Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 07:12, контрольная работа
Идея гражданского общества широко распространена в мире. Во многих цивилизованных странах она используется в официальных доктринах и законодательствах уже в течение многих десятков лет. Тем не менее, понятие гражданского общества является сравнительно молодым. Оно оформилось в XIX веке как противовес вмешательству государства в общественную жизнь и произволу властей в условиях новых общественных отношений.
Введение………………………………………………………………….…..3
1. Понятия, концепции, определения, принципы правового
государства и гражданского общества……………………..………………5
2. Экономическая, социальная и нравственная основы
правового государства ………………………………………………....…....9
3. Совершенное гражданское общество – основа правового
государства ……………………………………………………………...…....11
4. Взаимодополнительность гражданского общества и
правового государства ………………………………………………....…....15
Заключение…………………………………………………………………...19
Список литературы……………………………………………………..........21
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Хабаровская государственная академия экономики и права»
Юридический факультет
Кафедра гуманитарных дисциплин
Дисциплина: «Философия права»
Выполнил: студент гр. № Ю(МЗ)-11
Карнаухов Андрей Владимирович
Проверил: доктор философских наук, профессор Туркулец А.В.
Хабаровск, 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Понятия, концепции, определения, принципы правового
государства и гражданского общества……………………..………………5
2. Экономическая, социальная и нравственная основы
правового государства ………………………………………………....…....9
3. Совершенное гражданское общество – основа правового
государства ……………………………………………………………...…...
4. Взаимодополнительность гражданского общества и
правового государства ………………………………………………....…....15
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Идея гражданского общества широко распространена в мире. Во многих цивилизованных странах она используется в официальных доктринах и законодательствах уже в течение многих десятков лет. Тем не менее, понятие гражданского общества является сравнительно молодым. Оно оформилось в XIX веке как противовес вмешательству государства в общественную жизнь и произволу властей в условиях новых общественных отношений.
Вопросы, связанные с правовым государством, всегда вызывают глубокий интерес. Они актуальны в современных условиях, т.к. мы живем в стране, которая по Конституции является правовым государством. С практической точки зрения изучение явления правового государства может показать путь, формы, методы, которые целесообразно использовать в сложившейся ситуации при создании правового государства в России.
Приобщаясь в рамках нового политического мышления к мировым общечеловеческим ценностям, общество в России одной из фундаментальных проблем своего развития провозгласило создание современного демократического правового государства.
Ядром этого государства является развитое гражданское общество.
Становление гражданского общества в этом плане есть первая и важнейшая предпосылка для успеха реформ на пути к демократизации и юридизации всей общественной жизни России. Без полноценного гражданского общества не будут иметь успеха идеи правового государства: люди не воспримут и не поймут всей сущности этих новых в большой степени для нашей страны идей.
В последние время интерес к проблеме гражданского общества возник и у нас в стране, и о гражданском обществе говорится как о само собой разумеющемся; в последние годы проблема гражданского общества стала активно обсуждаться в российской печати.
Выдвигаются различные точки зрения о происхождении гражданского общества, его исторических периодах и соотношении с государством. Порой гражданское общество отождествляется с любым человеческим обществом или с государством.
В результате теряется специфика этих образований. Отсюда четко выявляется необходимость понимания всей сущности самого гражданского общества, путей его становления и потенциальных возможностей.
1. ПОНЯТИЯ, КОНЦЕПЦИИ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
Бытуют разные мнения относительно правового государства и гражданского общества в России. Зачастую эти мнения прямо противоположны друг другу. Одни, например, считают, что гражданское общество существует чуть ли не со времен новгородского вече. Другие же напротив полагают, что в России гражданского общества не было и не будет никогда, и что это в принципе недостижимо.
Так, по мнению академика Т.И. Заславской, гражданское общество в России находится на очень низкой, фактически эмбриональной стадии своего формирования.
Политолог В.Б. Пастухов утверждает, что говорить о гражданском обществе в нашей стране могут только люди с сильно развитым воображением.
Существование столь разных мнений, на мой взгляд, связано с тем, что концепция и теоретические основы таких понятий как «гражданское общество» и «правовое государство» весьма абстрактны и четко не определены до сих пор.
Кроме того, многие ученые, ориентированные на западные идеалы, утверждали и утверждают, что в России нет ни правового государства, ни гражданского общества.
Поэтому, во-первых, нужно определиться с терминами и концепциями.
Что же все-таки скрывается под красивыми словами – «гражданское общество» и «правовое государство»?
В данной работе я постараюсь опираться не на философские суждения по данной тематике, а на определения и понятия, закрепленные в праве.
В Конституции Российской Федерации не содержится дефиниции правового государства.
Но в теоретико-правовой доктрине в целом сложилось некоторое единство взглядов относительно наиболее существенных признаков правового государства.
В то же время сущностное содержание этих признаков, их политическое значение, а подчас и юридическая природа неоднозначны. Поэтому понимание правовой государственности в Российской Федерации зависит от исходных задач, ставящихся исследователями, толкователями, правоприменителями.
Согласно ч.1 ст.1 Конституции Российской Федерации, Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
Гражданское общество – это, строго говоря, совокупность социальных образований и институтов, объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными и т.д.), реализуемыми вне сферы деятельности государства и позволяющие контролировать действия государства.
