Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 17:23, реферат
Прагматизм как философское течение возник и сложился в США. В 70-х годах XIX в. основные принципы этой философии были высказаны как бы мимоходом крупным американским логиком Чарлзом Пирсом (1839—1914). Они были развиты в более популярной форме Уильямом Джемсом (1842—1910). Главным же жрецом современного прагматизма в США был Джон Дьюи (1859—1952).
Прагматизм как философское
течение возник и сложился в США.
В 70-х годах XIX в. основные принципы этой
философии были высказаны как
бы мимоходом крупным американским
логиком Чарлзом Пирсом (1839—1914). Они
были развиты в более популярной форме
Уильямом Джемсом (1842—1910). Главным же жрецом
современного прагматизма в США был Джон
Дьюи (1859—1952).
В начале XX в. прагматизм проник в Европу
и приобрел энергичных защитников в лице
английского философа Ф. Шиллера, итальянцев
Папини и Преццолини и др. Перед второй
мировой войной он получил некоторое распространение
в Чехословакии (К. Чапек, И. Фишер) и весьма
значительное — в Китае (Ху Ши). Прагматизм
оставил свой след и во многих других странах,
но нигде не играл такой роли, как в США,
где он внедрился во все сферы духовной
жизни и на ряд десятилетий подчинил себе
систему народного образования. Выход
прагматизма в широкую публику сопровождался
большим шумом. Прагматисты заявили о
произведенном ими «коперниковском перевороте»,
о полной «реконструкции в философии».
Они уверяли, что нашли наконец ключ к
решению вековечных вопросов философии,
поняв, что смысл философских проблем
заключается в практическом отношении
к человеческой жизни. Философия, по утверждениям
прагматистов, должна заниматься не «проблемами
философов», а «человеческими проблемами»,
иначе говоря, человеческими целями и
средствами их достижения; она должна
быть преобразована в интересах того,
что выгодно для нашей жизни. Эти декларации
соблазнили немало людей, особенно в США,
где интерес к отвлеченному теоретическому
мышлению всегда 'был невелик и где лишь
практически направленная теория могла
рассчитывать на то, чтобы ею вообще стали
заниматься. На первый взгляд прагматизм
производил впечатление оптимистической
философии преуспевающих американских
буржуа; на самом деле он проникнут пессимизмом,
боязнью науки и неверием в разум человека.
Сущность прагматизма может быть выражена
очень кратко: человеку приходится действовать
в иррациональном и непознаваемом мире,
попытки достигнуть объективной истины
бессмысленны, поэтому к научным теориям,
социальным идеям, моральным принципам
и т. д. следует подходить «инструментально»,
т. е. с точки зрения их выгоды и удобства
для достижения наших целей; то, что полезно,
что приносит успех, — то и истинно.
У родоначальника этого течения Ч. Пирса
прагматизм выступает главным образом
в виде теории сомнения — веры и теории
значения. Отрицая бесспорный факт отражения
объективной реальности в сознании человека,
Пирс утверждал, что единственная функция
мышления — это преодоление сомнения
и выработка устойчивого верования. Под
верованием же он понимал осознанную готовность
или привычку действовать тем или иным
способом при соответствующих обстоятельствах.
Пирс смешивал гносеологический, психологический
и биологический аспекты деятельности
сознания. В контексте своей прагматистской
доктрины Пирс рассматривает познающее
мышление как движение не от незнания
к знанию, а от состояния сомнения и колебания
к твердому мнению, к устойчивому верованию,
способному направлять действие. При этом
вопрос о том, соответствует ли верование
человека не зависящей от него реальности,
отбрасывается Пирсом как бессмысленный.
Пытаясь согласовать признание объективной
истины, принимаемой всей подлинной наукой,
с субъективистской теорией сомнения
— веры, Пирс определял истину как такое
устойчивое верование, к которому в конечном
счете обязательно пришли бы все компетентные
ученые, если бы исследование соответствующей
проблемы продолжалось неограниченно
долго. Однако на вопрос о том, почему все
исследователи сошлись бы на одном и том
же веровании, Пирс не мог дать ответа.
В то же время он говорил, что верование
считается истинным в том случае, если
основанное на нем действие приводит нас
к поставленной цели.
Агностицизм прагматистской интерпретации
назначения и функции познания приводил
Пирса к отрицанию объективного существования
предмета познания. Пирс утверждал, что
все содержание или значение наших идей
и понятий исчерпывается теми практическими
последствиями, которых мы можем от них
ожидать. Этот основополагающий для всей
прагматистской философии «принцип Пирса»
обнажает ее субъективно-идеалистическую
сущность. С этой точки зрения существовать
— значит иметь практические последствия.
