Понятие неклассической философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2011 в 15:44, реферат

Описание

Во второй половине XIX века произошла смена принципов, образцов, парадигм философствования. Классическая нововременная философия XVII - XIX веков полагала и провозглашала разум и рациональное познание в качестве главного и лучшего инструмента преобразования человеческой жизни, если еще и не разрешившие все человеческие проблемы, то во всяком случае дающие на это единственно реальные надежды.

Работа состоит из  1 файл

Реферат_философия.doc

— 112.00 Кб (Скачать документ)

   Структурный метод познания широко используется в языкознании, литературоведении, истории, этнографии, других областях социокультуры с применением моделирования, формализации, математики. В качестве объекта познания выступают различные знаковые системы культуры: мифология, религия, искусство, наука, язык, ритуалы, мода, реклама и т.д,

   Главная цель научного исследования состоит  в выявлении относительно устойчивой (инвариантной) структуры, в которой  проявляются общие закономерности развития рассматриваемой структуры  и ее элементов. Причем примат отдается структуре, а элементам отводится подчиненная роль; они частично отвлекаются от собственного исторического развития (примат синхронии над диахронией).

   Структурализм выдвинул глубокую идею о том, что  при исследовании различных знаковых систем социокультуры с помощью структурно-семиотического анализа (семиотика - общая теория знаковых систем) выявляются закономерности, которым бессознательно следует человек. Эти закономерности и составляют наиболее глубокие основания определенной культуры. Этим закономерностям соответствуют понятия: "эпистема" (глубинные уровни знания) у Фуко, "письмо" у Деррида, "менталитет" у Леви-Стросса и другие. Глубинные корни культуры опосредствуют связь сознания и самосознания человека с миром. Игнорирование этого факта порождает иллюзию об абсолютной суверенности мышления и деятельности отдельного субъекта.

   Структурализм показал свою плодотворность при  изучении быта первобытных племен, в фольклористике, исследованиях  в области "археологии знания". Оживленные дискуссии вызывала проблема применимости структурализма как универсального метода познания, противостоящего классической диалектике. В философском плане структурализм связан с рационалистической традицией картезианства и кантианства, активно использует концепции фрейдизма, позитивизма и феноменологии. Подвергается критике со стороны экзистенционализма, персонализма как сциентистское, "антигуманистическое" течение. Эта критика вызвана тем, что структурализм выявляя фундаментальные структуры культуры, "растворяет" традиционную проблему человека в более глубоких причинах и основаниях.

   Синергетика (греч. synergeia - сотрудничество, содружество) - междисциплинарное научно-исследовательское направление, ориентированное на познание общих закономерностей, определяющих процессы самоорганизации в открытых неравновесных системах любой природы: физических, химических, биологических, экономических, познавательных, социальных. Под самоорганизацией понимаются процессы возникновения макроскопически упорядоченных пространственно-временных структур в сложных нелинейных системах, находящихся в неравновесных состояниях, вблизи особых критических точек (точек бифуркации), в окрестностях которых поведение систем становится крайне неустойчивым. В этих условиях система под воздействием самых незначительных и случайных воздействий может кардинально и совершенно непредвиденно изменить свое состояние. Этот переход характеризуется как возникновение порядка из хаоса. Переосмысливается и само понятие хаоса, как некой сверхсложной упорядоченности, существующей неявно и потенциально и реализующейся в неограниченном многообразии упорядоченных систем.

   Синергетика предполагает качественно иную картину  мира по сравнению с теми, которые  лежали в основе как классического, так и неклассического естествознания (первая половина XX века). Образ мира предстает как совокупность нелинейных процессов.

   Синергетика как научное направление плюралистично  и содержит множество теорий, концепций, определений и понятий, относящихся  к различным отраслям знания. Наиболее фундаментальные исследования в этой области связаны с именами бельгийского физикохимика, философа И.Р.Пригожина, немецкого физика Г.Хакена, отечественных ученых - В.И.Вернадского, Н.Н.Моисеева, С.П.Курдюмова и других. И.Пригожин разрабатывает философию нестабильности - теорию диссипативных структур. Основная мысль заключается в том, что состояние неравновесности систем ведет к порядку и беспорядку, тесно сочетающихся друг с другом. Неравновесные системы обеспечивают возможность возникновения уникальных событий, возникает история универсума. Время становится неотъемлемой константой эволюции, ибо в нелинейных системах в любой момент времени может возникнуть новый тип решения, не сводимый к предыдущему.

