Понятие природы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 11:08, лекция

Описание

Специфика философского подхода к познанию природы
В предельно широком философском смысле природа — это все сущее, бесконечное
многообразие конкретных проявлений бытия. В этом плане категория «природа»
соразмерна с понятиями «материя», «реальность», «Универсум», «Космос».

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 20.78 Кб (Скачать документ)

СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ

1. Понятие природы. Специфика  философского подхода к познанию  природы

В предельно широком философском  смысле природа — это все сущее, бесконечное

многообразие конкретных проявлений бытия. В этом плане категория  «природа»

соразмерна с понятиями «материя», «реальность», «Универсум», «Космос».

Под природой в узком смысле этого  слова понимается естественная среда  обитания

человека, традиционно противопоставляемая обществу, а в соответствии с канонами

классической философии — и  человеку. Природа, понимаемая в этом смысле слова,

выступает в качестве объекта изучения конкретных наук, что не исключает  философской

рефлексии над различными аспектами  существования природного мира.

Противопоставление различных  смыслов понятия «природа» в  достаточной мере носит

условный характер, поскольку между  «большой» и «малой» природой не существует

непроходимой границы, а по мере развития общества представления о  природе постоянно

развиваются и наполняются новым  философским и естественнонаучным смыслом.

Умозрительное философское истолкование природы, рассматриваемой в ее

целостности, носит название натурфилософии (от лат. natura – природа). Место

натурфилософии в системе философского знания и ее отношения с развивающимся

естествознанием исторически менялись. Наиболее значительную роль натурфилософия

играла в древности, когда она  возникла как исходная форма философских  представлений

о мире. Рост интереса к природе  в эпоху Возрождения способствовал  расцвету

натурфилософии в этот исторический период. В Новое время в силу стремительного

развития естествознания натурфилософия отходит на второй план. На исходе развития

классической философии натурфилософия наиболее полно была представлена в

творчестве Ф. Шеллинга.

Со временем натурфилософские умозрительные  построения вступили в конфликт с

развивающимся естествознанием и  были отвергнуты им, но философия не утратила своего

значения для науки. Не подменяя конкретно-научных исследований, она  выступает в

качестве метатеоретического основания научного познания.

2. Природа как саморазвивающаяся  система:физико-космологическая и

биогеохимическая стратегии научного исследования природы

Общим основанием естественнонаучного  изучения природы на современном  этапе

становится принцип универсального эволюционизма, объединяющий идеи системного и

эволюционного подходов. На его основе создается единая научная картина мира, единая

стратегия естественнонаучного познания природы, объединяющая представления  о трех

основных сферах бытия: неживой природе, органическом мире и социальной жизни.

Основной вклад в реализацию этого масштабного проекта вносят физико-

космологические, биогеохимические и  социально-экологические научные  дисциплины.

В формировании образа природы как  саморазвивающейся системы определяющую

роль играют три важнейших направления  в современном научном познании: теория

нестационарной Вселенной, синергетика, а также теория биологической  эволюции и

развитая на ее основе концепция  биосферы и ноосферы.

Теория нестационарной Вселенной  возникла в результате революции  в астрономии

в начале XX в. Первой версией этой теории стала концепция расширяющейся Вселенной,

благодаря которой в научный обиход вошли представления о космической эволюции,

начавшейся примерно 15–20 млрд лет назад. Теория раздувающейся Вселенной,

появившаяся в середине XX в., установила взаимосвязь между эволюционными

процессами в мега- и микромире. Дальнейшее развитие космологических  исследований

привело к становлению в 80-е гг. XX в. космомикрофизики, синтезирующей космологию

и физику высоких энергий. Эта отрасль  современного знания ведет поиск  единого

подхода к описанию процессов, происходящих на разных уровнях организации материи

— от ядер атомов до звезд и планет, — и тем самым способствует созданию

непротиворечивой модели самоорганизации  Универсума.

Современной теорией самоорганизации  является синергетика. Подходы

синергетики могут быть распространены на рассмотрение любых самоорганизующихся

систем, включающих в себя многие подсистемы (электроны, атомы, молекулы, клетки,

нейроны, органы, сложные многоклеточные организмы, людей, сообщества людей  и т. д.).