Теоретический фундамент прагматизма
составили три идеи, выдвинутые Пирсом:
1) понимание мышления как достижения субъективного
психологического удовлетворения; 2) определение
истины как того, что ведет нас к цели,
и 3) фактическое отождествление вещей
с совокупностью их чувственных или «практических»
последствий. Подхватив прагматистские
идеи Пирса, Джемс развил их и использовал
прежде всего для защиты религиозной веры,
что придало ярко выраженный фидеистический
характер его варианту прагматизма.
Исходя из агностического понимания Пирсом
мышления как средства достижения верования,
Джемс выдвинул тезис о «воле к вере».
Он утверждал, что при решении важнейших
вопросов мировоззрения, в частности вопроса
о том, нужно ли верить в бога, мы не можем
рассчитывать на помощь разума и науки.
Этот вопрос следует решать с помощью
чувства и воли. «Мы имеем право верить
на свой собственный риск в любую гипотезу...»
которая способна принести нам удовлетворение,
говорил он. Одного лишь желания, чтобы
бог был, Джемс считает достаточным для
веры в бога. Поскольку такая вера дает
человеку удовлетворение и покой, она
получает полное прагматическое оправдание.
Провозглашение права на иррациональную
веру в бога не было у Джемса случайным
отступлением от научного взгляда на мир.
Вся действительность представлялась
Джемсу как хаос несвязанных событий,
как «плюралистическая Вселенная», в которой
нет ни необходимости, ни причинной связи,
в которой безраздельно царит случай.
Согласно Джемсу, окружающий нас мир в
существе своем непознаваем. То, что мы
обычно считаем нашими знаниями об окружающем
мире, не имеет никакого объективного
источника и содержания, оно целиком заключено
в пределах «опыта», понимаемого как «поток
сознания».
В прагматизме, так же как и в философии
махизма, понятие «опыт» прикрывает спутывание
материалистической и идеалистической
линий в философии. Развивая свою концепцию
опыта, названную им «радикальным эмпиризмом»,
Джемс объявил первичной основой мира
«чистый опыт», природа которого не материальна
и не идеальна и по отношению к которому
различие между субъектом и объектом имеет
чисто условное значение. Если взять любой
«отрезок опыта», то «в одном сочетании
он фигурирует как мысль, в другом — как
вещь». Джемс считает все вещи, реальности,
с которыми мы имеем дело в опыте, продуктами
нашего произвольного постулирования.
Усилием внимания и воли мы выделяем из
непосредственного потока сознания или
«чистого опыта» отдельные сгустки, которые
таким образом становятся- вещами окружающего
мира. Они существуют лишь постольку, поскольку
в них верят; в свою очередь «объекты верования...
суть единственные реальности, о которых
можно говорить». Признав вещи объектами
веры, Джемс объявляет всю реальность
абсолютно «пластичной», поддающейся
нашим познавательным, т. е. чисто идеальным,
усилиям. Достаточно напряжения воли,
и реальность приобретает ту форму, которую
мы пожелали ей придать. Эмпиризм Джемса
оказывается субъективным идеализмом
и волюнтаризмом. «Радикальность» же era
эмпиризма состоит в том, что понятие «опыт»
растягивается настолько, что охватывает
сны и галлюцинации, религиозный экстаз
и спиритические видения и вообще все
то, что может так или иначе переживаться
человеком. В результате это понятие утрачивает
познавательное значение и становится
таким же иррациональным, как понятие
«жизнь» в «философии жизни».
Так как, согласно учению Джемса, в опыте
мы не имеем дела с объективной реальностью,
наши понятия, идеи, теории, создаваемые
в процессе опыта, лишены объективного
содержания. Они представляют собой не
слепки или копии объективной реальности,
а орудия, которыми мы пользуемся для достижения
наших целей. Поэтому идеи могут оцениваться
лишь прагматически, и говорить об их истинности
нужно не в смысле их соответствия действительности,
а в смысле их работоспособности. Иначе
говоря, истинность идеи — это ее полезность.
Прагматистскую теорию истины Джемс применил
и для защиты религии. Он утверждал, что
поскольку религиозные идеи, внося в жизнь
успокоение и надежду, имеют огромную
ценность, то «с точки зрения прагматизма
они будут истинны в меру своей пригодности
для этого». Таким образом, философия Джемса
разными путями подводила к одной и той
же цели — к защите религии против науки.
