Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 16:27, реферат
Сознание - одна из самых сложных проблем философии. И на каждом этапе развития она решается по разному. В целом сознание - одна из самых абстрактных категорий. Она парная к понятию материи: по мере развития философии материи она наполнялась новым материалом. Над проблемой сознания размышляли еще в античности. На современном этапе развития философия накоп
Глава 1. Сознание………………......................................................
3
1.1. Сознание. Его происхождения и сущность……………
3
1.2. Понятие сознания…………………………………………………………… 5
1.3. Сознание и мозг…………………………………………...
9
Заключение…………………………………………………………….
14
Список литературы…………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ и НАУКИ РФ
АЛЬМЕТЬЕВСКИЙ ФИЛИАЛ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАЗАНСКОГО
НАЦИОНАЛЬНОГО
РЕФЕРАТ
по дисциплине:
"
Философии "
На тему: Понятие сознания. Сознание и мозг.
ПЛАН
|
3 |
|
3 |
1.2. Понятие сознания……………………………………
|
9 |
|
14 |
|
16 |
Глава
1. Сознание.
1.1. Сознание. Его происхождение и сущность.
Сознание
- одна из самых сложных проблем
философии. И на каждом этапе развития
она решается по разному. В целом сознание
- одна из самых абстрактных категорий.
Она парная к понятию материи: по мере
развития философии материи она наполнялась
новым материалом. Над проблемой сознания
размышляли еще в античности. На современном
этапе развития философия накопила достаточный
материал, чтобы решить проблему сознания.
В противоположность материи сознание
характеризуется таким понятием, как идеальное.
Это значит, что его нельзя характеризовать
признаками, присущими физическому миру,
как это можно сделать с материальным
понятием. В сознании существуют образы,
многообразие предметов и вещей, которые
в своей совокупности составляют сознание
человека и сознание в целом. Эти образы
материальных предметов, обладающих физическими
характеристиками и представляют собой
идеальное. Образ вещи и сама вещь являются
противоположностями. Идеальность образа
- это его невидимость, неосязаемость,
внепространственность, недоступность
для других людей. Образы в сознании в
отличие от свих материальных прообразов
не имеют веса, запаха, пространственных
и временных границ. Возникают благодаря
взаимодействию человека с окружающей
средой. Это возможно только при наличии
мозга, при его связи с природой. Объекты
природы, взаимодействую с мозгом, рождают
образы, которые формируют сознание. Идеальное
в отличие от материального есть нечто
существующее не в объективной реальности,
а лишь в восприятии, представлении, мышлении.
Однако само сознание - это реальность,
т.е. нечто существующее. Но реальность
особого рода: не объективная реальность,
а субъективная реальность (мысли, чувства,
память, воля и др.) Субъективный образ
несет на себе отпечаток личности или
группы личностей, отражает ценности и
установки этой группы. Образ не может
существовать вне конкретной личности,
со всеми ее индивидуальными особенностями.
Он зависит от нервной системы, уровня
знаний... Материя и сознание - два вида
реальностей, объективная и субъективная.
Они не совпадают, сильно отличаются друг
от друга, но это различие нельзя абсолютизировать.
Оно является абсолютным, лишь когда мы
говорим о том, что первично: материя или
сознание. Сейчас - материя, которая в эволюции
проходит ряд ступеней, и лишь на определенном
этапе возникает сознание. Но, с точки
зрения сложившегося сознания, это противоположность
не абсолютная. Сознание рассматривается
в двух аспектах: онтологическом, гносеологическом.
1.2. Понятие сознания.
Уже с глубокой древности мыслители напряженно искали разгадку тайны феномена сознания. Наука, философия, литература, искусство, техника - словом, все достижения человечества объединили свои усилия, чтобы раскрыть сокровенные тайны нашей духовной жизни. В течение многих веков не смолкают горячие споры вокруг сущности сознания и возможностей его познания. Богословы рассматривают сознание как крохотную искру величественного пламени божественного разума. Идеалисты отстаивают мысль о первичности сознания по отношению к материи. Вырывая сознание из объективных связей реального мира и рассматривая его как самостоятельную и созидающую сущность бытия, объективные идеалисты трактуют сознание как нечто изначальное: оно не только не объяснимо ничем, что существует вне его, но само из себя призвано объяснить все совершающееся в природе, истории и поведении каждого отдельного человека. Единственно достоверной реальностью признают сознание сторонники объективного идеализма. Если идеализм вырывает пропасть между разумом и миром, то материализм ищет общность, единство между явлениями сознания и объективным миром, выводя духовное из материального. Материалистическая философия и психология исходят в решении этой проблемы из двух кардинальных принципов: из признания сознания функцией мозга и отражением внешнего мира.