Благодаря синергетике самоорганизация, включающая все процессы

самоструктурирования, саморегуляции, самовоспроизведения, начинает рассматриваться

как одно из основных свойств Универсума.

Представления об открытых саморазвивающихся  системах находят подкрепление в

самых различных отраслях знания. Прежде всего к ним стоит отнести термодинамику

неравновесных процессов и теорию эволюционного катализа. В рамках последней

рассматриваются особые химические объекты  с неравновесной структурой и

функциональной организацией. Такие  объекты способны к прогрессивной  эволюции, а

сама химическая эволюция может  быть представлена как процесс необратимых

последовательных изменений элементарных каталитических систем.

Огромную роль в разработке эволюционных идей традиционно играл

концептуальный аппарат биологии. В 20-е гг. XX в. в биологии начало формироваться

новое направление эволюционного  учения — учение об эволюции биосферы и ноосферы.

Его становление связано с именем В. И. Вернадского, видного ученого-

естествоиспытателя, заложившего  основы нового научного направления  — биогеохимии.

Биосфера, по В. И. Вернадскому, представляет собой особое геологическое тело,

структура и функции которого определяются специфическими особенностями Земли и

Космоса. Она — результат длительной эволюции живого вещества во взаимосвязи  с

неорганическими условиями. Под влиянием научной мысли и человеческого  труда

биосфера переходит в новое  состояние — ноосферу, а возможности  человека становятся

сопоставимыми с действием геологических сил. Жизнь предстает как целостный

эволюционный процесс (физический, химический, биологический), включенный в

качестве особой составляющей в космическую эволюцию.

Таким образом, на рубеже XIX и XX вв. благодаря  развитию естествознания

возникает общенаучная картина  природы как саморазвивающейся  системы. Она

становится фундаментальной исследовательской  программой науки на этапе

интенсивного междисциплинарного синтеза знаний.

3. Природа как среда обитания  человека. Социально-экологическая  стратегия

изучения природы

Природа — естественная предпосылка  существования человека и общества. При

этом общество активно воздействует на природу и создает из природного или

искусственного материала то, чего ему недостает для удовлетворения своих

разнообразных потребностей. Тем самым  человек создает «вторую природу».

Часть природы, непосредственно связанная  с жизнью общества, традиционно носит

название географической среды. Географическая среда не только предоставляет условия

для существования человека и общества, но и определенным образом воздействует на их

развитие. Однако в ходе человеческой истории влияние географической среды отступает

на второй план по сравнению с  сугубо социальными факторами, определяющими

эффективное и экономное природопользование.

На современном этапе общественного  развития характер отношений в системе

«человек — природа — общество»  фундирует экологическую проблему. Сегодня она

выливается в проблему будущего всего человечества и входит в  число так называемых

«глобальных проблем».

Большую роль в выборе стратегии  решения экологической проблемы играет

характер отношения человека к  природе. В разные исторические эпохи  оно складывалось

по-разному. Так, например, для архаического общества была характерна высокая степень

включенности человека в мир  природы, субъект-объектная неразделенность с ней,

наличие как прагматического, так  и ярко выраженного непрагматического  интереса к

природному окружению. В античности начинает складываться противостояние человека

природе. Становление техногенной  цивилизации в Новое время  делает такой тип

отношений основополагающим.

Конец XX — начало XXI в. характеризуется  поиском новых ориентиров в

отношении человека к природе. Они многомерно представлены в концепциях

инвайронментального консерватизма, экологизма, универсальной этики и биоцентризма.

Универсальная этика считает природу  наиболее совершенным и наделенным

духовными качествами сущим, в котором воплощены принципы жизнедеятельности всего

живого и разумного. В этическом  плане она не видит принципиальной разницы между

человеком и другими живыми существами.

Инвайронментальная (от англ. environment — окружающая среда) парадигма в

современной философии основывается на принципе коэволюции человека и природы,

естественно вытекающем из развития современного научного знания. Она отвергает

господство человека над природой и, подчеркивая ответственность  человека за

происходящее в окружающем его  мире, настаивает на необходимости  диалога с ней.


Информация о работе Понятие природы