Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2011 в 10:22, реферат
Для того чтобы вести разговор о том, какие бывают формы познания, нам необходимо определиться с тем, что же такое есть познание.
Оказывается, что дать четкую дефиницию тому, что же такое есть познание, нам не удастся, так как познание относится к тем последним данностям, которые несводимы ни к чему иному. Поэтому мы не можем давать ему определение, мы можем лишь опосредованно указать на него. Действительная природа познания может быть понята лишь исходя из нее самой.
Познание
Для того чтобы вести разговор о том, какие бывают формы познания, нам необходимо определиться с тем, что же такое есть познание.
Оказывается, что дать четкую дефиницию тому, что же такое есть познание, нам не удастся, так как познание относится к тем последним данностям, которые несводимы ни к чему иному. Поэтому мы не можем давать ему определение, мы можем лишь опосредованно указать на него. Действительная природа познания может быть понята лишь исходя из нее самой.
Познание –
это такое соприкосновение, которое
невозможно ни с чем сравнить: одно
сущее соприкасается с другим
и овладевает им неким нематериальным
образом. Это соприкосновение не
может произойти между предме
Познание является
односторонним сопри
Так, например, радуясь, мы реально осуществляем чувство радости. Она является реальной составной частью нашего существа, мы суть радостные. Точно так же и акт познания есть реальная часть нашего существа, это акт нашей личности: мы суть познающие. Однако познаваемый предмет от этого не становится составной частью нашей личности. Мы полностью от него изолированы, хотя в некотором роде и "проникаем" в него, "аннексируем" его. Мы как бы духовно "схватываем" его сверху.
Познание представляет собой духовное соприкосновение с сущим, при котором последнее раскрывает нам свою природу. Это трансцендирующее интеллектуальное соприкосновение представляет из себя интенциональное приобщение к сущему, которое следует четко отличать от реального приобщения. Еще точнее будет назвать познание неким духовным обладанием. Во-вторых, познание ни в коем случае не является продуцированием предмета познания, оно есть рецептивное восприятие. В-третьих, это познающее восприятие, в котором раскрывается предмет, не является чисто пассивным поведением. Как таковое оно содержит и активную компоненту интеллектуальное сопутствие смыслу и существу предмета познания.
Основные
формы познания
Познание в
самом широком смысле этого слова
охватывает все акты, посредством
которых нам открывается
Существуют вида познания – ознакомление и знание.
Ознакомление является процессом, изменением, имеет динамический характер. Оно реализуется при восприятии новой информации, о которой мы до момента ознакомления не имели сведений. Ознакомление – это есть процесс присвоения. Оно обладает протеканием во времени.
Знание же статично.
Это не процесс усвоения, сопряженный
с изменением, а статическое обладание
некими фактами, мыслями, идеями и т.д.
Знание надактуально, но может быть актуализировано
в любой момент.
Однако, не смотря на различие этих видов познания нельзя отвергать их плотную взаимосвязь.
Знание включает в себя нашу связь с предметом она существует надактуально до тех пор, пока мы не забыли то, что знали. Многие факты составляют надактуальный базис нашей жизни. Так, например, каждый христианин надактуальным образом знает, что Христос был рожден, умер на кресте, воскрес, что Он Бог и спас мир.
Когда мы говорим, что знаем некоторые факты надактуально, и что это надактуальное знание продолжает в нас жить вместе с остальными активными свойствами нашего разума, мы подразумеваем под этим не только то, что знание чего-либо сохраняется, так сказать, в нашем сознании и либо мы можем вызвать его по желанию из хранилищ памяти, либо оно вернется к нам ассоциативно или в результате стороннего напоминания. Мы этим хотим сказать, что имплицитное сознание этих фактов никогда не покидает нас. Оно живет в глубине нашего существа таким образом, что любое конкретное, актуальное мгновение нашей жизни радикально бы изменилось, если бы мы не знали этих фактов.
Даже если наше
внимание полностью поглощено
Было бы большой ошибкой думать, что те немногие занимающие наш ум вещи, которые относятся к тонкому слою действительности, лишь одни и присутствуют в данный момент в нашем сознании. В любое мгновение в нем содержится гораздо больше. Мир, который мы, так сказать, носим в себе, духовная твердь, под которой мы живем и солнце которой освещает нашу жизнь, и есть тот невидимый фон, на котором проявляется конкретное содержание наших восприятий, мыслей и действий.
В противоположность всем этим сущностям и фактам есть много вещей, которые не могут быть предметом надактуального знания. Так, например, знание о том, как склоняется то или иное имя существительное латинского или немецкого языка, не имеет характера надактуального знания. Конечно, знание подобных вещей остается нашей интеллектуальной собственностью и в том случае, когда мы заняты другими предметами. Однако оно существует только потенциально. Оно не влияет на актуальную ситуацию сегодняшнего дня и не составляет фона для наших актуальных переживаний.
Итак, мы видим, что знание имеет три основные формы: во-первых, актуальную форму, когда мы актуализируем интеллектуальное обладание предметом и познанный предмет во всей полноте присутствует в нашем сознании; во-вторых, аутентичную надактуальную форму, когда незаметно присутствующее сознание определенных фактов и объектов представляет собой постоянный фон для других переживаний; и в третьих, форму воспоминания, когда знание существует лишь потенциально.
Теперь перейдем к двум другим подразделениям в сфере познания, которые в немецком языке обозначаются как kennen и wissen. Они несомненно являются двумя видами интеллектуального обладания. То и другое статично, то и другое может проявляться в любой из трех рассмотренных форм знания. Они различаются, прежде всего, своим предметом, а во-вторых, способом обладания этим предметом. Вид знания, обозначаемый немецким словом wissen, имеет отношение исключительно к положению вещей. Он выражается в таких фразах, как: "Я знаю, что луна круглая", "Я знаю, что Цезарь перешел Рубикон в 49 г. до н.э.", "Я знаю, что дважды два четыре" и т. д. Объектами этого типа интеллектуального обладания могут быть только факты или положение вещей.
Тот вид знания,
который обозначается в немецком языке
словом kennen, напротив, имеет дело лишь
с сущностями, не являющимися положением
вещей. Мы выражаем этот тип интеллектуального
обладания, когда, например, говорим: "Я
знаю эту мелодию", "Я знаю этого человека",
"Я знаю эту страну", "Я знаю этот
оттенок" и т. д. Короче говоря, kennen относится
ко всем объектам, будь то сущности или
явления, – ко всему, за исключением положения
вещей.
Статическое интеллектуальное обладание, в противоположность динамическому ознакомлению, подразделяется, таким образом, на два вида. Первый вид, имеющий дело с положением вещей, – это знание; второй, имеющий отношение лишь к разного рода сущностям, а не к фактам, – это конкретное знание.
Мы можем различать степени конкретного знания для любых даже самых простейших объектов. В области конкретного знания существует как ступень понимания, так и ступень освоения. В сфере же просто знания, предметами которого являются исключительно факты, нет подобного подразделения. Здесь мы можем говорить о степени уверенности, в то время как в сфере конкретного знания это невозможно.