Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 22:37, реферат
Научная картина мира это – множество теорий в совокупности описывающих известный человеку природный мир, целостная система представлений об общих принципах и законах устройства мироздания. Поскольку картина мира это системное образование, ее изменение нельзя свести ни к какому единичному, пусть и самому крупному и радикальному открытию.
Жирнова Ульяна
ФИЯ, 2-АО-Г
Понятие научной картины мира.
Основные
деления на различные картины
мира.
Научная
картина мира это – множество теорий в
совокупности описывающих известный человеку
природный мир, целостная система представлений
об общих принципах и законах устройства
мироздания. Поскольку картина мира это
системное образование, ее изменение нельзя
свести ни к какому единичному, пусть и
самому крупному и радикальному открытию.
Как правило, речь идет о целой серии взаимосвязанных
открытий, в главных фундаментальных науках.
Эти открытия почти всегда сопровождаются
радикальной перестройкой метода исследования,
а так же значительными изменениями в
самих нормах и идеалах научности. Таких
четко и однозначно фиксируемых радикальных
смен научной картины мира, научных революций
в истории развития науки можно выделить
три, обычно их принято персонифицировать
по именам трех ученых сыгравших наибольшую
роль в происходивших изменениях.
Аристотелевская революция.
Аристотель (VI-IV века до н. э.) создал формальную логику, т.е. учение о доказательстве, главный инструмент выведения и систематизации знания, разработал категориально понятийный аппарат. Он у твердил своеобразный канон организации научного исследования (история вопроса, постановка проблемы, аргументы за и против, обоснование решения), дифференцировал само знание, отделив науки о природе от математики и метафизики (раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового).
Ньютоновская
революция.
Исаак Ньютон (XVI-XVIII века) сформулировал базовые принципы новой научной картины мира в общем виде. Основные изменения:
Эйнштейновская
революция.
Эйнштейновская
революция (рубеж XIX-XX веков). Ее обусловила
серию открытий (открытие сложной структуры
атома, явление радиоактивности, дискретного
характера электромагнитного излучения
и т.д.). В итоге была подорвана, важнейшая
предпосылка механистической картины
мира – убежденность в том, что с помощью
простых сил действующих между неизменными
объектами можно объяснить все явления
природы.
Общее теоретическое
знание в физике включает в себя
основополагающие философские и
физические идеи, фундаментальные теории,
принципы и методы познания. С одной
стороны, это обобщение ранее
полученных знаний о закономерностях
материального мира, с другой стороны,
это процесс введения в физику
новых идей, меняющих теоретические
основы физики, замена одной физической
картины другой. Смена физической
картины мира связана со сменой представлений
о материи: от атомических, корпускулярных
представлений о материи к
полевым, континуальным, а затем
и квантовым. Отсюда 3 картины мира:
механическая, электромагнитная и квантово-полевая.
Механистическая картина мира, в отличие от античной картины мира, явилась фактически первой глобальной картиной мира. В рамках данной картины мира все События и Перемены были взаимосвязаны и взаимообусловлены механическим движением. В ее основу легли естественнонаучные взгляды и методология Леонардо да Винчи, гелиоцентрическая система мира (представление о том, что Солнце является центральным небесным телом, вокруг которого обращается Земля и другие планеты)Николая Коперника, взгляды Галилео Галилея и рождение опытного естествознания, открытие законов небесной механики Иоганна Кеплера и механика и методология Исаака Ньютона.
Механицизм (существовавшие в прошлом метод познания и миропонимание, рассматривающие мир как механизм), детерминизм ( философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира), редукционизм (методологический принцип, согласно которому сложные явления могут быть полностью объяснены с помощью законов, свойственных явлениям более простым (например, социологические явления объясняются биологическими или экономическими законами) образуют систему принципов, регулирующих исследовательскую деятельность человека. Открывая законы, описывающие природные явления и процессы, человек противопоставляет себя природе, возвышает себя до уровня хозяина природы. Так человек ставит свою деятельность на научную основу, ибо он, исходя из механистической картины мира, уверился в возможность с помощью научного мышления выявить универсальные законы функционирования мира. В рассматриваемый период исследовательская деятельность в астрономии, механике, физике была достаточно рационализирована, а сами эти науки занимали лидирующее место в естествознании.
Законы механики
рассматриваются как универсальные
и единые для всех отраслей
естествознания. Эмпирические
факты биологии, являющиеся
фиксацией наблюдаемых в периоде
единичных явлений, редуцируются
к механическим закономерностям,
Иными словами, способ формирования
фактов в биологии строится на механистических
представлениях о мире.
Возникновение электромагнитной картины мира характеризует качественно новый этап эволюции науки. Наибольший вклад в формирование данного представления о мире внесли работы М. Фарадея и Д. Максвелла. После создания последним на основе открытого Фарадеем явления электромагнитной индукции (явление возникновения электрического тока в замкнутом контуре при изменении магнитного потока, проходящего через него) теории электромагнитного поля стало возможным говорить о появлении электромагнитной картины мира.