Сознание - высшая форма отражения действительного мира; свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. “Ядром” сознания, способом его существования является знание. Сознание принадлежит субъекту, человеку, а не окружающему миру. Но содержанием сознания, содержанием мыслей человека является этот мир, те или иные его стороны, связи, законы. Поэтому сознание можно охарактеризовать как субъективный образ объективного мира. Сознание это прежде всего осознание ближайшей чувственно воспринимаемой среды и осознание ограниченной связи с другими лицами и вещами, находящимися вне начинающего сознавать себя индивида; в то же время оно - осознание природы. Сознанию человека присущи такие стороны, как самосознание, самоанализ, самоконтроль. А они формируются лишь тогда, когда человек выделяет себя из окружающей среды. Самосознание - важнейшее отличие психики человека от психики самых развитых представителей животного мира. Следует заметить, что отражение в неживой природе соответствует первым трем формам движения материи (механической, физической, химической), отражение в живой природе - биологической форме, а сознание – социальной форме движения материи.
При рассмотрении
стороны сознания необходимо обращать
внимание на 2момента:
1) Сознание есть свойство высокоорганизованной
материи мозга. Мозг составляет материальную
основу психологических явлений. Данные
естествознаний говорят о том, что сознание
есть функция человеческого мозга.
2) Сознание есть отражение человеком внешнего
мира. Этот тезис разделяли многие мыслители.
С точки зрения материального сознания
это воск, который способен принимать
различные формы.
Основной деятели материализма полагали,
что отражение внешнего мира происходит
в материальной деятельности людей. Более
того материальная деятельность определяет
структуру сознания. В отражении внешнего
мира человеком и животным существует
как общее так и различное. Различие
- сознание человека возникает на базе
развитой первой системы - головного мозга,
но этого не достаточно. Для возникновения
сознания требуется факторы социального
порядка - трудовая коллективная деятельность
людей. Сознание формируется благодаря
труду и общению в первую очередь языковому.
Если этих факторов не будет, то у ребенка
не возникает сознание.
Различие в отражении состоит в том, что
животные не выделяют себя из внешнего
мира, не отличают себя от своей жизнедеятельности.
Человек же изменяет природу своими действиями.
Отличительной чертой является самосознание,
осознание своего личного Я. Выделить
себя из природы человеку позволяет наличие
второй сигнальной системы.
Общее связано с чувственным отражением
действительности. Кроме того, животные
обладают сознательным планомерными действиями.
Им присущ - индивидуализм и дедукция,
анализ и синтез и.т.д. Кроме того, животные
эмоционально отражают мир. Рассмотрение
сознания на отражения внешнего мира не
позволяет отождествлять сознание с физиологическими
материальными процессами. Сознание идеально.
Идеально сознание постольку, поскольку
в голове человека образуются снимки,
по ним объекты материальной действительности.
Необходимо различать сознание и психику.
Психика - внутренний духовный мир человека.
Сознание - является одной из составляющих
психики. Сознание предполагает умение
ставить цели, контролировать свои чувства,
мысли поступки, отдавать отчет в своих
действиях, предвидеть последствия своих
поступков. Сознание – это так же способность
идеального отражения действительности,
превращение объективного содержания
предмета в субъективное содержание личности.
Благодаря наличию сознания, человек способен
дать оценку явлению, событию, факту, умеет
спланировать свою деятельность. Сознание
уже отмечали, является функцией головного
мозга, сущность этой функции заключается
в адекватном, обобщенном, целенаправленном
отражении и конструктивно – творческой
переделки внешнего мира, в связывании
новых впечатлений с прежним опытом. Сознание
заключается в эмоциональной оценке действительности,
в предварительно мысленном построении
разумного мотивированных действий, в
выделении человеком себя из окружающей
среды и противопоставлении себя ей как
объекту субъекту. Сознание позволяет
человеку давать себе отчет в том, что
происходит как в окружающем материальном
мире, так и в своем собственном духовном.
