Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 11:08, лекция
Специфика философского подхода к познанию природы
В предельно широком философском смысле природа — это все сущее, бесконечное
многообразие конкретных проявлений бытия. В этом плане категория «природа»
соразмерна с понятиями «материя», «реальность», «Универсум», «Космос».
СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ
1. Понятие природы. Специфика
философского подхода к
В предельно широком философском смысле природа — это все сущее, бесконечное
многообразие конкретных проявлений бытия. В этом плане категория «природа»
соразмерна с понятиями «
Под природой в узком смысле этого слова понимается естественная среда обитания
человека, традиционно
классической философии — и человеку. Природа, понимаемая в этом смысле слова,
выступает в качестве объекта изучения конкретных наук, что не исключает философской
рефлексии над различными аспектами существования природного мира.
Противопоставление различных смыслов понятия «природа» в достаточной мере носит
условный характер, поскольку между «большой» и «малой» природой не существует
непроходимой границы, а по мере развития общества представления о природе постоянно
развиваются и наполняются новым
философским и
Умозрительное философское истолкование природы, рассматриваемой в ее
целостности, носит название натурфилософии (от лат. natura – природа). Место
натурфилософии в системе
естествознанием исторически менялись. Наиболее значительную роль натурфилософия
играла в древности, когда она возникла как исходная форма философских представлений
о мире. Рост интереса к природе
в эпоху Возрождения
натурфилософии в этот исторический период. В Новое время в силу стремительного
развития естествознания натурфилософия отходит на второй план. На исходе развития
классической философии
творчестве Ф. Шеллинга.
Со временем натурфилософские умозрительные построения вступили в конфликт с
развивающимся естествознанием и были отвергнуты им, но философия не утратила своего
значения для науки. Не подменяя
конкретно-научных
качестве метатеоретического основания научного познания.
2. Природа как саморазвивающаяся система:физико-космологическая и
биогеохимическая стратегии научного исследования природы
Общим основанием естественнонаучного изучения природы на современном этапе
становится принцип
эволюционного подходов. На его основе создается единая научная картина мира, единая
стратегия естественнонаучного познания природы, объединяющая представления о трех
основных сферах бытия: неживой природе, органическом мире и социальной жизни.
Основной вклад в реализацию
этого масштабного проекта
космологические, биогеохимические и
социально-экологические
В формировании образа природы как
саморазвивающейся системы
роль играют три важнейших направления
в современном научном
нестационарной Вселенной, синергетика, а также теория биологической эволюции и
развитая на ее основе концепция биосферы и ноосферы.
Теория нестационарной Вселенной возникла в результате революции в астрономии
в начале XX в. Первой версией этой теории стала концепция расширяющейся Вселенной,
благодаря которой в научный обиход вошли представления о космической эволюции,
начавшейся примерно 15–20 млрд лет назад. Теория раздувающейся Вселенной,
появившаяся в середине XX в., установила взаимосвязь между эволюционными
процессами в мега- и микромире. Дальнейшее развитие космологических исследований
привело к становлению в 80-е гг. XX в. космомикрофизики, синтезирующей космологию
и физику высоких энергий. Эта отрасль современного знания ведет поиск единого
подхода к описанию процессов, происходящих на разных уровнях организации материи
— от ядер атомов до звезд и планет, — и тем самым способствует созданию
непротиворечивой модели самоорганизации Универсума.
Современной теорией самоорганизации является синергетика. Подходы
синергетики могут быть распространены на рассмотрение любых самоорганизующихся
систем, включающих в себя многие подсистемы (электроны, атомы, молекулы, клетки,
нейроны, органы, сложные многоклеточные организмы, людей, сообщества людей и т. д.).
Благодаря синергетике самоорганизация, включающая все процессы
самоструктурирования, саморегуляции, самовоспроизведения, начинает рассматриваться
как одно из основных свойств Универсума.
Представления об открытых саморазвивающихся системах находят подкрепление в
самых различных отраслях знания. Прежде всего к ним стоит отнести термодинамику
неравновесных процессов и теорию эволюционного катализа. В рамках последней
рассматриваются особые химические объекты с неравновесной структурой и
функциональной организацией. Такие объекты способны к прогрессивной эволюции, а
сама химическая эволюция может быть представлена как процесс необратимых
последовательных изменений
Огромную роль в разработке эволюционных идей традиционно играл
концептуальный аппарат
новое направление эволюционного учения — учение об эволюции биосферы и ноосферы.
Его становление связано с именем В. И. Вернадского, видного ученого-
естествоиспытателя, заложившего основы нового научного направления — биогеохимии.
Биосфера, по В. И. Вернадскому, представляет собой особое геологическое тело,
структура и функции которого определяются специфическими особенностями Земли и
Космоса. Она — результат длительной эволюции живого вещества во взаимосвязи с
неорганическими условиями. Под влиянием научной мысли и человеческого труда
биосфера переходит в новое состояние — ноосферу, а возможности человека становятся
сопоставимыми с действием геологических сил. Жизнь предстает как целостный
эволюционный процесс (физический, химический, биологический), включенный в
качестве особой составляющей в космическую эволюцию.
Таким образом, на рубеже XIX и XX вв. благодаря развитию естествознания
возникает общенаучная картина природы как саморазвивающейся системы. Она
становится фундаментальной
интенсивного
3. Природа как среда обитания человека. Социально-экологическая стратегия
изучения природы
Природа — естественная предпосылка существования человека и общества. При
этом общество активно воздействует на природу и создает из природного или
искусственного материала то, чего
ему недостает для
разнообразных потребностей. Тем самым
человек создает «вторую
Часть природы, непосредственно связанная с жизнью общества, традиционно носит
название географической среды. Географическая среда не только предоставляет условия
для существования человека и общества, но и определенным образом воздействует на их
развитие. Однако в ходе человеческой истории влияние географической среды отступает
на второй план по сравнению с сугубо социальными факторами, определяющими
эффективное и экономное
На современном этапе
«человек — природа — общество»
выливается в проблему будущего всего человечества и входит в число так называемых
«глобальных проблем».
Большую роль в выборе стратегии решения экологической проблемы играет
характер отношения человека к природе. В разные исторические эпохи оно складывалось
по-разному. Так, например, для архаического общества была характерна высокая степень
включенности человека в мир природы, субъект-объектная неразделенность с ней,
наличие как прагматического, так и ярко выраженного непрагматического интереса к
природному окружению. В античности начинает складываться противостояние человека
природе. Становление техногенной цивилизации в Новое время делает такой тип
отношений основополагающим.
Конец XX — начало XXI в. характеризуется поиском новых ориентиров в
отношении человека к природе. Они многомерно представлены в концепциях
инвайронментального консерватизма, экологизма, универсальной этики и биоцентризма.
Универсальная этика считает природу наиболее совершенным и наделенным
духовными качествами сущим, в котором воплощены принципы жизнедеятельности всего
живого и разумного. В этическом плане она не видит принципиальной разницы между
человеком и другими живыми существами.
Инвайронментальная (от англ. environment — окружающая среда) парадигма в
современной философии основывается на принципе коэволюции человека и природы,
естественно вытекающем из развития современного научного знания. Она отвергает
господство человека над природой и, подчеркивая ответственность человека за
происходящее в окружающем его мире, настаивает на необходимости диалога с ней.