Постмодернизм. Философские настроения конца века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 11:52, реферат

Описание

Общее состояние культуры второй половины XX века социологи охарактеризовали как постмодернизм, понимая под постмодернизмом прежде всего стилевые изменения в искусстве (архитектуре, литературе, живописи и т.д.). В это же время в философии получили распространение идеи скептицизма, иррационализма, антисциентизма, пессимизма и т.д.

Работа состоит из  1 файл

Жак Деррида.docx

— 21.26 Кб (Скачать документ)

    Жак Деррида 15 июля 1930 — 9 октября 2004 — французский философ и теоретик литературы, основатель деконструктивизма.

Философия

    Деррида — один из наиболее авторитетных философов постмодерна. Пользовался огромной популярностью в США.

    Основной  тезис: Мир есть текст. Критиковал европейскую  традицию логоцентризма. Настаивал на необходимости практики деконструкции, в процессе которой выясняется, что текст — это случайный набор цитат-архиследов.

    Считал  себя продолжателем и критиком идей Хайдеггера и Фрейда. Испытал влияние Луи Марена. Написал около восьмидесяти книг и более тысячи статей, интервью.

Общественная деятельность

    Деррида придерживался левых убеждений. В традициях французской «ангажированной мысли» (СартраФуко) полагал, что интеллектуал должен активно участвовать в жизни общества и быть политической фигурой.

    Публично  и печатно выступал в защиту нелегальных иммигрантов. Способствовал распространению во Франции практик мультикультурализма.

    Выступал  в поддержку восточноевропейских  диссидентов. В 1981 году во время пребывания в Праге был арестован. Освобождён после личного вмешательства президента Миттерана.

    В 1995 году входил в предвыборный штаб Лионеля Жоспена, кандидата-социалиста на президентских выборах.

Постмодернизм. Философские настроения конца века.

    Общее состояние культуры второй половины XX века социологи охарактеризовали как постмодернизм, понимая под постмодернизмом прежде всего стилевые изменения в искусстве (архитектуре, литературе, живописи и т.д.). В это же время в философии получили распространение идеи скептицизма, иррационализма, антисциентизма, пессимизма и т.д. В 80–е годы сначала Лиотар, а за ним Ф. Джеймисон, Ж. Бодрийар, Р. Краусс, К. Оуэнс, Ю. Хабермас и др. утверждали о наступлении постмодернизма в философии. Небезынтересно отметить, что еще в середине века Ясперс писал: "Распространилось сознание того, что все стало несостоятельным; нет ничего, что не вызывало бы сомнения, ничто подлинное не подтверждается; существует лишь бесконечный круговорот, состоящий во взаимном обмане и самообмане посредством идеологий".

    То, что названо постмодернизмом  в философии не является каким–то единым философским учением, объединенным общей программой, общими идеями. Не случайно, к постмодернизму относят  своеобразные продолжения, отклики  на концепции структурализма, экзистенциализма, постпозитивизма, франкфуртской школы, герменевтики. Рассмотрим наиболее характерные примеры.

    С конца 60–х годов наметился поворот от программы "классического" структурализма к программе анализа того, что лежит вне структур. После студенческих волнений 1968 г. во Франции в ходу была сентенция: "Структуры не выходят на улицы". Но раз кто–то строит баррикады, оспаривает существующий порядок, значит, главное – не структура, а то что лежит за ее пределами. За рамками структуры лежит случай, события, свобода, аффекты, власть, все это – "изнанки структуры". И нужно выйти на их анализ. Формируется т.наз. постструктурализм, своими концепциями вошедший в общие рамки постмодернизма. Постструктурализм особое внимание обращает на анализ текстов. Это не случайно. В течение ХХ века происходит переоценка роли языка в жизни общества. Язык все больше рассматривается как важнейшая часть общественной жизни; если в первой половине ХХ века преобладала вера в могущество науки и техники, то на эту роль претендует вера в могущество языка. Выражая это умонастроение один из лидеров т.наз. деконструктивизма Жак Деррида (р. 1930) пишет, что "тело и материя" – нечто внешнее по отношению к языку, "проблема души и тела, несомненно, производна от проблемы письма". Мышление и культура – это процесс замещения, перекодирования знаков. И сам мир – бесконечный текст.

    Но  Деррида говорит, что нельзя ограничиваться знаковыми структурами, нужно найти нечто, существующее до знаков и знаковых структур, некое предусловие всякой речи и письма. К анализу текста применяется принцип деконструкции – выявление внутренней противоречивости текста, обнаружение в нем скрытых (обычно не замечаемым обычным читателем и даже самим автором текста), "спящих", "остаточных" смыслов, которые достались в наследие от речевых практик прошлого, а также тех смыслов, которые обусловлены культурными особенностями времени интерпретации этого текста.

    В любых текстах нужно произвести их "деконструкцию", обнаружить в них отклики, "переклички", "прививки" от внешних для этих текстов воздействий. И здесь данный текст "размыкается", теряет свою однозначность, он "входит в контекст", при этом он безгранично расширяется, происходит деформация структурности. В тексте обнаруживается множество сходств и различий. "Эта игра различий в результате предполагает такие синтезы и ссылки, которые во всякий момент или в любом смысле препятствуют тому, чтобы какой–либо простой элемент наличествовал в себе или сам по себе, соотносясь только с самим собой. Будь он в составе устного или письменного дискурса, никакой элемент не мог бы выполнять функцию знака, не соотносясь с неким другим элементом, который также является не просто наличествующим. Это переплетение приводит к тому, что каждый "элемент" – будь то фонема или графема – конституируется на основе имеющегося в нем следа иных элементов цепи или системы. Это переплетение, эта ткань есть текст, и он создается лишь в процессе трансформации другого текста. Ничто и нигде – среди элементов или в системе – не бывает просто наличествующим или отсутствующим. Везде есть только различия и следы следов".

    Деррида говорит, что в ходе деконструкции философских текстов в них обнаруживаются следы "переклички" с другими текстами, с внеязыковыми факторами. Философские тексты оказываются многослойными, оказываются необоснованные претензии на строгость, логичность, однозначность, обоснованность. Деррида примыкает к призывам о преодолении метафизики. В общем плане, он считает, что для объяснения культуры нужно широко использовать метафоры, аллегории, опираться на интуицию. Деррида утверждает, что у нас нет критериев для различения хорошего и плохого, красивого и отвратительного, правды и лжи. Да этих критериев никогда и не было. Мир культуры – это мир знаков, а что за ними, есть ли какая–то "реальность", нам в принципе не дано знать. "Вне текста ничего нет" – заключает Деррида.

    P.S.

    Деконструкция переосмысление») — понятие современной философии и искусства, означающее понимание посредством разрушения стереотипа.

    Логоцентризм («знание» и центр) — в философии критической теории и деконструкции означает тенденцию опоры, на центральный элемент любого текста или предмета философского анализа, в то время как такого центрального элемента может и не существовать.

    Мультикультурализм — политика, направленная на развитие и сохранение в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий, и обосновывающая такую политику теория или идеология. Важным отличием от политического либерализма, является признание мультикультурализмом прав за коллективными субъектами: этническими и культурными группами. Такие права могут выражаться в предоставлении возможности этническим и культурным общинам управлять обучением своих членов, выражать политическую оценку и так далее.

Информация о работе Постмодернизм. Философские настроения конца века