Познание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 19:33, доклад

Описание

Познание — это процесс получения человеком нового знания, открытие неизвестного ранее. Результативность познания достигается в первую очередь активной ролью человека в этом процессе, чем и вызвана необходимость его философского рассмотрения. Иными словами, речь идет о выяснении предпосылок и обстоятельств, условий продвижения к истине, овладением для этого необходимыми методами и понятиями. Философские проблемы познания составляют предмет теории познания, или гносеологии.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 16.01 Кб (Скачать документ)

Познание  — это процесс получения человеком  нового знания, открытие неизвестного ранее. Результативность познания достигается  в первую очередь активной ролью  человека в этом процессе, чем и  вызвана необходимость его философского рассмотрения. Иными словами, речь идет о выяснении предпосылок и  обстоятельств, условий продвижения  к истине, овладением для этого  необходимыми методами и понятиями. Философские проблемы познания составляют предмет теории познания, или гносеологии.

     Теория  познания отвечает на вопросы, что такое  познание, каковы его основные формы, каковы закономерности перехода от незнания к знанию, что такое субъект  и объект познания, какова структура  познавательного процесса, что такое  истина и каков ее критерий, а  также на многие другие. В философию  термин “теория познания” ввел шотландский философ Дж. Феррьер в 1854 г. Совершенствование средств познания — неотъемлемая часть истории человеческой деятельности. К разработке вопросов познания обращались многие философы прошлого, и совсем не случайно эта проблематика выдвигается на первый план и становится определяющей в развитии философской мысли. Вначале познание выступает в наивных, порой весьма примитивных формах, т.е. существует как обыденное познание. Его функция не утратила своего значения до сих пор. По мере развития человеческой практики, совершенствования навыков и умения людей в постижении реального мира важнейшим средством не только познания, но и материального производства становится наука. Выявляются принципы научного познания, которые легли в основу формирования и организации научного мышления.

     При этом выделяются общефилософские принципы, распространяющиеся как на мир в  целом, так и на сферу познания (отношение человеческого познания к миру), принципы специального научного мышления и принципы специальных  научных теорий. Одним из самых  мощных факторов, преобразующих жизнь  общества, в XX в. стала наука. Это, в свою очередь, превратило ее саму в объект тщательного и скрупулезного изучения. Развернулся широкий фронт исследований, в центре которых оказалась познавательная деятельность человека и общества. Психология научного творчества, логика науки, социология науки, история науки, наконец, науковедение — таков лишь краткий перечень специальных дисциплин, изучающих различные отрасли и формы познания. Не осталась в стороне и философия, образовав широкую сферу, получившую название философия науки (включив в себя ряд подразделов: философия биологии, философия физики, философия математики).

     Если  рассматривать процесс научного познания в целом как системное  образование, то в качестве его элементов  в первую очередь следует выделить субъект и объект познания. Субъект  познания — это носитель предметно-практической деятельности и познания, источник познавательной активности, направленной на предмет познания. В качестве субъекта познания может выступать  как отдельный человек (индивид), так и различные социальные группы (общество в целом). В случае, когда  субъектом познания является индивид, то его самосознание (переживание  собственного “Я”) определяется всем миром культуры, созданной на протяжении человеческой истории. Успешная познавательная деятельность может быть осуществлена при условии активной роли субъекта в познавательном процессе. Объект познания - это то, что противостоит субъекту, на что направлена его  практическая и познавательная деятельность. Объект не тождественен объективной  реальности, материи. Объектом познания могут быть как материальные образования  (химические элементы, физические тела, живые организмы), так и социальные явления (общество, взаимоотношение людей, их поведение и деятельность). Результаты познания (итоги эксперимента, научные теории, наука в целом) также могут стать объектом познания. Таким образом, объектами становятся существующие независимо от человека вещи, явления, процессы, которые осваиваются либо в ходе практической деятельности, либо в ходе познания. В этой связи ясно, что понятия объекта и предмета отличаются друг от друга. Предмет есть лишь одна сторона объекта, на которую направлено внимание какой-либо науки.

     Понятие предмета по своему объему шире понятия  объекта. Со времени возникновения  философии проблема отношения субъекта к объекту, как отношения познающего к познаваемому, всегда находилась в центре внимания философов. Объяснение причин и характера этого отношения претерпело сложную эволюцию, пройдя путь от крайнего противопоставления субъективной достоверности, самосознания субъекта и мира объективной реальности (Декарт), до выявления сложной диалектической взаимосвязи субъекта и объекта в ходе познавательной деятельности. Сам субъект и его деятельность могут быть правильно поняты лишь с учетом конкретных социально-культурных и исторических условий, с учетом опосредованности отношений субъекта с другими субъектами. Научное познание предполагает не только сознательное отношение субъекта к объекту, но и сознательное отношение субъекта к самому себе (рефлексия).

     Уровни  познания

Выделяют  два уровня познания:

    • эмпирический (опытный, чувственный) и теоретический (рациональный). Эмпирический уровень познания выражен в наблюдении и эксперименте,
    • теоретический — в обобщении результатов эмпрического уровня в гипотезах, законах и теориях

     История понятия

Платон Всё, доступное познанию, Платон в VI книге «Государства» делит на два рода: постигаемое ощущением и познаваемое умом. Отношение между сферами ощущаемого и умопостигаемого определяет и отношение разных познавательных способностей: ощущения позволяют познавать (хоть и недостоверно) мир вещей, разум позволяет узреть истину.

     Кант  «Существуют два основных ствола человеческого познания, вырастающие, быть может, из одного общего, но неизвестного нам корня, а именно чувственность  и рассудок: посредством чувственности  предметы нам даются, рассудком же они мыслятся». 
 
 
 
 
 

Информация о работе Познание