Познание. Его возможности и границы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 17:13, контрольная работа

Описание

1. Познание как отражение объективной действительности.
2. Субъект и объект познания.
3. Чувственное познание и его формы.

Работа состоит из  1 файл

Тема 7.docx

— 23.71 Кб (Скачать документ)

Тема 7. Познание. Его возможности  и границы

  1. Познание как отражение объективной действительности.

     2. Субъект и объект познания.

    3.Чувственное познание и его формы.

   Высшим  устремлением творческой активности человеческого  разума является стремление к приобретению новых знаний, познание тайн бытия. Развиваясь, познание эволюционировало от примитивного и ограниченного  к более глубокому и всестороннему  проникновению в сущность окружающего  мира. На пути развития познания были открыты  многочисленные факты, законы и свойства природы, общественной жизни самого человека. Одновременно с совершенствованием научного познания происходило развитие производительной деятельности человека, расцвет искусств и художественного  творчества.

   А. Г. Спиркин  называет знание «социальной памятью  человечества» , богатства которой передаются от поколения к поколению, от народа к народу посредством механизма социальной наследственности, культуры.

   Существует  множество различных трактовок  термина «познание».

   Познание — совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание является основным предметом науки гносеологии (теории познания).

          Познание – процесс  целенаправленного активного отображения  действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные  грани бытия, исследуется внешняя  сторона и сущность вещей, явлений  окружающего мира, а также субъект  познавательной деятельности – человек  – исследует человека, то есть самого себя.

      Результаты  познания остаются не только в сознании конкретного, что-либо познавшего человека, но и передаются из поколения в  поколения, главным образом, с помощью  материальных носителей информации – книг, рисунков, объектов материальной культуры.

     Познание  – многостадийный, многоаспектный, детерминированный различными причинами  и условиями, разворачивающийся  во времени и пространстве акт. Познание противоречиво, потому, что оно переводит  материальное в свою противоположность - идеальное. В процессе отражения физическое (внешний мир, его действительные свойства и отношения) преобразуется в физиологическое ( работа нервной системы, мозга), и, наконец в психическое - в факт сознания, мысленные образы событий, процессов. Целью познания являются знания. Знание - есть средство преобразования действительности, и является системой. Знание возникает в процессе познания, а он состоит из форм, этапов, уровней.

     Познавательное  отношение человека к действительности является важным элементом всей системы  его отношений к миру. Познание необходимо рассматривать как общественно-исторический процесс деятельности человека, содержанием  которого является отражение объективной  действительности в его сознании. В самом общем виде познание можно  интерпретировать как деятельность человека по приобретению знаний об окружающем мире, о самом человеке, о взаимоотношении  человека и природы, человека и общества и т.д.

     Специфика познавательного отношения человека к миру состоит в том, что в  результате этого отношения объекты  действительности переводятся в  идеально-знаковую форму, распредмечиваются  и обретают статус знания.

Познание человеком  объективной реальности происходит в различных видах и определенных формах. Основные разновидности познания объективной реальности могут быть представлены как:

  • Знание - информация об объективном мире природы и общества,
  • Знание о внутреннем духовно-психическом мире человека,
  • Знание о целях, задачах, программах (идеально-теоретических) преобразования природного и социально-культурного мира.

Реализация познавательного  отношения человека к миру предполагает наличие развитых форм сознания, реализующихся  в культуре, таким образом, становление и развитие познания необходимо рассматривать соотносимо с развитием человеческой культуры, становлением ее основных феноменов. 

     Вопрос  о сущности познания неразрывно связан с решением основного вопроса философии. Идеализм абсолютизирует отдельные моменты процесса познания, отрывает его от объекта, превращает развитие знания в нечто самостоятельное, а некоторые идеалисты видят в нем причину и источник развития предмета. Материализм рассматривает познание, как процесс приблизительно верного отражения действительности в сознании человека.

     Субъект и объект познания — главные элементы структуры познавательного процесса. Под субъектом разумеется индивид или сообщество индивидов, обладающие определенным уровнем знания и осуществляющие познание или преобразование действительности. Объект — это та сторона действительности, на которую направлено познание. С одной стороны, мы имеем сознательного человека, с другой — мир как реальность, как бытие.

     В философских системах соотношение  субъекта и объекта толкуется  по-разному. Современная трактовка  субъекта познания начинается с Р. Декарта. Исходным пунктом его анализа явилось противопоставление субъекта и объекта, что дало возможность решать вопросы достоверности знания при обосновании активности субъекта. Субъектом познания философы Нового времени считают человека, живущего и мыслящего в обществе. Он ориентирован на природу, имеет реальный взгляд на вещи, вырабатывает научный метод, опираясь на опытное естествознание.

     Кант  выдвинул идею трансцендентального субъекта, представляющую собой, по сути, философское оформление творчески активного потенциала человечества. Он является подлинным, свободным и всеобщим. Как утверждает Кант, он изначально обладает формой всеобщности, обозначает стремление к полноте, “к коллективному единству целого возможного опыта”. По Канту, субъект — сложное, внутренне организованное существо, обладающее самосознанием.

     Философу  удалось создать учение о субъекте познания, раскрыв законы его внутренней структуры, обусловившие возможность  создания рациональных синтезов всеобщего  знания. Его трансцендентальный субъект, владеющий априорными категориями, оказывается способным не просто мыслить или мыслить о мышлении. Он способен контролировать, регулировать, направлять процесс познания на решение  вопросов, выходящих за пределы опыта.

     Объект  познания обычно определяется путем выделения части объективной реальности, вовлеченной в человеческую производственную и познавательную деятельность. Однако понятия “объект” и “объективная реальность” не вполне правомерно рассматривать на основе включения одного в другое. Если принять во внимание, что человек, человечество, которые обычно характеризуются как субъект, сами включаются в процесс познания в качестве объекта, то правомерность указанной выше логической операции станет сомнительной. Не всякая объективная реальность есть объект познания, но и не всякий объект познания является объективной реальностью.

