, рассматриваемых их с точки зрения социальной, производственной, экономической, бытовой, профессиональной, возрастной и т.п. общности. Сразу же следует оговориться, что в общественных науках в принципе может иметь место двоякое употребление понятия “группа”». С одной стороны, в практике, например, демографического анализа, в различных ветвях статистики имеются ввиду условные группы: произвольные объединения (группировки) людей по какому либо общему признаку необходимому в данной

системе анализа. С другой стороны, в целом цикле общественных наук под группой понимается реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены одним общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства, определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию.

В современных условиях происходит стремительное  развитие человеческих ресурсов: работник самосовершенствуется, стремится  расширить  собственный кругозор, овладеть достаточными знаниями, чтобы являться не просто функционалом на предприятии, а стать личностью, имеющей мощный потенциал знаний и умений, стремящейся полностью реализоваться в жизни.

    Рабочий коллектив -  это самый важный ресурс, находящийся в распоряжении руководства. Человеческий ресурс –  это та основа, на которой строится организация, система производственных, трудовых взаимоотношений. Человеческий ресурс – кладезь новых идей, способов совершенствования производства, получения прибыли и дальнейшего процветания.

    Успех коллективу обеспечивает нормальный морально – психологический климат в нем. Благоприятный социально- психологический климат коллектива обеспечивает работоспособность его членов, взаимную поддержку в достижении целей организации, сплоченность коллектива. Коллективное достижение целей приводит к получению высоких результатов в деятельности, к обеспечению высокой эффективности предприятия.

    В формировании благоприятного психологического климата, который в свою очередь  способствует наиболее эффективной  деятельности организации (коллектива), огромную роль играет грамотное руководство. Четко и правильно сформулированное руководство способствует полному и более скорому включению личности в коллектив.

    Глава 1: Понятия малой группы.

                 1.1. Количественные признаки малой группы

«Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов». Это достаточно универсальное определение, не претендующее на точность дефиниции и носящее скорее описательный характер, допускает самые различные толкования, в зависимости от того, какое содержание придать включенным в него понятиям. Например, в системе интеракционистской ориентации, где исходным понятием является понятие «взаимодействия», фокус в этом определении усматривается именно в том, что малая группа это определенная система взаимодействия, ибо слова «общая социальная деятельность» толкуются здесь в интеракционистском смысле. Для когнитивистской ориентации в этом же определении отыскивается другой опорный пункт: не важно, на основе общей деятельности или простого взаимодействия, но в группе возникают определенные элементы групповой когнитивной структуры — нормы и ценности, что и есть самое существенное для группы.

Это же определение в отечественной социальной психологии наполняется новым содержанием: установление факта «общей социальной деятельности» сразу же задает группу как элемент социальной структуры общества, как ячейку в более широкой системе разделения труда. Наличие в малой группе общей социальной деятельности позволяет интерпретировать группу как субъекта этой деятельности и тем самым предлагает теоретическую схему для всего последующего исследования. Для того чтобы именно эта интерпретация приобрела достаточную определенность, можно в приведенном определении выделить самое существенное и значимое, а именно: «малая группа — это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов». В этом определении содержатся в сжатом виде основные признаки малой группы, выделяемые в других системах социально-психологического знания, и вместе с тем четко проведена основная идея понимания группы с точки зрения принципа деятельности.

При таком понимании малая группа — это группа, реально существующая не в вакууме, а в определенной системе общественных отношений, она выступает как субъект конкретного вида социальной деятельности, «как звено определенной общественной системы, как часть общественной структуры». Определение фиксирует и специфический признак малой группы, отличающий ее от больших групп: общественные отношения выступают здесь в форме непосредственных личных контактов. Распространенный в психологии термин «контактная группа» приобретает здесь конкретное содержание: малая группа — это не просто любые контакты между людьми (ибо какие-нибудь контакты есть всегда и в произвольном случайном собрании людей), но контакты, в которых реализуются определенные общественные связи и которые опосредованы совместной деятельностью.

Теперь необходимо расшифровать количественные характеристики малой группы, ибо сказать: «немногочисленная по составу» группа — значит предложить тавтологию. В литературе довольно давно идет дискуссия о нижнем и верхнем пределах малой группы. В большинстве исследований число членов малой группы колебалось между 2 и 7 при модальном числе 2 (упомянуто в 71% случаев). Этот подсчет совпадает с представлением, имеющим широкое распространение, о том, что наименьшей малой группой является группа из двух человек — так называемая «диада».