«Прагматизм,— писал В. И. Ленин,— высмеивает
метафизику и материализма и идеализма,
превозносит опыт и только опыт, признает
единственным критерием практику... и...
преблагополучно выводит изо всего этого
бога в целях практических, только для
практики, без всякой метафизики, без всякого
выхода за пределы опыта».
Прагматистская теория истины использует
тот факт, что истинное знание приносит
пользу людям и что практическая проверка
в конечном счете остается единственным
критерием истинности. Но порочность этой
теории состоит, во-первых, в неправомерном
выводе о том, что если истина полезна,
то полезность и есть все содержание истины;
во-вторых, в том, что прагматисты отрывают
знание от успешного действия. Человеческое
действие, как правило, может быть успешным
в том случае, если оно опирается на истинное
знание тех вещей и их свойств, с которыми
приходится действовать человеку. Прагматисты
лее останавливаются на одном лишь факте
полезности идеи или теории, уклоняясь
от вопроса о том, почему данная идея могла
оказаться полезной. Как писал В. И. Ленин,
«для материалиста «успех» человеческой
практики доказывает соответствие наших
представлений с объективной природой
вещей, которые мы воспринимаем. Для солипсиста
«успех» есть все то, что мне нужно на практике...».
Прагматизм, говоря о практической проверке
истин,трактует практику чисто субъективистски,
не видя в ней ничего, кроме осуществления
целей и намерений отдельного индивида.
В действительности же практика как критерий
истины — это совокупная общественно-производственная
и критически-революционная деятельность
масс, деятельность, основу которой составляет
взаимодействие человека и объективного
мира и изменение человеком окружающей
действительности. Поэтому вопреки утверждениям
ревизионистов и многих буржуазных философов
между прагматистским пониманием практической
проверки истины и марксистским положением
о практике как критерии истины лежит
целая пропасть, отделяющая субъективный
идеализм от диалектического материализма.
Принципы прагматизма Джемс распространил
и на область общественных отношений.
Поскольку для Джемса общественная жизнь
— это тот же поток субъективно-идеалистически
понимаемого опыта, человек оказывается
не подчиненным никакой объективной необходимости,
он волен выбирать любую линию поведения,
руководствоваться любыми моральными
нормами и убеждениями. Единственная заповедь
морали, которая вытекает из учения прагматизма,
— это «делать то, что окупается», что
дает «платежи». Развивая свою индивидуалистическую
и волюнтаристскую мораль, Джемс.выдвигает
точку зрения мелиоризма, признающего
возможность постепенного улучшения мира
усилиями каждого отдельного индивида.
Давая теоретическое обоснование американской
легенде о равных возможностях, Джемс
утверждает, что успех в жизни целиком
зависит от энергии и воли личностей, что
каждый — кузнец своего счастья, которого
он может добиваться любыми доступными
ему средствами.
Учение Джемса о морали смыкается с его
социологической концепцией, в которой
он отвергает законы истории и «доказывает»,
что никакое научное предвидение ее хода
невозможно. Джемс защищает волюнтаристскую,
антинаучную теорию элиты, согласно которой
история общества определяется не деятельностью
народных масс, а лишь энергией, волей
и индивидуальной инициативой выдающихся
личностей, за которыми послушно следуют
массы.
Философия Джемса, пленившая умы американской
буржуазной публики, имела, однако, серьезные
недостатки: крайний субъективизм, слишком
явный индивидуализм и откровенный антидемократизм
и аморализм в области этики и социологии,
неприкрытый иррационализм и воинствуьощую
антинаучность, приводившие Джемса к оправданию
спиритизма. Все это ослабляло позиции
Джемса в борьбе против материалистического
мировоззрения в то время, когда наука
приобретала все большее значение. Когда
же в годы, последовавшие за социалистической
революцией в России, а затем и за мировым
кризисом 1929—1933 гг., американская интеллигенция
стала все чаще выражать симпатии к марксизму,
прагматизм в том виде, который придал
ему Джемс, практически сошел со сцены.
Он был заменен новой разновидностью прагматизма
— инструментализмом Дьюи.
Самая важная причина огромного влияния
Дьюи в США состоит, по-видимому, в том,
что он чрезвычайно умело использовал
две идеи, близкие и дорогие многим американцам;
эти идеи наука и демократия. Дыои претендовал
на создание научной философии демократического
общества, философии, которая по его замыслу
противопоставила бы марксистскому пролетарскому
мировоззрению буржуазно-идеалистическое
учение, выдержанное в духе «американской
традиции». Философия Дьюи должна была
сыграть роль преграды, задерживающей
распространение марксизма в США, и в значительной
мере действительно сыграла такую роль.