   И.Пригожин делает неожиданный и парадоксальный вывод о том, что в результате развития идей синергетики происходит сближение универсума как внешнего мира и универсума как внутреннего мира человека. В мире, основанном "на нестабильности и созидательности", человечество вновь оказывается в самом центре законов мирозданья. Как во внутреннем, так и во внешнем мире человек должен выбирать, а, следовательно, нести нравственную ответственность за поступок. Время никогда не предстает в готовом, совершенном виде, оно конструируется в каждый данный момент, и человечество может принять участие в этом.

   Важное  философское значение имеют следующие  методологические выводы синергетики: 
- невозможно традиционными детерминистскими методами описывать эволюцию сложноорганизованных систем;

- развитие этих систем выявляет возможность альтернативных путей, что предполагает свободу выбора и ответственность человечества; 
- невозможен абсолютный контроль над какой-либо сферой реальности, в том числе и над развитием общества, провозглашенных традиционной наукой; 
- в критических точках (точках бифуркации) неустойчивости социальных систем деятельность каждого человека или группы лиц может иметь решающее значение в макросоциальных изменениях; 
- возрастает ответственность человечества за судьбы универсума, ибо оно в состоянии целенаправленно избегать бифуркационных состояний, особенно в социальной и экологической областях, существенно влиять на коэволюцию природы и общества.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Заключение 

   Для классической философии, несмотря на различие философских систем, характерна общность понимания целей и задач философии. В современной философии, напротив, на первый план выходят различия, общефилософский стержень разрушается, происходит выделение и локализация отдельных философских проблем, которые оформляются в самостоятельные направления. Не случайно с конца XIX и в начале XX в. возникает множество философских направлений с приставкой "нео-", которая, с одной стороны, обозначала генетическое родство с исходными философскими системами, а с другой, напротив, - подчеркивала свое отличие от классических философских схем.

   Развитие философии в этот период во многом определяется социокультурными процессами, особенно резким возрастанием роли науки, постепенно занимающей в системе общечеловеческой культуры лидирующую позицию, которую до этого момента занимала религия. Культура "раскалывается" на тех, кто выступает за научно-технический прогресс, и тех, кто против него.

   В одном случае научное знание объявляется  наивысшей культурной ценностью, с  которой должны соизмерять свое содержание все иные формы духовного освоения бытия. Данную мировоззренческую позицию мы обозначаем как сциентизм. Идеалом для сциентизма выступают наиболее развитые естественные и математические науки.

   Этой  позиции противостоит антисциентизм, подвергающий науку широкой критике  и как социальный институт, и как  форму постижения мира, рассматривающий ее как "демона, выпущенного из бутылки" и угрожающего существованию самой человеческой цивилизации. В качестве альтернативы науке, научному познанию, в некоторых случаях даже вообще рациональному взгляду на мир, здесь выдвигаются различного рода вненаучные или внерациональные (иррациональные) способы постижения бытия. Наука объявляется несостоятельной не только в постижении Истины в самом высоком смысле, но и в решении проблем сущности человека, его взаимоотношений с другими людьми и с миром в целом.

   Соответственно  сказанному, в последующем развитии европейской философии можно  выделить (условно) две ведущих философских  традиции: а) позитивизм; б) иррационалистическая философия как реакция на монополизацию  научным разумом культурного пространства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы 

1. Антисери  Д., Реале Д. Западная философия  от истоков до наших дней. -Том. - Спб, 1999.

2. Гилье  Н., Скирбекк Г. История философии:  учеб. пособие для студентов вузов. - М, 2000.

3. Зотов  А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия  XX века. - М., 1994.

4. Игнатов В.Ф. Философия: Учебник. - М.: Гардарика, 1998.

5. История современной зарубежной философии: компаративистский подход.- Спб, 1997.

6. Краткая философская энциклопедия - М., 1994.

7. Новая философская энциклопедия. - В 4 т. - Т. 1. - М.: Мысль, 2000.

8. Радугин  А.А. Философия: Курс лекций. - М., 1996. .

9. Чанышев А.Н. Курс лекций по философии. - М.: Высшая школа, 2003.

10. Филатов Т. В. Введение в технологию философствования. - Самара, 1996.

Информация о работе Понятие неклассической философии