     Объект  и субъект рассматриваются в  познании как некие противоположности. Но они определены и отграничены не раз и навсегда. В разных отношениях, в разных аспектах, в разное историческое время они могут выступать и в качестве субъекта, и в качестве объекта, конечно, исключая объективную реальность, материальный мир, который не может быть субъектом в той своей части, которая не относится к человеку, к обществу.

     Определение объекта познания осуществляется с  учётом принципа практики. Познание мира осуществляется субъектом, который в ходе практики вовлекает определённые аспекты действительности в свои жизненные сферы. Только в ходе деятельности человека природные предметы и явления становятся функционально значимыми как объекты деятельности и познания.

     Субъект познания - это личность, социальная группа и общество в целом. Субъект вносит свои коррективы в познавательный процесс и приписывает объектам познания свойства и качества в соответствии со своими потребностями и интересами, всегда реализуя свой познавательный интерес в определённых социальных условиях и несёт на себе их печать.

     «Существуют два основных ствола человеческого  познания, вырастающие, быть может, из одного общего, но неизвестного нам  корня, а именно чувственность и рассудок: посредством чувственности предметы нам даются, рассудком же они мыслятся» И.Кант.

     Познание  распадается как бы на две половинки, а вернее части: чувственную и  рациональную.

     Исторически начальный уровень познания- чувственный.

     Чувственное познание - осуществляется посредством  органов чувств (зрение, слух, обоняние, осязание ,вкус) Без чувственности первоначального контакта с миром не происходит. Для чувственного познания характерны: прямое воспроизведение объекта, наглядность и предметность возникающих образов, воспроизведение объекта на уровне явления.

     Чувственное познание имеет свою специфику. Его объектом является непосредственно данная действительность. А формой — ощущения, восприятия и представления. Ощущения считаются главной единичкой, источником познания.

     Основные  формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление.

     Ощущение - это отражение отдельных свойств предмета или явления. В случае стола, например, - его формы, цвета, материала (деревянный, пластмассовый). По количеству органов чувств различают пять основных видов ("модальностей") ощущений: зрительные, звуковые, осязательные (тактильные), вкусовые и обонятельные. Наиболее важной для человека является зрительная модальность: через нее поступает более 80% чувственной информации.

     Восприятие  дает целостный образ предмета, отражающей уже совокупность его свойств; в нашем примере - чувственно-конкретный образ стола. Исходным материалом восприятия, таким образом, являются ощущения. В восприятии они не просто суммируются, а органически синтезируются. То есть мы воспринимаем не отдельные "картинки"-ощущения в той или иной, (чаще калейдоскопической) их последовательности, а предмет как нечто целое и устойчивое. Восприятие в этом смысле инвариантно относительно входящих в него ощущений.

     Представление выражает образ предмета, запечатленный  в памяти. Оно является воспроизведением образов предметов, воздействовавших на наши органы чувств в прошлом. Представление  не такое четкое, как восприятие. Кое-что в нем опускается. Но это  и хорошо: опуская одни черты или  признаки и удерживая другие, представление  делает возможным абстрагирование, обобщение, выделение повторяющегося в явлениях, что очень важно  на второй, рациональной, ступени познания. Чувственное познание являет собой  непосредственное единство субъекта и  объекта; они даны здесь как бы слитно, нераздельно. Непосредственное не значит ясное, очевидное и всегда правильное. Ощущения, восприятия, представления  нередко искажают действительность, неточно и однобоко воспроизводят  ее. К примеру, карандаш, опущенный  в воду, воспринимается как изломанный.

     Рациональное  познание - более поздний, поэтому  более сложный, характерный для  человека способ отражения действительности посредством мышления. Рациональное познание опирается на результаты чувственного отражения, опосредовано чувствами, его  образы абстрактны и обобщены. Рациональное познание воспроизводит объекты  на уровне сущностей, внутренних закономерностей  и отношений. Основными формами  рационального познания являются понятия, суждения, умозаключения, законы, гипотезы, теории.

     Понятие - логический образ, воспроизводящий  существенные свойства и отношения  вещей. С него начинается и им завершается  любой цикл осмысления действительности.

     Суждение  – это мысль, связывающая несколько  понятий и благодаря этому  отражающая отношения между различными вещами и их свойствами. С помощью  суждений строятся определения науки, все ее утверждения и отрицания.

     Умозаключение представляет собой вывод из нескольких взаимосвязанных суждений нового суждения, нового утверждения или отрицания, нового определения науки. С помощью  понятий, суждений и умозаключений  выдвигаются и обосновываются гипотезы, формулируются законы, строятся целостные  теории – наиболее развитые и глубокие логические образы действительности.

     Чувственное отражение - необходимая ступень  познания, непосредственно связывающая  сознание с внешним миром. Завершая характеристику чувственного отражения  действительности, укажем основные моменты, характеризующие его роль и место  в познавательном процессе. Прежде всего, органы чувств - это единственный канал, который непосредственно  связывает человека с внешним  миром, и без органов чувств человек  не способен ни к познанию, ни к мышлению. Они дают тот минимум первичной  информации, который необходим и  достаточен для познания того или  иного объекта.

     Рациональное  познание, в конечном счете, базируется на том материале, который дают нам  органы чувств. Наконец, регулирование  предметной деятельности обеспечивается, прежде всего, с помощью чувственных  образов. Эту характеристику можно  дополнить и тем, что к числу  достоинств чувственного отражения  относится и его образность, а  также непосредственная данность его  образов и их яркость.  

Информация о работе Познание. Его возможности и границы