Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2011 в 15:44, реферат
Во второй половине XIX века произошла смена принципов, образцов, парадигм философствования. Классическая нововременная философия XVII - XIX веков полагала и провозглашала разум и рациональное познание в качестве главного и лучшего инструмента преобразования человеческой жизни, если еще и не разрешившие все человеческие проблемы, то во всяком случае дающие на это единственно реальные надежды.
Структурный метод познания широко используется в языкознании, литературоведении, истории, этнографии, других областях социокультуры с применением моделирования, формализации, математики. В качестве объекта познания выступают различные знаковые системы культуры: мифология, религия, искусство, наука, язык, ритуалы, мода, реклама и т.д,
Главная
цель научного исследования состоит
в выявлении относительно устойчивой
(инвариантной) структуры, в которой
проявляются общие
Структурализм выдвинул глубокую идею о том, что при исследовании различных знаковых систем социокультуры с помощью структурно-семиотического анализа (семиотика - общая теория знаковых систем) выявляются закономерности, которым бессознательно следует человек. Эти закономерности и составляют наиболее глубокие основания определенной культуры. Этим закономерностям соответствуют понятия: "эпистема" (глубинные уровни знания) у Фуко, "письмо" у Деррида, "менталитет" у Леви-Стросса и другие. Глубинные корни культуры опосредствуют связь сознания и самосознания человека с миром. Игнорирование этого факта порождает иллюзию об абсолютной суверенности мышления и деятельности отдельного субъекта.
Структурализм показал свою плодотворность при изучении быта первобытных племен, в фольклористике, исследованиях в области "археологии знания". Оживленные дискуссии вызывала проблема применимости структурализма как универсального метода познания, противостоящего классической диалектике. В философском плане структурализм связан с рационалистической традицией картезианства и кантианства, активно использует концепции фрейдизма, позитивизма и феноменологии. Подвергается критике со стороны экзистенционализма, персонализма как сциентистское, "антигуманистическое" течение. Эта критика вызвана тем, что структурализм выявляя фундаментальные структуры культуры, "растворяет" традиционную проблему человека в более глубоких причинах и основаниях.
Синергетика (греч. synergeia - сотрудничество, содружество) - междисциплинарное научно-исследовательское направление, ориентированное на познание общих закономерностей, определяющих процессы самоорганизации в открытых неравновесных системах любой природы: физических, химических, биологических, экономических, познавательных, социальных. Под самоорганизацией понимаются процессы возникновения макроскопически упорядоченных пространственно-временных структур в сложных нелинейных системах, находящихся в неравновесных состояниях, вблизи особых критических точек (точек бифуркации), в окрестностях которых поведение систем становится крайне неустойчивым. В этих условиях система под воздействием самых незначительных и случайных воздействий может кардинально и совершенно непредвиденно изменить свое состояние. Этот переход характеризуется как возникновение порядка из хаоса. Переосмысливается и само понятие хаоса, как некой сверхсложной упорядоченности, существующей неявно и потенциально и реализующейся в неограниченном многообразии упорядоченных систем.
Синергетика
предполагает качественно иную картину
мира по сравнению с теми, которые
лежали в основе как классического,
так и неклассического
Синергетика
как научное направление
И.Пригожин делает неожиданный и парадоксальный вывод о том, что в результате развития идей синергетики происходит сближение универсума как внешнего мира и универсума как внутреннего мира человека. В мире, основанном "на нестабильности и созидательности", человечество вновь оказывается в самом центре законов мирозданья. Как во внутреннем, так и во внешнем мире человек должен выбирать, а, следовательно, нести нравственную ответственность за поступок. Время никогда не предстает в готовом, совершенном виде, оно конструируется в каждый данный момент, и человечество может принять участие в этом.
Важное
философское значение имеют следующие
методологические выводы синергетики:
- невозможно традиционными детерминистскими
методами описывать эволюцию сложноорганизованных
систем;
- развитие
этих систем выявляет возможность альтернативных
путей, что предполагает свободу выбора
и ответственность человечества;
- невозможен абсолютный контроль над
какой-либо сферой реальности, в том числе
и над развитием общества, провозглашенных
традиционной наукой;
- в критических точках (точках бифуркации)
неустойчивости социальных систем деятельность
каждого человека или группы лиц может
иметь решающее значение в макросоциальных
изменениях;
- возрастает ответственность человечества
за судьбы универсума, ибо оно в состоянии
целенаправленно избегать бифуркационных
состояний, особенно в социальной и экологической
областях, существенно влиять на коэволюцию
природы и общества.
Заключение
Для
классической философии, несмотря на различие
философских систем, характерна общность
понимания целей и задач
Развитие философии в этот период во многом определяется социокультурными процессами, особенно резким возрастанием роли науки, постепенно занимающей в системе общечеловеческой культуры лидирующую позицию, которую до этого момента занимала религия. Культура "раскалывается" на тех, кто выступает за научно-технический прогресс, и тех, кто против него.
В одном случае научное знание объявляется наивысшей культурной ценностью, с которой должны соизмерять свое содержание все иные формы духовного освоения бытия. Данную мировоззренческую позицию мы обозначаем как сциентизм. Идеалом для сциентизма выступают наиболее развитые естественные и математические науки.
Этой позиции противостоит антисциентизм, подвергающий науку широкой критике и как социальный институт, и как форму постижения мира, рассматривающий ее как "демона, выпущенного из бутылки" и угрожающего существованию самой человеческой цивилизации. В качестве альтернативы науке, научному познанию, в некоторых случаях даже вообще рациональному взгляду на мир, здесь выдвигаются различного рода вненаучные или внерациональные (иррациональные) способы постижения бытия. Наука объявляется несостоятельной не только в постижении Истины в самом высоком смысле, но и в решении проблем сущности человека, его взаимоотношений с другими людьми и с миром в целом.
Соответственно
сказанному, в последующем развитии
европейской философии можно
выделить (условно) две ведущих философских
традиции: а) позитивизм; б) иррационалистическая
философия как реакция на монополизацию
научным разумом культурного пространства.
Список
использованной литературы
1. Антисери Д., Реале Д. Западная философия от истоков до наших дней. -Том. - Спб, 1999.
2. Гилье
Н., Скирбекк Г. История философии:
3. Зотов
А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная
4. Игнатов В.Ф. Философия: Учебник. - М.: Гардарика, 1998.
5. История современной зарубежной философии: компаративистский подход.- Спб, 1997.
6. Краткая философская энциклопедия - М., 1994.
7. Новая философская энциклопедия. - В 4 т. - Т. 1. - М.: Мысль, 2000.
8. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. - М., 1996. .
9. Чанышев А.Н. Курс лекций по философии. - М.: Высшая школа, 2003.
10. Филатов Т. В. Введение в технологию философствования. - Самара, 1996.