Сторонники Дыои видят одну из его главных
заслуг в том, что он разработал «логику
науки», теорию научного исследования
и применил этот научный метод ко всем
отраслям общественной жизни. Однако Дьюи
считает науку и научный метод не средством
познания объективного мира, а лишь методом,
обеспечивающим успешное поведение человека
в мире, о котором никакое объективное
знание, по сути дела, невозможно. Важнейшее
требование «научного метода» Дыои —
отказ от признания объективной реальности
как предмета познания. Дьюи утверждает,
что в процессе познания мы не имеем дела
с «предшествующей реальностью», т. е.
с реальностью, существовавшей до ее познания.
Справедливо критикуя тех философов, которые
считали познание пассивным созерцанием
внешней реальности, Дьюи утверждает,
что познание предполагает энергичное
вмешательство познающего субъекта в
познаваемое явление, активное экспериментирование,
которое приводит к преобразованию познаваемого
предмета. Однако при этом Дьюи смешивает
материальную физическую деятельность
человека, изменяющую тот объективный
предмет, на который он воздействует, с
идеальной познавательной деятельностью,
при которой человек лишь все глубже отражает
различные стороны познаваемого предмета.
Дьюи абсолютизирует активный характер
познавательного процесса настолько,
что объективно существующий предмет
познания утрачивает свою реальность
и исчезает, остается только сам волюнтаристски
понимаемый «процесс исследования». Джемс
утверждал, что вещи возникают в результате
нашей веры в их реальность и представляют
собой «объекты верования». Дьюи исправляет
Джемса в том духе, что вещи возникают
в процессе познания и представляют собой
объекты научного исследования, создаваемые
этим процессом. Так, например, вода как
химическое соединение, обозначаемое
формулой Н2О, согласно Дьюи, не существовала
до ее исследования, она — результат, продукт
химических исследований.
Таким образом, Дьюи фактически отождествляет
существование объективной реальности
с ее познанием, объективный мир — с научной
картиной мира. Изменение наших представлений
о предмете, все более глубокое познание
его, открытие его новых свойств и сторон
расцениваются Дьюи и его последователями
как «создание реальности». Если для Беркли
«быть — значит быть в восприятии», то
для Дьюи быть — значит быть объектом
научного исследования. При этом и сам
процесс исследования Дьюи толкует превратно.
Согласно Дьюи, жизнь ставит человека
в различные затруднительные ситуации,
в которых он первоначально не знает, как
себя вести. Задача мышления — преобразовать
«проблематическую», или «неопределенную»,
ситуацию в определенную, решенную. Для
этой цели человек создает различные идеи,
понятия, законы, которые служат ему инструментами
для ориентировки в этой ситуации. Они
не отражают никакой объективно существующей
реальности, а лишь используются в меру
их выгодности и удобства. Наука в понимании
Дьюи — это своего рода ящик с инструментами
(понятиями, теориями), из которых чисто
эмпирическим путем выбираются те из них,
которые оказываются наиболее полезными
при данных обстоятельствах. Этот грубо
эмпирический метод проб и ошибок Дьюи
и объявляет экспериментальным методом
современной науки. Но современное естествознание
является не только экспериментальным,
но и теоретическим; его метод предполагает
эксперимент, который ставится на основе
научной гипотезы и который ведет к широким
теоретическим обобщениям. Действительное
развитие научного познания ничего общего
не имеет с примитивной эмпирической схемой,
предлагаемой Дьюи.
Свой «научный метод» — «логику ситуаций»
— Дьюи использует для оправдания и защиты
«американского образа жизни».
Инструментальный метод, по характеристике,Дьюи,
предполагает свободное, не связанное
никакими догмами исследование, постоянно
расширяющийся и идущий вперед опыт. Но
именно в реализации такого опыта и состоит,
если верить Дьюи, сущность американской
демократии, которая-де обеспечивает людям
возможность беспрепятственного экспериментирования
и поисков путей улучшения социального
опыта. Однако понимание Дьюи «социального
опыта» столь же антинаучно, как и прагматистское
понимание опыта вообще.