Хотя на уровне здравого смысла представляется резонной мысль о том, что малая группа начинается с диады, с ней соперничает другая точка зрения относительно нижнего предела малой группы, полагающая, что наименьшее число членов малой группы не два, а три человека. И тогда, следовательно, в основе всех разновидностей малых групп лежат так называемые триады.

Спор о том, диада или триада есть наименьший вариант малой группы, может быть также бесконечным, если не привести в пользу какого-то из подходов веских аргументов. Есть попытки привести такие аргументы в пользу триады как наименьшей единицы малой группы. Опираясь на экспериментальный опыт исследования малых групп как субъектов и объектов управления, фиксируется лишь самая простейшая, генетически первичная форма общения — чисто эмоциональный контакт.

Однако диаду весьма трудно рассмотреть как подлинный субъект деятельности, поскольку в ней практически невозможно вычленить тот тип общения, который опосредован совместной деятельностью: в диаде в принципе неразрешим конфликт, возникший по поводу деятельности, так как он неизбежно приобретает характер чисто межличностного конфликта. Присутствие в группе третьего лица создает новую позицию — наблюдателя, что добавляет существенно новый момент к возникающей системе взаимоотношений: этот «третий» может добавить нечто к одной из позиций в конфликте, сам, будучи не включен в него и потому представляя именно не межличностное, а деятельное начало. Этим создается основа для разрешения конфликта и снимается его личностная природа, будучи заменена включением в конфликт деятельностных оснований. Эта точка зрения находит определенную поддержку, но нельзя сказать, что вопрос решен окончательно.

Практически все равно приходится считаться с тем фактом, что малая группа «начинается» либо с диады, либо с триады. В пользу диады высказывается до сих большое направление исследований, именуемое теорией «диадического взаимодействия». В нем выбор диады как модели малой группы имеет и более принципиальное значение. Применение аппарата математической теории игр позволяет на диаде проигрывать многочисленные ситуации взаимодействия.

И хотя сами по себе предложенные решения представляют интерес, их ограниченность состоит именно в том, что группа отождествляется с диадой, и допустимое в случае построения модели упрощение оказывается упрощением реальных процессов, происходящих в группе. Естественно, что такой методологический принцип, когда диада, причем лабораторная, объявлена единственным прообразом малой группы, нельзя считать корректным.

Поэтому в литературе иногда высказываются мнения о том, что диаду вообще нельзя считать малой группой. Так, в одном из европейских учебников по социальной психологии введена глава с названием «Диада или малая группа?», где авторы настаивают на том, что диада — это еще не группа. Таким образом, дискуссия по этому вопросу не окончена.

Не менее остро стоит вопрос и о «верхнем» пределе малой группы. Были предложены различные решения этого вопроса. Достаточно стойкими оказались представления, сформированные на основе открытия Дж. Миллером «магического числа» 7±2 при исследованиях объема оперативной памяти (оно означает количество предметов, одновременно удерживаемых в памяти). Для социальной психологии оказалась заманчивой определенность, вносимая введением «магического числа», и долгое время исследователи принимали число 7±2 за верхний предел малой группы. Однако впоследствии появились исследования, которые показали, что если число 7±2 справедливо при характеристике объема оперативной памяти (что тоже, впрочем, спорно), то оно является абсолютно произвольным при определении верхнего предела малой группы. Хотя выдвигались известные аргументы в пользу такого определения (поскольку группа контактна, необходимо, чтобы индивид одновременно удерживал в поле своих контактов всех членов группы, а это, по аналогии с памятью, может быть обеспечено в случае присутствия в группе 7±2 членов), они оказались не подтвержденными экспериментально.

Представляется, что можно предложить решение на основе принятого нами принципа анализа групп. Если изучаемая малая группа должна быть, прежде всего, реально существующей группой и если она рассматривается как субъект деятельности, то логично не устанавливать какой-то жесткий «верхний» предел ее, а принимать за таковой реально существующий, данный размер исследуемой группы, продиктованный потребностью совместной групповой деятельности. Иными словами, если группа задана в системе общественных отношений в каком-то конкретном размере и если он достаточен для выполнения конкретной деятельности, то именно этот предел и можно принять в исследовании как «верхний»

Информация о работе Понятие малой группы и коллектива