Это одновременно и обратная связь между, собственно, обществом и государством.
Впервые термин «гражданское общество» был подробно рассмотрен Гегелем в его работе «Философия права».
Гегель предложил рассматривать общество в рамках трех уровней: семья, гражданское общество, государство.
В соответствии с Гегелем, гражданское общество есть множество свободных индивидов, взаимодействующих между собой с целью удовлетворения своего общего интереса (общий интерес по Руссо).
Одно из общепризнанных определений гражданского общества – это объединение людей для удовлетворения своих потребностей вне и возможно против государства в аспекте сохранения свободы, собственности и безопасности его граждан.
Институтами гражданского общества можно считать все негосударственные организации: политические партии, профсоюзы, общественные неправительственные организации, прессу и т. д.
Россия, подписавшая Варшавскую декларацию «К сообществу демократий» от 27.06.2000 г., обязалась активно развивать гражданское общество, включая женские организации, неправительственные организации, трудовые и коммерческие ассоциации и независимые средства массовой информации в осуществлении их демократических прав.
Перейдем к рассмотрению понятия «правовое государство».
Правовое государство – это способ организации общества, при котором обеспечивается господство права и реализуются: права и свободы человека; равенство всех перед законом; принцип разделения властей; разрешение конфликтов через справедливый суд.
По мнению известного юриста Б. М. Лазарева, для правового государства характерны следующие признаки:
наличие развитого гражданского общества;
действие антимонополистических механизмов, препятствующих сосредоточению власти в каком-либо одном звене или институте (реальное обеспечения принципа разделения властей;
правовая защищённость человека от произвольных решений и действий кого бы то ни было (обеспечение и защита прав человека и гражданина);
возвышение суда как главного средства обеспечения верховенства закона;
ограничение государственной власти.
Таким образом, можно выделить и основываться на этом в дальнейшем рассмотрении проблематики данной работы, следующие принципы правового государства:
Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Законодательно этот принцип закреплен нормами ст.10, 11, 12 Конституции РФ.
Принцип обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина. Права и свободы провозглашены Всеобщей декларацией прав человека 1948 года, закреплены ст.2, ч.2 ст.6, главой 2 Конституции РФ (и другими нормами Конституции).
Принцип верховенства закона и всеобщего равенства перед законом. Ст.15, 19 Конституции РФ.
Конечно, можно выделить и другие принципы, но в данной работе я буду делать акцент именно на вышеназванные основополагающие три принципа правового государства.
В своем Послании Федеральному Собранию РФ от 26.04.2007 г. Путин определил основные стратегические задачи по развитию нашей страны:
формирование дееспособного гражданского общества;
строительство эффективного государства, обеспечивающего безопасность и достойную жизнь людей;
становление свободного и социально ответственного предпринимательства;
борьба с коррупцией и терроризмом;
модернизация Вооруженных Сил и правоохранительных органов;
значимое укрепление роли России в международных делах.
Таким образом, Президент поставил задачи по развитию институтов правового государства и гражданского общества в России.
Нужно сказать, справедливости ради, что эти задачи не первый год декларируются властью и самим обществом.
Однако на данный момент в России гражданское общество, как и правовое государство, находятся в стадии становления.
Еще очень много социальных, правовых, экономических проблем, с которыми предстоит справиться, чтобы воплотить в жизнь смысл правового государства, заключенный в статье 1 Конституции РФ: коррупция, преступность, многочисленные нарушения прав человека, всеобщая бедность, демографический кризис и т.д., и т.п.
2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ, СОЦИАЛЬНАЯ И НРАВСТВЕННАЯ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
Экономической основой правового государства являются производственные отношения, базирующиеся на многоукладности, на различных формах собственности (государственной, коллективной, арендной, частной, кооперативной, частной и других) как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически. В правовом государстве собственность принадлежит непосредственно производителям и потребителям материальных благ; индивидуальный производитель выступает как собственник продуктов своего личного труда. Правовое начало государственности реализуется только при наличии самостоятельности и свободы собственности, которые экономически обеспечивают господство права, равенства участников производственных отношений, постоянный рост благосостояния общества и его саморазвитие.
Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан - носителей общественного прогресса. В центре внимания такого государства находится человек и его интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы. Переход от тоталитарных методов управления к правовой государственности связан с резкой переориентацией социальной деятельности государства. Прочная социальная основа государства предопределяет стабильность его правовых устоев.
Нравственную основу правового государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности. Конкретно это выражается в демократических методах государственного управления, справедливости и правосудия, в приоритете прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства, терпимости к различным религиозным мировоззрениям.
Правовое государство - это суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих страну. Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти, такое государство обеспечивает свободу общественных отношений, основанных на началах справедливости, для всех без исключения граждан. Принуждение в правовом государстве осуществляется на основе права, ограниченно правом и исключает произвол и беззаконие. государство применяет силу в правовых рамках и только в тех случаях, когда нарушается его суверенитет, интересы его граждан. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если его поведение угрожает свободе других людей.
Информация о работе Правовое государство и гражданское общество