В общественной жизни Дьюи видит нагромождение
социальных событий и влияющих друг на
друга факторов. Сваливая в одну кучу различные
«взаимодействующие компоненты» социальной
жизни, такие,- как искусство и политику,
воспитание и торговлю, промышленность
и мораль, он отрицает определяющее значение
какого-либо фактора и закономерный характер
общественного развития. С его точки зрения,
результаты перекрещивающихся влияний
всех факторов и сил, действующих в обществе,
не поддаются учету, рациональное познание
общественной жизни и создание общественной
науки невозможно. Поэтому и при решении
социальных проблем Дьюи рекомендует
обратиться к тому же «экспериментальному»
методу проб и ошибок и с его помощью искать
способы улучшения каждой конкретной
социальной ситуации.
В области морали этот метод неизбежно
приводит к этическому релятивизму. Инструментализм
по самой сути дела отвергает какие-либо
общеобязательные правила морали и твердые
нравственные убеждения; он считает моральные
принципы такими же инструментами, как
и вообще все понятия. С точки зрения инструментализма
моральность поступка должна оцениваться
лишь в зависимости от успешности решения
каждой отдельной моральной «проблематической
ситуации», т. е., по сути дела, совершенно
субъективно.
В применении к политическим отношениям
развитый Дьюи принцип инструментализма
легко может быть использован для оправдания
самого безрассудного авантюризма, произвола
и любых насильственных действий в качестве
средства решения политических проблем.
Но основное социальное назначение инструментализма
состояло в том, чтобы приучить трудящихся
терпимо относиться к капиталистическому
обществу, несмотря на все его очевидные
пороки и противоречия. Ведь любое социальное
зло с точки зрения инструментализма рассматривается
как преходящая фаза в незавершенном,
незаконченном, но непрерывно растущем
опыте, как еще не полностью решенная задача,
или «проблематическая ситуация», которую
вполне возможно разрешить, если будут
проявлены терпение и изобретательность
в поисках соответствующих средств.
Отрицая возможность социологической
теории, инструментализм лишает людей
перспективы, не позволяет им заглянуть
в будущее, а потому и трезво оценить настоящее.
Общественный прогресс, по Дьюи, может
быть достигнут не путем классовой борьбы
и социальной революции, а путем постепенного
решения отдельных частных социальных
проблем в рамках существующего капиталистического
общества. Инструментализм с его проповедью
мелких, частичных улучшений как единственной
формы социального развития оказался
идеальной теоретической базой реформизма
и оппортунизма.
Прагматизм господствовал в духовной
жизни американского общества в течение
полувека. Он оказал огромное влияние
на мышление ученых и философов, общественных
деятелей и политиков США; его идеи проникли
в сознание некоторой части американского
рабочего класса. В настоящее время он
как самостоятельное философское течение
находит все меньше последователей, однако
многие идеи прагматизма были восприняты
другими философскими течениями и органически
слились с ними.
Сам Дьюи в последний период своей жизни
начал искать сближения с неопозитивизмом,
попытавшись создать некий синтез прагматистских
и неопозитивистских идей. Ч. Моррис сделал
попытку соединить прагматизм с учением
Пирса о знаках и дать систематическую
разработку семиотики на прагматистско-бихевиористской
основе. Известный американский физик
П. Бридж-мен воспользовался некоторыми
прагматистскими и неопозитивистскими
идеями для идеалистической интерпретации
метода современной физики в форме «операционализма».
Влиятельный американский логик К. Льюис
внес принципы прагматизма в проблемы
символической логики. По его стопам пошел
и известный логик более молодого поколения
У. Куайн. Среди наиболее ортодоксальных
прагматистов пользуется скандальной
известностью С. Хук, «прославившийся»
не столько «экспериментальным натурализмом»
— его собственным малооригинальным вариантом
прагматизма, — сколько попытками прагматист-ской
фальсификации марксизма, антисоветскими
выпадами и активным участием в преследовании
прогрессивных деятелей США.
Философия прагматизма до настоящего
времени используется в США врагами марксизма,
пытающимися, в частности, противопоставить
беспринципный прагматистский плюрализм
единству марксистско-ленинского учения.
В последнее время сторонники и комментаторы
Дьюи и других основоположников прагматизма
нередко предпринимают, попытки преодолеть
субъективизм этого учения и интерпретировать
некоторые его стороны в более «реалистическом»
духе. Но прагматизм по самому своему существу
есть субъективно-идеалистическая философия,
и подобные попытки не ведут ни к чему,
кроме эклектического соединения разнородных
идей, свидетельствуя лишь о продолжающемся
разложении прагматизма.