Познание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2011 в 10:22, реферат

Описание

Для того чтобы вести разговор о том, какие бывают формы познания, нам необходимо определиться с тем, что же такое есть познание.
Оказывается, что дать четкую дефиницию тому, что же такое есть познание, нам не удастся, так как познание относится к тем последним данностям, которые несводимы ни к чему иному. Поэтому мы не можем давать ему определение, мы можем лишь опосредованно указать на него. Действительная природа познания может быть понята лишь исходя из нее самой.

Работа состоит из  1 файл

Познание.docx

— 21.70 Кб (Скачать документ)

Познание

Для того чтобы вести разговор о том, какие  бывают формы познания, нам необходимо определиться с тем, что же такое есть познание.

Оказывается, что  дать четкую дефиницию тому, что  же такое есть познание, нам не удастся, так как познание относится к  тем последним данностям, которые  несводимы ни к чему иному. Поэтому  мы не можем давать ему определение, мы можем лишь опосредованно указать  на него. Действительная природа познания может быть понята лишь исходя из нее самой.

Познание –  это такое соприкосновение, которое  невозможно ни с чем сравнить: одно сущее соприкасается с другим и овладевает им неким нематериальным образом. Это соприкосновение не может произойти между предме­тами любой природы, как в случае причинно-следственной связи, оно предполагает наличие хотя бы одного личностного субъекта, одного сознательно существующего.

Познание является односторонним сопри­косновением, при котором объект охватывается субъектом. Другими словами, это такое соприкос­новение, которое влечет изменение лишь в субъекте, а не в познанном объекте. Но сказанное не следует понимать в том смысле, что происходит включение познанного предмета в наше личное бытие. Он не является во время процесса познания реальной составной частью нашего личного бытия, подобно тому, как и сам, будучи познаваем, объективно не меняет своей сущности. Правда, происходящее в познании соприкосновение с предметом представля­ет собой приобщение к познаваемому.

Так, например, радуясь, мы реально осуществляем чувство  ра­дости. Она является реальной составной частью нашего существа, мы суть радостные. Точно так же и акт познания есть реальная часть нашего существа, это акт нашей личности: мы суть позна­ющие. Однако познаваемый предмет от этого не становится составной частью нашей личности. Мы полностью от него изолированы, хотя в некотором роде и "проникаем" в него, "аннексируем" его. Мы как бы духовно "схватываем" его сверху.

Познание представляет собой духовное соприкосновение  с сущим, при котором последнее раскрывает нам свою природу. Это трансцендирующее интеллектуальное соприкоснове­ние представляет из себя интенциональное приоб­щение к сущему, которое следует четко отличать от реального приобщения. Еще точнее будет назвать познание неким духовным обладанием. Во-вторых, познание ни в коем случае не является продуцированием предмета познания, оно есть рецептивное восприятие. В-третьих, это позна­ющее восприятие, в котором раскрывается предмет, не является чисто пассивным поведением. Как та­ковое оно содержит и активную компоненту интел­лектуальное сопутствие смыслу и существу предме­та познания.

Основные  формы познания 

Познание в  самом широком смысле этого слова  охватывает все акты, посредством  которых нам открывается предмет  – непосредственно или опос­редованно – в своем наличном бытии или в своей природе. Очевидно, что познание в этом широком смысле реализуется в различных формах: в воспри­ятии, в умозаключении, в рациональной интуиции, в знакомстве с другими людьми через устное или письменное слово.

Существуют вида познания – ознакомление и зна­ние.

Ознакомление  является процессом, изменением, имеет  динамический характер. Оно реализуется  при восприятии новой информации, о которой мы до момента ознакомления не имели сведений. Ознакомление –  это есть процесс присвоения. Оно  обладает протеканием во времени.

Знание же статично. Это не процесс усвоения, сопряженный  с изменением, а статическое обладание  некими фактами, мыслями, идеями и т.д. Знание надактуально, но может быть актуализировано в любой момент. 

Однако, не смотря на различие этих видов познания нельзя отвергать их плотную взаимосвязь.

Знание включает в себя нашу связь с предметом она существует надактуально до тех пор, пока мы не забыли то, что знали. Многие факты составляют надактуальный базис нашей жизни. Так, например, каждый христианин надактуальным образом знает, что Христос был рожден, умер на кресте, воскрес, что Он Бог и спас мир.