Теория электромагнитного поля Максвелла ознаменовала собой начало нового этапа в физике. В соответствии с ней мир стал представляться единой электродинамической системой, построенной из электрически заряженных частиц, взаимодействующих посредством электромагнитного поля.
Важнейшими понятиями новой теории являются: заряд, который может быть как положительным, так и отрицательным; напряженность поля — сила, которая действовала бы на тело, несущее единичный заряд, если бы оно находилось в рассматриваемой точке.
Кардинально
изменились представления о
Не
менялось в электромагнитной
картине мира представление о
месте и роли человека во
Вселенной. Его появление
Эта картина мира отражает уже единство двух предыдущих картин мира в единстве на основе принципа дополнительности.
В квантово-полевой
картине мира углубляются и
обогащаются понятия вещества
и поля, рассматривается вместо
двух четыре взаимодействия: гравитационное,
слабое, электромагнитное и сильное.
В отличие от электромагнитной
картины мира здесь не
Законы физики и
физические методы исследования широко
используются при изучении свойств
небесных тел и происходящих в
них процессов, природы космических
лучей, свойств межзвездной среды.
Построены телескопы, с помощью
которых изучается приходящее из
космоса электромагнитное излучение,
для этих же целей применяются
лазерная локация и космические
корабли. Полученная разными способами
информация обрабатывается с опорой
на законы физики.
В мифологической картине мира все объекты живые, имеют душу. Все миры (например, мир живых и мир мертвых) и населяющие их сущности подчиняются множеству разнообразных законов, нарушение которых чревато серьезными последствиями. Поэтому, прежде чем срубить дерево, нужно попросить у него прощения; нужно договориться с камнем, подчинить его своей воле, чтобы он летел прямо в цель. В мифологической картине мира возникает бесконечное разнообразие миров внутри большого мира, и каждый обладает своим временем и пространством (в античной мифологии – мир людей, Аид и Олимп). Человеческая жизнь – выживание среди странных, страшных, неподвластных ему сил. Мир – поле битвы, на котором пытаются достичь своих целей мириады самых разнообразных существ, которые подчинены великому мировому закону (Року). Смысл существования – стать рабом своей судьбы или преодолеть ее, завоевать более высокую долю.
Року подчинены даже высшие боги, они не всесильны, их можно обмануть, попытаться свергнуть. Мифологическая картина мира синкретична – естественное и сверхъестественное в ней сливаются.
В религиозной картине мира появляются представления о всесильном, всемогущем, вечном, наделенном абсолютной властью Боге. Боге, сотворившем пространство, время, мир, человека; Боге, понимание природы которого выходит за пределы человеческого разума, понимания и требует только веры. Мировое пространство и время имеют начало и конец. Мировая история направленность – приближение или отдаление от Бога. Человек создан по образу и подобию Божьему, человек находится в центре мироздания: есть существа выше него (ангелы), есть ниже (животные). Все законы в мире – выражение воли Бога. Смысл жизни человека – свободно принять Божественную волю. В каждой религии религиозная картина мира имеет свои особенности, что позволяет нам выделить христианскую, исламскую, буддистскую и др. картины мира.
Философская картина
мира опирается на систему теоретических
взглядов, рассматривает мир как
упорядоченное целое, выходя на уровень
понимания взаимосвязи человека
с универсумом. Так как философия
включает в себя множество школ и
направлений, каждое из которых предполагает
собственное видение мира, мы можем
говорить о существовании в рамках
философской картины мира идеалистической
и материалистической, эмпирической
и рационалистической, космоцентрической
и теоцентрической, и других ее разновидностей.
Главная принципиальная
особенность современной
В этом тождестве
События и Перемены «оживили»
Основой современной
научной картины мира являются фундаментальные
знания, полученные, прежде всего, в
области физики. Однако в последние
десятилетия прошлого века все больше
утверждалось мнение, что в современной
научной картине мира лидирующее
положение занимает биология. Это
выражается в усилении влияния, которое
оказывает биологическое знание
на содержание научной картины мира.
Идеи биологии постепенно приобретают
универсальный характер и становятся
фундаментальными принципами других наук.
В частности, в современной науке
такой универсальной идеей
Главное отличие научной картины мира от ненаучных картин мира (например, религиозной) состоит в том, что научная картина мира строится на основе определенной доказанной и обоснованной фундаментальной научной теории. Вместе с тем научная картина мира как форма систематизации знания отличается от научной теории. Если научная картина мира отражает объект, отвлекаясь от процесса получения знания, то научная теория содержит в себе не только знания об объекте, но и логические средства проверки их истинности. Научная картина мира играет эвристическую роль в процессе построения частных научных теорий.
Информация о работе Понятие научной картины мира. Основные деления на различные картины мира