Сознание есть знание о внешнем и внутреннем
мире, о самом себе. Содержанием сознания
является система исторически сложившихся
и постепенно пополняемых знаний. Между
сознанием и знанием есть единство
но нет тождества. Знание - гносеологическая
категория. Сознание обладает широким
смысловым охватом, в основе которого
глубокий философский смысл.
Сознание
– это высшая, свойственная только
человеку и связанная с речью
функция мозга, заключающаяся в
обобщенном, оценочном и целенаправленном
отражении и конструктивно –
творческом преобразовании действительности,
в предварительно мысленном построении
действий и предвидении их результатов,
в разумном регулировании и само
контролировании поведения
1.3.
Сознание и мозг.
Возникновение
сознания – одна из величайших тайн
природы, над разрешением которой
не одно тысячелетие бьются физики
и писатели, философы и священнослужители,
медики и психологи. В последние
годы накопление знаний о работе мозга
происходит очень быстро. Поэтому
наука вплотную подошла к решению
загадки сознания. Сознание
человека – есть, по существу, его жизнь,
состоящая из бесконечной смены впечатлений,
мыслей и воспоминаний. Загадка нашего
мозга многопланова и затрагивает интересы
многих наук, исследующих тайны бытия.
Один из главных вопросов – как сознание
связано с мозгом. Данная проблема находится
на стыке естественно-научного и гуманитарного
знания, поскольку сознание возникает
на основе происходящих в мозге процессов,
но его содержание в значительной мере
определяется социальным опытом. Решение
этой головоломки могло бы перекинуть
мост между двумя основными видами научного
познания и способствовать созданию единой
картины мироздания, органично включающей
человека с его духовным миром. Вероятно,
такова высшая цель науки, достижение
которой необходимо для удовлетворения
присущего человеку стремления к всеобъемлющему
знанию. Но велико и практическое значение
данной проблемы для медицины, образования,
организации труда и отдыха. Интерес к
взаимосвязям сознания и мозга возник
давно. Однако долгое время решение столь
сложной проблемы считалось делом отдалённого
будущего. Понимание того, что исследование
проблемы сознания — насущная задача
сегодняшнего дня, пришло к физиологам
сравнительно недавно: быстрый прогресс
науки о мозге вывел данную тему на первые
страницы журналов по нейронаукам. Возникла
даже, по образному выражению английского
ученого Джона Тейлора, «гонка за сознанием».
Прорыв в данной области был во многом
связан с появлением методов «изображения
живого мозга», таких как позитронно-эмиссионная
томография, функциональный магнитный
резонанс и многоканальная запись электрических
и магнитных полей мозга. Новейшие приборы
позволили увидеть на экране дисплея,
какие зоны активизируются при выполнении
различных задач, требующих умственного
напряжения, а также с большой точностью
определять локализацию поражения при
заболеваниях нервной системы. Учёные
обрели возможность получать соответствующие
изображения в виде красочных карт мозга.
С философской точки зрения, можно задаться
вопросом, насколько правомерно вообще
пытаться объяснить движением нервных
импульсов то, что мы воспринимаем как
цвет или звук. Ощущение – сугубо личное
чувство, «внутренний театр» каждого из
нас, и задача науки о мозге – понять, какие
нервные процессы приводят к возникновению
субъективного образа. В то же время загадка
человеческой психики по своей методологической
сложности не уникальна и стоит в ряду
других тайн природы. По существу, возникновение
нового качества происходит на каждом
этапе принципиального усложнения природных
процессов. Опыт научного познания показывает,
что сложное явление, как правило, не возникает
из ничего, а развивается в процессе эволюции
из более простых форм. То же в полной мере
относится и к субъективным переживаниям.
Они проходят путь от элементарных проявлений,
таких как ощущения и эмоции, к сознанию
высшего порядка, связанному с абстрактным
мышлением и речью. Если исходить из данных
соображений, существует несколько подходов
к изучению сознания, которые, однако,
не исключают, а взаимно дополняют друг
друга, объясняя феномены разной степени
сложности. При этом некоторые базисные
принципы организации нервных процессов,
обнаруженные на ранних этапах эволюции
психики, постепенно приобретают более
сложные формы для обеспечения их высших
проявлений. Среди многочисленных тайн
природы одной из сложных является головной
мозг. Это наивысшая форма организованной
материи.