Когда мы говорим, что знаем некоторые факты  надактуально, и что это надактуальное знание про­должает в нас жить вместе с остальными активными свойствами нашего разума, мы подразумеваем под этим не только то, что знание чего-либо сохраняется, так сказать, в нашем сознании и либо мы можем вызвать его по желанию из хранилищ памяти, либо оно вернется к нам ассоциативно или в результате стороннего напоминания. Мы этим хотим сказать, что имплицитное сознание этих фактов никогда не покидает нас. Оно живет в глубине нашего существа таким образом, что любое конкретное, актуальное мгновение нашей жизни радикально бы изменилось, если бы мы не знали этих фактов.

Даже если наше внимание полностью поглощено разнообразными предметами, знание о суще­ствовании и индивидуальности любимого человека составляет постоянный экзистенциальный фон всей нашей жизни. Подобно тому, как надактуально живет наша любовь и все собой окрашивает и формирует, точно так же постоянно живо и наше знание о близком человеке.

Было бы большой  ошибкой думать, что те не­многие  занимающие наш ум вещи, которые  относят­ся к тонкому слою действительности, лишь одни и присутствуют в данный момент в нашем сознании. В любое мгновение в нем содержится гораздо больше. Мир, который мы, так сказать, носим в себе, духовная твердь, под которой мы живем и солнце которой освещает нашу жизнь, и есть тот невидимый фон, на котором проявляется конкретное содержание наших восприятий, мыслей и действий.

В противоположность  всем этим сущностям и фактам есть много вещей, которые не могут  быть предметом надактуального знания. Так, например, знание о том, как склоняется то или иное имя существительное латинского или немецкого языка, не имеет характера надактуального знания. Конеч­но, знание подобных вещей остается нашей интел­лектуальной собственностью и в том случае, когда мы заняты другими предметами. Однако оно суще­ствует только потенциально. Оно не влияет на актуальную ситуацию сегодняшнего дня и не состав­ляет фона для наших актуальных переживаний.

Итак, мы видим, что знание имеет три основные формы: во-первых, актуальную форму, когда  мы актуализируем интеллектуальное обладание предме­том и познанный предмет во всей полноте присут­ствует в нашем сознании; во-вторых, аутентичную надактуальную форму, когда незаметно присутст­вующее сознание определенных фактов и объектов представляет собой постоянный фон для других переживаний; и в третьих, форму воспоминания, когда знание существует лишь потенциально.

Теперь перейдем к двум другим подразделе­ниям в сфере познания, которые в немецком языке обозначаются как kennen и wissen. Они несомненно являются двумя видами интеллектуального облада­ния. То и другое статично, то и другое может проявляться в любой из трех рассмотренных форм знания. Они различаются, прежде всего, своим предметом, а во-вторых, способом обладания этим предметом. Вид знания, обозначаемый немецким словом wissen, имеет отношение исключительно к положению вещей. Он выражается в таких фразах, как: "Я знаю, что луна круглая", "Я знаю, что Цезарь перешел Рубикон в 49 г. до н.э.", "Я знаю, что дважды два четыре" и т. д. Объектами этого типа интеллектуального обладания могут быть толь­ко факты или положение вещей.

Тот вид знания, который обозначается в немец­ком языке словом kennen, напротив, имеет дело лишь с сущностями, не являющимися положением вещей. Мы выражаем этот тип интеллектуального обладания, когда, например, говорим: "Я знаю эту мелодию", "Я знаю этого человека", "Я знаю эту страну", "Я знаю этот оттенок" и т. д. Короче говоря, kennen относится ко всем объектам, будь то сущности или явления, – ко всему, за исключени­ем положения вещей. 

Статическое интеллектуальное обладание, в про­тивоположность динамическому ознакомлению, подразделяется, таким образом, на два вида. Первый вид, имеющий дело с положением вещей, – это знание; второй, имеющий отношение лишь к разного рода сущностям, а не к фактам, – это конкретное знание.

Мы можем различать  степени конкретного знания для  любых даже самых простейших объектов. В области конкретного знания существует как ступень понима­ния, так и ступень освоения. В сфере же просто знания, предметами которого являются исключительно факты, нет подобного подразделения. Здесь мы можем говорить о степени уверенности, в то время как в сфере конкретного знания это невозможно.

Информация о работе Познание